Статья. Актуальность проблемы преемственности дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС.
статья

Паштова Оксана Ахмедовна

В статье раскрывается проблема обеспечения непрерывности дошкольного и начального общего образования, как одной из самых актуальных проблем на протяжении всей истории дошкольной и общей педагогики.  Описываются главные этапы разработки проблем преемственности дошкольного и начального образования. Существуют главные задачи на дошкольной  и начальной ступени, о которых идет речь в данной статье (переход от игры в обучение,отношения со взрослым - дошкольник и младший школьник).

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

Актуальность проблемы преемственности дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС начального общего образования и дошкольного образования.

    Проблема обеспечения непрерывности дошкольного и начального общего образования – одна из самых актуальных проблем на протяжении всей истории дошкольной и общей педагогики.

    Существуют несколько этапов разработки проблем преемственности дошкольного и начального образования:

1 этап: (80-90 гг. 19 век-начало 20 века). Дети (7-10 лет) в основном занимаются дома, все зависит от  родителей. Крестьяне не получали практически никакого образования. Первый детский сад открылся в 1854 году в Санкт-Петербурге. Определенной системы образования нет, в основном образование получали мальчики.

2 этап (20-40 гг. 20 века) – зарождение Советской системы образования (мы все равны-мальчики, девочки, крестьяне, рабочий – все должны получить образование). Полностью отвергает предыдущую единологию. Массовое обеспечения обучения. Определяется система образования. Массово создаются детские сады, в которых пока только производится присмотр и уход за детьми, обучения почти нет. В начальном образовании строгая дисциплина. Вся система образования заложилась и осталась по сей день: детсад – школа – колледж, университет. (Детский сад должен готовить ребенка к школе!).

3 этап (50-60 гг. 20 века). Психологи включаются в образование. Запорожец В.В. психолог-педагог занимался дошкольным детством и разработал теорию амплификации, т.е. обогащение, опережение развития. «Человек всю жизнь к чему-то готовиться», «Детство ребенка должно быть полноценным, ярким, комфортным…., а задача родителя обеспечить это» - сказал он.

4 этап (70-80 гг. 20 века). 1. Появилась теория ведущих типов деятельности (Давыдов Б.В., Эльконин). В каждом возрасте ребенка есть ведущий тип деятельности (0-3 года – общение со взрослым, 3-7 лет – игровая деятельность, 7-11 лет – учебная деятельность). 2. Первичная вариативность образования (выбор). Появились школы, которые работают по разным системам. В начале 80-х. годов появляются программы дошкольного образования («От рождения до школы» под ред. Васильевой). Преемственность сохраняется.

5 этап (90-е г.-начала 2000-х. до 2003 г.). Ребенок- центр образования, возникают новые идеи, отвергается старый подход (коммунистический). Детсады ориентируются на подготовку к школе, развивается чрезмерная вариативность (выбор). В 90-е гг. рушится статусность педагога.

6 этап – (середина 2000-х гг. – 2017 г.). Происходит реструктуризация образной системы. Начали разрабатываться стандарты в образовании. В 2015 году был разработан ФГОС ДО. Последующее звено в образовании должно ориентироваться на предыдущее.

      Так, преемственность – это взаимосвязь между предыдущим и последующим образовательными этапами и сохранение определенных черт предыдущего опыта в последующем (развитие не на основе отрицания старого, а на основе синтеза самого существенного из пройденных стадий).

      Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) утверждена 17.06.2003 г. Общие цели этих звеньев:

- воспитание нравственного человека;

- охрана и укрепление физического и психического здоровья;

- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;

- физическое и психическое развитие детей.

    Перечислим задачи дошкольной ступени:

- приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

- обеспечение эмоционального благополучия и развития его положительного самоощущения;

- развитие инициативности, любознательности, творческого самовыражения, произвольности;

- формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой деятельности детей;

- знания  должны быть: доступными (по возрасту), ориентированными, научно проверенные (т.е. знать, что даешь);

 - развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в разные формы сотрудничества.

      Задачами ступени начальной школы являются:

- осознанное принятие здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;

- готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, деловая  и др.);

 - желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;

- инициативность , самостоятельность, сотрудничество;

- совершенствование достижений дошкольного развития.

Перечислим психолого-педагогические условия для реализации непрерывного образования:

- личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;

- предоставление каждому ребенку условий для возможного выбора деятельности, партнера, средств и др.;

- ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений с вчерашними);

- создание образовательной среды, способствующий развитию ребенка и сокращению его индивидуальности;

- формирование ведущей деятельности как важного фактора развития (переход от игровой к учебной деятельности);

- сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных форм активности.

       Итак, переход от игры в бучение происходит в начальной школе, а также возрастает самостоятельность, дисциплина,  снижение движения, формируется регламентированность отношений «педагог-ребенок», происходит ограничение игровой деятельности детей.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ.

Проблема преемственности между ДОУ и  начальным  образованием давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе. Её надо рассматривать в контексте подходов к реализации Федерал...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ УРОВНЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО И ПОЭТАПНОГО ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ. ПРОБЛЕМЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ.

Вариативные формы дошкольного образования. Дошкольные образовательные группы на базе СОШ являются самостоятельными структурными подразделениями общеобразовательных учреждений, цель которых ...

Обеспечение психологической преемственности дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС

Введение в действие с 1 января 2014 года Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), который пришел на смену Федеральным государственным требованиям, обусловливает необх...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ УРОВНЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН:"ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ УРОВНЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО"ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ. ПРОБЛЕМЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ....

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС.

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС ....

Статья «Актуальность проблемы преемственности дошкольного и начального уровней общего образования»

В.А.Сухомлинский«…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера… Пусть новое проявляется ...

ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...