Консультация для педагогов "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО".
консультация по теме

Консультация для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_organizatsiya_rpps.docx16.18 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.

Выполнила: воспитатель Московская С.В.

Ноябрь, 2015 г.

Развивающая предметно-пространственная среда – это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещением, участком), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с возрастными особенностями, охраной и укреплением здоровья, а также коррекцией недостатков их развития. С введением ФГОС ДО к предметно-пространственной среде стало предъявляться все больше требований. В соответствии с ФГОС она должна обеспечивать:

-реализацию воспитательно-образовательной программы ДОУ;

-построение вариативного развивающего образования (возможность свободного выбора детьми материалов и видов активности, свободу в выражении своих чувств и мыслей, свободу в выборе участников совместной деятельности, будь то ребенок или взрослый);

-охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, а также их эмоционального благополучия;

-создание условий для ежедневной трудовой деятельности;

-открытость дошкольного образования и вовлечение родителей в образовательную деятельность.

В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДУ предметно-развивающая среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:

-содержательно-насыщенной, развивающей (включать средства обучения, материалы, инвентарь, игровое и спортивное оборудование, позволяющие обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую, двигательную и творческую активность всех категорий детей, эмоциональное благополучие детей и возможность их самовыражения);

-трансформируемой (обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации и меняющихся интересов детей, например, зоны игр должны меняться, объединяться и дополняться в зависимости от воспитательно-образовательных задач). Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

-полифункциональной, вариативной (обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных видах активности)

-доступной (обеспечивать свободный доступ детей к игрушкам, материалам, пособиям);

-безопасной (все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности, и безопасности их использования. Также игрушки не должны быть архаичными, они должны нести информацию о современном мире, не должны пугать ребенка либо побуждать к агрессивным действиям, и носить обучающий, развивающий характер).

-эстетически привлекательной (должны присутствовать постельные спокойные оттенки в интерьере, не более 25 % всех цветов должны занимать яркие краски и т.п.)

При организации развивающего пространства должно присутствовать гибкое зонирование, т. е. наличие уголков, зон, секторов для осуществления детьми различных видов деятельности. Примерный перечень зон для организации РППС: зона сюжетно-ролевых и режиссерских игр (уголки ряжения, театрализованная деятельность, освоение социальных ролей и профессий), зона познавательной активности (наблюдения, экспериментирования, развития речи и математических способностей),  зона самостоятельной деятельности детей (конструирование, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, центр патриотического воспитания), зона двигательной активности (спортивные игры, соревнования), зона настольно-печатных и развивающих игр (дидактические игры, рассматривание иллюстраций и т.д.), зона отдыха (уединения, общения). 

Создавая развивающую среду в старшей группе, мы, прежде всего, уделяли внимание созданию условий, обеспечивающих безопасность и психологический  комфорт каждого ребенка в группе, и, конечно, учитывали все принципы построения РППС. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, чтобы дети реализовывали необходимость в подвижных играх, творческих, самостоятельных и коллективных, в поисково-исследовательской деятельности, трудовой. Все пространство в группе разделено на зоны, которые, при желании и необходимости, легко трансформируются. (Например, медицинский уголок периодически превращается в магазин, а также в театральный). Все зоны оснащены необходимым количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, дидактические игры, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям и безопасны, а также подобраны с учетом возрастных особенностей детей и гендерного аспекта (т.е. с учетом интересов мальчиков и девочек). Возможно их вариативное использование (например, дети по своему усмотрению используют мягкие модули в зависимости от содержания игры в данный момент). Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. Периодически переставляется мебель в игровых зонах, что позволяет уйти от однообразной обстановки и внести в интерьер что-то новое и свежее. Игровое оборудование также обновляется, что поддерживает к ним интерес детей. Мы старались, чтобы обстановка в группе была приближена к домашней, уютной. В группе есть мягкая мебель (мягкий уголок), что создает уютную атмосферу, а так же игрушки детей, принесенные ими из дома.
Как уже было сказано выше об открытости РППС, развивающая среда не может быть выстроена окончательно,  в нашей группе мы также продолжаем работу по организации РППС, постоянно внося изменения и обновления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

консультация для педагогов "Развивающая предметно-пространственная среда с учетом ФГОС"

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира.Тот, к...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Консультация для педагогов «Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС"

Консультация для педагогов «Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС»  ВоспитательКоролёва марина Игоревна       Болхов, 2017В со...

Консультация для воспитателей «Развивающая предметно-пространственная среда с учётом ФГОС ДОО»

Консультация для воспитателей «Развивающая предметно-пространственная  среда с учётом ФГОС ДОО»...