Я мастер своего дела.
статья

Пальшина Ольга Николаевна

Обобщения опыта работы по теме:

«Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством экспериментирования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_master_svoego_dela.docx40.97 КБ

Предварительный просмотр:

Я - мастер своего дела.

Обобщения опыта работы по теме:

«Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством экспериментирования».

«Человек стал человеком только тогда,  когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных возможностей» В.А. Сухомлинский. 

На современном этапе развития общества вопрос экологического образования приобретает особую остроту. Главная причина этого - тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо больше уделять внимания экологическому образованию детей уже с первых лет их жизни.

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. В последние годы значительно возросло внимание ученых к исследованию данной проблемы. Особый интерес  представляют работы Н. М. Верзилина, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, Б. Г. Иоганзена, В. С. Липицкого, И. С. Матрусова, А. П. Мамонтовой, Л. П. Печко, В. А. Сухомлинского и др., которые рассматривают различные аспекты экологического воспитания и образования детей в учебно-воспитательном процессе и при организации общественно-полезной работы по охране природы. Сегодня идеи современной комплексной экологии активно внедряются в практику обучения и воспитания дошкольников.

Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира, а также экологического воспитания и образования в период дошкольного детства.

Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослых лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности. В этой точке смыкаются современные педагогические взгляды и классические идеи. Свободная работа в развивающей среде – это возможность для ребенка осуществить самостоятельный поиск, возможность запустить в действие внутреннюю программу саморазвития.

Исходя из вышеизложенного, мы можем говорить об актуальности использования экспериментирования в формировании экологических знаний  у  дошкольников. В связи с этим и была сформулирована тема педагогической деятельности «Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста посредством экспериментирования»

Для решения выявленной проблемы была обозначена цель педагогической деятельности.

Цель педагогической деятельности: создание социальной ситуации развития  в процессе экспериментирования для формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1) способствовать углублению представления у детей дошкольного возраста о живой и неживой природе;

2) способствовать расширению у детей дошкольного возраста представлений о физических свойствах окружающего мира (воздуха, воды, почвы, фауны и флоры), о грамотном использовании их человеком для удовлетворения своих потребностей;

3) способствовать формированию у детей умения наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

4) способствовать развитию у детей дошкольного возраста мышления, внимания, памяти, речи;

5) способствовать воспитанию познавательного интереса и эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

По мнению Н.Н. Подъякова, в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий на окружающие его предмет и явления с целью более полного их познания и освоения. В такой экспериментальной деятельности ребенок решает задачи, проводит опыт и делает выводы, самостоятельно приходит к ответу. 

Ведущей идеей  работы является формирование у детей осознанно – правильного отношения к природе через использование метода детского экспериментирования. Используя экспериментирование в экологическом воспитании, можно добиться удивительных результатов понимания и выработки правильных форм взаимодействия с объектами живой и неживой природы, которые окружают ребенка.

За основу в своей работе взяла программу А.И.Ивановой «Живая экология» и технологию З.Ф.Аксёновой – «Войди в природу другом». Разработала перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности – «Хочу все знать», с целью развития поисково-познавательной активности об окружающих природных объектах; стимулирования детьми различных форм приобретения опыта, помогающих ребёнку получить знания, умения; развития детских способностей; формирования положительного отношения к миру.

В работе с дошкольниками руководствуюсь мудрым советом «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал» (В.А.Сухомлинский).

Поэтому основными положениями образовательной деятельности стали:

  1. Ребенок воспринимает и усваивает материал в результате удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях.
  2. Познавательная деятельность детей состоит в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, умения анализировать, видеть за отдельными фактами закономерность.
  3. Основные составляющие опытно-экспериментальной деятельности – это выявление проблемы, формулирование гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты и сделанные на их основе умозаключения.

Деятельность с детьми осуществляется на основе следующих принципов:

  1. Постепенное – в течение учебного года и от возраста к возрасту – наращивание объема материала: от рассмотрения 1-2 объектов природы, 1-2 способов их взаимосвязи со средой обитания к последовательному увеличению количества объектов и механизмов их взаимосвязи с внешними условиями;
  2. Первоочередное использование непосредственного природного окружения, составляющего жизненное пространство детей: систематическое познание растений и животных зеленой зоны детского сада, а затем – объектов природы, которые можно продемонстрировать с помощью различной наглядности;
  3. Постепенное познавательное продвижение детей: от единичных сенсорных впечатлений от объектов и явлений природы к многообразию этих впечатлений, конкретным, полноценным представлениям, а затем к обобщению представлений на основе объединения растений и животных в группы по их сходству;
  4. Широкое использование в работе с детьми разных видов практической деятельности – систематическое включение их в сенсорное обследование объектов и явлений природы, опытничество, создание и поддержание необходимых условий для жизни растений и животных зеленой зоны ДОУ;

Чтобы опытно-экспериментальная деятельность вызывала у детей интерес, необходимо было подобрать содержание, доступное их пониманию. Поэтому работу с детьми веду по двум взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими тематическими блоками:

  1. Живая природа (многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах и т.д.):
  • тематический блок «Животный мир»;
  • тематический блок «Растительный мир»
  1. Неживая природа (воздух, вода, почва, звук, вес, свет, цвет и др.):
  • тематический блок «Земля»;
  • тематический блок «Воздух (небо)»;
  • тематический блок «Вода».

При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:

  • постановка проблемы;
  • поиск путей решения проблемы;
  • проведение наблюдения;
  • обсуждение увиденных результатов;
  • формулировка выводов.

Знания и навыки даю детям не только во время специально организованных опытов с объектами природы, но и во время совместной деятельности с детьми, а также самостоятельной деятельности дошкольников и работы с родителями воспитанников. Дети подмечают многое: особенности строения растений, животных, их поведение и многое другое. Способность наблюдать окружающий мир – очень важное преимущество детства.

Опыт, накопленный при проведении работы по экологическому воспитанию, позволил выделить основные виды экспериментальной деятельности, которые и были включены в каждый тематический блок для реализации поставленных задач, которые явились методами реализации экологического воспитания:

  • элементарные опыты;
  • экологические проекты; 
  • проблемные и поисковые ситуации;
  • моделирование объектов природы.

Одним из важнейших направлений опытно-экспериментальной деятельности, осуществляемой в группе, является работа с родителями. Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю: во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей; во-вторых, создать атмосферу общности интересов; в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей; в-четвертых, формирование у родителей ответственного отношения за природу родного края через воспитание ребенка. Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания. Для этого мною был разработан перспективный план совместной деятельности родителей с детьми дома. Осознавая важность выбранной темы, мною была подобрана специальная литература и оборудование, созданы все условия для познавательной активности детей.

С целью определения эффективности педагогических действий по экологическому воспитанию дошкольников был подобран диагностический материал (автор: Афонькина Ю. А) и проведен мониторинг индивидуального развития детей по следующим критериям:

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях;
  • формирование первичных представлений об особенностях природы.

Мониторинговые показатели.

Высокий уровень эффективности педагогических воздействий. Имеет четкие, информативные представления; в представлениях отражает эпизоды собственного опыта.

Средний уровень эффективности педагогических воздействий. Имеет фрагментарные, недостаточно обобщенные и информативные представления, собственный опыт активизирует с помощью взрослого.

Низкий уровень эффективности педагогических воздействий. Представления недостаточно дифференцированные; отрывочно отражает собственный опыт с помощью взрослого или не отражает.

Низший уровень эффективности педагогических воздействий. Представления неверные, малоинформативные или не сформированы, свой опыт не отражает в речи.

Углубленная работа по организации опытно-экспериментальной деятельности детей даёт определённые положительные результаты.

Практика использования данного опыта в системе работы показала, что в группе наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности использования данного опыта в работе воспитателя.

           Благодаря целенаправленной работе по опытно-экспериментальной деятельности дети стали намного наблюдательнее и внимательнее.

Дети стали чувствительнее к многообразию объектов живой и неживой природы, стали стараться подбирать наиболее точные слова или словосочетания для выражения своих мыслей.

Результатом моего опыта работы явилось:

– дети проявляют интерес к ярким явлениям природы;
– у них развита высокая творческая активность;
– самостоятельность, инициативность;
– они быстро осмысливают задания, точно выполняют их без помощи    взрослого;
– умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
– многие очень бережно относятся к природе, владеют основными нормами поведения в ней;
– ухаживают за растениями и животными ближайшего окружения.

Подводя итог  опыту работы, пришла к выводу о том, что, поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную двигательную деятельность, удается способствовать формированию стойких экологических знаний, развитию желания экспериментировать и познавать мир природы.

В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу:

"Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму". Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер своего дела

Мой педагогический девиз:            Чувствовать – Познавать – Творить!  А чтобы творить с детьми, педагогу самому необходимо быть увл...

Опыт работы "Я мастер своего дела"

Тема опыта: «Гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного возраста». Цель: изучить и использовать в работе с детьми принципы полоролевого воспитания....

я мастер своего дела

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить:забота о здоровье – это важнейшийтруд воспитателя.От жизнерадостности, бодрости детейзависят их духовная жизнь и мировоззрение,умственное развитие, прочность знаний...

Я мастер своего дела

Описание опыта работы музыкального руководителя...

Эссе "Я мастер своего дела"

Материал содержит размышления о профессиональном мастерстве педагога-музыканта....