Статья «Актуальность проблемы преемственности дошкольного и начального уровней общего образования»
статья (подготовительная группа)

Андреева Елена Ивановна

 В.А.Сухомлинский

«…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей.
Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера…
Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений… От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы знания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям "
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5 г.Пугачева Саратовской области»

Выступление

на РМО воспитателе старших и подготовительных групп

ТЕМА: «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА К ПОСТУПЛЕНИЮ В ШКОЛУ В РАМКАХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОУ И ШКОЛЫ »

«Актуальность проблемы преемственности

дошкольного и начального уровней общего образования»

Выполнила:

Руководитель РМО,

воспитатель высшей категории

Е.И.Андреева

Пугачев 2021

«Актуальность проблемы преемственности

дошкольного и начального уровней общего образования»

«Быть готовым к школе – не значит уметь

читать, писать и считать. Быть готовым к

школе – значит быть готовым всему этому

научиться».

Доктор психологических наук

Леонид Абрамович Венгер

(Слайд 1)

       Вопрос  преемственности детский сад – школа возник с 1938 года с момента разработки  программы детского сада, которая была оформлена в виде «Руководства для воспитателей детского сада» и актуален по настоящее время.

      Ещё в 70-е годы прошлого столетия выдающийся детский психолог Д. Б.Эльконин указывал на внутреннюю общность двух «формаций» эпохи детства — дошкольного и младшего школьного возрастов. Это давало учёному основание считать, что дети 3-10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином культурно-образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности не нова.  

      Что же такое преемственность?  Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

    ( Слайд 2) Преемственность - двусторонний процесс. С одной стороны, дошкольная ступень, которая формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, а главное – сохраняет “радость детства” (Н.Н. Поддьяков), сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, которые служат основой успешного школьного обучения.  С другой стороны – школа, как преемник подхватывает достижения ребёнка и развивает накопленный им потенциал. Так как преемственность – это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение развития необходимого целесообразного старого, связь между новым и старым, как основа поступательного развития процесса. 

      Вопрос преемственности образовательного процесса дошкольного и начального уровней общего образования в настоящее время является актуальным. Преемственность в образовании – новое понятие. До недавнего времени речь шла о преемственности в обучении. При этом считалось, что предыдущая ступень обеспечивает готовность ребенка к обучению на следующей ступени в части накопления знаний, умений и навыков. А обучение на новой ступени строится с опорой на достигнутый уровень содержательной подготовки обучающегося. Такое положение преемственности в настоящей ситуации развития системы образования выглядит узко и не охватывает всей широты образовательного процесса, как ситуации взаимодействия детей и педагогов, педагогов и родителей. Именно поэтому сегодня становится принятым говорить, о преемственности в образовании, а не только в обучении. (Слайд  3)

      Принятие Федеральных государственных образовательных стандартов  регулируют отношения между детским садом и начальной школой, являясь важной ступенью преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования. Целевые ориентиры Программы детского сада «От рождения и до школы»  выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и (Слайд 4)  и звучат так: «соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения» 

      И вот тут отчасти есть проблема, которая состоит в недостаточном знании педагогами специфики работы смежной системы образования. Чему учат в детском саду? Каким хочет видеть школа будущего первоклассника?      (Слайд 5) (можно рассмотреть слайд)

        К сожалению, дошкольные учреждения стали копировать цели, задачи, формы и методы работы начальной школы. Все это привело к вытеснению игровой деятельности. (Слайд 6) 

-Недостаточное использование игровой деятельности при переходе детей в школу.

-Завышение требований к готовности ребенка к школьному обучению.

-Недостаточное обеспечение учебно-воспитательного процесса методическими материалами, дидактическими пособиями и несоответствие существующих пособий новым целям и требованиям обучения в системе преемственного образования.

        Преемственность  – понимается как согласованность и сохранение целей, задач, методов, средств и форм обучения и воспитания. На современном этапе произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной “внутренней позицией школьника” (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.

      Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.

     Таким образом, обеспечение преемственности дошкольного и школьного образования гарантирует наилучшую готовность ребенка к обучению в школе. Это, в свою очередь, поможет оптимизировать адаптацию к новым условиям, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, сделает учебу в школе единым образовательным процессом, базирующемся на идеях гумманизации образования, а самое главное — заложит прочный фундамент для дальнейшего успешного развития личности ребенка.

     Только заинтересованность (Слайд 7) обеих сторон и родителей, позволит по-настоящему решить проблему преемственности дошкольного и начального уровней общего образования, сделать переход из детского сада в начальную школу безболезненным и успешным. Установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и начальной школой - необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к школе, преемственности в системе непрерывного образования. Детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.

Закончить свой доклад хочу совами В.А.Сухомлинского (Слайд 8)

«…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей.
Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера…
Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений… От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы знания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям " 

Спасибо за внимание! (Слайд 9)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком». Л. С. Выготский «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Доктор психологических наук Леонид Абрамович Венгер «Актуальность проблемы преемственности дошкольного и начального уровней общего образования»

Слайд 2

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком». Л. С. Выготский

Слайд 4

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком». Л. С. Выготский

Слайд 6

Проблемы при обеспечении преемственности детского сада и школы : Недостаточное использование игровой деятельности при переходе детей в школу. Завышение требований к готовности ребенка к школьному обучению. Недостаточное обеспечение учебно-воспитательного процесса методическими материалами, дидактическими пособиями и несоответствие существующих пособий новым целям и требованиям обучения в системе преемственного образования.

Слайд 7

Вывод Преемственность работы ДОУ и школы Ребенок Родители Педагоги: Воспитатель Учитель Психолог

Слайд 8

«…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера… Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений… От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы знания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям "

Слайд 9

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГТ и ФГОС

Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образов...

Статья "О ПРОБЛЕМЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО УРОВНЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ФГОС НОО И ФГОС ДО"

В стаье рассматривается на сегодняшний день актуальная проблема - преемственности между дошкольным и начальным звеньями образования....

"Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста как инновационный метод осуществления преемственности между дошкольным и начальным уровнем общего образования"

В настоящее время Министерство образования Российской Федерации рассматривает преемственность как главное условие непрерывного образования, а идею приоритета личностного развития, как ведущий принцип ...

Проблема преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой в рамках ФГОС дошкольного и начального общ...

Формирование естественнонаучных представлений обучающихся (воспитанников) в условиях внедрения ФГОС дошкольного и начального уровней общего образования.

Статья на тему: "Формирование естественнонаучных представлений детей старшего дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС дошкольного и начального уровней общего образования....

Статья. Актуальность проблемы преемственности дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС.

В статье раскрывается проблема обеспечения непрерывности дошкольного и начального общего образования, как одной из самых актуальных проблем на протяжении всей истории дошкольной и общей педагогики....

Актуальность проблемы преемственности дошкольного и начального уровней общего образования

в данном материале раскрываются проблемы преемственности ДОУ и начальной школы...


 

Комментарии

Мнекина Любовь Николаевна

Преемственность безусловно должна существовать!