Консультация для педагогов: «Обновление развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС»
консультация

александрова анна станиславовна

Дети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающее пространство должно отвечать их интересам, развивать, давать возможность свободно играть и общаться со сверстниками. Достаточно ли для этого наполнить группу яркими игрушками и разнообразными играми, а на территории установить лесенки и песочницы? Чем воспитателям руководствоваться при организации развивающей среды? Как создать комфортные для дошкольников условия?С введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования появились новые приоритеты в создании развивающей предметно-пространственной среды .Согласно требованиям ФГОС ДО она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obnovlenie_rpps_v_dou.docx44.55 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Кугесьский детский сад «Крепыш»

Чебоксарского района Чувашской Республики

               

                              Консультация для педагогов:

«Обновление развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС»

               

                                                                                                      Подготовила  воспитатель:

                                                                                                                      Александрова А.С.

                                                   

                                                         Кугеси 2020

Обновление развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС.

Дети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающее пространство должно отвечать их интересам, развивать, давать возможность свободно играть и общаться со сверстниками. Достаточно ли для этого наполнить группу яркими игрушками и разнообразными играми, а на территории установить лесенки и песочницы? Чем воспитателям руководствоваться при организации развивающей среды? Как создать комфортные для дошкольников условия?

С введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования появились новые приоритеты в создании развивающей предметно-пространственной среды .Согласно требованиям ФГОС ДО она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Предметы, которые окружают воспитанников, должны быть:

  • -разнообразны (наличие всевозможного игрового и дидактического материала),
  • -доступны (расположение материала в поле зрения ребенка), ц
  • -центрированы (организация предметной среды)
  • -и обеспечивать индивидуальный комфорт и психологическую защищенность.

В современных детских садах развивающая среда организуется таким образом, чтобы каждый ребенок мог найти себе занятие по интересам. Оборудование размещается по секторам (центрам развития). Это дает детям возможность объединиться в подгруппы.

Следует подбирать такие материалы и игры, которые активизируют познавательную деятельность дошкольников: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой деятельности (магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и т. д.), природные объекты для опытов и экспериментов.

Какие действия предусматривает алгоритм проектирования РППС.

Алгоритм проектирования развивающей среды представляет собой систему последовательных действий и включает четыре этапа — технологических шага.

1-й шаг — сформулировать цели и задачи работы по созданию развивающей среды.

Педагоги каждой возрастной группы анализируют соответствие развивающей среды группового помещения требованиям ФГОС ДО. На основе результатов анализа формулируют цель и задачи дальнейшей работы с учетом возрастных особенностей воспитанников и педагогических установок.

Например: цель — создать развивающую среду, которая:

  • обеспечивает полноценное развитие детей;
  • раскрывает на определенном возрастном этапе их индивидуальные способности;
  • развивает самостоятельность, формирует у каждого ребенка восприятие себя как активного деятеля;
  • создает условия для взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми;
  • помогает учитывать интересы детей при организации образовательной деятельности.

2-й шаг — определить игровое и дидактическое оборудование для решения образовательных задач и учебно-методические пособия для эффективной работы с воспитанниками.

Педагоги, ориентируясь на программные задачи и содержание образовательной работы с детьми определенного возраста, составляют список:

  • учебно-методических пособий;
  • игр и игровых материалов для самостоятельной детской деятельности;
  • специального оборудования для разных видов детской деятельности.

Воспитатели средних и старших групп планируют работу по проектированию и созданию игрового пространства вместе с детьми. Для этого, например, проводят конкурсы детских рисунков на темы «Моя любимая группа», «Дом, в котором я живу» и т. д. Так педагоги выявляют предпочтения воспитанников, узнают их мнение относительно того, что должно быть в группе для игр и занятий. К преобразованию развивающей среды группы на этом этапе воспитатели привлекают родителей. Вместе они обсуждают дизайн помещения, изготавливают игровой и познавательный материалы. Кроме того, из бесед с родителями воспитатели лучше узнают интересы, предпочтения и особенности детей группы.

3-й шаг — определить дополнительное оборудование.

Педагоги составляют список дополнительного оборудования. Оно необходимо для того, чтобы разместить игровой материал, учебно-методические пособия и обеспечить режимные моменты. Это столы, стулья, стеллажи, полки, контейнеры для игрушек, изобразительных материалов и т. д. Кроме того, на этом этапе педагоги намечают, чем пополнить развивающую среду группы в ближайшее время, если в этом будет необходимость.

4-й шаг — определить, как разместить оборудование в игровой комнате и дополнительных помещениях группы.

На этом этапе воспитатели следуют принципу нежесткого центрирования. При организации развивающей среды группового помещения они учитывают следующее соотношение секторов:

  • 50% — сектор активной деятельности: центры двигательной активности и музыкально-театрализованной деятельности, игровые уголки;
  • 20% — сектор спокойной деятельности: центр художественной литературы, природная зона и уголок отдыха;
  • 30% — рабочий сектор: центры познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.

В рабочем секторе также размещается оборудование для совместной и регламентированной деятельности. Все сектора имеют условные границы, которые определяются в зависимости от конкретных задач образовательного момента. Часто дошкольники «заражаются» интересами сверстников, желают присоединиться к их игре. Поэтому планировать сектора надо так, чтобы они могли вместить всех желающих. Далее педагоги расставляют оборудование и мебель согласно намеченному плану, который они предварительно изображают на бумаге.

Что включает развивающая среда групповых и межгрупповых помещений.

При создании развивающей среды педагоги должны учесть разницу в интересах мальчиков и девочек в трудовой и игровой деятельности. С учетом этого должны подобраны разные материалы. Так, для развития творческого замысла в игре девочки используют предметы женской одежды, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики, украшения и т. д. Детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, технические игрушки — неотъемлемые атрибуты игр мальчиков.

В группах могут быть большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек), которые дети творчески используют в разных игровых моментах.

В старших группах предусмотрены материалы для развития элементарных математических представлений и подготовки к обучению грамоте (настольно-печатные игры с цифрами и буквами, школьные принадлежности, печатные буквы, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, ребусами и т. д.).

Для развития познавательной активности дошкольников воспитатели подбирают детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы.

В каждой возрастной группе педагоги создают условия, которые позволяют активизировать творческие способности детей.

Это-центр познавательного развития, театральный уголок, природная зона, центр занимательной математики или  «игротека», центр дежурства.

Театральный уголок — любимый воспитанниками всех групп. Театрализованная деятельность объединяет детей интересными идеями и возможностью проявить себя.

Педагог вместе с воспитанниками изготавливает костюмы, атрибуты и декорации к представлениям, которые впоследствии становятся «богатством» и гордостью детского сада.

Природная зона служит саморазвитию дошкольников. Чтобы организовать ее, воспитатели подбирают растения и подготавливают необходимое оборудование для ухода за ними (передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы и т. д.). Украшение этой зоны — детские поделки из природного материала, экспонаты природы, икебаны. В природной зоне воспитатель проводит с дошкольниками наблюдения, опыты и занятия природоведческого характера.

Для центра искусства «Юный художник» педагоги выбирают светлое, хорошо освещенное место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Для этого есть необходимые изобразительные материалы. Детские рисунки, поделки и коллажи располагаются на стенде «Творческие идеи». К нему предусмотрен свободный доступ. Здесь же организуется персональная выставка работ каждого ребенка.

Строительный центр занимает немного пространства и при этом мобилен. Достоинство его состоит в том, что легкие перегородки-тумбы свободно передвигаются в любое место. Содержимое строительного центра позволяет организовать конструктивную деятельность, как с подгруппой воспитанников, так и индивидуально. Дошкольники занимаются «строительством» на ковре и столе. Они сооружают постройки, обыгрывают их в сюжетно-ролевых играх и во время занятий ручным трудом.

Большой популярностью у дошкольников пользуется центр науки, или исследовательский центр. Он представляет собой мебельный модуль со специально оборудованными стеллажами. На полочках педагоги размещают разнообразные природные материалы. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда вызывают у детей неподдельный интерес. Для организации познавательно-исследовательской деятельности воспитатели подбирают специальную детскую литературу, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов. На стенде, дети могут поместить результаты опытов и открытий в виде зарисовок, заметок и отчетов.

Во всех возрастных группах выделено место для игровых центров: «Больница», «Семья», «Парикмахерская», «Уголок ряженья» и т.д. Среда группы организуется так, чтобы у ребенка был выбор: с кем, как, где, во что играть. При этом для старших дошкольников педагоги не группируют игрушки по темам, дети подбирают их для игры сами.

С нестандартным дизайнерским решением и нетрадиционным оборудованием спортивный уголок  гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Здесь дошкольники могут самостоятельно выполнять различные движения: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель и т. д.

В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть островок тишины и спокойствия — уголок отдыха (уединения). Он располагает к тихим беседам и раздумьям. Как правило, уголок отдыха в группах отделен от других зон легкой шторкой. Уют создают комфортное кресло, коврик на полу, мягкие игрушки.

Погрузиться в волшебный мир книг помогает уютная домашняя обстановка в центре художественной литературы. Здесь воспитатель читает детям сказки и рассказы, организовывает выставку произведений того или иного автора (например, к юбилейным датам), проводит литературные викторины и конкурсы.

Центр безопасности оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм и занятиям по закреплению правил дорожного движения.

Эти центры должны быть выделены в каждой группе.

Создавая развивающую среду в ДОО, педагоги большое внимание могут уделить межгрупповому пространству, местам общего пользования. Данные площади эффективно включаются в поле детской активности.

В холлах и коридорах педагоги могут  оформить  действующие выставки: «Русские  и осетинские народные музыкальные инструменты», «Мастерская кукольницы: обереги Древней Руси»,уголок «В гостях у Нана (с осетинского-бабушки)».

Нишу в одном из коридоров можно «превратить» в природную зону «Животный мир рек, морей и океанов». На центральной стене холла создать картинную галерею «Осетинские художники о природе». На лестничных пролетах и маршах можно расположить природные зоны «Животные и природа РСО -Алании, России», «Дикие животные наших лесов», «Домашние животные и птицы».

Одно из требований ФГОС ДО – создать образовательное пространство в детском саду, способное обеспечить развитие самостоятельности ребенка, сделать его полноценным субъектом образовательных отношений. Для того чтобы организовывать и обогащать самостоятельную детскую деятельность, педагоги должны модернизировать образовательную среду в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

 Мы педагоги, можем использовать такой способ организации самостоятельной деятельности детей, как создание развивающей стены.

Организуем самостоятельную деятельность детей на развивающей стене.

Что делать, если дети в группе буквально «лезут на стену», несмотря на большое количество игрушек и дидактических материалов. Создать такое пространство для самостоятельных игр несложно. Важно учесть возраст, интересы воспитанников и подобрать необходимый материал.

Развивающая стена в каждой группе своя. Она отражает предпочтения детей и воспитателей. Ее дизайн и наполнение соответствуют названию группы.

Например, в средней группе «Веселый улей» стена замаскирована в сюжете, герои которого – пчелы. Они «прилетают» к дошкольникам с различными заданиями.

В старшей группе «Веселые гномы» дети с помощью развивающей стены «путешествуют с гномами по лесу». Каждый день к воспитанникам «приходит» (крепится на леску) новый гном с игровыми заданиями.

В подготовительной группе «АБВГДейка» дошкольники встречаются с «живыми» буквами. Они предлагают задания каждому ребенку. Например, буква «М» – задание по математике, буква «Л» – логические игры и т. д.

Все задания дети выполняют в ходе самостоятельной деятельности, в удобное для них время и по желанию.

Оформить развивающую стену – по силам любому педагогу.

Неотъемлемые части развивающей стены – материалы, игры и пособия – хранятся в специально оборудованных шкафчиках, на полках и доступны детям. Почти весь материал развивающей стены имеет магнитную основу, поэтому ее главная составляющая – магнитная доска с различными элементами: лесками, прищепками, наборным полотном и тканью с лентой-липучкой, геодоской, втулками и вкладышами и т. д. Обязательное приложение к играм – образцы, схемы, карты-алгоритмы. Они особенно нужны младшим дошкольникам, которым трудно обойтись без помощи и подсказки. Содержание игр и пособий определяется возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Многие пособия многофункциональны. Педагоги используют их для творческой деятельности и развития речи воспитанников.

 Создание детского игрового ландшафта на территории ДОО.

 Согласно требованиям ФГОС ДО, построение игрового пространства на территории дошкольной образовательной организации следует начинать с ответа на главные вопросы: какие места и физические объекты могут быть интересны детям дошкольного возраста и, что привлекает их внимание, стимулирует игровую деятельность, познавательную активность? Речь идет не о том, какое оборудование поставить на участке группы или территории ДОО для развития физической ловкости, познавательной сферы детей и т. д., а о создании некого игрового поля, которое представляет интерес для них самих, дает им возможность свободной игры, двигательной активности, общения с воспитанниками разного возраста.

Если проанализировать требования ФГОС ДО к организации игрового пространства в ДОО, можно выделить следующие характеристики развивающей предметно-игровой среды на участке детского сада:

  • доступность;
  • открытость к активному достраиванию среды дошкольниками;
  • безопасность;
  • оригинальность;
  • четкая оформленность предметных источников развития;
  • многофункциональность;
  • приспособленность к нуждам совместной деятельности детей и взрослых.

Согласно п. 3.8 СанПин 2.4.1.3049–13 покрытие групповых площадок и физкультурной зоны на территории дошкольной образовательной организации должно быть травяным, с утрамбованным грунтом, беспыльным либо выполненным из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека.

Традиционно ровные площадки считаются более безопасными, однако сегодня это требование подвергается сомнению: разнообразный ландшафт позволяет дошкольникам расширять границы возможностей, становиться более ловкими и, как следствие, меньше травмироваться. В таких игровых пространствах ребенок учится общаться с окружающим миром, развивается его крупная и мелкая моторика, речь, глазомер, соотносящие движения.

Не нарушая действующие санитарно-эпидемиологические требования к оборудованию и содержанию территорий ДОО, для преобразования ландшафта можно использовать переносные плоские макеты, а также скульптуры, которые создаются с учетом игровых интересов детей.

Территория дошкольной образовательной организации, по которой можно проложить несколько маршрутов для пешеходных прогулок, должна представлять собой озелененную зону с благоприятными санитарно-гигиеническими условиями, предназначенную для проведения игр, развлечений, занятий физической культурой и  культурно-просветительских занятий с детьми дошкольного возраста.

При создании детского игрового ландшафта следует обратить внимание на его безопасность, как в экологическом плане, так и плане личной безопасности детей.

Высока роль озеленения при организации развивающей среды, больше внимания нужно уделять вопросам стойкости ландшафта, его эстетической и  научно-познавательной ценности. С этой целью комплексы игровых площадок для групп разного возраста должны чередоваться с лужайками, озелененными участками ландшафта свободного пользования, на которых живописно разбросаны валуны, пни, стволы деревьев и т. д.

Ассортимент растений следует максимально расширять, учитывая, что он выполняет не только декоративные функции, но и знакомит воспитанников с многообразием флоры, при этом из него необходимо исключить колючие и ядовитые растения.

Воспитательно-образовательная среда игрового ландшафта должна способствовать развитию детской фантазии, формировать бережное отношение к природе, воспитывать культуру поведения в естественной среде.

Естественный пейзаж хорошо дополняют яркие краски оборудования для игр и развлечений (включая спортивный инвентарь): желтые, оранжевые, красные, зеленые, которые придают территории ДОО живописность и способствуют созданию у детей приподнятого, радостного настроения.

Основные сооружения  ДОУ— веранды, спортивную площадку, площадку для игр на асфальте, транспортных игр, плодовый сад, огород, альпинарий — следует равномерно размещать по всей территории и объединять системой прогулочных аллей и дорожек со свободной ландшафтной планировкой.

Дети раннего возраста, как правило, наблюдают, слушают, активно участвуют в игровой деятельности ( в т. ч. играх на асфальте) и только в специально созданных условиях могут проводить опыты, собирать безопасный природный материал.

Для детей старшего дошкольного возраста организованы маршруты, предполагающие их активное участие (ориентирование на местности, «геокэшинг», прохождение маршрута с картами-«находилками» и т. д.) и знакомство с более широким кругом достопримечательностей на территории ДОО.

Геокэшинг (от греч.γεο - Земля и англ. cache - тайник) - туристическая игра, состоящая в нахождении тайников, спрятанных другими участниками игры.

Для развлекательно-познавательных мероприятий на территории ДОО можно использовать летний театр, площадку для игр на асфальте, которая помимо традиционных классиков, зигзагов, дорожек, может включать в себя звуковую дорожку для воспитанников младшего возраста. Дети проходят дорожку, шагая по кружкам, в которых нарисованы разные животные. При этом издают соответствующие звуки: наступая на корову, говорят « Му-у», на уточку — «Кря-кря», на лягушку - «Ква-ква»и т. д.

На хорошо озелененной территории ДОО можно установить многочисленные домики и кормушки для птиц или белок. Это позволит продемонстрировать дошкольникам роль живой природы в жизни человека, поможет воспитать у них уважение и сочувствие к животным и птицам, привить любовь, сформировать чувство ответственности за их жизнь.

 На территории детского сада могут создаваться образовательные терренкуры.

Одним из способов организации детской активности и познавательно-исследовательской деятельности являются образовательные терренкуры – это специально организованные маршруты для детей по территории дошкольного образовательного учреждения с посещением зоны игр на асфальте, центров познавательно-исследовательской деятельности, экологических и оздоровительных троп.

Территория дошкольного образовательного учреждения, по которой проложено несколько маршрутов для пешеходных прогулок (терренкуров) представляет собой озелененную территорию с благоприятными санитарно-гигиеническими условиями, предназначенная для игр, развлечений, физкультуры и культурно-просветительских занятий детей дошкольного возраста.

 Терренкур (нем. terrain — местность, участок, территория, kur — лечение) — метод лечения дозированными по расстоянию, времени и углу наклона пешими восхождениями по размеченным маршрутам. Естественный терренкур лечит не только дозированной нагрузкой, но и общением с природой, чистым воздухом, психоэмоциональным комфортом. Терренкур способствует закаливанию организма, а красоты природы и спокойная обстановка создают предпосылки для снятия нервно-эмоционального напряжения.

 Цель образовательного терренкура — оздоровление организма воспитанников, повышение уровня двигательной активности, познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых.

Задачами образовательного терренкура являются:

  • упражнение детей в основных движениях;
  • развитие у них выносливости, ловкости, координации движений, навыков самоорганизации;
  • воспитание любознательности, ответственного отношения к прогулкам на природе, чувства коллективизма, взаимопомощи.

Образовательные терренкуры подразумевают интеграцию следующих образовательных областей: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие». 

Содержание терренкура зависит от выбранной тематики, времени года и погоды. В пешие прогулки педагоги могут включить познавательные беседы, наблюдения за насекомыми, птицами, растениями, сбор природного материала, знакомые детям подвижные и дидактические игры, игры на внимание, спортивные игры, комплекс оздоровительных физических упражнений.

Структура пеших прогулок предполагает:

  • сбор и движение до следующей точки маршрута;
  • остановку, привал, познавательно-исследовательскую деятельность детей и взрослых;
  • комплекс оздоровительных игр и физических упражнений;
  • самостоятельную деятельность детей;
  • сбор и возвращение в группу.

При проведении образовательных терренкуров с детьми педагоги должны соблюдать определенные требования к их организации и правила безопасности.

Переходя в процессе передвижения по маршруту терренкура от одного «дома» к другому, дети проводят опыты, исследования, повторяют счет, составляют устные рассказы, изучают свойства растений и следы птиц и животных, занимаются физическими упражнениями, играют в подвижные игры и игры на асфальте.

Такое игровое пространство способствует физическому, интеллектуальному и психоэмоциональному развитию ребенка: он учится общаться с окружающим миром, у него развивается крупная и мелкая моторика, речь и ее интонационная выразительность, глазомер, соотносящие движения.

Маршрут терренкура включает в себя не только специально созданные центры, но и спортивную площадку, зону игр на асфальте, тропу здоровья, экологическую тропу, цветники, огород, теплицу и другие возможные объекты на территории ДОО

Прогулки по терренкуру проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе, по принципу постепенного наращивания темпа и двигательной активности, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности дошкольников.

Маршрут терренкура разбивается на несколько «станций», или «домов». Каждая «станция» может иметь свое название: «Метеолаборатория», «В стране сказок», «Поляна богатырей», «Птичья столовая», Центр отдыха и т. д. При этом не все «дома» стационарны, расположение некоторых из них можно периодически менять. В жаркое летнее время может появиться «Дом Феи воды» (плескательница или надувной бассейн, самодельные брызгалки), осенью — лабиринт из сухих листьев, зимой — снежный лабиринт.

Для создания новых «домов» удобнее всего использовать переносные плоские макеты. На них контуром обозначается какая-либо фигура, например сказочного персонажа (Царевны-лягушки, Бабы Яги, Дюймовочки, Мальвины, Кота в сапогах), или остов ракеты, теремка, домика Бабы Яги. Переносной макет крепится на подставку и устанавливается в любом месте на территории ДОО перед началом движения по терренкуру.

Прогулки по терренкуру должны проводиться регулярно, в нежаркое время суток в первую половину дня за счет времени, отведенного на утреннюю прогулку и физкультурное занятие на воздухе. Продолжительность пешеходного маршрута для старших дошкольников составляет 1,5 ч, для младших - 1 ч. Они начинаются с построения парами на улице. Инструктор по физической культуре или воспитатель идут впереди и определяют темп движения.

Непосредственно в проведении пеших прогулок могут участвовать 2–3 взрослых (воспитатель группы, инструктор по физической культуре, помощник воспитателя, родители).

Перед проведением прогулки-похода детям сообщается цель предстоящей деятельности.

С детьми проводится беседа о том, какие «станции» они хотели бы посетить, напоминаются правила поведения на некоторых из них (например, на экологической тропе, в зоне игр на асфальте). Некоторые центры являются временными (сюрпризными) и устанавливаются дополнительно перед походом с учетом цели терренкура, времени года, возраста воспитанников и т. д.

В качестве примеров «станций» образовательного терренкура можно привести следующие.

«Дом Самоделкина» — мастерская, где дошкольники занимаются созданием инсталляций из бросового материала, картона, пластиковых бутылок, старых сломанных деталей от различных машинок, механизмов и т. д. Здесь расположены столы, лавки, навес, контейнеры для хранения и сортирования.

«Владения мыльного пузыря» — стол на одной ножке, большая емкость с мыльным раствором, трубочки для коктейлей, сложенные в разные пакеты (по количеству детей). Здесь дошкольники могут попускать мыльные пузыри, раствор для которых делают педагоги согласно графику следования по терренкуру.

«Островок размышлений», или «Клуб спорщиков» представляет собой место, где стоят напротив друг друга лавочки, которые используются как место для отдыха, так и для обсуждения возникшей проблемы или предложений по составлению дальнейшего маршрута терренкура.

Для оформления «Дома царицы Математики» на участке ДОО заранее заготавливается природный материал (камни, шишки, палочки, желуди, каштаны), который используется для упражнений в счете; крепится на заборе или устанавливается переносная доска для мела. Для знакомства дошкольников с геометрическими фигурами на этой станции может использоваться песок или асфальт.

Для оформления «Королевства Кисточки» под навесом ставятся лавки, столы, на которых размещаются краски, карандаши, бумага, емкости для воды. Если эта станция образовательного терренкура находится в специально отведенном для отдыха месте, целесообразнее использовать мольберт с закрепленным заранее листом бумаги для коллективной работы детей.

Еще один пример «станции» образовательного терренкура — инсталляции из бросовых материалов. Инсталляция (англ. installation - размещение, установка, монтаж) - это пространственная композиция, созданная из различных готовых материалов и форм (промышленных и бытовых предметов, природных объектов).

Их отличие от обычных поделок состоит в том, что ребенок не просто участвует в создании некого арт-объекта для показа на выставке, а является активным его пользователем, игроком. Инсталляции позволяют мыслить по-новому, обогащают мир детской игры.

Также можно предложить дошкольникам следующие упражнения на развитие восприятия:

  • ходьба босыми ногами по большим камням;
  • топтание на кучке маленьких камешков;
  • выкладывание из камней «дорожки» для пальчиков;
  • занятие с сенсорной коробкой: в коробку насыпают песок, помещают большие и маленькие, гладкие и шершавые камешки; дошкольники, не глядя, отыскивают нужные предметы руками или топчутся ногами по такой смешанной поверхности;
  • занятие с тактильным мешочком: в небольшой непрозрачный мешок насыпаются камешки различной величины, формы и фактуры; дети по просьбе педагога ищут гладкий, длинный, шершавый, круглый, маленький камешки;
  • балансирование на камнях: педагог ставит на камни различной высоты доски, воспитанники ходят по ним, балансируя;
  • упражнение на развитие слуха: дети стучат камешками по различным поверхностям (друг о друга, по дереву, пластику, металлу) и выясняют, какой звук выше, ниже, какой звук выдает большой камень, а какой получается выбить у маленького;
  • бросание камней в воду (лужу, тазик) и наблюдение за последствиями в зависимости от размера, веса и формы камня, глубины водоема;
  • балансирование на камнях: дети подбирают к заранее подготовленным цветным карточкам камешки, окрашенные в соответствующий цвет;
  • игра в «сортер»: в небольшой коробке делается несколько отверстий различного диаметра — для маленьких, средних, больших камней; в другой коробке — для овальных, круглых, длинных и коротких камней;
  • игра в «весы»: обычная вешалка с прикрепленными к ее краям пакетиками помещается на ветку дерева; дошкольники, складывая камешки в мешочки, определяют, какой из них тяжелее или сколько камней потребуется, чтобы уравновесить один большой и тяжелый камень (разнообразить игру можно, попробовав определить сначала вес по внешнему виду или взвешиванием на руке, а затем проверить результат на «весах»).

Таким образом, согласно ФГОС ДО созданная в ДОУ развивающая предметно-пространственная среда должна способствовать уровню развития ребёнка, его интересам и потребностям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно – пространственной среды по художественно- эстетическому развитию в подготовительной группе в соответствии с ФГОС ДО»

Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно – пространственной среды по художественно- эстетическому развитию в подготовительной группе в соответствии с ФГОС ДО&raqu...

Консультация для педагогов "Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС ДО"

Дошкольный возраст рассматривается, как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности. В связи с этим Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации&r...

Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды по ФЭМП в соответствии с ФГОС»

Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды по ФЭМП в соответствии с ФГОС»...

Консультация для педагогов "Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе для самостоятельной двигательной активности детей"

Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе длясамостоятельной двигательной активности детей «Чтобы сделать ребенка умным...