Проект " Многоликая ложка"
проект (подготовительная группа)

Акименко Ирина Николаевна

Муниципальное казенное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Солнышко» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников» Ленинского муниципального района Волгоградской области

 

 

 

Познавательно-исследовательский проект

«МНОГОЛИКАЯ ЛОЖКА»

/краткосрочный/

 

Исполнитель:

Воспитатель старшей группы

Акименко И.Н.

 

 

 

 

 

 

2020 год

 

 

 

 

«Чтобы вырастить лес, надо посадить молодые саженцы; чтобы оздоровить реки и пруды, надо расчистить маленькие родники и ключи, их питающие. Чтобы возродить народные традиции, надо позаботиться о воспитании в этих традициях детей. Только ребенок, с его чистой душой, девственным слухом и творческим мышлением может освоить традиционную культуру своего народа»

Г. Науменко

Актуальность проекта.

В условиях быстроменяющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, т. е. владеть универсальными учебными действиями.

Исследование является одним из ведущих видов деятельности ребенка – дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя первооткрывателем. Действуя самостоятельно или при направленной педагогом деятельности, дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы, проверять их опытным путем, делать выводы.

Разрушая традиционные для России духовно-нравственные ценности и идеалы, предпринимая попытки заменить старые ценности новыми, мы лишь усиливаем негативные явления в социальной сфере. Я глубоко убеждена, что формирование патриотических чувств возможно только при возрождении культурных традиций на которых строится русская культура.

        Первые чувства патриотизма. Доступны ли они детям? Дошкольникам, особенно старшего дошкольного возраста, доступно чувство любви к семье, к родному городу, к природе, к своей Родине. А это и есть начало духовно-нравственного воспитания, которое рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Для личностного развития каждого ребенка огромное значение имеет приобщение к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Без уважения к истории и культуре своего Отечества невозможно воспитать полноценно развитую личность.

         Воспитание любви к Родине является одной из главных составляющих нравственного воспитания подрастающего поколения, а воспитание любви к Отчизне невозможно без привития интереса к своей «малой» Родине, ее людям, их культуре, творчеству. Приобщение ребенка к истокам народной культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом важно в воспитании духовно-нравственной личности. Нельзя прерывать связь времен и поколений, чтобы не исчезла и не растворилась душа русского народа: тот народ, который не помнит своих корней, не имеет своей культуры, перестает существовать как этническая единица.

        В нашем ДОУ педагоги уделяют этому вопросу большое внимание, начиная с младшего возраста.

        Проблема состоит в том, что детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи, чтобы мы не превратились в Иванов «непомнящих родства своего».

Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. С этими задачами можно успешно справляться, используя новые педагогические технологии. Одной их таких технологий является проектная деятельность. В нашем ДОУ прошла серия мероприятий с тематикой  «Храним традиции семьи ». И одним из них был мой проект   «Многоликая ложка»

Ложка – один из атрибутов русской культуры.

Каждый день мы встречаемся с ложкой- за завтраком, обедом, ужином. Есть немало поговорок о ложке: «Дорога ложка к обеду», «Без сноровки и ложку мимо рта пронесешь», «У богатого ложка ковшом, у убогого ложка веселком», «Был бы обед, а ложка сыщется».

Но так ли проста функция и история ложки?

 И мы с детьми решили побольше узнать о ложке и  ее истории.

Информационная карта проекта

1. Полное название проекта: «Многоликая ложка»

2. Автор проекта: воспитатель Акименко Ирина Николаевна

3. Вид, тип проекта: внутри ДОУ, в контакте с семьей, краткосрочный , познавательно -исследовательский

4. Цель, направление деятельности проекта.

сохранение и развитие традиций семьи,  связей поколений.

Знакомство с историей изобретений, расширение кругозора посредством познавательно – исследовательской деятельности детей на примере истории возникновения ложки.

 

5. Краткое содержание проекта.

Исследовательская деятельность ; театрализованная деятельность,

 совместная деятельность с родителями воспитанников .

6. Сроки проведения: декабрь2019г-февраль 2020 г

7. Количество участников проекта: 41 человек (из них 20 детей, 1 педагог, 20 родителей).

8. Возраст детей: 5- 6 лет.

9. Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях и в повседневной жизни с учётом принципов частичной интеграции).

10. Ожидаемые результаты (продукт проекта):

  • пополнение методической копилки;
  • укрепление связей между семьей и ДОУ;
  • активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям.
  •  повышение качества образовательного процесса по духовно-нравственному  воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов. 

В рамках проекта планируется провести:

1.интегрированые занятия

2.заседания родительского клуба

3. создание мини – музея «Ложечка – красавица, детям очень нравится»

4. выставка совместных творческих работ детей и родителей «Что за ложка, просто диво».

5.презентация мини – проектов  «Бабушкина мастерская», «Театр из ложки», «Ложка из клубочка»

6. представление театральной деятельности

7. совместный праздник-посиделки «Путешествие деревянной ложки»

8. мастер –класс «Театр из ложки»

9. составление книжек –раскладушек «Сказки, пословицы, загадки о ложке»

 

Организация деятельности участников проекта:

Подготовительный этап:

1. подбор и анализ информации по данной теме.

2.определение уровня сформированности представлений дошкольников о ложках.

3.определение интересующих вопросов по теме исследовательской деятельности.

Основной этап:

1. НОД.

2. пополнение развивающей среды проекта.

3. образовательная деятельность в режимных моментах (создание проблемных ситуаций, загадывание загадок на тему проекта, пословицы, поговорки, стихи, физминутки).

4. самостоятельная деятельность детей. Рассматривание фотографий, иллюстраций по теме проекта.

5.Развлечение для детей « Путешествие деревянной ложки»

6.Оформление творческих заданий, продуктивная деятельность. Разучивание ролей к показу инсценировки по сказки «Колобок».

7.Лепка из соленого теста «Наша ложка хороша».

 

Заключительный этап:

1.подведение основного итога «История возникновения ложки».

2. представление результатов проекта - создание «мини – музея ложки».

3. рассказ детей о впечатлениях от участия в проекте.

Вопросы, направляющие проект:

- Когда, где и как появилась ложка?

- Где, кто и из чего изготавливает ложки?

- Как изменилась ложка с древних времен и до наших дней?

- Что такое ложка?

- Какими бывают ложки?

- Все ли ложки одинаковы?

- Как называется мастер, который изготавливает ложки?

План работы по реализации познавательно – исследовательской проектной деятельности с детьми старшей группы.

Декабрь

- «История возникновение ложки», «Ложки разные нужны, ложки разные важны» презентация, создание альбомов. Организация родителей в помощи составления мини-музея ложки.

- Беседа, презентация «Ложки особого назначения», «Ложкари – народные умельцы». Повторение пройденного материала

Январь

- «Процесс изготовления ложек, материал, свойства, необходимые инструменты». Повторение пройденного материала.

- Изготовление родителями вязанные герои из сказок « Театр на ложке».

- «Вятские, смоленские, ложки деревенские». Презентация, составление альбома. Повторение пройденного материала.

Февраль

- Изготовление «мини – музей ложки». Выставка экспонатов мини – музея. Открытое занятие внутри доу, с целью показа освоенных детьми знаний в ходе проекта.

Развлечение для детей «Путешествие деревянной ложки».

Мастер-класс для родителей «Театр из ложки»

 Анализ работы по проекту

Участие в проекте способствовало повышению познавательной активности детей, обогащению эмоционального и чувственного опыта. Дети стали задавать больше вопросов, активно проявлять интерес к предметам окружающего мира, выделять материал, из которого изготавливаются предметы, четко выделять их назначение.

Научились различать виды росписи, узнали, что все ложки разные и у каждой своя неповторимая история возникновения. А благодаря использованным в ходе проекта стихотворениям, прибауткам, физкультминуткам и различным подвижным играм по данной тематике, дети усвоили материал легко в привычной, и доступной для них, игровой форме.

Повысилось качество образовательного процесса по духовно-нравственному  воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов. 

       Коллективная работа детей в подгруппах дала им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности.        

  Пополнилась методическая копилка по духовно-нравственному воспитанию.

        Совместная подготовка и проведение праздника создали положительный психологический климат.

       Активизировались и обогатились воспитательные умения родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям.

В дальнейшем мы будем продолжать пополнять коллекцию нашего мини – музея «Ложечка красавица» новыми экспонатами, творческими работами, поделками сделанными руками наших воспитанников, а также их родителями.

   Считаю, что и в дальнейшей деятельности нам нужно активно привлекать родителей к сотрудничеству.

Теоретическая значимость.

        Педагогами освоены новые методы и формы, которые предусматривают поэтапную организацию приобщения детей к семейным традициям, повышение интереса к ценностям семьи и участия родителей в совместных мероприятиях.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Дорога\' ложка к обеду"

Системная паутинка по проекту «_Дорога ложка к обеду_»Сроки реализации _17.03-31.03_, группа __II младшая_, возраст детей_3-4 года _Итоговый продукт Совместная деятельность с родителями на тему «Моя в...

Методическая разработка "Проект "Дорога ложка к обеду""

Материал по ознакомлению детей младшей группы с понятием "Посуда", в частности более детальное ознакомление с различного вида ложками, их назначением....

Проект "Чашки, ложки, миски, блюдо - все это посуда"

Проект на 1 неделю для детей старшей группы...

Проект «Дорога ложка к обеду» в средней группе.

Данный проект играет большую роль в нравственном воспитании дошкольников на примерах традиций русского народа. Работа над проектом направлена на развитие познавательных интересов дошкольников развития...

Реализация краеведческого проекта «Многоликий Златоуст»

Федеральный закон «Об образовании в РФ» говорит о «Принципе единства, защиты и развития этнокультурных особенностей в условиях многонационального государства». Данный принцип х...

Долгосрочный познавательно - творческий проект "Многоликая Россия".

Долгосрочный  познавательно- творческий проект "Многоликая Россия"....

Краткосрочный познавательно- исследовательский проект "Многоликая ложка"

Формирование устойчивого интереса у детей о широте применения деревянной ложки...