«Путешествие по реке. Главный водный путь России – река Волга»
план-конспект занятия

Колесникова Ксения Вячеславовна

Форма проведения: беседа с элементами интерактивной игры

Цель: способствовать формированию знаний детей о реке Волга, и о загрязнении воды в реках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolesnikova_na_konkurs.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 50 «Дюймовочка»

Методическая разработка на тему:

«Путешествие по реке. Главный водный путь России – река Волга»

Выполнила воспитатель:

первой квалификационной категории

Колесникова Ксения Вячеславовна

г. Заволжье

2020 год.

Тема: Путешествие по реке. Главный водный путь России – река Волга

Форма проведения: беседа с элементами интерактивной игры

Цель: способствовать формированию знаний детей о реке Волга, и о загрязнении воды в реках.

Задачи:

  • дать детям представление о красавице реке Волге, как природном доме и его обитателях;
  • познакомить с проблемами загрязнения воды в реках; прививать элементарные навыки экологической культуры;
  • познакомить детей с русскими народными играми “Кострома”, “Никонориха”, с татарской народной игрой “Горшок”.
  • развивать ловкость, выдержку, внимание, интерес к русским народным играм; развивать координацию движений, закреплять выполнение основных видов движений.
  • воспитывать нравственные ценности: любовь и бережное отношение к природным богатствам своего края.

Материал: Географическая карта, иллюстрации реки Волги, иллюстрации рыб, растений реки Волги, корзины, мусор для игры.

Литературный материал: Чуйков Ю.С. «Сказки старой ивы», Рыжова Н.А. «Как люди речку обидели», Ладонщиков Г. «Река живет», В. Ерофеев «Родной город», С. Я. Маршак «Меж болот из малого колодца…», Н. А. Некрасов «О, Волга! Колыбель моя!», запись песни М. Пляцковского и Б.Савельева “Волга в сердце впадает мое”.

Предварительная работа

Рассматривание иллюстраций с изображением реки Волги; беседа о рыбах и птицах нашего края; заучивание стихотворений о Волге и родном крае; чтение художественной литературы: Чуйков Ю.С. «Сказки старой ивы», Рыжова Н.А. «Как люди речку обидели», Ладонщиков Г. «Река живет». Разучивание пословиц о Волге:

 Волга – всем рекам мать, Волга – матушка, глубокая, раздольная, разгульная, Волга добрая лошадка: всё свезёт, Дидактическая игра: «Хорошо - плохо»

Основная часть

Звучит песня М. Пляцковского и Б. Савельева “Волга в сердце впадает мое”.

Городов в моей стране

 Знаю очень много.

 Только нет дороже мне

 Города родного.

 Здесь родился я и рос,

 Подружился с Волгой,

 Красоту своей страны

 Полюбил надолго… В. Ерофеев «Родной город»

 

Наш город лучше всех на свете.

 Стоит на берегу реки.

 По Волге ходят пароходы,

 И ловят рыбу рыбаки.

Педагог сопровождает свой рассказ картой.  

Педагог говорит, что реку эту часто называют Волгой – матушкой, Волгой – кормилицей, Волгой – красавицей, Волгой – труженицей. По её берегам расположены леса, горы, маленькие речушки, которые впадают в Волгу. Это обозначены города: Тверь, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Казань, Астрахань. Во время нашего путешествия мы будем делать остановки в этих городах. Мы любим свой город и гордимся тем, что здесь живем.

Вопросы для обсуждения:

-На берегу, какой реки стоит наш город?

Педагог рассказывает о реке Волга. Звучит спокойная музыка.

         Начало реки Волги находится на Валдайской возвышенности, расположенной к северо-западу от Москвы. Между холмами у села Волговерховье Тверской области на небольшом, поросшем осоками болотце пробивается родник, дающий начало Волге.

Волга встречает на своём пути довольно большой город Тверь. История Твери связана с историей края, богатой яркими, хотя порой и трагическими событиями, а также с известными, выдающимися людьми, которые родились или в разное время жили и трудились на Тверской земле.

Берега у реки высокие: то правый берег выше левого, то левый правого, словно соревнуются. Но вот пороги исчезают, и Волга, разлившись широко, становится почти судоходной: медленно и величественно несет свои воды дальше на восток.

 Педагог показывает слайды с картинками, и предлагает отправиться на лодках по реке Волга.

Сидя на скамейке дети имитируют как плывут на лодке, выполняя общеразвивающие упражнения.

И. п. – сидя на скамейках верхом, руки на пояс. В: руки в стороны, хлопок, в стороны.

“На волнах”. И. п. – руки в стороны, наклон вправо, коснуться руками пола, прямо, наклон влево.

“Гребем веслами”. Руки в стороны. Наклон вперед – назад.

Выполняя остановку в г. Кострома, дети играют в игру «Кострома». Проплываем г. Кострома.

 Подвижная игра “Кострома”

Выбирается ведущий.

Дети с воспитателем: Кострома, Кострома!

 Государыня моя, Кострома!

 У Костромушки кисель с молоком,

 Еще с прибылью блины с творогом.

 Здорово, Кострома! – “Здорово”.

 А что ты делаешь – “Да вас ловлю!”

 Дети убегают от “Костромы”

Педагог предлагает продолжить путешествие. Вдруг пошел дождь.

“Спрятались от дождя” руки в стороны, ноги на скамейку.

Двигаемся по скамейке сидя.

Руки в стороны наклон вперед-назад

Педагог рассказывает о городе Нижний Новгород.

Река Ока впадает в Волгу. На месте, где Ока впадает в Волгу, основан город Нижний Новгород. Это главный город нашей области, поэтому она и называется Нижегородская.

 Русская народная игра “Никонориха”

Выбирается водящий.

Дети с воспитателем:

 Никонориха коров посла,

 Запустила в огород козла.

 Никонориха ругается

 А козел-то улыбается

 Козлик-козлик – сделай ротик,

 Козлик, козлик – топни ножкой”.

 Ме-ме – догоняет детей.

Педагог продолжает рассказ.

Если взглянуть на волжские берега, откроется мир покоя и чарующей красоты.

Послушайте, что писал о Волге великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов:

О, Волга! Колыбель моя!

Любил ли кто тебя, как я?

Один, по утренним зорям,

Когда еще все в мире спит

И алый блеск едва скользит

По темно-голубым волнам,

Я убегал к родной реке,

Иду на помощь рыбакам,

Катаюсь с ними в челноке,

Брожу с ружьем по островам.

То, как играющий зверек,

С высокой кручи на песок

скачусь, то берегом реки

Бегу, бросая камешки,

И песню громкую пою

Про удаль раннюю мою…

-Теперь Волга совсем другая. Идут один за другим огромные корабли, теплоходы, баржи. По Волге переправляют различные грузы.

         На берегах Волги стоят заводы и фабрики: делают машины, строят корабли, шьют одежду и обувь. Трудится, трудится река день и ночь для людей, не зря ее назвали Волгой – труженицей.

Но вода ее стала грязной, потому что заводы и фабрики сливают в реку использованную, с вредными веществами воду. Рыба из – за этого почти вымерла или ушла в другие воды. В лесах на берегах погибают деревья, цветы, стало меньше ягод, так как воздух загрязнен отходами заводов и выхлопами автомобилей.

Человек взялся переделывать Волгу, чтобы улучшить жизнь людей, а не подумал, не повредит ли это Волге. Оказалось что повредит. Поставили плотину, перегородили реку, построили электростанцию, и пошла вода совсем в другую сторону, плотина вперед ее не пускает.

Вопросы для обсуждения:

Как мы можем помочь реке?

Какие рыба плавали в реке

 Игра «Собери мусор»

По залу раскидан мусор (пакеты, бутылки, тряпки) который может быть в воде. Задание для ребят собрать его и очистить воду от мусора. Теперь наша речка чистая и серебристая, именно такой она запомнится нам с детства на всю жизнь.

Игра «Назови речку ласково»

Продолжаем путешествие. Выполняем движения.

Сидя верхом, руки в стороны. В: наклон вперед, наклон назад.

Педагог рассказывает о людях разной национальности, которых можно встретить, если плыть по Волге.

Проплывая по берегам Волги, мы можем встретить людей разной национальности: русские, чуваши, мордва, татары. У каждого народа свои игры. Вот, например, в г. Казани живут такие же ребята, как и вы, а их любимая игра “Горшок”, давайте поиграем в эту игру.

По кругу на корточках сидят дети-“горшки”.

Один из детей - “продавец” - кричит:

Продаю горшки, продаю горшки!

Появляется “покупатель”, бежит по кругу, останавливается у одного ребенка-“горшка”.

“Продавец” нахваливает горшок:

Смотри, какой горшок красивый, блестящий, в нем и сметану можно держать, и молоко налить, и деньги прятать! Покупай!

“Покупатель” и “горшок” обегают круг, “покупатель” старается занять место “горшка”. В этом случае “горшок” становится “покупателем”. Игра повторяется.

Педагог обращает внимание на карту, на которой остался последний город Астрахань.

Рассказ педагога.

Волга очень нуждается в охране. Поэтому в месте впадения Волги в Каспийское море создан Астраханский заповедник.

 Астраханский заповедник основан с целью охраны уникальной природы дельты реки Волга. Здесь можно увидеть: лебедей, гусей, розовых пеликанов, др. А цапли в заповеднике – всех расцветок и размеров, какие есть в мире: большие и малые, серые, рыжие, желтые и даже ночные. Астраханский заповедник – это место, где растет такое редкое растение, как лотос. Людей издавна изумляла красота лотоса, его крупный, до 30 см диаметром, цветок с нежными ярко-розовыми лепестками. В России лотос сохранен только в Астраханском заповеднике. Лотос занесен в Красную книгу.

Педагог сообщает, что путешествие по берегам реки Волга заканчивается, что нужно беречь и охранять её великолепную природу.

Волга – это не просто река, это история, поэзия, музыка, культура и любовь всей России.

Самуил Яковлевич Маршак написал прекрасное стихотворение:

 Меж болот из малого колодца

 Ручеёк, не умолкая, льётся.

 Неприметен чистый ручеёк,

 Не широк, не звонок, не глубок.

 Перейдёшь его через дощечку.

 А глядишь — ручей разлился в речку,

 Хоть местами речку эту вброд

 И цыплёнок летом перейдёт.

 Но поят её ключи, потоки,

 И снега, и ливни летних гроз,—

 И течёт она рекой широкой,

 Разливается в спокойный плёс,

 Пенится под спицами колёс.

 Перед нею путь большой и долгий —

 Из лесного края в край степной.

 И зовут её рекою Волгой —

 Матушкой, кормилицей родной.

Заключительная часть

Вопросы для обсуждения: Как вы думаете, мы можем спасти реку от загрязнений? Почему вы так думаете? Что вы узнали из нашей беседы?

Последующая работа. Дополнительные задания

Рисование «Река Волга»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия подготовительной группы «Путешествие по реке времени». Водный транспорт

Опыт моей работы заключается в том, что подход к построению заданий позволяет любому ребенку занимать на занятиях позицию активного творца, созидателя....

образовательная деятельность "Путешествие с лесовичком по лесостепной зоне России"

Образовательная деятельность разработана с использованием методики экологического развития дошкольников под редакцией Кондратьевой Н.Н. "Мы" и соответствует областям: познавательной области и развитию...

Конспект занятия на тему: Путешествие по реке. Главный водный путь России - река Волга"

Дать  детям представление о красавице реке Волге, как природном доме и его обитателях;  познакомить с проблемами загрязнения воды в реках; прививать  элементарные навыки экологической к...

Экскурсия на пожарно-техническую выставку при Главном управлении МЧС России по Республике Карелия. Г.Петрозаводск. МДОУ детский сад № 98 "Сказка".

Пожарно-техническая выставка при Главном управлении МЧС России по Республике Карелия.3 октября мы с детьми побывали на очень увлекательной и очень познавательной экскурсии в Музее пожарной части город...

Проект по познавательному развитию с акцентом на экологическое воспитание «Водные ресурсы России»

Проект по познавательному развитию с акцентом на экологическое воспитание «Водные ресурсы России»О проблеме сохранения водных запасов на нашей планете говорится немало. С раннего детства в...

Конспект занятия "Реки России. Реки нашего города" в подготовительной группе.

Представляю конспект занятия "Реки России. Реки нашего города" в подготовительной группе....