Конспект образовательной деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию «Знакомство с русским бытом».
план-конспект занятия (старшая группа)

Головина Елена Александровна

Содействовать нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников посредством ознакомления его с бытом русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_znakomstvo_s_russkim_bytom.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию «Знакомство с русским бытом».

                                        

                                        

Цель: Содействовать нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников посредством ознакомления его с бытом русского народа.

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с разнообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением.
  • Обратить внимание детей, что в избе обстановка была скромная, строгая, все на своих местах, все для пользы дела.

  • Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, небылицами.

  • Развивать монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.

  • Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, доброту и любовь друг к другу.

Словарная работа: ухват, чугун, самовар.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта; разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов; чтение русских народных сказок; посещение уголка русской избы; беседы по ознакомлению с окружающим « Предметы русской старины», « Русская изба».

Оборудование: уголок русской избы с предметами быта (печь, лавки, старинная посуда и др.); бытовые приборы ( мультиварка, чайник, микроволновка, тостер и др.); игрушка Домовенок, дидактическая игра

« Подбери пару».

Ход.

Педагог: Здравствуйте, ребятишки!

        Девчонки и мальчишки!

Дети: Здравствуйте!

Педагог: Занятие наше необычное,

        Даже очень символичное.

 Ребята вы любите путешествовать?

Дети: Да!

Педагог: Но любое путешествие требует подготовки.

Пальчиковая гимнастика « Путешествие».

Тук-тук - тук,        возле уха каждый палей стучит о

Тук- тук – тук,                                        большой 3 раза

Наши ушки слышат стук.

Вот ладошки шуршат,                                потирание ладоней друг о друга

Наши пальчики трещат        .                потирание кулачков друг о друга

Ты в ладони громко бей,                        хлопки

А теперь ты их согрей.                                ладони на щеки

К путешествию готовы?                        Кулаки на коленях

Да!                                                        Руки вверх, ладони раскрыть

В путь отправимся мы снова.                вращательные движения кистей

Сядем мы на звездолет                                      руки вытянуты в стороны,

И отправимся вперед                                ладони напряжены

Через горы и моря                                ладони лодочкой, одна вверх.

                                                        другая вниз

До свидания, земля!                                Машут руками на прощание.

Педагог: Но перед тем, как мы отправимся, мы побываем с вами в одном интересном месте. А где? Угадайте сами.

Тут пронзительно свистит

Чайник утром рано.

Холодильник тут стоит, раковина с краном (кухня)

Подойдите сюда, смотрите перед вами кухня. Давайте поговорим о том, что же такое  кухня? ( ответы детей)

Правильно, кухня - это место, где люди готовит пищу, едят. А еще кухня – это место, где  по вечерам собирается вся семья: рассказывают о своих делах, делятся впечатлениями о прошедшем дне.

- Посмотрите, сколько на кухне посуды, бытовой техники. Как вы думаете, зачем она нужна? (ответы детей)

- Правильно, это необходимо для приготавления пищи, облегчения домашнего труда. Давайте рассмотрим, что за предметы на этой кухне и для чего они предназначены? (дети рассматривают приборы и называют их)

Бытовые приборы – наши верные помощники. Это сложные устройства, которые питаются электричеством. Электроприборы сберегают наше время и силы. Но они могут быть опасны. Почему? (ответы детей) Поэтому всеми этими предметами нужно пользоваться осторожно: включать и выключать только под присмотром взрослых, не трогать провод мокрыми руками.

- Но в давние времена у людей не было таких помощников. Я предлагаю вам совершить необычное путешествие на машине времени. Хотите? Рассаживайтесь по местам. Перед вами панель управления полетом. На ней две кнопки: одна из них отправит нас в прошлое, а вторая вернет в настоящее время. При помощи значков мы сможем правильно попасть в нужное время. Как вы думаете, какую кнопку нужно нажать, чтобы попасть в прошлое?

(с изображением самовара).  Почему?  (ответы детей)

Нажимаем и в путь! (звучит музыка)

Мы мчимся с вами через дни и недели, месяцы и годы, столетия и века, назад в прошлое! Стоп, машина! (музыка перестает звучать)

Ребята, как вы думаете, куда это мы с вами попали? (ответы детей)

Мы попали с вами в избу. Изба – так в старые времена на Руси называли дом. Давайте войдем в него. Посмотрите, как вокруг чисто. Уютно, как у вас дома. А еще здесь очень тепло. Скажите, что обогревает ваш дом? Детский сад?

( ответы детей)

А как вы думаете, почему здесь в избе тепло? (ответы детей).

 Конечно, посмотрите какая здесь печь стоит. Печь в русской избе самое главное. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печи тепло и уютно. Не зря она всегда стояла в центре избы. Без печи изба не изба. Она и накормит и обогреет. Хозяйка засветло вставала, растапливала печь, замешивала тесто и пекла душистый, ароматный хлеб. В доме сразу становилось тепло и уютно. Обращались к печи, как к живой:

Ой, ты, печка – сударыня

Помоги нам барыня.

Ты свари, испеки,  обогрей,

Освети, попечи и спаси.

В дом богатство неси.

Но не только этим отличалась кухня в старые времена. Как вы думаете, чем еще? Правильно, посуда была другой. Посмотрите, из чего сделана посуда? ( ответы детей) В давние времена, когда люди еще не умели изготавливать металл, посуду делали из дерева и глины. Какие предметы из дерева вы видите? Из глины? А затем появились изделия из металла.

- Кто из вас знает, в чем раньше варили кашу? Правильно, в чугунке. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжелый, так как сделан был из чугуна -  особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. А чтобы достать чугунок из печи, нужен был другой помощник. Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей. Он был с длинной деревянной ручкой, чтобы не обжечься.

Самым главным на столе был самовар. Его в старину ласково называли батюшка. Чтобы приготовить чай, нужно было наколоть щепы, развести огонь внутри самовара и закипятить воду. Вокруг самовара собиралась вся семья (дети рассаживаются на лавки). Они пили чай, пели песни, рассказывали небылицы.

1ребенок: Ехала деревня мимо мужика,

        А из - под собаки лают ворота.

        Выхватил телегу он из - под кнута

        И давай дубасить ею ворота.

        Крыши испугались, сели на ворон.

Лошадь погоняет мужика кнутом.

2 ребенок: Ехал, ехал по дорожке

                Тимошка в лукошке,

                Петька в сапожке,

                Кузька на одной ножке,

                Сенька в стакане,

                А Ванька на таракане.

Играли в игры.

Нар. Игра « Каблучок»

  1. За руки друзей берем, вместе хоровод ведем
  2. А веселый каблучок, цок по полу, цок – цок – цок,
  3. За руки друзей берем, вместе хоровод ведем.
  4. Прыгай, прыгай веселей, прыгай – ножек не жалей.
  5. А веселый каблучок, цок по полу, цок – цок – цок.
  6. Прыгай, прыгай веселей, прыгай – ножек не жалей.
  7. Гляньте, пальчики у нас тоже все пустились в пляс.
  8. А веселый каблучок, цок по полу, цок – цок – цок.
  9. Гляньте, пальчики у нас тоже все пустились в пляс.
  10. И опять идет – идет наш веселый хоровод…

Встаем в хоровод.

  1. Идем по кругу хороводным шагом.

2, 5, 8 поворачиваемся лицом в круг и, не отпуская рук, выставляем ножки на каблук.

3,10 ведем хоровод.

4, 6 подпрыгиваем на месте.

7,9 выполняем движение « фонарики».

И слушали, как трещат дрова, да кто- то постукивает за печкой. Люди верили, что в избе живет домовой. Вот и на нашей печи есть домовой. Ой, да он живой!

( входит взрослый в костюме домового).

Домовой: Что за гости дорогие и откуда вы такие? Я - домовой. В избе за печкой я живу, за порядком я слежу. Услышал ваши голоса, да не утерпел, вышел на вас поглядеть. Ишь, какие, ладные и складные! А в гости без приглашения пришли.

Педагог: Не сердись, дедушка, лучше загадай нам свои загадки.

Домовой: Так и быть, слушайте.

  1. Если работает она, не будет голодна семья.  печь)
  2. Книзу узок, вверх широк, не кастрюля…(чугунок)
  3. Длиннохвостая лошадка привезла нам каши сладкой. Ждет лошадка у ворот, открывай пошире рот. (ложка)
  4. Однорук, зато рогат. Он в избе первейший хват. Ухватил горшок и в печку, вот ухватистый…(ухват).

Домовой: Ай, да молодцы! Ну что ж, за ваши речи разумные угощу вас пирогами. Вот уж и тесто подошло, осталось только слепить и в печь поставить. Поможете мне? Тогда садитесь за столы.

Возьмите кусочек теста, помните его, почувствуйте какое оно мягкое и податливое. Своими ручками мы передадим тесту тепло и хорошее настроение. Пирожки тогда получаться пышными, душистыми и вкусными.

Технология:

  1. Дети катают шар.
  2. Расплющивают в лепешку.
  3. В середину кладут ягодку.
  4. Прищипывают края.

Домовой: Теперь положим наши пирожки на противень и поставим в печь. А пока они пекутся, мы с вами поиграем.

Хороводная игра « Ваня, Ваня – простота»

Дети встают в круг, берутся за руки. Далее выполняют движения по тексту.

« Ваня, Ваня - простота!

Купил лошадь без хвоста. ( дети идут по кругу, взявшись за руки по направлению вперед)

Сел задом - наперед ( не разворачиваясь, меняем направления на противоположное: дети идут в хороводе спиной вперед)

И поехал в огород

Не доехал до горы-

Закусали комары. ( дети поворачиваются друг  к другу и щекочут друг друга)»

Домовой: Вот и пирожки испеклись. Да какие ароматные!

Педагог: Пришла пора нам возвращаться. Как говориться: « В гостях хорошо, а дома лучше».

 

Домовой: Пора значит пора. До свидания, гости дорогие. А на дорожку возьмите моих пирожков.

Педагог: Спасибо, дедушка. Попрощайтесь, ребятки. Занимайте места в нашей машине времени. Кото из вас скажет, какую кнопку нужно нажать, чтобы вернуться домой? (с чайником)   Отправляемся (звучит музыка).

Вот мы и вернулись в наш век. Смотрите, а в корзинке вместе с пирожками лежит какой - то конверт. Что же в нем? Да здесь картинки с изображением посуды: старинной и современной.  Их нужно разложить парами, по назначению. ( Д/и « Найди пару»)

Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Что вам запомнилось? Скажите, на какой кухне вам было уютней? Почему? Вы верно подметили, хорошо там, где люди добрые, веселые и гостеприимные.

.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию « Знакомство с русским бытом».

Содействовать нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников посредством ознакомления его с бытом русского народа....

Конспект образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников

Конспект образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников...

Конспект образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми подготовительной к школе группы на тему "Мы - Россияне".

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию. Повторение символов страны. Знакомство с документами гражданина России. Знакомство с достопримечательностями столицы. Знакомство с культурой н...