Консультация для педагогов в ДОУ "Развитие эмоциональной сферы ребенка в музыкальной деятельности"
консультация

Столетова Наталья Викторовна

Консультация для педагогов в ДОУ "Развитие эмоциональной сферы ребенка в музыкальной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov_dou.doc36.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ

Развитие эмоциональной сферы ребенка в музыкальной деятельности

Музыкальный руководитель: Столетова Наталья Викторовна

МКДОУ д/с № 303

На современном этапе модернизации дошкольного образования осуществляется активный поиск новых форм, приемов музыкального образования и воспитания детей дошкольного возраста, при этом важной и актуальной остается задача личностного развития ребенка, формирование его эмоциональной отзывчивости, системы духовно-нравственных ценностей, позитивного мироощущения.

Дошкольный возраст – это период активного формирования социально-психологических основ личности, приобщения к культуре.

«Становление личности ребенка – дошкольника, регуляция его психических функций принадлежит эмоциональной сфере, именно с этой особенностью психики ребенка связана сила эмоционально-образного воздействия на него искусства», - отмечал Л.С. Выготский.[1]

Для малышей эмоции – своеобразный эталон качества предметов и явлений окружающего мира, определитель их ценностей. Закрепляясь в раннем детстве, эмоциональные проявления ведут к возникновению относительно устойчивых форм поведения, к формированию характера.

Использование синтеза искусства в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста – это получение практически неограниченных возможностей для самовыражения и самопознания. Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими продуктов творчества повышает самооценку ребенка, степень его самопринятия и самоценности.

Голосовое и двигательное самовыражение под музыку можно рассматривать как важнейшее природосообразное средство развитие ребенка: все чувства открыты, эмоциональный мир проявляется в движениях и звуках.

С помощью движений и голосовых проявлений легко воздействовать на эмоциональную сферу ребенка, развивая ее в нужном направлении. Адекватная выразительность моторики и голосового интонирования выступает как показатель нормального развития психики ребенка.  Следовательно, музыка, голосовое интонирование, соединенные с танцем, являются фундаментом становления личности в физическом, психическом и духовном смысле.

Музыкально-игровая деятельность, направленная на развитие эмоциональной сферы ребенка, приобретает особую актуальность при реализации общеобразовательной программы ДОУ: раздел «Музыка».

Психологи отмечают значительное снижение уровня психо-соматического здоровья детей.

В этой связи, музыкальная деятельность развивает эмоциональную сферу, художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать различные творческие проявления детей дошкольного возраста. На музыкальных занятиях в детском саду мы используем игровые технологии, которые способствуют взаимообогащающему влиянию музыки и игры. Воздействие музыкальных образов делает игру ярче и занимательнее, помогая проявиться детской индивидуальности. Игра способствует полноценному восприятию музыкальных произведений, образный строй которых не имеет еще опоры в прошлом опыте детей. Именно благодаря такой музыке обогащается и расширяется опыт эмоциональных переживаний ребенка. В игровой ситуации отрабатываются те отношения и переживания, которые по определенным причинам детям недоступны. Музыка снимает все барьеры. Она позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка, поморгает развить коммуникативные и творческие возможности. Дети с неустойчивым вниманием вполне могут концентрироваться на игре. Замкнутые дети становятся более спонтанными и развивают навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Следовательно, развитие эмоциональной сферы ребенка в музыкальной деятельности связываются со следующими показателями:

  • Эмоционально-психологическая комфортность, выражающаяся музыкально-игровой деятельности, как уравновешенность, способность к переключению и гибкой регуляции эмоциональных проявлений; естественность, раскрепощенность и разнообразие эмоциональных проявлений в  пластичность, ритмичность, координированность движений, свободное определение себя в игровом пространстве; удовольствие от двигательной и интонационной игровой активности.
  • Эмоциональная выразительность, выражающаяся в музыкально-игровой деятельности как способность в интонациях, жестах, мимике, движениях передавать разнообразные эмоции.
  • Двигательно-звуковая творческая активность, выражающаяся в музыкально-игровой деятельности как увлеченность игрой, оригинальностью воплощения в игре художественных образов с помощью мимики, жестов, движений, интонаций, темброво-шумовых эффектов.
  • Положительная самооценка, выражающаяся в музыкально-игровой деятельности как естественность поведения в роли ведущего игры, отсутствие скованности и боязни оказаться в центре внимания; положительная реакция на проигрыш, стремление выиграть в следующий раз; желание демонстрировать себя в игре как положительного героя.

Таким образом, развитие эмоциональной сферы ребенка осуществляется во всех видах музыкальной деятельности дошкольного учреждения: восприятие, пение, инструментальное музицирование, музыкально-ритмические движения, импровизация.

Умение принимать и любить себя, доброжелательно относиться к окружающему миру – факторы, определяющие судьбу ребенка, дающие ему возможность реализоваться в детском коллективе.

Список литературы:

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991. – Гл. I, С. 3-20
  2. Лобанова О. Активизация интонационно-речевого опыта дошкольника как условие формирования эмоциональной отзывчивости на музыку // Дошкольное воспитание.- 1997.- №4.- С. 68-73
  3. Максимов Ю.В. Родник творчества. М.: Просвещение, 1988.- С. 8-13.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Развитие эмоциональной сферы ребенка на музыкальных занятиях"

Развитие эмоциональной сферы ребенка на музыкальных занятиях. В последнее время проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов. Пр...

Развитие эмоциональной сферы ребенка через театрализованную деятельность.

Книги, сказки, спектакли являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, а в свою очередь развитие чувств и фантазии приобщает его к духовному богатству, накопленному человеч...

«Развитие познавательных процессов в эмоциональной сфере ребенка посредством игровой деятельности»

Малыши встречаются с трудностями, когда нужно проявить воображение и фантазию. Очень трудно добиться того, чтобы ребята подходили к игре творчески, нестандартно, придумывали что-то свое. Поэтому важно...

Страничка педагога-психолога "Развитие эмоциональной сферы ребенка"

Развитие эмоциональной сферы ребенка. Нормативы.  Рекомендации для родителей....

«Развитие психо-эмоциональной сферы ребенка через музыкально-игровую деятельность».

Музыка занимает особое место в развитии и воспитании детей раннего возраста. Это связано с тем, что она воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка....

Рекомендации для педагогов: Тема: «Развитие эмоциональной сферы ребенка с помощью подвижных игр» (2013г.)

Рекомендации для педагогов: Тема: «Развитие эмоциональной сферы ребенка с помощью подвижных игр» (2013г.)...