Отчёт по теме самообразования: «Использование системы здоровьесберегающих технологий в коррекционном процессе как средство повышения уровня речевого развития».
материал (средняя группа)

Штырева Ульяна Сергеевна

Отчёт по  теме самообразования: «Использование системы здоровьесберегающих технологий в коррекционном процессе как средство повышения уровня речевого развития».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_teme_samoobrazovaniya.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Радуга», Кулундинского района Алтайского края,

 ул. Советская,43

Отчёт по  теме самообразования: «Использование системы здоровьесберегающих технологий в коррекционном процессе как средство повышения уровня речевого развития».

        

Учитель-логопед:

Штырева У.С.

2020

Дошкольное образовательное учреждение призвано создать основу для дальнейшего развития ребенка и обеспечить максимально благоприятные условия для формирования его здоровья; гармоничного физического, психического  и  речевого  развития. Забота о повышении качества образования выражается в обновлении его содержания, попытке отойти от традиционной системы воспитания и поиске новых форм учебного процесса. При этом необходимо учитывать, что не все инновационные процессы и образовательные технологии, используемые в работе со здоровыми дошкольниками, могут быть использованы в коррекционной педагогике и однозначно определены как эффективные и безопасные для здоровья. Все больше и больше в современном образовании ощущается доминанта «интеллектуального» образования, в результате чего страдает здоровье детей. Возникшие противоречия  между «интеллектуализацией» образования и тенденцией снижения показателей уровня здоровья, и темпов развития детей дошкольного возраста, обусловленное  ухудшением социально-экономических и экологических условий жизни, (несбалансированным питанием, снижением оздоровительной  и  воспитательной работы),  явились побудительным мотивом для разработки и внедрения в коррекционно-образовательный  процесс ДОУ системы здоровьесберегающих   педагогических технологий,  применяемых в работе логопеда, и направленных на повышение общего уровня соматического здоровья воспитанников и  улучшения  показателей  речевого развития. Таким образом, можно сказать,  что эффективность профилактических и корригирующих программ определяется повышением уровня физического и психического здоровья каждого ребенка с нарушениями речи. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития.        

В системе здоровьесберегающих технологий мной применяю следующие элементы:

  1. Дыхательная гимнастика. 

 «Методику развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи» авторов Л.И.Белякова,Н.Н.Гончарова,Т.Г.Шикина, которая с помощью специальных коррекционных физических упражнений развивает грудобрюшной  тип дыхания  и  активизирует  диафрагмальную мышцу.

  1. Артикуляционная (логопедическая) гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. При отборе материала  придерживаюсь  определенной  последовательности, иду от простых упражнений к более сложным. Провожу их в  игровой форме, например, «Сказка о Веселом Язычке», « В зоопарке» с использованием игрушки (лягушки).
  2. Для достижения лучших результатов в своей работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяю такой метод как биоэнергопластика – это со дружественное взаимодействие руки и языка. Считаю что, применяемый мной метод биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
  3. Массаж биологически активных точек используются мною  для:
  • нормализация тонуса мышц, обеспечивающих работу голосового, дыхательного и артикуляционного аппаратов;
  • регуляция вегетативных функций и обменных процессов;
  •  регуляция эмоционального состояния;
  • профилактика расстройств голосового аппарата и заболеваний верхних дыхательных путей
  1. Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком  страдающим речевой патологией. Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата. В практической деятельности, я считаю,  использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам:
  • самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно;
  •  самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты; (включала проведение самомассажа  детьми после утренней гимнастики, дневного сна, как часть логопедического занятия).

Перед выполнением приемов самомассажа ребята  принимали  спокойную, расслабленную позу (сидя на стульчиках или  лежа в кроватках после дневного сна). Дети обучались приемам самомассажа (поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения)  сначала по показу взрослого при наличии зрительного контроля (зеркало), затем по показу  своего сверстника без зрительного контроля. Когда приемы самомассажа были освоены  стало возможным  проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную тихую музыку в медленном ритме. Процедура самомассажа проводилась  в игровой форме по рекомендуемой педагогом схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка.

  1. Самомассаж кистей рук.

На  занятиях или вовремя проведения дыхательно-артикуляционной гимнастики провожу самомассаж кистей рук за счет этого происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (су-джок  шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики, ребристый карандаш).

Такой вид самомассаж  позволяет:

  • Создать возможность для тренинга переключаемости движений, их согласованной скоординированности;
  • Воспитывать навык удержания позы;
  • Развивать мыслительные процессы и их произвольность;
  • Активизировать биологические процессы организма и деятельность жизненно важных анализаторов;
  • Учиться играя, что вызывает положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности.
  1. В своей работе также  использую кинезеологические упражнения, направленные на формирование и развитие межполушарного взаимодействия. С этой целью  разучивается с группой детей комплекс кинезеологических упражнений: "Колечко", "Кулак-ребро-ладонь", "Лезгинка", "Лягушка", "Ухо-нос", "Замок". А также упражнения направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.

Таким образом,  можно подвести итог, что использование системы здоровьесберегающих технологий в коррекционном процессе с контингентом детей,  имеющим тяжелые речевые нарушения, сочетанные с ослабленным соматическим состоянием и  задержкой темпов развития, позволяет максимально выровнять речевые стартовые возможности детей для успешной адаптации и обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская журналистика как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение я...

Опыт работы«Развитие мелкой моторики. Как средство повышения уровня речевого развития детей. Младшего и среднего дошкольного возраста».

Актуальность работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, ...

Технология интервьюирования как средство повышения уровня речевого развития старших дошкольников с ОНР

Уже в дошкольном возрасте журналистика вызывает у детей большой интерес и может быть использована как средство повышения уровня речевой и коммуникативной компетентности воспитанников....

Детская журналистика, как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Детская журналистика, как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста...

Опыт работы "Развитие мелкой моторики, как средство повышения уровня речевого развития детей среднего дошкольного возраста"

Учеными было доказано, что систематическая целенаправленная по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в психофизической сфере ребенка. Простые движения ру...

План самообразования «Использование интерактивных игр в воспитательно — образовательном процессе ДОУ для повышения уровня познавательного развития дошкольников 5 – 7 лет»

Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, э...

Самообразование по теме: «Использование приемов мнемотехники как средство повышения уровня речевого развития детей дошкольного возраста».

Индивидуальный план по самообразованиюВоспитателя (специалиста) МАДОУ ДСКН №1 г.СосновоборскаФИО Дроздова Ирина АлександровнаНа 2019-2020 учебный год. Тема: «Использование приемов мнемотехн...