«Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста посредством музыки»
материал

Екатерина Николаевна Коротя

Педагогический час от 20.11.2019г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_emotsionalnoy_otzyvchivosti_detey.docx370.9 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ДОЛГОПРУДНОГО

АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ДОЛГОПРУДНОГО

ДЕТСКИЙ САД № 10 «ЛУЧИК»

(АОУ детский сад № 10 «Лучик»)

Педагогический час.

Консультация для педагогов на тему:

«Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста посредством музыки»

C:\Users\Элиза\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_9895.jpg                                               

                                   

                                                                                                         

 Музыкальный руководитель

                                                                                                          Коротя Екатерина Николаевна

от 20.11.2019г.

                                                       

 

г. Долгопрудный

2019г.

Консультация для воспитателей

«Развитие  эмоциональной отзывчивости детей

дошкольного возраста посредством музыки»

Огромная роль в развитии эмоциональной сферы дошкольников принадлежит музыке. С помощью музыки ребенок эмоционально и личностно познает себя и других людей; осуществляет художественное познание окружающего мира; реализует творческий потенциалНаряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством музыка выполняет важнейшую социальную функцию, поэтому очень важно, чтобы первое общение ребенка с музыкой в дни раннего и дошкольного детства окрасилось для него светлой радостью, вызвало положительные эмоции, потребность новой встречи с прекрасным.

Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру музыки. Огромное значение в связи с этим приобретает личность воспитателя. От его нравственного облика, уровня знаний, профессионального мастерства и опыта зависит конечный результат воспитания дошкольника.

Известный русский психолог Л.С. Выготский говорит, что эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка. Вот почему всесторонней подготовке педагога, его приобщению к миру музыкального искусства придается такое большое значение.

Факт воздействия музыки на ребёнка физиологически – успокаивающе или возбуждающе был доказан крупнейшим физиологом В.М. Бехтеревым. На основании опытов он сделал вывод, что ребёнок реагирует на звуки музыки задолго до развития речи. В работах известных педагогов-музыкантов Э.Б. Абдуллина, Д.Б. Кабалевского, О.П. Радыновой, В.Г. Ражниковой, Н.А. Ветлугиной, подчеркивается особая значимость эмоционально-образной сущности музыки, её роль в становлении эмоциональной сферы личности.

Главным показателем музыкальности классик отечественной психологии Б.М. Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку.  Он отмечал, что «центром музыкальности является способность ребенка эмоционально отзываться на музыку. С ее помощью происходит эмоциональное и личностное познание себя и других людей; осуществляется художественное познание окружающего мира; реализуется индивидуальный творческий потенциал».

Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит достаточно остро. Часто приходится наблюдать, как многие из нас не хотят видеть переживания и боль окружающих людей, не хотят проявить своё сочувствие и сострадание. Более того, регулярно сталкиваешься с ситуациями, когда дети испытывают радость от причиненной боли сверстникам, животным, при этом стремятся данное поведение снять на мобильные телефоны, показать свою значимость в глазах сверстников. Из этого следует, что теряются нравственные ориентиры, что мы — взрослые не смогли вовремя развить эмоциональную отзывчивость, доброжелательность. Надо ли развивать эмоциональную отзывчивость? Безусловно, надо, ведь страшный дефицит нашего времени — дефицит доброты! Это явление имеет непосредственно отношение к наиболее значимой проблеме — психологическому здоровью детей.

Использование разнообразных методов и форм организации музыкальной деятельности детей, в ходе которой обогащаются знания детей об эмоциях, накапливаются опыт восприятия и исполнения, различных по характеру музыкальных произведений, опыт переживаний различных эмоциональных состояний, способствуют развитию эмоциональной отзывчивости дошкольников на музыку.

Если дети любят музыку, сроднились с ней, чувствуют в ней потребность, тогда музыка начинает звучать в группе по инициативе самих детей в различные моменты их деятельности, вызывая радостное ощущение жизни. Для этого необходимо, чтобы дети имели определенный запас песен, игр, хороводов, исполняли мелодии на детских музыкальных инструментах. Вся эта доступная ребенку музыкальная деятельность и должна быть предметом внимания воспитателя группы. При этом очень важно, чтобы он сам имел музыкальный слух, владел всем детским репертуаром, играл на различных детских музыкальных инструментах, мог показать образец исполнения. Во многом от воспитателя зависит, чтобы музыка вошла в жизнь детей, стала их насущной потребностью.

Воспитатель, любящий музыку, использует аудиозаписи, поет детям, прививает им навыки слушания музыкальных произведений, вовлекает в пение.

Практика показывает, что в такие моменты создается особое настроение, эмоционально сближающее детей и педагога, возникает непринужденная задушевная беседа, непосредственные высказывания детьми своих мыслей, впечатлений, желаний; укрепляются дружеские чувства.

Музыка – это особый ключ к достижению гармонии в эмоциональном мире ребенка, несомненный ресурс в становлении эмоциональной сферы личности, который может стать неотъемлемой частью его жизненного опыта.

Важным срeдствoм в дaльнeйшeм рaзвитии эмoциoнальной oтзывчивocти дeтeй являeтcя испoльзoвание музыкальнo-дидaктичecких игр и применeние игрoвых ситуaций в прoцессе музыкaльной деятельнoсти.

Вот некоторые из них:

  1. 1.     «Три цветка»дидактическая игра на определение характера музыки.

Цель: закрепление понятия о характере музыки; формирование эмоциональной отзывчивости.

Игровой материал: Три цветка из картона (в середине цветка нарисовано "лицо" - спящее, плачущее, или весёлое), изображающих три типа характера музыки:

  • добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная);
  • грустная, жалобная;
  • весёлая, радостная, плясовая, задорная.

Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки, три звёздочки и т.д.

2. «Нарисуй мелодию» (беспредметное рисование)

Оборудование: Листы бумаги формата А4, акварельные краски, широкие колонковые или беличьи кисти №8, 10.

Музыкальный репертуар: Л. Делиб «Пиццикато», Л. Бетховен «Лунная соната» I часть.

Методические приемы: Дети слушают музыку с закрытыми глазами. Затем открывают глаза и рисуют под музыку. Таким образом, они выражают в рисунках контрастные эмоциональные состояния (радость, грусть).

Для того чтобы развить эмоциональную отзывчивость детей на музыку, необходимо строить занятия так, чтобы дети как можно чаще были включены в активную деятельность, выполняли творческие задания, упражнения, которые способствуют развитию воображения и требуют постоянного выражения отношения к музыке, себе и другим людям. Детей, способных проявить фантазию, а также тех, кто способен эмоционально реагировать на музыку, в домашней обстановке и в отношениях со сверстниками окружает теплая и доверительная атмосфера, а значит, понижается и уровень тревожности, что немаловажно для каждого педагога и родителя.

В.А. Сухомлинский писал: «Слово должно настроить чуткие струны сердца…Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало бы слово  музыке».

Одной из форм непосредственного отклика на музыку может являться детский рисунок. Л.С. Выгодский говорит, что «ребенок обращается к рисованию не случайно, а потому, что именно рисование представляет ему возможность легко выразить то, что им владеет...»

С.К. Кожохина считает, что рисунок ребенка несет в себе информацию о психическом развитии, возрастных, половых и индивидуальных особенностях, условиях жизни, воспитания и обучения [2, 17].

Диагностическое обследование дошкольников показало, что цвето - слуховые ассоциации возникают у детей на пятом году жизни. Они легко улавливают связь между высокими звуками и светлыми красками и низкими, мрачными звуками и темными красками.

С.П. Козырева (1985 г.) говорит, что «настроение музыки в рисунках детей чаще всего передавалось с помощью колорита, цвета, громкость, сила звучания – с помощью величины изображения, темп – динамичности движения…»

Выражение характера музыки в предметном, сюжетно-образном рисовании предполагает достаточно высокий уровень владения изобразительными умениями. В противном случае все внимание в момент рисования будет направлено не на выражение музыкального характера, а на освоение сложной художественной формы.

Беспредметное рисование наиболее доступно детям, т.к. не отвлекает на решение сложных изобразительных задач, позволяя  каждому подстраиваться к музыкальным интонациям на уровне чувствования «кончиком пера». Здесь линии и цвета действительно поют, скачут, кружатся вместе с кисточкой. Однако даже такой нехитрый способ рисования дети должен хорошо освоить еще до того, как он станет средством передачи музыкального образа, примет на себя функцию своеобразного усилителя эстетических переживаний.

Согласно методам уподобления характеру музыки О.П.Радыновой нами была разработана серия заданий для выявления особенностей проявления эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности.

1. Музыкальное лото

Цель. Различать характер музыки (веселая – спокойная – грустная).

Оборудование. Карточка из плотного картона (размер 21 – 7 см) разделена двумя линиями на три квадрата: на первом изображен ребенок с веселым, улыбающимся лицом; на втором – со спокойным выражением лица; на третьем – с грустным. Три фишки с цифрами 1, 2, 3.

Музыкальный репертуар. Д. Шостакович «Вальс-шутка», Л.В. Бетховен «Колыбельная», П. Чайковский «Болезнь куклы»

Инструкция к проведению. Дети слушают пьесу веселого, грустного или спокойного характер и с помощью карточек определяют ее характер (закрывают фишкой соответствующее изображение на одном из квадратов карточки). Цифры на фишках показывают последовательность исполнения пьес.

2. «Танцующая кисточка» (беспредметное рисование)

Цель. Выразить в рисунках контрастные эмоциональные состояния (радость, грусть).

Оборудование. Листы бумаги формата А4; акварельные краски, широкие колонковые или беличьи кисти №8,10.

Музыкальный репертуар. Л. Делиб «Пиццикато», Л. Бетховен «Лунная соната» первая часть.

Методические приемы. Дети слушают музыку с закрытыми глазами. Затем открывают глаза и рисуют под музыку (два, три повтора).

3. «Полянка»

Цель. Передавать характер звучания музыки в цветовых ассоциациях.

Оборудование. Два больших листа ватмана, тонированные в зеленый цвет, с прорезями для цветов. Насекомые разного цвета по два набора для мальчиков и девочек (бабочки, муравьи, стрекозы и др.).

Музыкальный репертуар. Э. Григ «Утро»

Методические приемы. Обратить внимание детей на летние полянки, которые нужно оживить с помощью насекомых. Насекомые разложены на столе.

4. Двигательная импровизация под музыку

Цель. Передавать характер звучания музыки в танцевальных движениях.

Оборудование. Предметы для импровизации: лоскутки материи, полоски бумаги разного цвета, разных размеров, шифоновые шарфики, шишки, палочки, цветные листья.

Музыкальный репертуар. «Рондо Венециано» «Гармония».

Методические приемы. Детям предлагается представить себя осенним листьями, танцующими под музыку.  Но прежде чем включится в движение вместе со звучащей музыкой, им нужно выбрать предметы, которые у них будут в руках и которые смогут украсить их танец. Эти предметы заранее разложены на стульях, стоящих вдоль стен зала. На протяжении импровизации дети могут менять выбранные предметы, постепенно подбирая к музыке. После завершения звучания детям предлагается повторить танец, но в более упорядоченном виде. Дети с выбранными предметами в руках встают в общий круг. С началом звучания музыки каждый из них по очереди на короткое время становится ведущим в центре круга, импровизируя движения. Стоящие в кругу дети копируют движения ведущего.

5. Оркестровка

Цель. Передавать характер звучания музыки через игру на детских музыкальных инструментах.

Оборудование. Колокольчики, бубенцы, треугольники, палочки, маракасы, барабаны, тарелки, бубны.

Музыкальный репертуар.  П.И. Чайковский «Камаринская»

Методические приемы. Детям предлагается послушать музыкальное произведение. После прослушивания подумать, на каких музыкальных инструментах можно сыграть эту музыку. Выбрать музыкальный инструмент для оркестровки. Оркестровка музыкального произведения.

6. Автопортрет

Цель. Выражать эмоциональную отзывчивость на музыку через рисование своих эмоций.

Оборудование. Листы бумаги формата А4, цветные карандаши.

Музыкальный репертуар. П.И. Чайковский «Подснежник»

Методические приемы. Детям предлагают послушать музыкальное произведение и нарисовать себя так, чтобы было понятно настроение, появившееся после прослушанной музыки. После работы мальчики и девочки поясняют свои рисунки.

В ряде работ последних лет (Е.А. Дубровская, А.И. Катинене, О.П. Радынова, Р.М. Чумичева, Л.Н. Школяр и др.) исследователи отмечают, что при создании определенных психолого-педагогических условий дети, откликаясь на музыку и адекватно воспринимая ее содержание, активируют не одну – две реакции, а пользуются «палитрой» эмоциональных переживаний.

Список литературы

1. Анисимов, В. П. Палитра эстетической деятельности в развитии эмоционально-нравственной культуры [Текст] / В. П. Анисимов // Музыкальная палитра. – 2006. -  №4. – С. 5-6.

2. Кожохина, С. К. Растем и развиваемся с помощью искусства [Текст] / С. К. Кожохина. – СПб. : Речь, 2006. – 211 с.

3. Палавандашвили, М. Л. Формирование чувства ритма у детей 5-7 лет [Текст] / М. Л. Палавандашвили. – М., 1972.

4. Петрушин, В. И. Музыкальная психотерапия [Текст] / В. И. Петрушин. – М.: Владос,  2000. – 176 с.

5. Радынова, О. П. Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры [Текст] / О. П. Радынова // Музыкальный руководитель. – 2005. – №1. – С. 4.

6.Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 2. Эмоции и их развитие в детском возрасте. М.: Педагогика, 1982. С. 416-436


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста посредством музыки»

Консультация для педагогов«Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста посредством музыки» Автор: музыкальный руководитель МБДОУ детский сад № 36Бондаренко Еле...

Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста посредством музыки

Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости у дитей с использованием дидактических игр...

Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста посредством музыки

Слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений....

Презентация "Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста посредством музыки" (9.12. 2021)

Презентация к семинару - практикуму  "Развитие эмоциональной отзывчивости детей посредством музыки (9.12..2021)...

"Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста посредством музыки" (Сентябрь 2022 год)

Проблема эмоционального развития ребенка принадлежит к числу важнейших и актуальных проблем в современном дошкольном воспитании....