Методическая разработка «Метод моделирования, как способ создания проблемной ситуации при восприятии музыки детьми 6-7 лет»
методическая разработка (подготовительная группа)

Гусарова Юлия Викторовна

Цель работы: обоснование роли методов моделирования, как способ создания проблемной ситуации на развития восприятия музыки детей 6-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrab.docx21.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Департамент образования Администрации Ярославской области

Государственное учреждение Ярославской области

«Центр оценки и контроля качества образования»

«Метод моделирования, как способ создания проблемной ситуации при восприятии музыки детьми 6-7 лет»

Методическая разработка

Выполнила:

Гусарова Ю.В.

Музыкальный руководитель

МДОУ д/с № 23 г. Ростова

Ярославской области

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

Глава 1.Теоретические основы методов моделирования, как способ    создания проблемной ситуации при восприятии музыки

детьми 6-7лет

1.1     Восприятие музыки - основная деятельность в музыкальном воспитании детей…………………………………………………5

1.2.    Основные проблемные ситуации, их сущность в музыкальном воспитании………………………………………………………...8

1.3.      Анализ методов моделирования при восприятии музыки……11

Глава 2.  Практическое исследование особенностей развития

          восприятия музыкальных произведений детей 6-7 лет

          с использованием метода моделирования, как способ создания проблемной ситуации……………………………………………16

Глава 3   Результативность опыта………………………………………….22

          Перспектива……………………………………………………….23

          Заключение………………………………………………………..24

          Список литературы……………………………………………….25

          Приложение……………………………………………………….26

Введение

“Творить – жить дважды”

А.Камю

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие личности внесут свою лепту в развитие науки, культуры, промышленности и тем самым поднимут престиж страны на должный уровень.

По своей удивительной способности вызвать в человеке фантазию искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А предмет музыки, как никакой другой, располагает возможностями для созидания. Музыка, как «искусство, жизнью, рожденное и к жизни обращенное», является посредником между творчеством и восприятием. Однако мало организовать процесс общения с музыкой, так, чтобы соединить с ней душу (как с чем-то приходящим извне, придуманным людьми для тех или иных целей), необходимо вызвать у детей такое чувство, когда музыка для них – это и есть сама жизнь их души.

Рационально описать музыкальное творчество едва ли возможно, ибо творчество – процесс сугубо индивидуальный, свободный, в большей степени спонтанный, в котором решающие моменты принадлежат иррациональным факторам – чувствам страсти, интуиции, соображению, воле, вере, мечте. Да и рациональная сторона творчества у каждого творца складывается весьма прихотливо и своеобразно, соответствуя больше особенностям его индивидуальности, чем некой общей «логике творчества». Обычно сами творцы не могут внятно описать свои творческие акты, определить их границы, объяснить прозрения. В творчестве, как в сокровенной сути человека, таятся неисчислимые и непознаваемые тайны.

Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно лишь раскрыть их и развить [25]. Специальные исследования и практический опыт убедительно показали, что наиболее оптимальным периодом развития творческой и разносторонней личности выступает старший дошкольный возраст.  Наблюдения  показывают,  что  у  современного  ребёнка,  который живёт  в  непростых  условиях  музыкального  социума,  исчез  интерес  к классической  музыке,  к  фольклору, к играм, ослабло  стремление  к  творческому проявлению.     Поэтому  возникает  целый  ряд  противоречий:

 - возросшее   внимание  общества  к  музыкальной  культуре,  к  проблеме детского  творчества  не  всегда  воспринимается  современными  семьями, воспитывающих  детей  дошкольного  возраста.  Музыкальная  среда, которая  окружает  детей  дома,  ограничивается   в  основном  только развлекательной  музыкой.  Только  некоторые   родители  создают  дома   условия  для  развития  музыкально – творческих  способностей   детей, большинство  же   родителей  полагают,  что  никакое  творчество  их  детям не  нужно,  в  жизни  оно  не  пригодится;

-   возрастает  количество  публикаций  по  музыкальной  культуре, журналов  и  книг  по  развитию  музыкально-творческих   способностей детей,  но  в  то  же  время   наблюдаются   поверхностные  знания,  слабый уровень  развития  творческого  воображения  у  детей  старшего  дошкольного  возраста;

- повышено  внимание  общественности  к  воспитанию  творческой, разносторонней  личности  современного  человека,  но  отсутствуют  телепередачи  творчески  развивающего  характера,  дети  знакомятся с  «засоренным»    эфиром.

Наша задача состоит в том, чтобы поднять уровень культуру детей, для этого нужно вовлечь ребёнка в процесс общения с музыкой на основе различных видов музыкальной деятельности: восприятия, исполнительства, творчества. Решению этой задачи – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включиться в творческую деятельность.

С этой точки зрения представляется актуальным исследование всех аспектов музыкального воспитания, его задач и организационных методов. Одним из наиболее перспективных методов реализации музыкального воспитания является моделирование. Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в умственном воспитании, в развитии творчества и в восприятии музыки.

Для развития у детей творческого мышления, познавательного умения и способностей создаются  проблемные ситуации, которые в данной работе будут реализовываться при восприятии музыки детьми 6-7 лет.

Исходя из данной проблемы, была определена основная цель работы: обоснование роли методов моделирования, как способ создания проблемной ситуации на развития восприятия музыки детей 6-7 лет.

Для решения поставленной цели обозначили следующие задачи.

Задачи:

1.Изучить влияние методов моделирования на развитие детей при восприятии музыки.

2. Изучение проблемных ситуаций при восприятии музыки детей 6-7 лет.

3. Выявление условий успешного развития восприятия музыкальных произведений с использованием методов моделирования.

4. Проведение экспериментальных исследований в области методов моделирования.

Предметом методической разработки – развитие музыкального восприятия детей 6-7 лет посредством методов моделирования.

Субъект – дети 6-7 лет

Гипотеза. Есть возможность предположить, что в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы произойдут положительные изменения в музыкальном развитии в целом, и в частности. Повысится интерес дошкольников к восприятию музыки посредством использования  разработанной образовательной деятельности на основе методов моделирования.

Заключение.

В процессе музыкальных занятий, при восприятии музыки, с использованием заданий на развитие воображения и заданий с использованием схем, моделей, происходит умственное развитие детей. В силу важности и значимости каждого из этих психических процессов необходимо помогать их развитию. Этому в значительной мере могут способствовать приведённые в данной работе методы и приёмы. Они достаточно просты в исполнении. Предложенные задания и упражнения интересны детям и вызывают у них положительные эмоции; их можно многократно варьировать, изменять, модифицировать при изучении разных тем. Однако, необходимо заметить, что фантазия, как и любая другая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность. Для выполнения этой задачи необходимо помогать ребёнку, использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития.

Нами была проанализирована научно-практическая литература по заявленной теме. Мы подробно ознакомились с современными точками зрения по данному вопросу, проанализировали рабочую программу по музыкальному воспитанию для детей старшего возраста. Разработали перспективно – тематическое планирование образовательных событий с включением методов моделирования, как способ создания проблемных ситуаций, продумали план совместной работы педагогов ДОУ и музыкального руководителя, а также план работы с родителями по данному вопросу. Разработали и провели собственную диагностику развития музыкального восприятия. Результатом нашей работы явилась положительная динамика музыкального развития детей 6-7 лет.

Т.о., заявленная нами гипотеза подтвердилась: в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы произошли положительные изменения в музыкальном развитии в целом, и в частности. Повысился интерес дошкольников к восприятию музыки, посредством использования  разработанной образовательной деятельности на основе методов моделирования.

Список литературы

  1. Айсонтас Б.Б Общая психология: Схемы. – М., 2002
  2. Анцыпирович О.Н.; Никашина Г.А. Игровая методика
  3. Асафьев Б.В. О музыкально – творческих навыков у детей М., 1973
  4. Апраксина О.А. Музыка в воспитании творческой личности.
  5. Т. Боровик «Звуки, ритмы и слова» М., 1999
  6. Ветлугина Н.А.; Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду.
  7. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду – М., 1989
  8. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду – М., 1981
  9. Варданян Г.А.; В.В. Давыдов Психолого – дидактические характеристики метода моделирования.
  10. Выготский Л.С. Лекции по психологии.
  11. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка.
  12. Давыдов В.В.; Салмина Н.Г. Компоненты структуры метода моделирования.
  13. Дмитриева Л.Г. Выявление творческого потенциала у детей и средства его активизации.
  14. Дьяченко О.М. Методика обучения моделирования сказки.
  15. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого – педагогического исследования М., 2003.
  16. Запорожец А.В. Психология действия: Избранные психологические труды.- М., Воронеж: МОДЭК,2000
  17. Костина Э.П. Камертон – М.; Просвещение, 2004.
  18. Манакова И.П.; Салмина Н.Г. Мир звуков. Музыка Свердловск, 1991
  19. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопр. психол., 1989
  20. Метлов Н.А. Музыка детям М., 1985.
  21. Никашина Г. Мозырь: ООО ИД «Белый ветер» 2004
  22. Пралеска: программа дошкольного образования. – Мн., 2007.
  23. Радынова О.П. Слушаем музыку - М., 1990
  24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии П., 2000.
  25. Скопинцева О.А. Развитие музыкально – художественного творчества старших дошкольников.
  26. Сухомлинский В.А. О воспитании – М.: Школьная Пресса, 2003.
  27. Теплов Б.М. психология музыкальных способностей М., 2004.
  28. Тютюнникова Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи… творческое музицирование и законы бытия – М., 2003.
  29. Тютюнникова Т.Э. Музыкальные узоры: точки и линии: донотная запись муз.\\ муз. руководитель – 2006 №1
  30. Тютюнникова Т.Э. Элементарное музицирование с дошкольниками.
  31. Усова А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965.
  32. Ходанович Л.С. Развитие музыкального творчества дошольников Мн., 2007.
  33. Штофф В.А. Моделирование и философия М., 1966
  34. Школяр Л.В.; Школяр В.А.; Критская Е.Д Музыкальное образование в школе.
  35. Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества. Аквариум. М., 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы "Создание проблемных ситуаций"

Все мы хотим, чтобы наши дети были смышлеными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, остроумными, разумными, сообразительными – короче говоря, умными. Умен тот, кто умеет мыслить. Что зна...

«Создание проблемных ситуаций как метод формирования познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

1 Введение.Основные напраления социально-педагогической деятельности по формированию познавательно-речевых навыков в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. Цели, задачи методики.2. Метод...

Примеры создания проблемных ситуаций на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста

Проблемную ситуацию на занятиях по развитию речи с дошкольниками можно создать, побуждая детей к сравнению, сопоставлению и противопоставлению противоречивых фактов, явлений, данных, а также мнений ве...

Методическая разработка . Метод наглядного моделирования в коррекции тяжелого ТНР и ОНР с детьми старшего дошкольного возраста. Воспитатель : Романова Т.Н

Моя практика логопедической работы в детском саду с детьми с диагнозом тяжелое нарушение речи показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного модели...

методическая разработка "Метод моделирования в музыкально - ритмической деятельности старших дошкольников"

данная работа поможет музыкальным руководителям применять различные приемы в организации музыкально - ритмической деятельности. ...

"Технология создания проблемных ситуаций" (технология создания проблемной ситуации с детьми дошкольного возраста)

quot;Технология создания проблемных ситуаций" (технология создания проблемной ситуации с детьми дошкольного возраста)...