«Использование компьютерных игр при формировании предпосылок УУД у детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности»
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – хороший помощник педагогам в организации воспитательно-образовательной и коррекционной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_k_tehnologii.docx31.26 КБ
Файл primery_k_muzykalno_-_didakticheskim_igram.docx2.78 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 12 комбинированного вида»

«Использование компьютерных игр при формировании предпосылок УУД у детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности»

Составили:

Музыкальные руководители: Петришина Елена Валерьевна

(высшая квалификационная категория),

Никифорова Анна Геннадьевна

(первая квалификационная категория).

г. Каменск - Уральский

  1. Пояснительная записка.

Дошкольный возраст является важнейшим этапом развития познавательной деятельности ребенка, которая формируется и развивается на основе познавательной активности. Несомненное воздействие на формирование и развитие познавательной активности ребенка оказывает музыкальное искусство. Познавательная активность в музыкально-познавательной деятельности ребенка представляет собой стремление к самостоятельной деятельности, направленной на усвоение ребенком музыкальных знаний, развитие музыкального опыта, развития музыкального восприятия, роль которого универсальна, поскольку оно связано со всеми видами музыкальной деятельности детей.

Игра – основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В процесс игры вовлекается вся личность ребёнка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изменения этой личности. Игра очень специфический вид деятельности, которому присуще все характеристики деятельности, но все они – особенные. Музыкально - дидактические игры - это игры, специально созданные для решения задач музыкального воспитания, обучения и развития детей. Музыкально - дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов: обучающая задача, игровые действия, правила.

    ФГОС ДО предполагает совершенно новое проектирование образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения с использованием новых технологий для решения актуальных проблем, для повышения качества предоставляемых услуг, для реализации возрастающих запросов родителей.

Для развития детей важно не только содержание проводимых видов деятельности, но и технологии обучения и воспитания. Одним из таких инновационных ресурсов являются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), которые способствуют обеспечению доступности, вариативности обучения, повышению активности и мобильности дошкольников. Применение ИКТ позволяет сделать совместную деятельность с детьми привлекательной и по-настоящему современной, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

В.А. Сухомлинский

      2. Введение: Цели, задачи.

Цель, задачи.

Система ИКТ делает дидактический материал более ярким и наглядным, чем облегчает задачу педагога.  Интересные, содержательные игры привлекают  внимание наших детей, повышая мотивацию к обучению и облегчая усвоение дошкольниками учебного материала в непосредственно образовательной деятельности и на индивидуальных занятий. Одним из условий успешного решения задач являлось создание и подбор музыкально-дидактического материала, системы игр (ритмические, коммуникативные, речевые), обеспечивающих развитие музыкальных способностей детей в условиях совместной образовательной деятельности.

Цель: Формирование у детей музыкальных способностей в доступной, современной

           игровой форме - посредством  музыкально - дидактических игр. 

Задачи: 

  • развитие слухового, зрительного внимания;
  • развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогию;
  • развитие воображения, фантазии, творческих способностей;
  • развитие мотивации учебной деятельности;
  • расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определенных умений и навыков.
  1. Что такое МДИ?

       Музыкально - дидактические игры, являясь средством развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста, имеют свои специфические особенности в структуре, видах и организации психолого-педагогических условий.

Проблему игровой деятельности разрабатывали Д.Б. Эльконин, В.А. Дрязгунова, П.И. Пидкасистый, С.Ф. Заенко. В их трудах исследована и обоснована роль игры в онтогенезе личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности, в процессах социализации в усвоении и использовании человеком общественного опыта. Классификацию дидактических игр рассматривали В.А. Дрязгунова, В.В. Петрусинский.

Анализ методической литературы:

  • Ирина Бодраченко «Музыкальные игры в детском саду для детей 3-5 лет»
  • Кононова Н. Г. Музыкально – дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя.
  • Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников
  • Н. А.  Ветлугиной  «Музыкально-дидактические игры, развивающие чувственное восприятие музыки»;
  • Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр
  • Н. А. Метлов «Игры с пением для развития у детей музыкального слуха, голоса, чувства ритма».

Изучив и проанализировав научные источники, рассматривающие средства развития музыкальных способностей детей, было определенно, что музыкальная игра является активным средством музыкального воспитания дошкольников.

Нашей задачей стало объединение современных ИКТ – ресурсов с возможностями игровых технологий.

Виды музыкально - дидактических игр:

1. Игры, развивающие звуковысотный слух детей;

2. Игры, развивающие чувство ритма;

3. Игры, развивающие тембровый слух;

4. Игры, развивающие динамический слух;

5. Игры, развивающие ладотональный слух;

6. Игры, развивающие представления о содержании, жанрах, выразительных средствах музыки.

Роль музыкально-дидактических состоит в том, что музыкально-дидактические игры развивают музыкальные способности детей (слух, намять, ритм, эмоциональную отзывчивость).

Развивают творческие способности дошкольников.

Развивают сенсорные способности, то есть способности ощущать, различать свойства музыкальных звуков (высоту, длительность, громкость, тембр).

Помогают в игровой, доступной форме усвоить основные выразительные средства музыки, различать музыкальные произведения по жанру, форме, характеру.

Важно вызвать у детей желание играть.

  1. Требования к качеству содержания ИКТ-игр.

Музыкально-дидактические игры имеют свой игровой сюжет, игровые действия, правила, которые необходимо соблюдать. Игры должны быть просты, доступны, занимательны, красочно и эстетически оформлены. Дидактическая игра является практической деятельностью, в которой дети используют знания, полученные на занятиях. В этом отношении роль дидактической игры заключается в том, что она создает жизненные условия для разнообразного применения своих музыкальных способностей детьми, для их активизации. Эмоциональный настрой дошкольников помогает педагогу обнаружить недостатки и затруднения, испытываемые детьми в процессе игровой деятельности. Педагог анализирует ситуацию и помогает преодолеть имеющиеся затруднения в ходе игры или в последующей индивидуальной работе с ребенком (детьми).

  1. Организация дидактических игр с использованием ИКТ-технологий

     Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

Организация и исследование ИКТ-технологий должна обеспечивать выполнение санитарных норм и правил, отвечать требованием безопасности и полезности в применении к детям.

Учитывая эти требования, мы организовали деятельность по следующему алгоритму:

  1. Организация подбора игр, стимулирующих развитие музыкально-информационной культуры дошкольников;
  2. Перенесение дидактического материала на цифровые носители;
  3. Подготовка к игре педагога, включающая осмысление цели, задач, хода игры и ее целостной составляющей;
  4. Подготовка детей к игре включает:
  • знакомство с содержанием
  • объяснение хода и правил игры
  • показ игровых действий
  • определение роли педагога

В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, уточняет ответы детей с помощью дополнительных вопросов, предлагает в следующий раз поиграть в новую игру, которая будет такой же интересной. Дети обычно ждут следующего занятия.

Использование ИКТ в музыкальном воспитании детей  дает следующие преимущества и помогает решить ряд задач:

  1. Мультимедийные игры способствуют внедрению инновации в содержание игровой деятельности, наполняя её «музыкой ритма», «музыкой слова», «музыкой жеста и движения». Для разнообразия, обогащения содержания ритмических игр используем раздаточно-дидактическое оборудование (ритмические палочки, деревянные ложки, колокольчики, маракасы, металлофоны); подобрали музыкальный репертуар и систематизировали его на электронном носителе для использования в игровой деятельности.
  2. Обновление содержания музыкально-дидактических игр на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка во многом обусловлено личностными качествами самого педагога, его стремлением к постоянному профессиональному росту, повышению своего педагогического мастерства, пополнению профессиональных знаний и умений, стремление к творческому поиску новаторских форм и методов взаимодействия с детьми в процессе организации их общения с музыкой.

  1. Внедрения ИКТ – технологий в работу музыкального руководителя

Этапы подготовки проекта по апробации и внедрению технологии «Воспитание информационной культуры дошкольников посредством внедрения ИКТ – технологий в работу музыкального руководителя дошкольных образовательных организаций»

этапы

деятельность педагога

подготовительный

- изучение и анализ научно-методической литературы (музыкально – дидактические игры); 

- знакомство с новыми ИКТ-технологиями, оценка возможности их применения в музыкальном воспитании;

- подбор музыкального материала;

- подбор наглядного материала;

- посещение стажёрской площадки «Использование тригеров в программе Microsoft PowerPoint в рамках цикла мастер – класса».

содержательный

- составление картотеки дидактических игр;

- составление дидактических игр (своими руками и распечатаны);

- подбор материала для консультаций родителей, наглядный материал;

- изготовление МДИ различных видов;

- проведение занятий (подгрупповое, индивидуальное) с использованием  ИКТ МДИ.

результативный

- использование ИКТ МДИ в отслеживание мониторинга детей;

- анализ, обобщение полученных результатов деятельности;

- определить перспективы на будущее;

- выступление на родительском собрании по теме «Для чего нужны музыкально – дидактические игры?»;

- представление технологии МДИ педагогическому сообществу и  на педагогическом совете.

       Совершенствуя систему педагогической работы, организовывали совместную образовательную деятельность таким образом, чтобы новое ребенком постигалось деятельно и всегда в поле обозрения того, что ими уже усвоено на основе

зрительного, тактильного и коммуникативного игрового опыта. Этому способствовало использование в работе подобранная система музыкально-игровой технологии.

      Применение ИКТ в процессе обучения дошкольников повышает общий уровень учебного процесса, повышает информационную культуру, усиливает познавательную активность обучающихся.

  1. Предполагаемый результат использования ИКТ-игр.

Содержание диагностики результативности работы по внедрению технологии «Воспитание информационной культуры дошкольников посредством внедрения ИКТ – технологий в работу музыкального руководителя дошкольных образовательных организаций»

Результативность применения музыкально – дидактических игр отслеживается во время проведения общей диагностики по уровню развития музыкальных видов деятельности детей дошкольного возраста. Технология «Воспитание информационной культуры дошкольников посредством внедрения ИКТ – технологий в работу музыкального руководителя дошкольных образовательных организаций» используется для повседневной образовательной деятельности детей с целью улучшения качества результатов музыкального воспитания.

Технология «Воспитание информационной культуры дошкольников посредством внедрения ИКТ» не предполагает использования дополнительного инструментария для оценки качества музыкального развития дошкольников, дополнительно отслеживается ценностное отношение детей к содержанию музыкальной деятельности:

-    представление информации на экране в игровой форме вызывает у детей познавательный интерес;
-    улучшается запоминание пройденного материала (по всем видам музыкальной деятельности);
-    развивается интерес ребенка к самостоятельному выполнению заданий;
-    материал становится доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные;
-    активизируется творческий потенциал ребёнка, что способствует воспитанию интереса к музыкальной культуре.

Перечень применяемых ИКТ-игр по видам музыкальной деятельности:

Развитие звуковысотного слуха

Развитие чувства ритма

Развитие тембрового слуха

Развитие динамического слуха

Развитие представления о      содержании, жанрах, выразительных средствах музыки

«Куда полетела бабочка»;

«Теремок»;

«Угадай – ка»;

«Угадай, кто поёт песенку»;

«Курица и цыплята».

«Определи по ритму».

«Музыкальный кораблик»;

«Цветик – семицветик».

«Кого встретил колобок»;

«Найди котёнка».

«Вот так, зайцы»;

«Найди лишний инструмент»;

«Составь оркестр народных инструментов»; «Настроение»;

«Песня, танец, марш»;

«Солнышко и тучка»;

«Струнные, ударные и шумовые музыкальные инструменты»;

«Угадай композитора»;

«Четвёртый лишний».

Музыкально-дидактические пособия и игры применяем:

- в процессе пения;

- в процессе слушания музыки;

- в процессе ритмических движений;

- в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

Инструментарий для отслеживания уровня развития ценностного отношения детей к музыкальной деятельности:

Исследуемые

параметры

Методические  

средства

Интерес к музыкальным  произведениям.

Наблюдение за детьми на музыкальном занятии и  индивидуально (за процессом слушания музыки), беседа.  

Интерпретация  музыки.

Вопросы, организация учебно-игровой ситуации.

Воспроизведение  ритмического рисунка музыки.

Дидактическая  игровая  ситуация с организацией деятельностного подхода к содержанию песенного произведения.

Эмоциональный  отклик  на  музыку.

Игра – беседа.

Творческая  активность  и  самостоятельность.

Наблюдение за проявлениями детей во время проведения игры.

Вокально – певческие умения.

Игровые игры-задания, организация беседы по ситуации.

Рефлексия содержания.

Рефлексия деятельности.

Рефлексия настроения.

В конце занятия подводятся итоги,  обсуждение того, что узнали, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность,  увлекательность и полезность выбранных форм работы. Дети по кругу высказываются:

сегодня я узнал…

было интересно узнать…

было трудно  выполнять…

я научился…

у меня получилось…

я смог…

я попробую сам…

Дошкольники в конце занятия отвечают на вопросы, предложенные педагогом: своей любимой игрушке, шепчут друг другу на ушко, говорят сказочным персонажам или открыто всей группе:

Что у тебя получилось лучше всего?

Что у тебя не получилось и почему?

Что ты сделаешь, чтобы в следующий раз получилось?

Что было самым трудным?

Что было самым интересным?

Кого бы ты хотел (а) поблагодарить за работу на занятии? и т. д.

«Сердечко». 

Дети садятся в круг и передают по кругу сердечко. Тот, у кого в руках сердечко, говорит:

- Сегодня меня порадовал…

- Сегодня меня огорчил…

Оценка отношения, настроения воспитанников целесообразно в начале занятия и в конце деятельности. 

«Погода настроения».

Дошкольники выбирают изображения и прикрепляют их к голубому фону.

Моё настроение похоже на:

  • солнышко;
  • солнышко с тучкой;
  • тучку;
  • тучку с дождиком;
  • тучку с молнией

Предполагаемый результат использования ИКТ-игр

В результате использования музыкально-дидактических игр:

  • дети легче усваивают и запоминают материал занятия, овладевают компетенциями в различных видах музыкальной деятельности;
  • дети получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их  в самостоятельной деятельности;
  • повышается  уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей.

Музыкально-дидактические игры способствуют развитию всех музыкальных способностей детей, при условии качественного подбора педагогом необходимого комплекса музыкально-дидактических игр для младших и старших дошкольников и систематического включения музыкально-дидактических игр в повседневные формы работы.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности

Отчет о работе, для выступления на КМО перед музыкальными руководителями города Саров...

"Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности"

1. Особенности развития познавательных интересов у детей дошкольного возраста2. Использование метода проектов для развития познавательных интересов у дошкольников...

Презентация "Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности"

Презентация "Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности"...

Доклад ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В работе раскрывается тема влияния музыкальной деятельности на познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста. Описано влияние видов музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыка...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности

Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека.     Формирование личности...