План работы по самообразованию на тему "Воспитание культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"
материал (младшая группа)

Абдразакова Елена Рахимзяновна

Годовой план работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_16-17_g._abdrazakova.docx29.49 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 «Сказка»

План работы по самообразованию

за 2015-2016 учебный год

воспитателя Абдразаковой Елены Рахимзяновны

на тему

«Формирование культурно- гигиенических навыков у младших дошкольников»

                                                                   г.Мегион.

АКТУАЛЬНОСТЬ И ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ.

    Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия - благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.

    Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

      Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает  в себя не только отсутствие заболеваний, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психологического благополучия.

 «Здоровье детей - богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена. Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.

     Главная задача - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической  культуры

    Работая с детьми с детьми младшей группы детского сада, я заметила, что у детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма.

         Таким образом, проблема воспитания КГН стоит достаточно остро. Именно поэтому я решила углубленно работать над темой «Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников». В этом же направлении я решаю не менее важные  задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни и по сохранению и укреплению здоровья детей,  физического, так и психического.

    Цель: повысить свой профессиональный уровень по теме, создать в группе предметно-развивающую среду

    Успешное формирование культурно - гигиенических навыков решается через следующие задачи:

- формировать   умение овладевать культурно- гигиеническими навыками и навыками самообслуживания;

-   побуждать детей к самостоятельности;

- оснастить предметно - развивающую среду учебно- дидактическим комплексом пособий по воспитанию культурно гигиенических навыков у детей дошкольного возраста;

- разработать методические рекомендации по воспитанию культурно гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;

-  повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании у детей дошкольного возраста культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

     В работе с детьми я использовала разнообразные формы работы в образовательной деятельности, в режимных моментах, в самостоятельной деятельности:

период

Содержание

Цель

Методы и приемы

Сентябрь- октябрь

Игры на внимание «Угадай, чей шкафчик», «Чья картинка», «Лото», «Что сначала, что потом».

Игра «Умоем куклу Машу», педагогическая ситуация «Покажи чистые ладошки».

Рассказывание истории про Машу и Мишу «Как вести себя за столом».

Учить детей знать и находить свои картинки, символизирующие место его вещей, подворачивать рукава одежды перед умыванием и мытьём рук с помощью взрослого.

Учить правильно сидеть за столом - не ставить локти на стол, ноги под прямым углом. Формировать навык аккуратной еды, правильно пользоваться ложкой.

Знакомство с предметами личной гигиены (мыло полотенце, расческа, носовой платок). Учить замечать неполадки в одежде, с помощью взрослого устранять их.

Показ, объяснения,

образец взрослых, словесные указания, помощь взрослых

Ноябрь

Использование потешки «Водичка-водичка», стихотворение

«Я под краном руки мыла…»  

Занятие «Мыльные

перчатки», чтение стихотворения Г.Ладонщиков

«Приятного аппетита» В.Берестов,

рассказывание истории про Машу и Мишу «Как Витю учили есть ложкой». Занятие «Уложим куклу спать», стихотворение «Спать пора» П.Воронько,

чтение К.Чуковского «Федорино горе»,

чтение «Что взяла, клади на место»

З.Александрова

Учить детей следить за чистотой своих рук и мыть их при необходимости, учить подставлять руки под струю воды, делать круговые движения ладошками. Учить детей принимать правильное положение за столом во время еды держать хлеб в левой, а ложку в правой руке (дети-левши наоборот).

 Воспитывать желание всегда быть аккуратным и опрятным. Учить снимать одежду в определённой последовательности вешать на стул. Учить детей помогать в уборке игрушек.

   

Словесные указания, объяснения, упражнения, похвала, пример взрослых,

помощь взрослых,

совместная деятельность с воспитателем.

Декабрь

Чтение «Мойдодыр» К.Чуковского;

использование потешки «ой лады, лады, лады не боимся мы воды…»,

Занятие «Такие разные носочки», Чтение стихотворений И.Горюновой «Этикет для карапузов»,

рассматривание картинок на тему «Посуда».

Пед. ситуация

 «Кукла учится у ребят аккуратно кушать»: визит куклы на обед, полдник, ужин.

Чтение Маяковского

«Что такое хорошо, что такое плохо».

Учить самостоятельно брать мыло, намыливать руки, учить пользоваться носовым платком, учить детей самостоятельно одевать колготки, шорты (юбки), просить о помощи взрослых, при раздевании вешать вещи аккуратно на стульчик, воспитывать самостоятельность.

Учить с помощью взрослых ставить стулья к столам, стелить на стол салфетки, ставить вазочки, продолжать приучать убирать игрушки на места. Совершенствовать навыки аккуратной еды, учить благодарить после еды.

Словесные указания, объяснения, помощь взрослых, похвала,

показ, рассказ, игровые упражнения, индивидуальная работа.

Январь

Потешки «Кран-откройся…» Рассказывание истории про Машу и Мишу «Как Маша и Миша учились мыть руки», чтение «Вежливые слова» Е.Кузьмин,

Дид. игра «Кукла Маша идёт на прогулку», Разучивание стихов А.Барто «Игрушки»,

Игра «Поможем кукле раздеться».

Учить отжимать воду с рук,не капать на пол, пользоваться своим полотенцем, своевременно пользоваться туалетом,

 учить детей не крошить хлеб, есть с закрытым ртом; совершенствовать навыки культурной еды.

  Учить детей складывать и убирать одежду в шкаф после прогулки; учить вежливо выражать свою просьбу, пользоваться словами «спасибо», «пожалуйста», «извините»

Продолжать приучать детей убирать игрушки на свои места, поддерживать порядок в группе

Словесные указания, поощрения, упражнения, напоминания, похвала, показ, помощь, одобрение.

Февраль

Занятие на тему «Про маленькую капельку», чтение

стихотворения А.Барто «Резиновая Зина», 

игра «Кукла заболела»,

стих «Приятного аппетита» Ю.Кушак, наст. игры «Весёлые шнурочки»,«Волшеб-ные верёвочки»,  

стих «На прогулку» О.Кригер,    игра

«Парикмахерская»,

использование потешки

«Расти коса…»

Формировать представления о воде, как важном средстве поддержания чистоты,

совершенствовать навык мытья рук, самостоятельно подворачивать рукава и опускать после умывания;

Учить детей тщательно пережевывать пищу, откусывать хлеб, заедать супом; совершенствовать навык культурной еды. Учить одеваться в определённой последовательности, начиная с ног, а раздеваться сверху; учить завязывать шнурки.

  Учить детей пользоваться расчёской с помощью воспитателя, пользоваться зеркалом, носовым платком, выполнять трудовые поручения по поддержанию порядка

Показ, помощь, пример воспитателя, словесные  указания, похвала, пример других ребят, просьбы, похвала, поощрения.

Март

Чтение Н.Найдёнова «Наши полотенца»,

дид. игры. «Причешем куклу Машу»,

«Купание куклы»,

стих «Про ложку» В.Берестов.

дид.игры «Застёжки-шнурочки»,«Волшеб-ные пуговки», Пед.ситуация «Потерялись игрушки»,

Занятие «Носики-курносики».

Учить детей самостоятельно пользоваться развёрнутым полотенцем в процессе умывания, совершенство-вать навыки культуры еды, учить пользоваться салфеткой после приёма пищи, учить застёгивать и расстегивать пуговицы на одежде с помощью взрослого, застёгивать и расстегивать «липучки», учить самостоятельно убирать игрушки после игры в группе.

Словесные указания, показ, похвала, игровые упражнения, поручения, одобрения, пример других детей,

индивидуальная работа с детьми по формированию навыков самообслуживания.  

Апрель

Чтение Е.Благининой «Девочка чумазая»,

Рассматривание картин: «Петя собирается на прогулку», «Катя пришла в гости», поручения «Помоги другу»,

дид.игры «Что лишнее», «Найди и назови»,

игры «Семья», «Кукла ждет гостей», «Накормим куклу обедом».

Учить детей мыть лицо сверху вниз, совершенствовать навыки умывания, пользования полотенцем, носовым платком. Учить детей правильно сидеть за столом, наклонять голову над тарелкой, кушать аккуратно, закреплять навыки одевания и раздевания, соблюдать последовательность. Учить помогать друг другу. Выворачивать одежду на правую сторону, закреплять знания о предметах личной гигиены, названий одежды, учить поддерживать порядок в своих вещах и группе

Поручения, напоминания, показ, похвала, просьбы.

Май

Различные игры на закрепление навыков самообслуживания и культурной гигиены.

Совершенствовать навык умывания и мытья рук. Учить быть последовательными в умывании и мытье  рук. Продолжать развивать самостоятельность в соблюдении навыков. Совершенствовать навыки опрятной еды. Совершенствовать и закреплять навыки одевания и раздевания. Поощрять желание детей убирать игрушки на места и поддерживать порядок в группе

Режимные процессы, напоминания, контроль, похвала

поощрения.

помощь, словесные указания, упражнения.

                                               

     Компетентность родителей в вопросах воспитания культурно- гигиенических навыков зависит от их систематического и целенаправленного самообразования и саморазвития. С целью педагогического и психологического просвещения родителей по данному вопросу,  оформляются информационные стенды, на родительских собраниях производится обмен опытом по воспитанию детей, проводится индивидуальное психологическое консультирование.

Работа с родителями.

Сентябрь 

Папка-передвижка:  Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка»

Октябрь 

Консультация «Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности»

 Ноябрь 

Советы родителям «Как правильно одевать ребёнка на прогулку»

Декабрь 

 Консультация «Формирование навыков поведения за столом у детей раннего возраста»

 Январь

Рекомендации  по использованию дидактических  игр в воспитании культурно-гигиенических навыков у детей.

Февраль

Памятка: «Организация режима дня дома»

Март-Апрель

 Родительское собрание "Родителям о воспитании культурно-гигиенических навыков у детей".

Май

Анкета «Насколько сформированы культурно-гигиенические навыки  у детей к концу учебного года".

     

При изучении темы самообразования я использовала следующую литературу:

  1. Белостоцкая Е.М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. – М.:Просвещение,1991.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение,1991.
  3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в д/с: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение,1985.
  4. Буре Р.С., Островская А.Ф. Воспитатель и дети. – М.: Просвещение, 2006.
  5. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: 1991.
  6. Воспитателю о работе с семьёй / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989.
  7. Запорожец А.В. Психология и педагогика игры дошкольника. М.,1966.
  8. Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ. – М.: Сфера, 2007.
  9. Игра дошкольника / Под ред. С.А. Новосёловой. – М.: Просвещение, 1989.
  10. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. – М .: 2005/
  11. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. – М.: Просвещение, 1973.
  12. Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. – М: ТЦ Сфера, 2006. – (Программа развития).
  13. Лихачёва А.А. Встреча с Мойдодыром. //Дошкольное воспитание №9 – 2004. с.56
  14. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком – М., Педагогика, 1990.
  15. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.
  16. Печора А.В. Развивающие игры для дошкольников. М.: ВАКО, 2008.
  17. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М., 1982.
  18. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. – М.: Просвещение, 1997.
  19. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника – М., 1996.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования воспитателя по теме: "Воспитание культурно -гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"

Материал предназначен для воспитателей групп раннего и младшего дошкольного возраста...

Тема по самообразованию :"Культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста «Будь здоров, малыш!»

«Будь здоров, малыш!» - творческий проект по здоровье сбережению детей младшего дошкольного возраста.Данный проект по формированию культурно-гигиенических навыков содержит методические рекомендации, п...

План работы по самообразованию. Тема: "Формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр" на 2018-2019 учебный год

Самообразование на тему: "Формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр" на 2018-2019 учебный год...

План по самообразованию «Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста».

Воспитание культурно-гигиенических навыков направленно на укрепление здоровья ребенка. Вместе с тем оно включает важную задачу воспитание культуры поведения. Необходимость опрятности, п...

План по самообразованию на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»

План по самообразованию «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»...

План по самообразованию Тема: «Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, посредством дидактических игр»

План по самообразованиюТема: «Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, посредством дидактических игр» Актуальность: Д...