«Создание этнокультурного пространства в дошкольном образовательном учреждении»
методическая разработка (подготовительная группа)

ВерещагинаТатьянаЕвгеньевна

Концепции развития ребенка как личности, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребёнка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определённому этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.

     Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сформировавшиеся традиции воспитания и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.В содержании отдельных разделов дошкольного образования (ознакомление с окружающим, формирование представлений о природе, праздники и развлечения и др.) просматривается включение родной культуры и национальных традиций.

     Основываясь на актуальности данной проблемы, целью работы является рассмотрение особенностей создания этнокультурного пространства в дошкольном учреждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

МБДОУ детский сад № 20 «Снегурочка» г. Оха

Методическая разработка

 «Создание этнокультурного пространства

 в дошкольном образовательном учреждении»

Выполнила:

Верещагина Татьяна Евгеньевна

Воспитатель МБДОУ детский сад № 20 «Снегурочка» г. Охи

Адрес: 694490 г. Оха, Сахалинская область, ул. 50 лет Октября, д. 25/5, кв. 3

Телефон: 89241830029

e-mail: bereshagina@mail.ru

Южно-Сахалинск

2018 г

 Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………….………………………………………….

3

ГЛАВА 1. Особенности этнокультурного образования в дошкольном учреждении……………………………………………………………………..

4

ГЛАВА 2. Практика внедрения этнокультурного образования в дошкольном образовательном учреждении…………………………………..

6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...

9

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..

10

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………

11

Введение

     Концепции развития ребенка как личности, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребёнка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определённому этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.

     Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сформировавшиеся традиции воспитания и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

     В содержании отдельных разделов дошкольного образования (ознакомление с окружающим, формирование представлений о природе, праздники и развлечения и др.) просматривается включение родной культуры и национальных традиций.

     Основываясь на актуальности данной проблемы, целью работы является рассмотрение особенностей создания этнокультурного пространства в дошкольном учреждении.

     Цель работы требует решения следующих задач:

- отбор и анализ педагогической литературы по данной теме,

- изучение особенностей этнокультурного образования детей в дошкольном учреждении.

     Практическая значимость работы заключается в предложении путей создания единого пространства для реализации этнокультурного образования детей дошкольного возраста в детском саду.

Глава 1. Особенности этнокультурного образования в дошкольном учреждении

     В настоящее время в условиях глобализации как никогда актуально приобщение подрастающего поколения к традициям и обычаям своего народа, а также знакомство и уважение культурных ценностей всех жителей многонационального мира [1]. В связи с этим очень важно сохранить и перенести те ценности народа, которые создавались предками на протяжении многих столетий. Поэтому культура народа становится для каждого ребенка первой ступенью в освоении всего поликультурного своеобразия мирового сообщества, а также способствует формированию и самой личности ребенка. В дошкольном возрасте важность приобретает приобщение к культурным традициям своего народа, так как именно через культуру передается наследие этноса будущим поколениям, происходит социальная активность, осваивается окружающая действительность [5].

     Целью этнокультурного воспитания дошкольников является приобщение детей к культурным ценностям родного народа; развитие национального самосознания; воспитание доброжелательности и толерантности к представителям различных национальностей; развитие интереса к познанию и принятию культурных и национальных ценностей других народов, формирование этнокультурной компетентности.

      Как правило, воспитание детей в традициях родного этноса осуществляется  в следующих направлениях [3]:

     - ознакомление с информацией (знакомство с традициями, обычаями, присущими только этой этнической группе культурными ценностями),

     - воздействие на эмоциональную сферу (на этом этапе очень важно вызвать эмоциональный отклик, привить интерес. Это также закладывает основы патриотизма и любви к своей Родине),

     - изучение норм поведения (знания, полученные ребёнком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, обязательно должны находить закрепление в поведении ребенка).

      Чтобы успешно реализовать упомянутые выше направления этнокультурного воспитания, используются следующие средства [4]:

     - знакомство детей с коренными жителями Сахалина (нивхи);

     - знакомство с устным народным творчеством;

     - чтение художественной литературы;

     - знакомство с играми, национальными игрушками и поделками;

     - изучение декоративно-прикладного искусства, живописи;

     - прослушивание народных музыкальных произведений;

     - посещение этнических музеев.

      Здесь перед воспитателем стоит важная задача: ему необходимо раскрыть перед ребенком весь духовный и нравственный потенциал народной культуры, объяснить ему все в доступной для его возраста форме. В процессе такой деятельности идет не только информационное, но и лингвистическое насыщение сознания дошкольника посредством знакомства с новыми понятиями, словами  и концептами [2].

     Этнопедагогический подход, интегрирующий достижения аксиологического и культурологического подходов, должен быть конкретизирован в принципах  родиноведческого подхода (С.Я. Ромашкина) с целью повышения воздействия воспитательного потенциала на дошкольников в ДОУ.

     

Глава 2. Практика внедрения этнокультурного образования в дошкольном образовательном учреждении

     Одно из важных направлений дошкольного воспитания - это изучение обычаев и традиций родного народа. Как правило, оно осуществляется через знакомство с народными праздниками. Такие праздники согласно образовательной программе Н.Е. Вераксы «От рождения до школы» проводятся уже в средней группе детского сада.

     Изучение национальной культуры нельзя отделить от  таких ее проявлений, как песня, музыка и танцы. Поэтому считаю целесообразным проводить музыкальные занятия с дошкольниками на основании именно фольклорного материала. Помимо изучения исконно русских песен и танцев, следует проводить обучающие занятия, на которых разучивать песни и танцы других коренных народов России. Это не только повысит интерес к собственной культуре, но и будет развивать уважение к традициям и обычаям других этносов, послужит стимулом для дальнейшего развития познавательной активности дошкольника. Для поддержания интереса можно сшить красивые национальные костюмы, устраивать праздники народов России с участием не только детей, но и родителей.

     В создании этнокультурного пространства нельзя обойтись и без народных игр. Это русские игры - «Горелки», «Кот и мышь», татарские игры – «Серый волк», «Продаем горшки», ненецкие - «Стой, олень», «Охота на куропаток», нивхские - «Ловля оленей», «Бой медвежат» и другие. Знакомясь с фольклорными играми дети параллельно усваивают и его различные формы  (сказки, песенки, пословицы, хороводы, поговорки и т.д.). Все это вмещает в себя ценность родного языка, национальную культуру, нравственные основы, заложенные в них. Кроме того, осуществляется бурное развитие словарного запаса детей.

     В рамках работы по этнокультурному воспитанию в детском саду ведется большая работа  по ознакомлению с коренными народами Сахалина.

     Целью данной работы является знакомство с культурой проживающих на территории России этносов (народов), развитие познавательного интереса к родной культуре, коммуникативных умений, навыков взаимодействия и сотрудничества. Знакомство детей с народными традициями, воспитание интереса и толерантности по отношению к представителям разных этнических культур.

     Задачи:

- дидактические: формирование знаний о быте, культуре, традициях и обычаях народов нашей большой и малой Родины, нашей островной области Сахалина.

- развивающие: развивать познавательный интерес, направленный на изучение истории, традиций и обычаев родного  края, творческую активность  и коммуникативные умения.

- воспитательные: воспитание чувства патриотизма и гордости за свою малую Родину, развитие толерантности и уважительного отношения к ценностям других народов.

       В группах  дошкольного учреждения в рамках знакомства с Россией,  Родным краем  созданы  уголки, посвященные национальной культуре, причем к этой деятельности также привлекали родителей воспитанников.

     «Наша Родина», «Коренные жители Сахалина», «Дружба народов», в которых педагоги совместно с детьми и родителями собирали необходимый  материал,   касающийся  жизненного уклада народа: предметы быта, национальные костюмы, иллюстрации и книги, помогающие полнее узнать о культуре, быте и традициях национальностей народа, когда  побывав на экскурсиях в разных группах. У детей необычайно возрос  интерес к истории и культуре разных народов. Это  выражалось в вопросах детей, в их желании рассматривать иллюстрации, раскрашивать картинки с национальными костюмами, предметами быта, в сюжетно-ролевых играх (северные охотники, кочевники).

     Наиболее действенным фактором формирования этнической идентичности детей является их непосредственное социальное окружение, в частности семья, поэтому работа по воспитанию интереса к людям другой

национальности более эффективна, если установлена тесная связь с родителями, а в нашем случае, еще и с бабушками и дедушками. Они станут не только помощниками детского сада, но и равноправными участниками образовательного процесса. Родная культура войдет в сознание ребёнка прежде всего как культура семьи, для осознания этого с родителями  проводили  беседы: «Как привить любовь в  малой Родине», консультации: «В музей вместе с ребенком», «Родной свой край люби и знай», круглые столы: «Человек начинается с детства», родительские собрания: «Роль семьи в формировании гражданских – патриотических чувств дошкольников». Для обогащений знаний о культуре разных национальностей Сахалина педагоги  проводили  совместные праздники и развлечения с включением в них народных игр (музыкальных и подвижных), песен, танцев. Все дети, сотрудники  и родители принимали активное участие   в подготовке  праздников дружбы: разучивали  игры и танцы, стихи и песни, оформляли  музыкальный  и физкультурный зал дошкольного учреждения. Родители  активно участвовали в изготовлении костюмов, приготовлении блюд национальной кухни для совместного чаепития всех участников в завершении праздника, который с нетерпением  ожидали  все.

     Результатом работы по этнокультурному воспитанию станет более терпеливое и бережное отношение детей друг к другу, а также к представителям разных национальностей, устойчивый интерес к самобытной культуре людей разных народов.

       В дальнейшем планируем продолжать сотрудничество с другими  социальными институтами г. Охи по этой теме: библиотека, краеведческий музей, художественная школа и  детские сады нашего округа.

                                     Заключение

     Данная работа была посвящена особенностям создания этнокультурного пространства в дошкольном образовательном учреждении. В ходе исследования была выявлено, что воспитание подрастающего поколения в рамках национальной культуры имеет огромное значение для развития личности ребенка. В ходе такой деятельности идет воспитание патриотических чувств, толерантности к другим нацианальностям, их традициям и обычаям, развивается познавательная активность дошкольника, повышается интерес к изучению истории не только нашей большой страны, но и просыпается интерес к малой Родине с населяющими ее народами.

     Этнокультурное воспитание дошкольников идет в трех направлениях- информационное насыщение, развитие эмоциональной сферы и усвоение устойчивых норм поведения по изучению культуры коренных народов Сахалина.

Через проектную деятельность можно решить сразу несколько задач:

 1.  осуществится работа сразу по трем направлениям;

 2.  будут задействованы все воспитанники дошкольного учреждения, а также персонал и родители детей, что будет способствовать социализации и развитию коммуникативных навыков, укреплению внутрисемейных связей; 3. проектная деятельность - мощный стимул развития познавательной активности ребенка, что очень актуально в дошкольном возрасте.

      Таким образом, цели и задачи, поставленные в ходе исследования, были достигнуты.

     Данная работа будет полезна всем педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, а также родителям, заинтересованных в многостороннем развитии своего ребенка.

 

Список литературы

1. Волков Г.Н. « Этнопедагогика», М.: Просвещение, 2002г.

2. «Детские народные подвижные игры: Книга для воспитателей детского сада и родителей» / Сост. А.В. Кенеман, Т.И. Осокина – 2-е изд., М.: Просвещение, 1995г.

3. «Народное искусство в воспитании дошкольников»/ под редакцией Комаровой Т.С., М.:Педагогическое общество России, 2005г.

4. Тюлепаева Э.Р. «Становление этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста», автореферат к диссертации, Челябинск 2011г.

5. Федорова С. «Этнокультурная компетентность педагога» Йошкар-Ола, 2002г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Конспект

Непосредственно образовательной  деятельности в подготовительной группе

Брейн – Ринг «Сахалин – мой край родной».

Программное содержание:

Образовательная:

-  систематизировать знания детей о родной стране, о своем родном крае, который  является частью нашей большой страны;

-  обобщать  представления детей о животных и растительном мире Севера, о людях живущих и работающих здесь;

 -  закреплять знания о государственной символике России;

Развивающая:

-  способствовать желание детей заботится о природе и животных родного края;  

-  развивать речь как средство общения,   активизировать и обогащать словарный запас по теме;

Воспитательная:

- воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю; дружеские взаимоотношения, сплоченность.

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Материалы:

карта мира, картинки животных, деревьев, рыб,  слайды лекарственных растений, животных и памятников , шары с заданиями, магнитная  доска, магнитофон

 Словарная работа:  подземные сокровища, нефть, газ, уголь, крапива,   подорожник, шиповник, нивхи, орнамент,  тысячелистник, радиола розовая, аир, монумент  воинам.

Предварительная работа:

1.Экскурсии по городу, в музей, на выставку, к вышке Зотова.

2.Чтение художественной литературы о родном крае.

3.Рассматривание альбомов, иллюстрации  из газеты.

4.Просмотр передач, фильмов, программ, слайдов.

5.Рисование на тему: «Сахалин – край родной».

6.Ручной труд – изготовление поделок из природного материала.

7. Беседы  на тему: 

а) «Сахалин мой край родной»;

б) Знакомство с трудом нефтяников, овощеводов, животноводов, народов  Крайнего Севера;

в) Рассказ воспитателя о России;

г) Разучивание пословиц  о Родине.

 д) Викторина: «Знатоки леса».

Ход НОД:

Воспитатель:   Ребята, послушайте стихотворение:  

Что в нашей жизни мы самым любимым зовем,

Самым зовем дорогим.

Чью красоту, чей покой бережем?

Что мы прославить хотим?        

Этому есть только слово одно

Красивое слово – Родина!

Ребята, а как вы понимаете, что такое Родина?

Ответы детей.

 Родина – это наша страна Россия, где растут леса, есть озера, реки, горы, города и села. Она очень большая и красивая. Мы живем в России. А как нас называют мире?

  У  каждого человека есть своя малая Родина, где родился и вырос человек, это может быть город, село, поселок.

 Я и вы родились в г. Охе на острове Сахалин. Значит это наша Родина, наш родной край. Посмотрите на карту (показываю).  Какая большая наша Россия, а вот это наш остров Сахалин, где находится наш город. Это только частичка нашей большой Родины России. И что бы любить и заботится о ней надо хорошо знать ее природу, богатства земли и труд людей, живущих здесь.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем играть в игру, которая называется Брейн – ринг. Тема нашей игры будет называться «Сахалин – мой край родной».

А вот эти веселые картинки, части которых нужно собрать в единое целое, дадут название вашим командам. А сейчас объединяйтесь.  Дети собирают разрезные картинки.

Быстрее всех собрала команда…….  Молодцы.        

Сегодня вас ждут много интересных, увлекательных вопросов и заданий, которые написаны вот на этих разноцветных шарах,  ребята каждой команды будут по очереди выбирать себе.  (На столе  5 шаров с заданиями). Я уверена, что вы справитесь с заданиями, а кто  победит покажет игра.

Я вам хочу напомнить правила игры:

1. Давать  ответ в том случае, если вы в нем уверены.

2.Обсуждайте вопрос всей командой.

3.Говорите по очереди, не перебивайте друг друга.

4.За правильный ответ каждая  команда  будет получать один балл это 1 звездочка. Дополнительный  балл  может  заработать команда соперников, которая правильно ответит на из вопрос.

Вы готовы к игре?

И так начинаем играть.  Звучит сигнал.

Сегодня в игре участвует  3 команды: «Медвежонок», «Солнышко» и «Снеговик».

Первой собрала картинку команда….

Предоставим им право первым выбрать шар.

 (Дети выбирают)

1. Слушайте задание:

а). Что изображено на флаге г. Охи и какие основные  цвета?  (Чёрный – земля, нефть. Зелёный – растительность, лес. Голубой  – море, небо, газ. Красный – стилизованный восход солнца, отражающий географическое положение города.  По центру герба изображена нефтяная вышка, символизирующая природно-хозяйственные богатства. Над вышкой – изображение чайки, как символ островного края. Завершает  композицию орнамент коренных  жителей – нивхов.)

 (Минута на обсуждение)  Ответ команды. Молодцы.

Следующий вопрос для команды «Солнышко»

б). Что изображено на флаге Сахалинской области?

(Минута на обсуждение) Ответ команды.  Молодцы.

 А сейчас готовится команда  «Медвежонок»

в). Что изображено на гербе  нашего города? Швейная фабрика, автомобиль, нефтяная вышка или матрешка.

(Минута на обсуждение) Ответ команды.  Молодцы.

Все команды отвечали правильно и получают по одному баллу.

Выбирает себе шар команда «Снеговик».

2.а) Кто самые первые коренные жители Сахалина? Индейцы, нивхи, китайцы, или индусы.

 (Минута на обсуждение) Ответ команды.  

Молодцы.  Отвечать будут из команды «Солнышко».

б).Назовите национальный праздник народов Севера  -  масленица, день строителя, день медведя или карнавал? Обсуждаем (Минута на обсуждение) Ответ команды.  Молодцы.

 А этот вопрос для команды «Медвежонок».

в). Из шкур каких животных нивхи шили одежду? Внимание на экран. ( на экране изображение животных: крокодила, осла, оленя, тигра, льва )

( Минута на обсуждение)  Ответ команды.

  Молодцы. Все команды получают по баллу.  Команда «Солнышко» выбирает шар, слушайте вопрос:

 3.а) Что изготавливают на фабриках и заводах Сахалина?  

( кондитерские, мясные,  хлебобулочные, молочные;  рыбные  изделия;  кирпич, деревообрабатывающие, бетонные изделия; ортопедическую обувь;  спецодежду;   бензин,  соляру, уголь)

 Обсуждаем.  Ответ команды.  Молодцы.

Вопрос для команды «Снеговик»

б). Назовите  10 диких птиц Сахалина?

 (орлан – белохвост,  полевой лунь, тростниковая  овсянка, клест – еловик, черная ворона, скворец, жаворонок полевой, мухоловка пеструшка, синий каменный дрозд, воробей, чайка, сова, кряква, синица)

(Минута на обсуждение) Ответ команды.  Молодцы.

Вопрос для команды «Медвежонок».

в). Выберите из предложенных  картинок   10  деревьев  растущих  на Сахалине?  У детей  на столе  картинки  деревьев. (береза, тополь, осина, лиственница, верба, сосна, ель, рябина,  ольха)

 Минута на обсуждение: Ответ команды.   Молодцы.

 Все команды получают по баллу.

 Музыкальная пауза.

Предлагаю немного отдохнуть. Под музыку ребята выходят на ковер Дети хором произносят слова, сопровождая их движениями.

Мы по городу идем  (маршируют),
Звонко песню мы поем  (покачивания головой вправо-влево, напевая: ля-ля-ля).
Мы по улице шагаем  (маршируют),
Ноги ровно поднимаем  (оттягивают носочки каждой ноги).
Делай шаг – раз, два,
Взмах руками – три, четыре.
Повернулась голова  (в любую сторону),
Руки вверх и ноги шире.
Прыгнем вместе высоко и побегаем легко.

Выбирает шар команда «Солнышко». Слушайте вопрос:

4.а). Внимание на экран. Найдите  лекарственные растения и назовите их. (иван – чай, чистотел, ромашка, подорожник, одуванчик, хвощ полевой, лопух,  тысячелистник, радиола розовая, аир, розовый клевер).  

Обсуждаем. Ответ команды.  Молодцы.

 Вопрос для команды «Снеговик»

 б). Из предложенных картинок животных уберите лишних и объясните свой выбор (белка, медведь, заяц, лиса и обезьяна).

 (Минута на обсуждение). Ответ команды.  Молодцы.

Вопрос для команды «Медвежонок».

в) Назовите лесные ягоды, которые растут у нас в лесу?( голубика, морошка, черника, брусника, клюква, красника, рябина, шиповник)

 (Минута на обсуждение) Ответ команды.  Молодцы.

Выбирает шар команда «Снеговик»

5. а) Внимание на экран. Из предложенных памятников   выберите  исторические памятники которые находятся в нашем городе? (  Первая русская нефтяная вышка (вышка Зотова); Памятник В.И. Ленину; Памятный знак в честь комсомольцев - Охинцев 40-х годов; Монумент воинам - Охинцам, павшим в годы Великой Отечественной войны;  Обелиск, сооруженный в ознаменование  40-летия освобождения Сахалинской области от японских милитаристов; Памятник первым железнодорожникам Северного Сахалина; Звонница памяти жертв  Нефтегорской трагедии;  Мемориал  памяти жертв Нефтегорской трагедии в г. Охе; В 2008 году в честь 70-летнего юбилея  города  установлен памятный  знак «Оха – город Нефтяников».)

(Минута на обсуждение) Ответ команды.  Молодцы.

Вопрос для команды «Медвежонок»

б). Назовите подземные сокровища Сахалина? ( уголь, нефть, газ)

(Минута на обсуждение) Ответ команды.  Молодцы.

Вопрос для команды «Солнышко»

в). Выберите  из предложенных картинок и  назовите  какая рыба в водится на Сахалине? На столе у ребят картинки рыб. (горбуша, ленок, корюшка, таймень, чавыча, осетр, калуга, камбала, окунь, треска, навага, кета, сельдь.)

Обсуждаем Ответ команды.  

Все команды  получают еще один балл,  молодцы.

Посмотрите ребята на доску,  у всех команд по 5 баллов. Я рада, что вы хорошо знаете  наш родной край. Команда «Солнышко»  знает много о народах Севера,  команда «Медвежонок» знает хорошо подземные сокровища Сахалина,  а команда «Снеговик» хорошо знают природу и животных нашего края.

Я  уверена ребята и убеждена, что вы сегодня запомнили, что наш остров Сахалин богат и полезен  нашей стране, его нужно беречь и любить. Помните свою Родину, свой родной край. А сейчас пожмите друг другу руки. Победила сегодня  ребята дружба. На память о нашей игре я вам дарю книгу о нашем острове  Сахалин, мы с вами ее прочтем и рассмотрим иллюстрации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование единого информационного образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения как условие повышения качества его функционирования

В данной статье находят отражение результаты экспериментальной деятельности дошкольного образовательного учреждения по разработке единого информационного пространства ДОУ....

Экспериментальная площадка тема:«Моделирование здоровьесберегающего образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения».

 Моделирование здоровьесберегающего образовательного пространства – это организация безопасного образовательного развивающего пространства, в котором формируются индивидуально-психологичес...

Использование информационно-коммуникационных технологий для создания единого информационного пространства дошкольного образовательного учреждения

Представлен опыт работы ДОУ по использованию информационно-коммуникационных технологий для создания единого информационного пространства дошкольного образовательного учреждения...

Основные задачи в области обеспечения безопасности образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения

Несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые для обеспечения нормальных условий безопасности образовательных учреждений, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаютс...

ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Процессы реформирования, протекающие в российском обществе, охватывают сегодня не только политическую и экономическую, но и социальную сферу, важным компонентом которой является образование.Одной из а...

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В данной статье содержится материал для воспитателей и старших воспитателей...