Семинар-практикум для педагогов на тему: «Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности»
консультация (средняя группа)

Семинар-практикум для педагогов на тему:

«Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности»

 Цель: развитие  творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологии; изучение и использование дидактических игр экологического назначения.

План семинара-практикума:

1. Вступительное слово.

2. Презентация по теме: «Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности».

 3. Организация дидактических игр экологической направленности.

4. Практическая часть.

5. Итог.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_ekologii.docx34.64 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов на тему:

«Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности»

 Цель: развитие  творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологии; изучение и использование дидактических игр экологического назначения.

План семинара-практикума:

1. Вступительное слово.

2. Презентация по теме: «Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности».

 3. Организация дидактических игр экологической направленности.

4. Практическая часть.

5. Итог.                                                              

Ход семинара:

1.Добрый день, уважаемые педагоги! Предлагаю вашему вниманию семинар- практикум на тему: «Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности».

 Бесконечный мир природы, окружающий нас,  пробуждает у детей живой интерес и любознательность, побуждает их  как к художественно – речевой деятельности,  так и  к игре.  Ребёнок учится понимать и элементарно объяснять наблюдаемые явления природы, а также рассуждать, рассказывать, описывать и, сопоставляя, сравнивать и делать выводы на основании увиденного. Воспитатель должен правильно отобрать познавательный материал  и продумать методы и приемы, используемые в предстоящей деятельности с детьми.

     2.Наиболее из эффективных и интересных средств в воспитании у детей любви к природе являются - дидактические игры экологической направленности. Они вызывают у них интерес к объектам природы. Дидактические игры с экологическим содержанием разделяют на следующие виды:

Предметные игры по экологии  - это игры с листьями, семенами, шишками, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке». В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Предметные игры особенно широко используются в младшей и средней группах. Они дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли, например, продавца, покупателя в игре «Магазин».

Игры-инсценировки помогают уточнить представление о времени года, явлениях природы, объектах живой и неживой природы («Оденем куклу на прогулку», «Живое-неживое»), о литературных произведениях («Путешествие в страну экологических сказок и сказок о животных»), о нормах поведения в природе («Что такое хорошо и что такое плохо»).

Настольно-печатные игры разнообразны по экологическому содержанию,обучающим задачам, оформлению, такие как: - «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья», «Рассказы о животных», парные картинки. Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним. Они помогают развивать мыслительные процессы.

В настоящее время очень популярны пазлы, где картинки особой техники соединения, разделены на несколько частей и имеют различное содержание (изображение животных, фруктов, овощей, сюжетные картинки «Грибы», «Времена года», «Насекомые», «Животные крайнего севера»). Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Они позволяют удовлетворить детскую любознательность, вовлекают детей в активное освоение окружающего мира, помогает им овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.

Словесные игры экологического содержания отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность («Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, воздухе, на земле», «Нужно - не нужно»). Они проводятся с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Игры-эксперименты. Наибольший интерес дети проявляют к опытно-экспериментальной деятельности в игровой форме. Игровая форма придает играм-занятиям занимательность, обучение идет через определенные  игровые правила и  игровые действия.  Дети очень любят экспериментировать, поэтому и проводятся такие игры, как «Утонул, давай достанем», «Что быстрее утонет – легкое или тяжелое», «Бумага рвется, мнется и горит», «Цветное и прозрачное стекло», «Чистая и грязная вода», «Для чего человеку нужен воздух» и др. Такие дидактические игры стимулируют развитие любознательности и наблюдательности, способствуют развитию мелкой моторики.

Подвижные игры экологического характера тоже имеют дидактическую направленность, они  связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы.  Можно использовать такие игры, как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы». Дети, подражая действиям, имитирую звуки, в этих играх глубже усваивают знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению у них интереса к природе.

Наряду с перечисленными играми, в работе с детьми используются  большое количество игровых упражнений («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди к цветочку такой же», «Принеси желтый листик» и др.). Игровые упражнения помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность. Игровые упражнения проводятся либо со всей группой детей либо с частью ее. Особое значение игровые упражнения имеют в младшей и средней группах.

В настоящее время при ознакомлении детей с природой особое предпочтение отдается компьютерным дидактическим играм. Они представляют большой интерес у детей старшего дошкольного возраста. Красочность, музыкальное оформление, игровая форма, общая атмосфера доброжелательности позволяет детям играть увлечённо с интересом, испытывать радость познания, открывать новое. Сейчас создано огромное количество компьютерных игр. Это игры «Назови детенышей», «Засели домики птиц и зверей».

Итак, развитие интереса и любознательности к природе у детей дошкольного возраста на примере дидактических игр экологической направленности являются неотъемлемой частью в решении основных задач развития детей, интерес и любознательность побуждают их к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы в их исканиях.

 3.Организация дидактических игр осуществляется в трех основных направлениях:

  1. подготовка к проведению дидактической игры,
  2. её проведение  
  3.  анализ

Отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения:

1.углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь и др.);

 2. установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

3.определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);

 4.выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим; определения количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

5. подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки…);

6. подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

 7.подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

«Проведение» - ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил; показ игровых действий, в процессе которого воспитатель развивает умение детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза); определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя вигре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);  подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность. В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет тоже интересной. Дети обычно ждут этого дня. «Анализ»

анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе.

4.  А сейчас, уважаемые педагоги, я хочу представить вашему вниманию Макет «Дерево. Времена года». – пособие для дидактических игр по изучению времен года.

Цель: закрепление у детей знаний и представлений об особенностях каждого из четырех времен года.

Задачи: формировать представление детей о чередовании времен года, их характерных особенностях; развивать умение наблюдать за сезонными явлениями и изменениями в живой и неживой природе; расширять и обогащать словарь детей по теме «Времена года»; развивать кругозор,внимание и память; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

А теперь  я предлагаю вам снова побыть детьми и немного поиграть.

Поиграем в игру№1.

Дидактическая игра «Кто где живет».

Цель: дать детям понятие, что у каждого животного, птицы и насекомого есть свое жилище.

Задачи: развивать умение детей отличать жителей леса от домашних питомцев. Развивать мышление, память, речь детей. Воспитывать интерес к природному окружению.

Материал: цветные карточки с изображением животных и насекомых рядом с их жилищем (собака и будка, лиса и нора, белочка и дупло, муравьи и муравейник, медведь и берлога, пчелы и улей, птица и гнездо).  Карточки со стихами.

Ход игры: воспитатель читает стихотворение, дети находят нужную карточку, показывают ее и проговаривают кто изображен на карточке, где живет и как называется его жилище.

2вариант игры на закрепление.

Цель: закреплять с детьми названия жилищ животных, птиц  и насекомых.

Ход игры:  воспитатель читает стихотворение без слов названия жилищ для животных, дети добавляют стихи, показывают нужную карточку.

3 вариант игры по карточкам «Лакомство для зверюшек».

Цель: расширение  представления знаний дошкольников о месте обитания и питания некоторых животных, птиц  и насекомых.

Задачи: развивать общие познавательные способности: умение наблюдать и описывать, строить предложения, находить причинно-следственные связи; расширять и обобщать знания о мире животных; развивать интеллектуальные и творческие способности дошкольников; формировать осознанное и бережное отношение к животным и насекомым.

Материал: цветные карточки с изображением животных и насекомых, листы белой бумаги, простые карандаши.

Ход игры: выбирается в игре первый ведущий. Карточки разложены на столе белой стороной, ведущий выбирает любую карточку, показывает ее детям, проговаривает кто на ней изображен, где живет, а все участники игры должны нарисовать любимое лакомство для этого зверюшки. Далее выходит второй ведущий и по такой же схеме работает с карточками.

Дидактическая игра «Экологическая почта» №2.Данная игра разработана в год экологии и сопряжена с продуктивной деятельностью, дети в результате игры должны оформить плакат – мотиватор, который призывает беречь природу.

Цель: убедить дошкольников в том, что необходимо охранять и беречь окружающие природные объекты. Формировать у детей интерес к получению экологических знаний, развивать мышление, память.

Материалы: аудиозапись, письма в разноцветных конвертах, различные картинки обитателей и объектов природы (жаба, лягушка, летучая мышь, змея, водяные лилии, крапива, мухомор, сова, паук)

Ход игры:

Воспитатель объявляет, что почтальон доставил почту, но обратного адреса нет и все конверты цветные: коричневый, серый, полосатый, белый, зеленый, красный, коричневый с перышками, серый с разводами. Воспитатель отправляет письмо по кругу, звучит музыка, когда музыка прекращается, конверт остается у того, кто в этот момент держит его в руках. Не открывая, ребенок должен предположить от кого письмо. Затем воспитатель помогает прочитать письмо. Ребенок должен отгадать от кого же это письмо, если не отгадывает, то другие участники помогают, выбирают соответствующую картинку и наклеивают на большой лист (ватман). Игра продолжается до тех пор, пока не прочитают все письма. Когда все отправители отгаданы и их фотографии наклеены на большой лист бумаги, детям предлагается оформить плакат – мотиватор «Не обижайте, берегите и любите нас!».

Жалобные письма.

Коричневый конверт

«Родилась я не красавицей. Но, как говорится, не всем же быть красивыми. Когда меня видят, то морщатся, пищат, пытаются камнями кидать. А еще боятся меня в руки брать, говорят, что от этого на руках бородавки будут. А все забыли, что я большую пользу приношу. Моя любимая пища - насекомые, я ими летом питаюсь, съедаю около 1000 вредных насекомых».

 (Жаба)

Серый конверт

Я умею очень длительно летать, питаюсь насекомыми, но не похожа на птицу. Очень люблю темноту, а спать люблю вниз головой. Когда птицы спят, я от заката до рассвета ловлю вредителей сада и огорода. А когда идет дождь, и насекомые прячутся в коре деревьев, я ползаю по дереву и нахожу добычу. Многие люди меня не любят и обижают, наверное, потому что не знают, что я уничтожая насекомых вредителей приношу пользу.

(Летучая мышь)

Полосатый конверт

Я в природе просто незаменима. Меня называют природным санитаром. Особенно я полезна для сельского хозяйства, так как спасаю посевы от грызунов. А еще, если я укушу, можно умереть, но с другой стороны, мой яд используется для изготовления многих лекарств. Поэтому я вас прошу – не убивайте меня, я вас не трону, если вы меня не тронете. (Змея)

(Водяные лилии)

Белый конверт

Мои цветы необыкновенно красивы, поэтому люди придумали народное название - «Водная королева». Люди стараются сорвать меня для букета, но в вазе я сразу увядаю. Я прошу вас, не уничтожайте нас, а просто любуйтесь.

 (Крапива)

Зеленый конверт

Меня называют «зеленым кипятком», говорят, меня видит даже слепой. Я являюсь любимым лакомством некоторого вида бабочек. Люди меня используют для приготовления салата, супа, борща. Из меня делают полотно. А самое интересное, в моих листьях, как в холодильнике, могут храниться мясо и рыба. Не любят меня маленькие дети, потому что я, я как кипяток обжигаю. 

(Мухомор)

Красный в горошек конверт

Люблю красиво наряжаться, особенно обожаю ярко – красные шляпы в горошек. В сказке соседствую с избушкой Бабы Яги. Помогаю бороться с назойливыми мухами. Для коров, лосей, оленей служу лекарством. Прошу всех не топчите, не губите меня. 

(Сова)

Коричневый с перышками конверт

Живу я долго от 20 до 70 лет. Днем я сплю, а ночью выхожу на охоту. Моей добычей являются насекомые, ежи, грызуны. Летаю я бесшумно, так как у меня на крыльях особенные перышки. Только я одна могу поворачивать голову вокруг себя. А еще я «вижу» ушами, у меня отличный слух. А некоторые люди называют меня мудрой. Но большинство людей меня не любят, говорят, что голос у меня некрасивый, что беду я накликаю, что глаза у меня большие и некрасивые. Но не забывайте, что я много пользы приношу людям, я спасаю посевы зерновых от грызунов. 

(Паук)

 Коричневый с разводами конверт

Я могу похвастаться многочисленными лапками. Обитаю рядом с человеком, иногда даже в доме. Борюсь с вредными насекомыми, обожаю мух и комаров, для того чтобы их поймать я плету прочные сети. Но люди относятся ко мне пренебрежительно из – за моей не очень привлекательной внешности. Люди не стоит бояться меня, я удивительное и обаятельное существо. 

Творческое задание.

Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Давайте разделимся на две команды. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее “прочитать”.

1.Весна красна цветами, а осень пирогами.

2.Готовь сани летом, а телегу зимой.

 5.Наш семинар подошел к концу. Давайте подведем итоги. Развитие интереса и любознательности к природе у детей дошкольного возраста на примере дидактических игр экологической направленности являются неотъемлемой частью в решении основных задач развития детей, интерес и любознательность побуждают их к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы в их исканиях. Таким образом, руководство дидактическими играми по экологии требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Это обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с воспитанниками, организация обстановки для игры, а также четкое определение своей роли в игре.Хочется закончить работу нашего семинара следующимисловами:

«Помните взрослые, помните дети

  Помните, что красота на планете

  Будет зависеть только от нас.

  Не забывайте об этом сейчас.

  Планету живую сберечь для народа

  И пусть восхваляет гимн жизни  ПРИРОДА!»

Спасибо за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности» (из опыта работы)

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира....

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности»

          Бесконечный мир природы, окружающий нас,  пробуждает у детей живой интерес и любознательность, побуждает их  как к художественно – речевой дея...

Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности

Экологическое воспитание становится приоритетным направлением в системе дошкольного образования. Игра – это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, она обогащает и развивает лич...

Презентация Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности

Дидактические игры- являются одним из эфективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания....

Выступление на педагогическом совете на тему: "Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности" (из опыта работы)

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - новое направление в ДО. Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой.Одним из эффективных и наиболее...

Консультация для педагогов «Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности»

Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход.В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познан...