Эффект Зейгарник. Эффект незавершенного действия. Можно ли применять его с детьми раннего возраста?
консультация (младшая группа)

Эффект незавершенного действия интуитивно применяется в педагогике многие десятилетия и даже столетия.Феномен основан на лучшем закреплении материала при условии отсроченного действия. Эффект Зейгарник может применяться искусственно при взаимодействии с детьми раннего возраста для развития самостоятельности и мотивации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zeygarnik_effekt.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

Эффект Зейгарник. Эффект незавершенного действия.

Можно ли применять его с детьми раннего возраста?

Если дать человеку задачу, но не дать ему закончить решение, целый день его будут терзать мысли о том, как же всё-таки её выполнить. Как это поможет во взаимодействии с детьми раннего возраста?

Эффект незавершённого действия (или эффект Зейгарник) назван по фамилии открывшей его Блюмы Вульфовны Зейгарник - известного советского психолога. Она обосновала связь эффективности запоминания материала и степени законченности действий с этим материалом. Суть феномена состоит в том, что человек лучше запоминает действие, которое осталось незавершённым или завершение которого было отсрочено на некоторый период времени.

Поведение маленького человека представляет собой постоянное чередование циклов напряжённости и последующих действий по её снятию. В раннем возрасте в силу незрелости ЦНС и психических процессов и невозможности координировать и контролировать свои поступки  циклы предметных действий хаотичны. Чтобы ребенок освоил какую-либо  манипуляцию, его действие должно быть завершено. НО! Совершенно очевидно, что при повторяющихся манипулятивных циклах память гораздо лучше фиксирует очередность и последовательность действий. Малыш, испытывая потребность совершить действие, входит в состояние внутреннего умственного и физического напряжения, и чтобы восстановить равновесие и покой, завершает действие в силу своих возможностей. Применяя на практике эффект Зейгарник, можно отметить, что, прервав действие ребенка на определенный период времени, можно добиться более устойчивого понимания малышом своих действий. Естественно, что при удовлетворении физиологических нужд такой способ использовать нельзя, но при формировании КГН и КБН возможно закрепить элементарные социальные нормы и правила (нормы и правила поведения за столом, в коллективе). Попробуйте на минуту забрать ложку у ребенка, который балуется супом и обливает соседей по столу. При прерванном процессе поглощения пищи вероятнее всего, что ребенок спокойно доест свой суп и в СЛЕДУЮЩИЙ раз не позволит себе баловства за столом. Тот же феномен можно наблюдать при самостоятельной игре ребенка например, с конструктором. Если отвлечь малыша от строительства башенки на другое занятие, не менее интересное, он обязательно вернется к своей постройке позже и завершит манипуляции и в следующий раз совершенно точно повторит предложенный ему или придуманный им же алгоритм установки кирпичиков. То есть эффект незавершенного действия позволяет ребенку впоследствии вспомнить суть задания. Нереализованность остатков потенциала заставляет ребенка интуитивно повторять манипуляции по верному алгоритму.

Напряжённое состояние возникает, когда субъект получает задание для выполнения;

когда задание выполнено, напряжение пропадает. Пока задание не закончено, мотивационное напряжение повышает вероятность того, что вопрос сохранится в памяти.

Если процесс поиска решения задачи прервать и НЕ ДОПУСТИТЬ дальнейших действий, накопившееся мотивационное напряжение не пропадает и выливается в случае маленького ребенка в нервозность, в случае взрослого – в неудовлетворенность своими действиями.

 Можно сделать вывод, что прерывание действия не только не вредно во взаимодействии с ребенком, но и стимулирует его умственную активность и самостоятельность, способствует формированию мотивации.

Малыши не только прочнее закрепляют в своей памяти соответствующий программный материал, но и привыкают к активной самостоятельной деятельности.

Подводя итог, можно сформулировать несколько условий, выполнение которых необходимо для результативного применения эффекта во взаимодействии с маленькими детьми:

  • Нельзя допускать полного отсутствия завершения действия. Умственная разрядка должна быть лишь отсрочена, но её наличие обязательно.
  • Необходимо дифференцировать форму работы: например, предлагать замотивированным детям завершать свои действия здесь и сейчас, а тем, у кого внимание неустойчиво, обеспечивать сохранение напряжения.

Многие педагоги применяли и применяют в своей практике эффект Зейгарник интуитивно и не задаются вопросом об особенностях его реализации. Тем не менее, есть очевидные возможности для дальнейшего развития практики использования эффекта незавершённого действия во взаимодействии с детьми и в ходе педагогических экспериментов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная образовательная деятельность педагога с детьми раннего возраста с использованием технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми

Материал конспекта учитывает возможность педагога ориентироваться на личностные возможности определенного ребенка для дальнейшего развития данного воспитанника....

Рабочая программа реализации основной образовательной прграммы дошкольного образования в группе раннего возраста1,5 до 2-х лет общеразвивающей направленности 2015 - 2016 уч. год

Принято на педагогическом совете МБОУ «ОО Владимировская школа» протокол № ____ от _____________.2015г. Утверждено приказом директора МБОУ «ОО Владимировская школа» № ___ от ______________.2015г. Рабо...

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

Из опыт работ с детьми раннего возраста "Использование элементов театрализованной деятельности с детьми раннего возраста".

В период раннего детства маленький ребенок активно познаёт окружающий мир. В детском саду он приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Возможности организ...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....