Среднесрочный познавательный исследовательский ПРОЕКТ «Здравствуй, правая рука!»
проект (средняя, старшая, подготовительная группа)

Проект направлен на то, чтобы научить детей ориентироваться в пространстве, используя понятия "Лево", "Право", на листе бумаги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zdravstvuy_pravaya_ruka_1.docx222.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тип, вид проекта: познавательный, исследовательский.

Продолжительность проекта: среднесрочный  (октябрь 2020).

Участники проекта: дети разновозрастной группы от 4 до 6 лет, воспитатели, родители, муз. зал, спорт. Зал.

Руководители  проекта: Гудыма Н.Ю., Шалласуева А.О.

Место проведения проекта: групповая комната, муз.зал.

Пояснительная записка:

в старшей группе ДОО начинается активная подготовка к письму, формирование предпосылок образовательной деятельности у детей. К этому моменту желательно в среднем дошкольном возрасте сформировать чёткое представление о пространственных отношениях. Наиболее затруднительным для детей является понимание правой и левой стороны, а так же понятия «справа-слева». Большинство детей старшего дошкольного возраста путают правую и левую руки, что приводит к затруднениям в художественно-эстетическом, физическом развитии.

Цель: научить детей определять правую руку.

Задачи:

- научить ориентироваться в пространстве, используя понятия «Право», «Лево»;

- научить ориентироваться на листе бумаги.

Этапы содержания практической деятельности по реализации проекта

1 этап - подготовительный:

  1. Подбор наглядно-дидактической литературы, демонстрационного материала, материала для исследовательской деятельности, анкетирование родителей.
  2. Изучение соответствующей литературы по теме «Все о правой и левой руке»
  3. Разработка конспектов, планов, составление заданий и занятий для детей по теме проекта.
  4. Подготовка консультации, анкет для родителей.
  5. Сбор материала для конспектов НОД, игр по проекту.

2 этап - практический:

Организация проекта.

  1. Реализация мероприятий, предусмотренных проектом (организация НОД, бесед, творческо-познавательной, исследовательской, спортивной деятельности)

3 этап-заключительный:

  1. Презентация итогов проекта, результатов его проведения.
  2. Организация выставки творческих работ.

План реализации проекта

Область

Форма работы

Участники

Речевое развитие

- речевки, стихотворения о правой и левой руке.

- Сказка о правой и левой руке.

- отгадывание загадок о правой и левой руке

Дети, воспитатели

Социально-коммуникативное развитие

2.Игры: «Зазеркалье, «Одежда и ее модели»

3.Д\и «Определи по следу», «С какой стороны звук», «Назови, с какой стороны», «Что справа?»

4. С/р игра «Право руля»

Дети, воспитатели

Художественно-эстетическое развитие

- Муз. игры на определение правой и левой руки.

- Осенний танец на закрепление знаний о правой руке, «Буги-вуги»

- Рисование на тему «Чудесные ладошки».

- Раскраски  «Превращения ладошек в рисунки»

Дети, воспитатели, муз.руководитель

Познавательное развитие

1.Д/и «Части тела»

2. НОД «Для чего нужны руки?»

3. НОД  «Лево и право!»

4. Беседа на тему «Что мы можем делать правой рукой»

Дети, воспитатели

Физическое развитие

1.Пальчиковые игры, динамические паузы:

«Правая и левая», «Любопытная Варвара», «Хлоп, хлоп», «Здравствуй, правая и левая рука!»

2.П\и «Что справа?»

3. Упражнения со стулом, мячом.

Дети, воспитатели, инструктор по физ.развитию

Работа с родителями

1. Анкетирование родителей «Различает ли Ваш ребенок правую и левую руки»

2. Помощь в изготовлении браслетов

3. Консультация «Как легко научить ребенка различать лево, право»

Родители, дети, воспитатели

Ожидаемые результаты:

- дети определяют правую и левую руку;

- дети ориентируются в пространстве, используя понятия «справа-слева»;

- дети ориентируются на листе бумаги.

Приложение 1

Социально-коммуникативное развитие

«Зазеркалье»

Взрослый садится напротив ребенка Говорит ему:" То, что я буду делать правой (левой) рукой, то и ты тоже должен делать правой (левой) рукой. Взрослый косается по очереди своего правого плеча, левого колена, правой рукой левого уха, левой рукой правой пятки и т. д.

«Что справа?»

Игрушки (5-6 штук)

1. Детей-зрителей рассаживают так, чтобы им было видно игровое поле. Воспитатель объясняет правила. Воспитатель: - Сейчас я вызову кого-нибудь, например Игоря. Он должен стать в середине ковра, вот здесь (показывает, и вспомнить, где у него левая рука, где правая. Тогда ему будет легче определить стороны – левую и правую. Для чего это надо? Игорь по указанию ведущего должен будет назвать все игрушки, которые находятся на указанной стороне, например, справа. Правильные ответы фиксируются фишками. Их ребенок получает столько, сколько игрушек он назвал. По окончании игры дети определяют, кто занял первые 3 места.

2. Игра проводится там, где расположены предметы и игрушки, с которыми дети обычно играют. Ход игры усложняется: называется не только игрушка, но и место ее расположения («Справа от меня мишка, мяч).

«Правильно по улице пройдешь – в новый дом придешь, ошибешься – в старом останешься»

На полу групповой комнаты изображается улица: чертятся 2 параллельные линии – «тротуары», между ними «мостовая». Перпендикулярно тротуарам расположены «домики» - стулья, на которых сидят дети, изображающие «жителей домов»

Воспитатель напоминает об улице, по которой ходят дети. Он говорит (или спрашивает детей) о том, что на улице имеется мостовая, по которой ездят машины; тротуары, по которым ходят пешеходы. Пешеходы на тротуарах не сталкиваются потому, что они идут, придерживаясь правой стороны. Затем воспитатель объясняет, как играть: «У нас здесь тоже нарисована «улица». Вот «мостовая» (показывает указкой, вот «тротуары», а здесь «дома», в них живут люди.

Затем воспитатель объясняет правило игры: в новый дом следует идти по тротуару, придерживаясь правой стороны; кто ошибется (пойдет по левой стороне, вернется назад в старый дом.

Воспитатель предлагает внимательно посмотреть, с кем дети будут меняться «домиками». Затем он садится напротив одного из детей и говорит: «Я сижу напротив Бори, а Валя?» - Валя отвечает. - «А Катя?» и т. д. После того, как воспитательница убедится, что дети знают, с кем они будут обмениваться домами, она еще раз повторяет правила игры.

«А теперь начинается игра! Первыми мы с Таней обмениваемся домиками» (идут навстречу друг другу). Воспитатель обращает внимание детей на то, что они шли по правой стороне «тротуара», не столкнулись и дошли правильно до «новых домов». Затем идут др. пары.

Усложнение – предлагается детям идти по 2-м тротуарам одновременно: таким образом сразу действуют четверо.

Другой вариант этой игры:

Организация игры остается прежней, но через «мостовую» прокладывается «пешеходная дорожка». На мостовой слева и справа ставятся игрушечные машины, желательно покрупнее, отличающиеся по типу и цвету: справа-красные, слева-зеленые и пр. Как и в вышеописанной игре, не мешает напомнить детям, что если светофора нет, люди все равно выполняют правила дорожного движения на улице: при переходе улицы еще на тротуаре сначала смотрят налево, нет ли машины,и, если машина близко, ждут, пока она не пройдет; если машина далеко и можно пройти, то, дойдя до середины, смотрят направо и переходят улицу.

«Игры с одеждой и её моделями»

- Определи, левый или правый рукав у блузки, рубашки, карман у джинсов.

Изделия находятся в разном положении по отношению к ребенку.

«Определи по следу»

На песке (снегу) в разных направлениях отпечатаны (нарисованы, обведены) отпечатки рук и ног. Нужно определить, от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпечаток.

«С какой стороны звук?»

Взрослый предлагает ребёнку определить на слух и показать рукой в ту сторону, откуда слышен звук знакомой игрушки (предмета, голос, назвать направление.

«Расскажи, что слышишь вокруг себя; назови с какой стороны»

В этой игре ребёнок должен сам различить разные звуки улицы, окружающей среды на слух и назвать предметы (объекты, которые их издают, указать направление источника звука.

Сюжетно-ролевая игра «Право руля!»

Цель. Формирование пространственных отношений; закрепление знаний о труде шофера, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми.

Игровой материал. Машины различных марок, светофор, бензозаправочная колонка, строительный матери ал, рули, фуражка и палка милиционера-регулировщика, куклы.

Игровые роли. Шоферы, механик, пассажиры, кондуктор.

Приложение 2

Физическое  развитие

Пальчиковые игры, динамические паузы

1. «Правая и левая»

Правая, левая  – строят города.

(показываем, вытягиваем поочередно вперед руки, а затем «строим» – ставим одну руку над другой, как будто кладка кирпичей)

Правая, левая – водят поезда.

(показываем руки, а затем «крути руль» перед собой)

Правая, левая – могут шить и штопать.

(показывая руки, а затем правой рукой имитируем работу иголкой – шьем, левой рукой, держа воображаемую ткань)

Правая, левая – любят громко хлопать.

(показываем руки, а затем хлопаем).

  1. «Любопытная Варвара»

Любопытная Варвара

смотрит -влево (повернуть корпус), смотрит вправо (повернуть корпус),

смотрит вверх (наклон назад), смотрит вниз (наклон вперед),

чуть присела на карниз (пружинистые полуприседания),

а потом свалилась вниз (падают на пол).

игра повторяется с постепенным ускорением

3. «Хлоп-хлоп»

Правой ручкой хлоп-хлоп,

Левой ручкой хлоп-хлоп,

Правой ножкой топ-топ,

Левой ножкой топ-топ,

Голова направо, голова налево,

Голова вперед- назад,

Повторяем все подряд.

Повторять игру можно несколько раз подряд, при этом с каждым разом можно ускорять темп.

  1. «Здравствуй, правая и левая рука!»

Здравствуй, правая рука!

Здравствуй, левая рука!

Здравствуй, правый мой носочек!

Здравствуй, левый мой носочек!

Здравствуй, моя спинка,

Здравствуй, поясок!

Здравствуй, здравствуй, мой дружок!

5. У меня есть две руки – и правая, и левая!

Они в ладоши могут бить – и правая, и левая!

Они мне могут нос зажать-и правая, и левая!

За ухо могут потрепать!-и правая, и левая!

Увидев маму, помахать -и правая, и левая!

Воздушный поцелуй послать -и правая, и левая!

И могут так меня обнять -и правая, и левая!

6. Нашей правою ладошкой мы пошлепаем немножко.

А теперь ладошкой левой ты шлепки погромче делай.

Хлопаем мы по ногам,

И конечно, по рукам,

Хлопаем перед собой

И конечно за спиной.

Над головой – хлоп, хлоп!

По коленям – шлёп-шлёп!

И погладить себя можем -

Мы здоровью так поможем!

2.Упражнения со стулом:

- Встаньте все за стулом. Слушайте внимательно выполняйте правильно.

- Встаньте слева от стула.

- А теперь справа от стула.

3.Упражнения с мячом:

И. п. (исходное положение). О. с. (основная стойка). Мяч в одной руке.

 1. Руки вперед, показать мяч, отвести руки назад - вниз, спрятать мяч.

 2. Вытянуть руки вперед, переложить мяч из правой руки в левую, из левой в правую.

 3. Переложить мяч внизу перед собой из одной руки в другую и наоборот.

 4. Руки в стороны на уровне плеч, свести их, вытянув вперед, переложить мяч попеременно из руки в руку.

 5. Поднять руки через стороны вверх над головой, переложить мяч.

 6. Вытянуть руки вперед на уровне плеч. Поднять их вперед-вверх над головой, переложить мяч.

 7. Приподнимаясь на носках, руки развести в стороны вверх, взять мяч обеими руками, посмотреть вверх, опустить руки через стороны вниз, мяч остается в другой руке.

 8. Поставить ногу на носок вперед (назад, в левую, правую сторону), поднять руки вперед-вверх, опустить, спрятать руки назад, переложить мяч в другую руку.

 9. В парах, в шаге друг от  друга, у одного мяч в правой руке, у другого  -  в левой. Вытянуть руки вперед, передать мяч партнеру правой рукой в  правую (левой в левую).

 10. Поднять руки в стороны, опустить через стороны вперед - вниз, переложить мяч, поднять в стороны, опустить назад - вниз, снова переложить в ту же руку.

 11. Выполнить все упражнения, но только с двумя мячами.

 12. Проделать упражнения в быстром темпе.

 13. Несколько раз подряд переложить мяч из одной руки в другую.

 14. Перекладывать два мяча из одной руки в другую в медленном и быстром темпе.

 15. Перекладывать мяч, поднимая поочередно правую (левую) ногу, согнутую в колене или прямую.

 16. Наклониться вперед, положить мяч на пол, выпрямиться, наклониться вперед, поднять мяч другой рукой.

 17. Руки в стороны, в каждой по мячу. Присесть на корточки, положить мячи сбоку. Повернуться кругом, взять мячи, встать.

 Эти упражнения способствуют развитию мышц плечевого пояса, развивают внимание, ловкость.

Упражнения с подбрасыванием

 И. п.: о. с. Мяч в одной руке.

 1. Подбросить мяч вверх, поймать двумя руками (выполняют одновременно 12-15 детей); поймать правой рукой; поймать левой рукой.

 2. Бросить мяч на пол, хлопнуть в ладоши, поймать двумя руками.

 3. Подбросить мяч высоко вверх, дать ему стукнуться о пол, поймать двумя руками; попеременно правой и левой; поймать после поворота кругом.

 4. Ударить мяч о стену, поймать двумя руками; перед тем как поймать мяч, подпрыгнуть на одной или обеих ногах.

 5. Бросить мяч о стену, после отскока от пола поймать двумя руками; одной рукой поочередно.

 6. Стукнуть мяч о пол так, чтобы он коснулся стены, поймать.

 7. Стукнуть мяч о пол, дать ему еще раз коснуться пола и поймать.

 8. Вести мяч одной рукой, как баскетбольный мяч: на месте; сидя на корточках; стоя; с продвижением вперед; обходя предметы.

 Эти упражнения воспитывают чувство мяча, координируют движения, развивают ловкость, служат первой ступенькой к дальнейшему освоению более сложных игр.

Общеразвивающие упражнения с большим мячом.

1. И.п.: о.с., мяч в обеих руках внизу. 1-2 – поднять мяч вверх, поднимаясь на носки; 3-4 – И.п. (6-7 раз).

2. И.п.: стоя на коленях, мяч в обеих руках перед собой. 1-4 – прокатить мяч вокруг себя вправо; 5-8 – влево (6 раз).

3. И.п.: сидя ноги врозь, мяч в согнутых руках перед собой. 1-2 – наклониться, прокатить мяч то одной ноги к другой; 3-4–И.п. (6 раз).

4. И.п.: лежа на спине, ноги прямые, мяч в обеих руках за головой. 1-2 – поднять правую согнутую в колене ногу, коснуться мячом; 3-4 – И.п. То же левой ногой (6 раз).

5. И.п.: о.с., мяч в согнутых руках перед собой. Подбрасывать мяч произвольно вверх и ловить двумя руками (5 раз), затем пауза и снова повторить.

6. И.п.: о.с., мяч в согнутых руках. 1 – присесть, вынести мяч вперед, руки прямые; 2 – И.п. (6 раз).

7. И.п.: о.с., мяч на полу, руки на поясе. 1-8 – прыжки вокруг мяча на двух ногах (3-4 раза).

Приложение 3

Познавательное развитие

1. Конспект НОД «Лево и право" для детей 4-6 лет.

Цель: формирование у детей умений ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Задачи:

- формирование знаний и умений различать лево и право;

- развитие моторики с помощью пальчиковой гимнастики;

- формирование положительного отношения к совместной деятельности (умения работать в коллективе).

 

Воспитатель и дети заходят в группу строем. Воспитатель зачитывает стих А. Барто «Барабанщик», и ходит с детьми по группе:

 

Левой, правой!

Левой, правой!

На парад

Идёт отряд.

 

На парад

Идёт отряд,

Барабанщик

Очень рад.

Барабанит

Барабанит
Полтора часа 
Подряд!

 

Левой, правой!

Левой, правой!
Барабан
Уже дырявый».

 

Воспитатель и дети останавливаются.

Воспитатель: Дети, мне кажется, чтобы нам маршировать было веселее нам нужен барабан. Как вы думаете?

Дети отвечают.

Воспитатель: А где же нам взять барабан?

На полу лежит бумажка, воспитатель обращает внимание детей на это. Затем поднимает эту бумажку.

Воспитатель: Дети, это записка. «Если вам нужен барабан, вам нужно пройти извилистую дорогу по инструкции: идти сначала прямо, потом налево, еще раз налево, затем направо и прямо». Это как раз то, что нам надо. Только нужно знать, где лево, а где право. Дети, вы знаете?

Дети отвечают.

Воспитатель: А вот я вас сейчас проверю. Поиграем в такую игру: если я говорю «правая рука» вы поднимаете правую руку вверх, если – «левая рука», то поднимите левую.

Воспитатель говорит, какую руку поднять и поправляет ребят, которые показывают руки неправильно.

Воспитатель: Нет, так нам не найти барабан. Надо чтобы мы все знали, где лево, а где право. Давайте будем учиться различать лево и право. Подойдите ко мне, я каждому навяжу на правую руку ленточку.

Дети подходят к воспитателю.

Воспитатель: Теперь поднимите правую руку.

Дети поднимают руки.

Воспитатель: Запомните, сторона, с которой у вас находится ленточка, правая. На этой стороне у вас – правая рука и нога, а где нет ленточки – это левая сторона, левая рука и левая нога.

Воспитатель: Давайте споем песню про левую и правую ногу. Смотрите на меня, повторяйте движения и следите, за тем, какой рукой вы делаете движения.

Левая и правая (песня-упражнение из серии «Пальчиковая гимнастика» Е. Железновой)

Вот левая (поднять левую руку тыльной стороной к себе) и правая (поднять правую руку тыльной стороной к себе)
Их только так зовут (держать обе руки поднятыми).
Подружки неразлучные
Всегда вдвоём идут (ударять ладошками по коленям имитируя ходьбу).
И левая (поднять левую руку тыльной стороной к себе) и правая (поднять правую руку тыльной стороной к себе)
Пошли одни гулять (ударять ладошками по коленям имитируя ходьбу)
Нашли большую лужу
И стали в ней скакать (одновременно двумя руками бить по коленям).
Все мокрые холодные
Идут они едва (медленно ударять ладошками по коленям имитируя ходьбу)
Вдруг левая (поднять левую руку тыльной стороной к себе) и правая (поднять правую руку тыльной стороной к себе).
Повстречали льва.
А он открыл такую пасть (изобразить руками пасть льва: кисти рук прижать, пальцы обеих рук не должны соприкасаться друг с другом)
И страшно так рычит ( то соединять, то разъединять пальцы рук)
Что левая (ударить левой рукой по колену) бежит домой
И правая (ударить правой рукой по колену) бежит.
До дома добежали (поднять руки над головой, изобразив крышу).
Смотрите: обе тут (показать обе руки).
Но только позабыли
Как их теперь зовут (пожать плечиками).
Где левая, где правая
Не разобрать самим (пожать плечиками, руки в стороны).
Скорее посмотрите
И подскажите им (воспитатель вытягивает две руки вперед и обращается к детям за помощью)!

Дети сначала показывают, где у них левая и правая руки, потом помогают воспитателю.

Воспитатель: Молодцы! Теперь давайте снимем ленточки с рук и снова поиграем в игру, в которую мы играли сначала: если я говорю «правая рука» вы поднимаете правую руку вверх, если – «левая рука», то поднимите левую.

Воспитатель говорит, какую руку поднять, затем усложняет задание, просьбой показать еще и правую и левую ноги. Когда все ребята перестанут путаться, воспитатель останавливает игру.

Воспитатель: Теперь можно отправляться в путь. Давайте встанем на начало дорожки и будем зачитывать, куда нам повернуть. Я буду читать, а вы показывать. «Идти сначала прямо, потом налево, еще раз налево, затем направо и прямо»

Дети показывают путь.

Пройдя путь по инструкции, дети с воспитателем находят коробку с барабаном.

Воспитатель: Молодцы! Давайте каждый попробует поиграть на барабане, а потом я возьму барабан, и мы с вами под его звук снова будем маршировать.

Воспитатель и дети пробуют играть на барабане. Затем воспитатель сам бьет в барабан и зачитывает стих. А. Барто  «Барабанщик», и ходит с детьми по группе.

2. Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности  «Для чего нужны руки?»

Цель: формировать познавательный интерес к человеку, дать детям элементарные представления о том, что руки - это важная часть человеческого тела, закрепить представление о правой и левой руке.

Задачи:

1.Образовательные:

- расширять представления детей о значении рук в жизни человека;

- познакомить с рассказом Е. Пермяка «Для чего руки нужны»;

- закреплять знания детей о действиях, выполняемых правой и левой руками;

2.Развивающие:

- развивать способность устанавливать взаимосвязи между предметами;

- формировать предпосылки учебной деятельности;

- формировать самооценку;

- развивать внимание, логическое мышление.

3.Воспитательные:

- воспитывать в процессе общения доброжелательное отношение друг к другу, умение сотрудничать и сопереживать;

- учить детей выслушивать друг друга, не перебивать при разговоре;

- воспитывать интерес к изучению своего тела, бережное и заботливое отношение к своему телу.

4.Коррекционные:

- упражнять детей в подборе глаголов, прилагательных.

- развивать двигательные навыки, мелкую моторику;

Индивидуальная работа:

1. Оргмомент.

- Д/И на развитие у детей умения взаимодействовать с коллективом, толерантного отношения.

- Чтобы наше занятие сегодня прошло весело и дружно, давайте поиграем в игру «Передай дружбу».

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель задаёт вопросы — загадки

- Ребята, когда мы с вами сейчас передавали дружбу, крепко держали друг друга за.

- Когда чистили зубы, чем вы зубную щетку держали? (Руками.)

За завтраком, чем чашку с чаем держали? (Руками.)

А ложку? (Руками.)

Пуговицы застегивали чем? (Руками.)

- Когда шли в детский сад, маму и папу тоже держали за руку своей. Как много важных дел умеют делать наши руки. Значит, руки - это наши помощники. Давайте поближе познакомимся с нашими помощниками руками. Присаживайтесь на стульчики.

2. Основная часть.

- Зачем всем людям руки? Послушайте рассказ про мальчика Петю и непростой вопрос, который ему задал дедушка.

2.1. Чтение рассказа «Для чего нужны руки» (по произведению Е. Пермяка).«Для чего нужны руки»

2.2. Беседа по содержанию рассказа

- О чём спросил дедушка Петю?

- Как мальчик ответил на вопрос дедушки? (Чтобы в мячик играть, чтобы ложку держать, чтобы кошку гладить, чтобы камешки в речку бросать.)

- Ребята, а Петя правильно ответил дедушке? (Правильно, только его ответы были детские, и он судил обо всех руках по своим, а не по трудовым.)

- А давайте попробуем мы ответить на этот интересный вопрос«Для чего руки нужны?». Как руки и пальцы помогают нам в жизни, в общении? Посмотрите на картинки, которые вы видите на доске.

(Малыш показывает рукой на котенка, мальчик и папа мастерят кормушку, бабушка вяжет, строители строят дома, врачи лечат людей, шьют одежду, пекут хлеб и так далее).

2.3 Воспитатель читает стихотворение

Ручки могут все достать,

Можно в ручках подержать

И игрушку, и травинку,

И тяжелый стул за спинку.

Можно ручками махать

Можно в кубики играть,

Рисовать, копать песочек,

Хлеба отломить кусочек.

Даже капельки из тучки

Поймать сумеют наши ручки.

И мягкую вскопают грядку,

Чтоб посадить горошек сладкий.

- Ребята, так для чего же нам нужны руки? (Для труда, работы.)

Ответы детей.

- Молодцы, теперь вам понятно, зачем нужны руки человеку? Для труда, работы. Человек должен трудиться и в этом ему помогают руки. Дети, посмотрите на ваши руки. Саша, сколько у тебя рук? А у тебя, Лида, сколько рук? Вика, скажи, а сколько рук у Коли? (ответы детей).

- Правильно, у каждого из вас по две руки. А как вы считаете, может быть вам и одной руки хватило, а две только мешаются? Смотрите, я могу открыть и закрыть дверь и с вами поиграть тоже могу одной рукой (щекочу детей).

2.4. Эксперимент «Значение рук»

- Давайте проверим, может быть, действительно, нам хватило бы и одной руки, а другая рука - лишняя? Присаживайтесь на стульчики.

Инструкция к работе. Посмотрите, у меня есть предметы одежды для мальчика и для девочки. Пока будет играть музыка, один будет надевать вещь (девочка - юбку, мальчик - футболку) при помощи одной руки, а другой - при помощи двух. Ваша задача - посмотреть, кто с этим заданием справился быстрее.

Играет музыка, дети выполняют задание.

- Посмотрите, кто быстрее оделся, кому было легче это сделать? А кому было труднее, почему?

Воспитатель и дети сравнивают результаты.

- Ребята, кто оделся быстрее, а кому было труднее это сделать? Почему? Значит, обе руки важны для нас одинаково. Поэтому относиться к рукам надо бережно. Ребята, а вы знаете, что для наших рук хорошо, а что плохо?

Ответы детей.

- Сейчас мы с вами это проверим. Проходите к столу и присаживайтесь.

2.6. Пальчиковая гимнастика

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

Сам мизинчик-малышок,

Постучался на порог.

Вместе пальчики-друзья.

Друг без друга им нельзя.

- Беречь руки - значит не трогать острые и горячие предметы, чтобы не пораниться и не обжечься, держать руки в чистоте, когда холодно - обязательно надевать варежки. А чтобы руки были сильными, их надо тренировать.

2.7 Д/и «Кто больше назовет действий».

Цель: упражнять детей в подборе слов, обозначающих действие предметов.

- А что ваши руки умеют делать?

Ответы детей

- Давайте поиграем с вами в игру «Мы не скажем, а покажем».

Д/и «Мы не скажем, а покажем».

Инструкция к работе. Один ребенок будет показывать жестами занятия человека, а остальные отгадывать.

3. Рефлексивно - оценочный этап.

- Мы говорили о важности наших рук, а могут ли они делать недобрые дела? (Дерутся, ломают игрушки, рвут книги и т. п.)

- А ваши руки такие?

Ответы детей.

- Я думаю, что ваши руки добрые и умелые! Дети, а какие бывают руки?

Ответы детей.

3.1 Д/И «Скажи какой?» на развитие у детей умения подбирать прилагательные к существительным.

- Какими еще бывают руки? (Сильными, быстрыми, дружными, ловкими и т. д.)

- Как вы понимаете выражение «Золотые руки»? (Это руки,которые умеют все хорошо делать: лечить, мастерить и т. д.)

- А еще про руки говорят - «ласковые». У кого ласковые руки? Что они делают? (Ласкают, гладят, обнимают, жалеют и т. д.)

- Сегодня мы с вами выяснили, что без рук человеку было бы трудно. Руками человека создаются большие машины, станки, строятся дома, выращивается хлеб, строятся космические корабли и многое другое. Руки не только умеют работать, но и помогают отдыхать.

- Молодцы! Вы и с этим задание справились! Сегодня я убедилась, что у меня в группе очень умные, внимательные, сообразительные, дружные и воспитанные дети, которые бережно относятся не только к игрушкам, различным предметам и окружающим людям, но и к самим себе, к своим рукам!

3. Беседа "Что мы можем делать правой рукой"

Цель: Продолжать знакомить детей с правой рукой, рассказать о том какую пользу она нам приносит и чем помогает. Что мы можем ей делать

 

 

Приложение 4

Художественно-эстетическое развитие

  1. Конспект НОД по рисованию «Чудесные ладошки»

Задачи:

1 Формировать интерес к нетрадиционной технике рисования.

2 Развивать творческую фантазию,умение передавать характер рисуемого объекта,добиваясь выразительности с помощью цвета,мимики,дополнительных деталей.

3 Воспитывать аккуратность,положительные взаимоотношения в группе.

4 Развивать образную память,воображение,умение видеть необычное в обычном.

Оборудование:простой карандаш,набор фломастеров,цветных карандашей,листы бумаги,коврики,запись спокойной музыки на диске,ноутбук с видео-приветствием детей.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуй,солнце золотое! Здравствуй,небо голубое!

Здравствуй,вольный ветерок!Здравствуй,беленький снежок!

Здравствуйте,детишки,девчонки и мальчишки!

Здравствуйте,я вам скажу,всех я вас приветствую!

У меня в руках коробочка с подарками и, чтобы её открыть, нужно отгадать загадку: Перед тобой пятёрка братьев,дома все они без платьев. А на улице зато,нужно каждому пальто".

Дети: Пальцы.

Воспитатель: Правильно,это пальцы. Вот и коробочка открылась. В коробочке "волшебные"карандаши,чтобы они ожили и начали рисовать,надо ответить на вопросы.

-Сколько пальцев на правой руке? А на левой? (ответы детей)

-Какие у них имена? (ответы детей:большой,указательный,средний,безымянный,мизинец)

-Почему их так назвали (ответы детей:большой-потому что самый толстый,указательный-потому что указывает,средний-потому что

посередине,безымянный-потому что имя не придумали,мизинец-потому что мизерный,самый маленький.)

Воспитатель: Молодцы ребята, знаете,почему их так называются пальцы. А я знаю весёлую игру с пальчиками,давайте вместе поиграем,повторяйте за мной:

Палец толстый и большой,в сад за сливами пошёл,

Указательный с порога,указал ему дорогу,

Средний палец очень меткий,он сбивает сливы с ветки,

Безымянный поедает,а мизинчик-господинчик в землю косточки бросает!"

Воспитатель:Для чего же нам нужны руки (детипредполагают:играть,умываться,рисовать,здороваться.)

Воспитатель:Давайте мы с вами встанем в кружок и приложим свою ладошку к ладошке соседа. Что вы чувствуете от ладошки соседа (тепло)

Оказывается,мы своё тепло передаём друг другу и это тепло поможет нам сотворить чудо!

Воспитатель:Садитесь ребята на коврики,я вам расскажу сказку о наших руках. "Жили были руки,жили они дружно,весело,всё было хорошо,но вот однажды им стало грустно,во все игры они уже переиграли. И тогда они решили нарисовать самих себя и делали они это вот так. (показ как обвожу свою ладошку и затем дорисовываю в образ собачки,осминожки,индейца,птицы,аленького цветочка и т. д. (Рисунки можно посмотреть в фото)Когда происходит "превращение",можно зачитать стихотворения: "Вот расцвёл цветочек,в тишине ночной,светит и смеётся,будто он живой. "

Воспитатель:Подходите,посмотрите,приложите ладошку к листу бумаги,представьте,пофантазируйте,ваши ладошки могут превратиться в кого захотите. Подумали,что будете рисовать,тогда начинаем рисовать.

(включается спокойная музыка)

Вот оно чудо,которое помогло нам нарисовать рисунки,молодцы ребята,вы оченьпостарались. А вам понравилось превращать ладошку в рисунок?Ребята,как вы считаете вам было трудно?Все ли справились с заданием (ответы детей).А ваши рисунки будут очень приятным подарком для моих детей,я их обязательно передам. Спасибо вам!

"Настроение каково?- Во (показывают большой палец). Давайте

подарим хорошее настроение всем (дети сдувают с ладошки друг другу).

2.Раскраски «Превращения ладошек в рисунки»

https://sun9-15.userapi.com/yw1e8CdxWxbw6pmeQy63-HkKqebvTOpXZz0wpg/PdPNKagGe20.jpg

https://gepur-shop.ru/img/chudo-ladoshki-podelki_33.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1706591/499b8aa6-d131-4ac1-bd46-a2b7997f7d83/s1200?webp=false

Приложение 5

Речевое развитие

1.Речевка

«Мы с тобой одна семья

Ты,  я,  он,  она.

Ты погладь соседа справа,

Ты погладь соседа слева,

Мы с тобой друзья,

Мы с тобой одна семья.

Улыбнись соседу слева,

Улыбнись соседу справа,

Мы с тобой друзья,

Мы с тобой одна семья,

Я,  ты,  он, она.

Обними соседа слева,

Обними соседа справа,

Мы с тобой друзья,

Мы с тобой одна семья»

2. Стихи

Валентин Берестов «Право, лево»

Стоял ученик на развилке дорог,

Где право, где лево понять он не мог,

Но вдруг ученик в голове почесал

Той самой рукою, которой писал.

И мячик кидал и страницы листал,

И ложку держал, и полы подметал.

«Победа! – раздался ликующий крик.

Где право, где лево узнал ученик.

Ирина Токмакова

Аист, аист длинноногий

Покажи домой дорогу!

Топай правою ногой, топай левою ногой.

Снова правою ногой, снова левою ногой.

После правою ногой, после левою ногой.

Вот тогда придешь домой!

3.Сказка «ПРАВАЯ и ЛЕВАЯ» автор Мария Статирова

 

Жили-были две руки: Правая и Левая.

Правая – умелая: и пишет, рисует, и двери открывает, и сумку несет – все она. Левая рука всегда на подхвате: листок придерживает, пока правая пишет, краски подержать – всегда, пожалуйста. Так и жили они, не тужили с двух сторон: Правая-с правой, Левая – с левой. 

 

Но однажды нахлынула на левую руку обида: «Что что же это такое? – думает, - Правая всегда главная, вся слава и почести ей одной достаются, а я - в тени, незаметная». И решила Левая рука Правой больше не помогать. 

 

Пришла Правая к Левой, звать ягоду вместе собирать, а Левая молчит, ни «да», ни «нет» не говорит. Вот и набрала Правая ягоды всего пол лукошка, пока Левая за ней со своей стороны смотрела.

 

Пришла Правая к  Левой, мыться вместе зовет. Левая опять, будто в рот воды набрала. Помылась Правая со всем старанием, да вот тыльная сторона ладони так и осталась пыльная печальная. Левая смотрит, советами помогает: 

«Тут не домыла, вот тут пыли много оставила, лучше мойся!»

 

Пришла снова Правая к Левой, говорит: «Сегодня праздник, 

я для тебя подарок приготовила», достает колечко и радостно протягивает на ладони. Левая фыркнула, 

носик задрала повыше, взяла колечко и надела на пальчик, 

да так, будто великое одолжение всему миру сделала.

 

Запечалилась Правая рука. Совсем грустно ей стало без Левой: и играть не получается, и танцевать одиноко, и обнимать крепко близких-любимых не удается, и красоту наводить,  да волшебство творить неловко. 

Опустила головку, плачет. 

 

Тут и Левая загрустила, зачем думает, Правой зазря  такие испытания устраиваю… Стала думать-гадать, что с ней такое случилось-приключилось на ровном месте, как она до жизни такой одинокой докатилась.  Думала-думала, думала-думала и вдруг придумала! 

 

Пришла к Правой, говорит: «Прости ты меня, горемычную, поддалась я обиде-обидище, хотела тебя проучить, да сама же в свои сети и угодила. «Правая улыбается так, что щечки у нее румянцем заливаются: «Левая, моя хорошая! Как же я рада-то тебе радешенька! Ты – сокровище мое лучезарное!»,  обнимает Левую,  хохочет от счастья.

 

С  тех пор Правая и Левая жили в дружбе, да в согласии. Левая научилась гриф гитары держать,  струны волшебные приручила. Правая по струнам танцует, Голос песни поет. 

Так и стали звуки в чудесные мелодии складываться. 

Со всей вселенной слетались ту музыку послушать, 

ибо звуки эти были целебные – 

все хвори, грусти, да несчастья растворялись 

и в счастливые улыбки превращались.

 

Старики сказывают, и по сей день те улыбки по земле странствуют, да в сердцах человеческих огоньки зажигают. Что за огоньки такие не скажу, а вот то, что 

у вас сейчас в сердце улыбка светится – издалека видно.

4.Загадки про руки.

Правая и левая водят поезда!

Правая и левая строят города!

Правая и левая могут шить и штопать,

Правая и левая могут громко хлопать.

За окошком ходит ночь, они так устали,

Правая и левая спят на одеяле

Руки

Вот загадка, милый друг, Легкая - послушай:

Ею ложку я беру, Кашу буду кушать!

Руки
Встретил я ее в лесу, Я ее ищу, а она от меня все дальше уходит,

Домой пришел, тогда нашел.

Заноза в руке
Есть у меня работники, Во всем помочь охотники.

Живут не за стеной – День и ночь со мной:

Целый десяток Верных ребяток!

Пальцы


Идут четыре брата навстречу старшему:

- Здравствуй, большак! — говорят. -

Здорово, Васька-указка, Мишка-середка,

Гришка-сиротка да крошка Тимошка.

Пальцы рук
Коль спектакль был хороший, Громко хлопаем в ...

ладоши
Любят труд, не терпят скуки, Всё умеют наши ...

Руки
Оля ягодки берёт По две, по три штучки.

А для этого нужны Нашей Оле ...

Ручки
Она ласкает, утешает И отведёт беды огонь.

Любой малыш всегда узнает Любимой мамочки ...

Ладонь
Пятерка братьев неразлучна, Им вместе никогда не скучно.

Они работают пером, Пилою, ложкой, топором.

Пальцы


Пять братьев: годами — равные, Ростом — разные.

Пальцы
Пять сыночков у руки, Добрые все мальчики.

Дружбой славятся они, И зовут их ...

пальчики
Сжали пальцы мы руки - Получились ...

кулаки
Твои помощники — взгляни — Десяток дружных братцев,

Как славно жить, когда они Работы не боятся.

И, как хороший мальчик. Послушен каждый ...

пальчик.
У двух матерей по пяти сыновей, одно имя всем.

Пальцы
У пяти братьев Одна работа.

Пальцы
У тётушки Фелицы Есть четыре сестрицы, Из них две хвалятся:

- Мы делать горазды! А другие хвалятся: - Мы ходить горазды!

Руки и ноги

Упрятались голышки во мохнатые мешки,

Четверо вместе, один на шесте.

Рука в рукавичке
Что мягче всего на свете?

Рука

 

Приложение 6

Работа с родителями

Анкета «Различает ли Ваш ребенок левую и правую руку?» Подчеркните нужный вариант.

1. Какой рукой в младенчестве Ваш малыш начал совершать первые активные действия? (Левая, правая)

2. Какая рука ведущая у Вашего ребенка? (Левая, правая)

3. Может ли Ваш ребенок с первого раза определить левую и правую руку? (Может, не может)

Консультация «Как легко научить ребенка различать лево, право»

Когда пора объяснять?

Процесс усваивания сторон растягивается на период 2-6 лет. Почему важно сделать это вовремя? Это помогает ребёнку ориентироваться в пространстве, а также развивает мышление и память. Если этим пренебречь, то у ребёнка возникнут проблемы на занятиях танцами или спортом, замедлится интеллектуальное развитие. Ему труднее будет считать, выполнять упражнения, подготавливающие к письму. В целом же, ухудшится школьная успеваемость.

1. Ребёнок должен усвоить, где у него левая рука и где правая

Примерно в трёхлетнем возрасте у детей выявляется доминирующая рука. Достаточно присмотреться, какой рукой малыш обычно хватает ложку, бросает мячик, рисует. У двух из трёх детей такой рукой будет правая. Как легко научить ребёнка различать лево и право? Начать с того, что сказать, что правая рука – та, которой он любит рисовать, если он правша, конечно. Запомнив это, малыш сообразит, что другая рука, в которую он не любит брать карандаш, будет левой.
Научившись различать левую и правую руки, ребёнок должен узнать, что и все части тела, находящиеся ближе к правой руке, называются правыми: глаз, ухо, нога, локоть, колено.
 То же относится и к левой стороне. Эти новые понятия следует закреплять в ежедневных занятиях, например, давать пояснения во время одевания. Дети с удовольствием выполняют упражнения на внимание: дотронуться правой рукой до левого уха, левой рукой до правой ноги и т. д.
Затем можно приступить к определению пространственного расположения предметов. Ребёнка можно попросить принести предмет, расположенный от него слева, справа, сказать, что находится у него по левую или по правую руку.

2. Научить определять левую и правую сторону

В 4-5 лет дети уже должны научиться определять направления и соотношение между предметами и применять эти знания: располагать предметы, перемещать их в указанном направлении.
Ребёнок должен усвоить, что все предметы, расположенные ближе к левой руке, находятся слева от него и наоборот. То же правило относится и к направлениям «налево» и «направо». Чтобы закрепить принципы направлений в пространстве, можно прибегнуть к играм, например, поставить в один ряд несколько игрушек и загадать одну из них. Задача малыша – угадать эту игрушку, а когда он укажет на не ту, его нужно направить с помощью слов «правее» или «левее».
Во время прогулки можно комментировать свой маршрут, говоря вслух, что сейчас будет поворот налево, а справа только что проехала машина.
В наше время многие дети учатся определять направления движения с помощью навигатора, комментирующего езду родительской машины. Вначале они слышат, например, «через 50 метров поверните направо», а потом дожидаются поворота, понимая, где же находится правая сторона. В обыденной жизни при разговоре с ребёнком полезно акцентировать его внимание на положение предметов в пространстве. Например, спросить, где любимая кукла дочери и подсказать, что она сидит справа от кубиков или попросить принести носовой платок, лежащий в левом ящике комода.

3. «Налево» и «направо» как движение в правильном направлении

Когда малыш немного подрастёт, ему можно предлагать более сложные задания. Здесь ему потребуется уже не просто вспоминать, где лево, а где право, но и двигаться в нужном направлении.
Обучение направлениям можно совмещать с обучением счёту.
 Пусть малыш закроет глаза, а затем повернётся в требуемую сторону и сделает несколько шагов в том направлении. Потом, не открывая глаз, он должен угадать, где он находится. Подобная игра подойдёт для трёхлетних детей. Если малыш пока не освоил счёт, то им можно командовать, прося шагнуть, ещё шагнуть, ещё шагнуть, повернуть налево и т. д.
С помощью этой игры он не только закрепит знания о «право» и «лево», но и научится пространственному ориентированию. 

4. «Лево» и «право» с точки зрения другого человека

У каждого из нас своё «лево» и «право», и ребёнку нужно это усвоить. Это умение можно отрабатывать с помощью зеркала либо встав к малышу спиной, попросить его показать правую руку мамы. После этого на правые руки обоих повязать ленточки, а затем повернуться лицом к ребёнку. И снова спиной. При этом упражнении ребёнок должен запомнить, что правая рука всегда одна и та же, хотя он может видеть её с разных сторон маминого тела.
В зеркале же ребёнок увидит, что «хитрое» отражение повязало ленточку на левую руку, хотя у него она на правой – потому что это отражение, а не реальный предмет.

5. Активнее использовать игры для закрепления понимания понятий право и лево

Есть множество подвижных и настольных игр, где движения нужно выполнять в разные стороны. Они поспособствуют тому, как легко научить ребёнка различать лево и право.
Дошкольникам 5-7 лет можно предложить графические диктанты
, где детям приходится под диктовку взрослого вести линии по клеткам в нужном направлении. Детям более младшего возраста такое занятие будет выполнять трудновато. Взрослый словами задаёт направление, а ребёнок ведёт карандашом линию строго по клеточкам, поворачивая в нужную сторону по команде. В результате должен получиться определённый рисунок. Поначалу эти узоры должны быть простыми, а когда малыш приноровится, то задачу можно усложнять.
С помощью подобных графических диктантов можно получить вполне смысловые рисунки: крепости, машины, животных, любые другие предметы. Подобные инструкции для рисунков графических диктантов есть в специальных тетрадках для подготовки к школе, но можно их придумывать и самостоятельно.
Главное, чтобы бумага была обязательно в клеточку, причём размер её должен определяться возрастом малыша – чем старше он будет, тем клеточки можно брать мельче.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Среднесрочный познавательно-исследовательский проект для средней группы (2) «Осень золотая».

Программное содержание: - закрепить представления об осени и ее приметах;- развитие познавательных способностей детей в процесс совместной исследовательской деятельности;- закрепить и систематизироват...

Среднесрочный познавательный проект по ОБЖ в коррекционной средне-старшей группе «Безопасность детей».

Среднесрочный познавательный проект по ОБЖ в коррекционной средне-старшей группе «Безопасность детей».Тип проекта: познавательно-исследовательскийВид проекта: групповой, среднесрочный...

Среднесрочный познавательный проект в группе детей раннего возраста «Ознакомление детей со свойствами воды и песка».

Мною быд создан среднесрочный проект в группе раннего возраста. На тему: "Ознакомление детей со свойствами воды и песка"....

Среднесрочный познавательно- исследовательский, творческий проект для детей 5-6 лет "Цветы"

Актуальность данного проекта заключается в необходимости тесной связи дошкольников с природой, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры — одного из основных напра...

Среднесрочный познавательно- исследовательский, творческий проект для детей 5-6 лет "Разноцветная осень"

Особенностями развития ребенка дошкольного возраста являются активное стремление его к познанию окружающего мира, любознательность, желание экспериментировать. Творя своими руками объекты осенней...

Среднесрочный познавательный проект " Осенняя пора"

Природа  Осенью - это не всегда слякоть и пронизывающий холод. Осень – это еще и золотая крона деревьев, шуршащая листва под ногами, теплое бабье лето. А сколько всего можно интересного узн...

Среднесрочный познавательный проект «Познавайки» для детей 2 – 3 лет

развитие познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности...