Презентация «Формирование социально – экологической направленности личности старшего дошкольника в условиях образовательного комплекса».
презентация

Миллер Элла Викторовна

«Чтобы беречь Землю, природу, надо её полюбить, чтобы полюбить, надо узнать, узнав – невозможно не полюбить».

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование социально – экологической направленности личности старшего дошкольника в условиях образовательного комплекса». ГБДОУ №11 Невского района СПБ Старший воспитатель : Э.В.Миллер

Слайд 2

Вся работа по экологическому образованию и воспитанию строится по 3-м блокам: специально организованное обучение в форме занятий; совместная деятельность взрослого с детьми; свободная самостоятельная деятельность детей.

Слайд 3

Формы работы с детьми в процессе экологического воспитания и ознакомления с природой родного края очень разнообразны - это: региональный компонент; научность и доступность понятий; принцип «спирали»; междисциплинарность и интеграция; непосредственная образовательная деятельность: экологические экскурсии; экологические сказки; практическая деятельность в природе; исследовательская деятельность; игровая деятельность; выставки; проведение экологических праздников и т.д.

Слайд 4

Принцип регионального компонента (изучение природы родного края) Формирует у детей понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы. Использует имеющую у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности. Помогает решать задачи воспитания нравственно-патриотических чувств, воспитания гражданственности. Создает благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, в котором каждый ребенок имеет возможность проявлять свою индивидуальность.

Слайд 5

Принцип научности и доступности понятий. На каждом этапе работы с детьми первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют знания. Таким образом, естественные научные знания оформляются по схеме: «представления – понятия – знания». Такая последовательность обеспечивает преемственность знаний и углубление их содержаний.

Слайд 6

Принцип «спирали» необходим для того, чтобы дети, возвращаясь к тем или иным объектам и явлениям природы, шли из года в год по восходящей, углубляя и расширяя представления и понятия, учась применять более сложные приемы и методы исследования. Следует подчеркнуть, что для детей дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание и утомляемость. Поэтому обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания детей и длительному сохранению интереса.

Слайд 7

Использование принцыпа междисциплинарности и интеграции позволяет соединить всю воспитательно – образовательную работу в одно целое. Таким образом, почти каждая тема по экологии подкрепляется продуктивными видами деятельности (рисование, ручной труд, аппликация и т.д.) и крупица за крупицей в детские сердца закладывается гуманное отношение к природе.

Слайд 8

Непосредственная образовательная деятельность. Занятия по ознакомлению дошкольников с природой дают возможность формировать систему элементарных знаний с учетом требований программы в определенной последовательности с учетом возможностей детей и особенностей природного окружения. Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами, выбор которых зависит от вида занятия, его основной цели, от характера образовательных задач, от особенностей самого природного объекта.

Слайд 9

Экологические экскурсии – один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им. Дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Экскурсия формирует у детей первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе. Экскурсии в лес, в поле, в парк, на берег реки представляют возможность собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы. Экскурсии развивают наблюдательность, интерес к природе. Красота природы вызывает у детей глубокие переживания, разнообразные положительные впечатления, способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии помогают воспитывать у детей любовь и бережное отношение к родной природе, любовь к Родине.

Слайд 10

Экологические сказки . Чтение экологической сказки может быть отдельной формой в работе по экологическому воспитанию детей и может входить в другие: экологические занятия, опытно – экспериментальную деятельность, беседы, наблюдения, театрализованную деятельность, экологические праздники. Часто эти формы могут быть объединены какой – то одной темой. Сказки, написанные самими детьми, представляют собой область, которая помогает понять детские интересы, их направленность. Эту группу сказок можно разделить на две категории: сказки, созданные по аналогии с уже известными литературными произведениями; сказки, созданные на основе личного творчества. Для сочинения сказки ребенку необходимо владеть экологическими представлениями, знаниями о животных и растениях. В сказке ребенок выражает свое отношение к описываемым событиям и явлениям. Часто дети рисуют рисунки к прослушанным или придуманным сказкам, таким образом можно создать самодельные книжки сказок о природе.

Слайд 11

Практическая деятельность (труд в природе) способствует воспитанию у детей ответственного отношения к обязанностям. Ухаживая за растениями и животными, дети убеждаются в его необходимости. В процессе труда дети осознают зависимость растений от удовлетворения их потребностей в свете, тепле, влаге; узнают о том, что изменение среды закономерно влечет за собой изменение в состоянии растений. Осознание этих связей и зависимостей оказывает на детей влияние на отношение ребенка к труду. Труд становиться более осмысленным и целенаправленным. В процессе труда дети получают представления о свойствах и качествах растений, их строении, потребностях, основных стадиях развития, способах выращивания, сезонных изменениях в жизни растений; о животных, их внешнем виде, потребностях, способах передвижения, повадках, образе жизни и его сезонных изменениях. Дети учатся устанавливать зависимость между средой обитания, образом жизни животного в природе и способами ухода за ними в уголке природы.

Слайд 12

Исследовательская деятельность (эксперименты и опыты). Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что что им присуще наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами. При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Слайд 13

Игровая деятельность. В ознакомлении с природой особое место занимают дидактические игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, произвольное восприятие. При решении игровой задачи часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи детей. Дидактические игры учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивая их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. В работе с детьми применяются дидактические игры экологического содержания: о многообразии и разнообразии природных объектов; о взаимосвязях в природе; о человеке как части природы; о культуре поведения; для развития эстетического восприятия природы; для формирования нравственно – оценочного опыта поведения в природе; для приобщения к экологической ориентированной деятельности.

Слайд 14

Игровая деятельность. В ознакомлении с природой особое место занимают дидактические игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, произвольное восприятие. При решении игровой задачи часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи детей. Дидактические игры учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивая их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. В работе с детьми применяются дидактические игры экологического содержания: о многообразии и разнообразии природных объектов; о взаимосвязях в природе; о человеке как части природы; о культуре поведения; для развития эстетического восприятия природы; для формирования нравственно – оценочного опыта поведения в природе; для приобщения к экологической ориентированной деятельности.

Слайд 15

Экологические праздники и развлечения. Значение праздников и развлечений как форм экологического воспитания детей трудно переоценить. Как показывают многие исследования, гармоничное становление личности ребенка невозможно без эмоционального отношения к окружающему миру. Для того чтобы преодолеть расхождения между знанием моральных норм и реальным поведением детей, необходимо, чтобы возникло не только понимание той или иной ситуации, но и положительное отношение к событию ( Маневцева Л.М.). Экологические праздники и развлечения несут в себе определенную нагрузку в соответствии с особым содержанием. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включенность детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. В числе важных факторов, влияющих на экологическое воспитание детей в ходе праздников и развлечений, - деятельность ребенка в коллективе сверстников. Здесь ребенок проявляет свои способности, самоутверждается , совершает поступки в соответствии с нравственными эталонами, глубже осознает, как надо поступать в том, или ином случае.

Слайд 16

«Чтобы беречь Землю, природу, надо её полюбить, чтобы полюбить, надо узнать, узнав – невозможно не полюбить». российский ученый-ботаник, педагог Сладков А.Н. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему: "Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания"

Конспектродительского собранияв подготовительной группена тему:"Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания"...

Консультация для педагогов: «Формирование социально – экологической направленности личности старшего дошкольника в условиях образовательного комплекса».

В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в...

Система работы по формированию экологических представлений у старших дошкольников в условиях ДОО

Материал для планирования системы работы по  формированию экологических представлений у старших дошкольников....

Словесные экологические игры и подвижные игры с экологической направленностью для старших дошкольников

Словесные экологические игры и подвижные игры с экологической направленностью для старших дошкольников....

Воспитание социально-нравственных качеств личности старших дошкольников (5-7 лет) через средства художественной литературы

Актуальность исследуемого вопроса заключается в том, что аспекты социально-нравственного развития, воспитания, совершенствования дошкольников занимают особое место среди проблемных тем педагогической ...

Методическая разработка «PROЭКО для дошколят» от наблюдений к научным исследованиям». Детская инженерная биолаборатория в дошкольной образовательной организации как средство формирования биолого-экологических знаний у старших дошкольников.

Методическая разработка позволяет организовать образовательную среду в дошкольной образовательной организации, обеспечивающую использование доступных дошкольникам способов обследования объектов, совер...

Статья "Воспитание творческой направленности личности старших дошкольников в рамках реализации в ФГОС ДО"

Творческая деятельность - свободное искусство по созданию нового продукта, она всегда уникальна....