Семинар-практикум для педагогов на тему: «Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности»
материал

Липина Татьяна Павловна

            Бесконечный мир природы, окружающий нас,  пробуждает у детей живой интерес и любознательность, побуждает их  как к художественно – речевой деятельности,  так и  к игре.  Ребёнок учится понимать и элементарно объяснять наблюдаемые явления природы, а также рассуждать, рассказывать, описывать и, сопоставляя, сравнивать и делать выводы на основании увиденного. Воспитатель должен правильно отобрать познавательный материал  и продумать методы и приемы, используемые в предстоящей деятельности с детьми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx32.57 КБ
Файл razvitie_interesa_k_prirode_i_lyuboznatelnosti.pptx2.5 МБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 50 «Дюймовочка»

Семинар-практикум для педагогов на тему:

«Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности»

Подготовили: ст.воспитатель Липина Т.П.

                           

2020

 Цель: развитие  творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологии; изучение и использование дидактических игр экологического назначения.

План семинара-практикума:

1. Вступительное слово.

2. Выступление с презентацией по теме: «Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности».

 3. Организация дидактических игр экологической направленности.

 4. Практическая часть.

 5. Итог.                                                              

Ход семинара:

         1. Добрый день, уважаемые педагоги! Предлагаю вашему вниманию семинар- практикум на тему: «Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности».

            Бесконечный мир природы, окружающий нас,  пробуждает у детей живой интерес и любознательность, побуждает их  как к художественно – речевой деятельности,  так и  к игре.  Ребёнок учится понимать и элементарно объяснять наблюдаемые явления природы, а также рассуждать, рассказывать, описывать и, сопоставляя, сравнивать и делать выводы на основании увиденного. Воспитатель должен правильно отобрать познавательный материал  и продумать методы и приемы, используемые в предстоящей деятельности с детьми.

     2. Наиболее из эффективных и интересных средств в воспитании у детей любви к природе являются - дидактические игры экологической направленности. Они вызывают у них интерес к объектам природы. Дидактические игры с экологическим содержанием разделяют на следующие виды:

Предметные игры по экологии  - это игры с листьями, семенами, шишками, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке». В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Предметные игры особенно широко используются в младшей и средней группах. Они дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.

Настольно-печатные игры разнообразны по экологическому содержанию, обучающим задачам, оформлению, такие как: - «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья», «Рассказы о животных», парные картинки. Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним. Они помогают развивать мыслительные процессы.

В настоящее время очень популярны пазлы, где картинки имеют различное содержание (изображение животных, фруктов, овощей, сюжетные картинки «Грибы», «Времена года», «Насекомые», «Животные крайнего севера»). Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Они позволяют удовлетворить детскую любознательность, вовлекают детей в активное освоение окружающего мира, помогает им овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.

Словесные игры экологического содержания отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность («Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, воздухе, на земле», «Нужно - не нужно»). Они проводятся с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Игры-эксперименты. Наибольший интерес дети проявляют к опытно-экспериментальной деятельности в игровой форме. Игровая форма придает играм-занятиям занимательность, обучение идет через определенные  игровые правила и  игровые действия.  Дети очень любят экспериментировать, поэтому и проводятся такие игры, как «Утонул, давай достанем», «Что быстрее утонет – легкое или тяжелое», «Бумага рвется, мнется и горит», «Цветное и прозрачное стекло», «Чистая и грязная вода», «Для чего человеку нужен воздух» и др.  Такие дидактические игры стимулируют развитие любознательности и наблюдательности, способствуют развитию мелкой моторики.

Подвижные игры экологического характера тоже имеют дидактическую направленность, они  связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы.  Можно использовать такие игры, как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы». Дети, подражая действиям, имитирую звуки, в этих играх глубже усваивают знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению у них интереса к природе.

Творческие игры являются отражением впечатлений, полученных в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни. Помогают усваивать знания о труде взрослых в природе (работа на огороде, в теплице), при этом у них формируется положительное отношение к труду, они осознают значение труда взрослых в природе.

Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом: песком, снегом, глиной, мелкими камешками, шишками, каштанами.  В них дети, созидая, познают свойства и качества материалов. Этими играми руководит педагог. Воспитатель помогает детям в подборе и использовании природного материала в играх, показывает  способы его использования. 

Наряду с перечисленными играми, в работе с детьми используются  большое количество игровых упражнений («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Принеси желтый листик» и др.). Игровые упражнения помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность. Игровые упражнения проводятся либо со всей группой детей либо с частью ее. Особое значение игровые упражнения имеют в младшей и средней группах.

Любознательность у детей всегда стояла на первом месте. И развивать ее рекомендуется в таких дидактических играх как – игры - путешествия. Они  расширяют кругозор детей, развивают их познавательную активность: сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Ребенок интересуется и это видно по количеству задаваемых вопросов. Это такие игры как «Рассели насекомых по домикам», «Путешествия в подводный мир», «Путешествия в страну животного мира», «Что растет, где растет и когда растет?», «Определи быстро, кто летает, бегает, прыгает», «По муравьиной тропе», «Бездомному всегда плохо», «Если бы я был бабочкой…».

В настоящее время при ознакомлении детей с природой особое предпочтение отдается компьютерным дидактическим играм. Они представляют большой интерес у детей старшего дошкольного возраста. Красочность, музыкальное оформление, игровая форма, общая атмосфера доброжелательности позволяет детям играть увлечённо с интересом, испытывать радость познания, открывать новое. Сейчас создано огромное количество компьютерных игр. Это игры «Назови детенышей», «Засели домики птиц и зверей» и др.

Итак, развитие интереса и любознательности к природе у детей дошкольного возраста на примере дидактических игр экологической направленности являются неотъемлемой частью в решении основных задач развития детей, интерес и любознательность побуждают их к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы в их исканиях.

     

 3. Организация дидактических игр осуществляется в трех основных направлениях:

  1. подготовка к проведению дидактической игры,
  2. её проведение  
  3.  анализ

Отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения:

1. углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь и др.);

 2. установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

3. определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);

 4. выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим; определения количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

5. подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки…);

6. подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

 7. подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

 «Проведение» - ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил; показ игровых действий, в процессе которого воспитатель развивает умение детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза); определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);  подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность. В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет тоже интересной. Дети обычно ждут этого дня. «Анализ»

 анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе.

  1. А теперь  я предлагаю вам снова побыть детьми и немного поиграть.

 Поиграем в игру№1.

Дидактическая игра «Кто где живет».

Цель: дать детям понятие, что у каждого животного, птицы и насекомого есть свое жилище.

Задачи: развивать умение детей отличать жителей леса от домашних питомцев. Развивать мышление, память, речь детей. Воспитывать интерес к природному окружению.

Материал: цветные карточки с изображением животных и насекомых рядом с их жилищем (собака и будка, лиса и нора, белочка и дупло, муравьи и муравейник, медведь и берлога, пчелы и улей, птица и гнездо).  Карточки со стихами.

Ход игры: воспитатель читает стихотворение, дети находят нужную карточку, показывают ее и проговаривают кто изображен на карточке, где живет и как называется его жилище.

2 вариант игры на закрепление.

Цель: закреплять с детьми названия жилищ животных, птиц  и насекомых.

Ход игры:  воспитатель читает стихотворение без слов названия жилищ для животных, дети добавляют стихи, показывают нужную карточку.

3 вариант игры по карточкам «Лакомство для зверюшек».

Цель: расширение  представления знаний дошкольников о месте обитания и питания некоторых животных, птиц  и насекомых.

Задачи: развивать общие познавательные способности: умение наблюдать и описывать, строить предложения, находить причинно-следственные связи; расширять и обобщать знания о мире животных; развивать интеллектуальные и творческие способности дошкольников; формировать осознанное и бережное отношение к животным и насекомым.

Материал: цветные карточки с изображением животных и насекомых, листы белой бумаги, простые карандаши.

Ход игры: выбирается в игре первый ведущий. Карточки разложены на столе белой стороной, ведущий выбирает любую карточку, показывает ее детям, проговаривает кто на ней изображен, где живет, а все участники игры должны нарисовать любимое лакомство для этого зверюшки. Далее выходит второй ведущий и по такой же схеме работает с карточками.

Дидактическая игра «Экологическая почта» №2. Цель: убедить дошкольников в том, что необходимо охранять и беречь окружающие природные объекты. Формировать у детей интерес к получению экологических знаний, развивать мышление, память.

Материалы:  письма в разноцветных конвертах, различные картинки обитателей и объектов природы (жаба, лягушка, летучая мышь, змея, водяные лилии, крапива, мухомор, сова, паук)

Ход игры:

Воспитатель объявляет, что почтальон доставил почту, но обратного адреса нет и все конверты цветные: коричневый, серый, полосатый, белый, зеленый, красный, коричневый с перышками, серый с разводами. Воспитатель отправляет письмо по кругу, звучит музыка, когда музыка прекращается, конверт остается у того, кто в этот момент держит его в руках. Не открывая, ребенок должен предположить от кого письмо. Затем воспитатель помогает прочитать письмо. Ребенок должен отгадать от кого же это письмо. Игра продолжается до тех пор, пока не прочитают все письма.

Жалобные письма.

Коричневый конверт

«Родилась я не красавицей. Но, как говорится, не всем же быть красивыми. Когда меня видят, то морщатся, пищат, пытаются камнями кидать. А еще боятся меня в руки брать, говорят, что от этого на руках бородавки будут. А все забыли, что я большую пользу приношу. Моя любимая пища - насекомые, я ими летом питаюсь, съедаю около 1000 вредных насекомых».

 (Жаба)

Серый конверт

Я умею очень длительно летать, питаюсь насекомыми, но не похожа на птицу. Очень люблю темноту, а спать люблю вниз головой. Когда птицы спят, я от заката до рассвета ловлю вредителей сада и огорода. А когда идет дождь, и насекомые прячутся в коре деревьев, я ползаю по дереву и нахожу добычу. Многие люди меня не любят и обижают, наверное, потому что не знают, что я уничтожая насекомых вредителей приношу пользу.

(Летучая мышь)

Полосатый конверт

Я в природе просто незаменима. Меня называют природным санитаром. Особенно я полезна для сельского хозяйства, так как спасаю посевы от грызунов. А еще, если я укушу, можно умереть, но с другой стороны, мой яд используется для изготовления многих лекарств. Поэтому я вас прошу – не убивайте меня, я вас не трону, если вы меня не тронете. (Змея)

(Водяные лилии)

Белый конверт

Мои цветы необыкновенно красивы, поэтому люди придумали народное название - «Водная королева». Люди стараются сорвать меня для букета, но в вазе я сразу увядаю. Я прошу вас, не уничтожайте нас, а просто любуйтесь.

 (Крапива)

Зеленый конверт

Меня называют «зеленым кипятком», говорят, меня видит даже слепой. Я являюсь любимым лакомством некоторого вида бабочек. Люди меня используют для приготовления салата, супа, борща. Из меня делают полотно. А самое интересное, в моих листьях, как в холодильнике, могут храниться мясо и рыба. Не любят меня маленькие дети, потому что я, я как кипяток обжигаю. 

(Мухомор)

 Красный в горошек конверт

Люблю красиво наряжаться, особенно обожаю ярко – красные шляпы в горошек. В сказке соседствую с избушкой Бабы Яги. Помогаю бороться с назойливыми мухами. Для коров, лосей, оленей служу лекарством. Прошу всех не топчите, не губите меня.  

(Сова)

Коричневый с перышками конверт

Живу я долго от 20 до 70 лет. Днем я сплю, а ночью выхожу на охоту. Моей добычей являются насекомые, ежи, грызуны. Летаю я бесшумно, так как у меня на крыльях особенные перышки. Только я одна могу поворачивать голову вокруг себя. А еще я «вижу» ушами, у меня отличный слух. А некоторые люди называют меня мудрой. Но большинство людей меня не любят, говорят, что голос у меня некрасивый, что беду я накликаю, что глаза у меня большие и некрасивые. Но не забывайте, что я много пользы приношу людям, я спасаю посевы зерновых от грызунов. 

(Паук)

 Коричневый с разводами конверт

Я могу похвастаться многочисленными лапками. Обитаю рядом с человеком, иногда даже в доме. Борюсь с вредными насекомыми, обожаю мух и комаров, для того чтобы их поймать я плету прочные сети. Но люди относятся ко мне пренебрежительно из – за моей не очень привлекательной внешности. Люди не стоит бояться меня, я удивительное и обаятельное существо. 

5. Наш семинар подошел к концу. Давайте подведем итоги. Развитие интереса и любознательности к природе у детей дошкольного возраста на примере дидактических игр экологической направленности являются неотъемлемой частью в решении основных задач развития детей, интерес и любознательность побуждают их к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы в их исканиях. Таким образом, руководство дидактическими играми по экологии требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Это обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с воспитанниками, организация обстановки для игры, а также четкое определение своей роли в игре. Хочется закончить работу нашего семинара следующими словами:

«Помните взрослые, помните дети

Помните, что красота на планете

Будет зависеть только от нас.

Не забывайте об этом сейчас.

Планету живую сберечь для народа

И пусть восхваляет гимн жизни  ПРИРОДА!»

Спасибо за участие!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности» Подготовили: Липина Т.П .

Слайд 2

Предметные игры «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке» В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами.

Слайд 3

Настольно-печатные игры «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Ягоды и фрукты», «Растения» Дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета.

Слайд 4

пазлы «Насекомые», «Животные крайнего севера»

Слайд 5

Словесные игры «В воде, воздухе, на земле» «Кто летает, бегает, прыгает» «Съедобное, не съедобное» Решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность.

Слайд 6

Игры-эксперименты «Что быстрее утонет – легкое или тяжелое», «Бумага рвется, мнется и горит», «Цветное и прозрачное стекло», «Чистая и грязная вода», «С электричеством» (подготовительная группа) Игровая форма придает играм-занятиям занимательность, обучение идет через определенные игровые правила и игровые действия.

Слайд 7

Подвижные игры «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы». Связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы.

Слайд 8

Творческие игры строительные игры с природным материалом: песком, снегом, глиной, мелкими камешками, шишками, каштанами. Являются отражением впечатлений, полученных в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни

Слайд 9

игровые упражнения «Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Узнай по запаху», «Волшебный мешочек». Помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность.

Слайд 10

игры - путешествия «Путешествия в подводный мир», «Путешествия в страну животного мира», «Что растет, где растет и когда растет?» Расширяют кругозор детей, развивают их познавательную активность.

Слайд 11

компьютерные игры «Назови детенышей», «Засели домики птиц и зверей». Представляют большой интерес у детей старшего дошкольного возраста. Красочность, музыкальное оформление, игровая форма, общая атмосфера доброжелательности позволяет детям играть увлечённо с интересом, испытывать радость познания, открывать новое.

Слайд 12

Организация дидактических игр подготовка к проведению дидактической игры, её проведение анализ

Слайд 13

Отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: 1. углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь и др.); 2. установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы; 3. определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время); 4. выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим; определения количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально); 5. подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки…); 6. подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой; 7. подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности» (из опыта работы)

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира....

Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности

Экологическое воспитание становится приоритетным направлением в системе дошкольного образования. Игра – это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, она обогащает и развивает лич...

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности»

Семинар-практикум для педагогов на тему:«Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности» Цель: развитие  т...

Презентация Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности

Дидактические игры- являются одним из эфективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания....

Выступление на педагогическом совете на тему: "Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности" (из опыта работы)

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - новое направление в ДО. Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой.Одним из эффективных и наиболее...

Консультация для педагогов «Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности»

Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход.В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познан...