Поддержка детской инициативы на музыкальном занятии. Из опыта работы.
статья (подготовительная группа)

Что такое деткая инициатива? Как поддержать ее на музыкальном занятии? В статье раскрывается один из способов поддержки детской инициативы.  Проект по созданию самодельных музыкальных инструментов, идея которого была предложена детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podderzhka_detskoy_initsiativy.docx15.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

 

« Поддержка детской инициативы на музыкальных занятиях»

                                                 

                                                  Пашкова Лариса Максимовна,

                                              музыкальный руководитель

 

Одним из основных принципов дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования  является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

В ДОУ должны быть созданы  такие  условия развития ребенка,  которые открывают возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

 Как сделать музыкальную деятельность с детьми увлекательной и творческой?  Безусловно, для этого педагог должен обладать рядом компетенций и быть способным импровизировать, играть вместе с детьми.

 Дети чаще проявляют инициативу в самостоятельной музыкальной деятельности. Для этого в групповом помещении должны быть созданы соответствующие условия:  развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщена разнообразными играми, пособиями, музыкальными инструментами, атрибутами для театрализованной деятельности и сюжетно-ролевых игр. Воспитатель должен умело создавать проблемные или игровые ситуации,  способствующие поддержке  инициативы детей и помогающие им активно применять в различных ситуациях личный музыкальный опыт.

   По моему мнению, самостоятельная деятельность детей должна быть основана на том музыкальном опыте, который они приобретают во время музыкальных занятий, развлечений и праздников.

Сегодня, многие музыкальные руководители задаются вопросом, а не много ли времени на музыкальном занятии мы уделяем подготовке детей к праздникам для того, чтобы развлечь родителей?   Гораздо важнее утомительных репетиций  дать ребенку образование, которое помогло бы становлению личности творческой, инициативной, самостоятельной и увлеченной.

Поделюсь опытом поддержки детской инициативы на музыкальных занятиях на  одном из примеров.

   Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах.

    Игра на музыкальных инструментах любимое занятие детей всех возрастов. В нашем детском саду  дети  ясельного возраста с удовольствием исследуют музыкальные игрушки, увлеченно стучат деревянными ложками. К подготовительной группе дети уже умеют играть простые мелодии на металлофоне, ксилофоне, играют на маракасах, треугольниках, колокольчиках и многих других инструментах. Главное правило на музыкальном занятии - ребенок имеет право выбора музыкального инструмента, для этого инструменты расположены в доступном месте и их достаточное количество.

      Ребенок проявляет инициативу, когда ему нравится занятие, когда появляется уверенность в своих силах. На музыкальном  занятии дети часто предлагают сыграть любимую мелодию, подыграть на инструментах, когда исполняется песня. Подбирают варианты исполнения музыки.

      Но создание проблемной ситуации (музыкальные инструменты отдали детям  в группу для подготовки к концерту) помогло однажды реализовать интересный проект по созданию самодельных музыкальных инструментов, идея которого была предложена детьми.

Прежде, чем создать проблемную ситуацию, мы с воспитателем подготовительной группы   провели несколько интегрированных занятий.    Мы с детьми исследовали как звучат деревянные детские инструменты (ложки, трещотки, деревянные коробочки, ксилофон),  металлические инструменты и предметы (металлофон, тарелки, бубен, треугольник, колокольчики и другие), шуршащие звуки, предметы и музыкальные инструменты (различная бумага, целлофан, маракасы). Эти занятия  побуждают детей  к исследовательской деятельности, и, сами по себе, являются прекрасным инструментом для поддержки детской инициативы.

Продолжением этой работы и явилось создание оркестра самодельных музыкальных инструментов. Дети предложили создать инструменты, на которых можно играть так же,  как на тех, которые были в музыкальном зале. А мы предложили использовать для этого различные материалы. Несколько инструментов сделали вместе на занятии (маракасы из круглых коробок для чипсов и крупы). А затем, проект получил  продолжение – дети начали мастерить инструменты дома вместе с родителями и с удовольствием демонстрировали их и играли на музыкальных занятиях. Колокольчик из хрустального стакана, треугольник из металлической трубки, связки ключей, шумовые инструменты из разных коробочек и материалов, маракасы из пластмассовых бутылок и даже прекрасно звучащая дудка из шланга от старой стиральной машины. Инициативу проявили не только дети, но и родители. Наша главной задачей с воспитателем было поддержать эту инициативу, положительно оценить успехи детей и конечно, организовать последующую музыкальную и игровую деятельность с использованием этих инструментов.

 

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Говорим, поём, играем и здоровье сберегаем (здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях) (из опыта работы)

Главный принцип проведения  музыкальных занятий с применением здоровьесберегающих технологий – это взаимосвязь речи, музыки и движения.Данные занятия включают в себя:коммуникативные игры и упражн...

Способы и направления поддержки детской инициативы в музыкальной деятельности

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами в образовательную программу каждого дошкольного образовательного учреждения должен быть включён раздел "Поддержка детской ин...

Статья "Театрализация на музыкальных занятиях" (из опыта работы)

Театрализациюна музыкальных занятиях можно  использоваться как универсальное средство воспитания и эффективный инструмент обучения. С точки зрения ее педагогической привлекательности нужно говори...

Поддержка детской инициативы в музыкальной деятельности

Поддержка детской инициативы в музыкальной деятельности...

Методы и приёмы для развития детской инициативы на музыкальных занятиях раннего и младшего дошкольного возраста.

В данной статье я поднимаю вопрос о развитиии детской инициативы в рамках музыкального занятия....

"Поддержка детской инициативы в музыкальной деятельности"

laquo;Поддержка детской инициативы в музыкальной деятельности»Колесникова Наталия Валентиновна,Васильева Татьяна Васильевна ...

Детская инициатива на музыкальных занятиях в ДОУ

Что такое детская инициатива? Как поддержать  ее у дошкольников?  Какие виды детской инициативы бывают? На эти и другие вопросы вы найдете ответ в моей статье....