Музыкальная гостиная как эффективная форма совместной деятельности ДОУ и семьи в формировании музыкальной культуры дошкольников.
статья

Сомова Оксана Анатольевна

Музыкальная гостиная как эффективная форма совместной деятельности ДОУ и семьи в формировании музыкальной культуры дошкольников.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальная гостиная как эффективная форма совместной деятельности ДОУ и семьи в формировании музыкальной                        культуры дошкольников.

На сегодняшний день актуальной темой становится разностороннее воспитание детей, которое осуществляется как в семье, так и в образовательных учреждениях. Исследования свидетельствуют, что семья является самым благоприятным источником формирования и развития нравственных чувств, привычек у ребенка и становится его первым институтом приобщения к культуре в самом широком понимании этого слова. Именно семья всегда считалась хранителем культурных и нравственных ценностей. Дошкольный возраст – является сензитивным периодом для развития эмоциональных и творческих особенностей детей, периодом возрастания объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности, развитие творчества уходит на второй план. В последнее время отмечается утрата интереса детей и их родителей к русскому музыкальному творчеству, художественному слову, к русскому народному фольклору, его традициям. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои. ФГОС ДО ставит перед дошкольной образовательной организацией ряд задач. Одно из приоритетных направлений – художественно-эстетическое развитие. В разделе «Музыка» стоят задачи, связанные с вхождением ребенка в мир музыки, задачи развития музыкальный эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к музыке как к виду искусства, музыкальным традициям и праздникам. В соответствии с требованиями ФГОС, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи по музыкальному воспитанию детей – особенно актуален в наши дни. В основной образовательной программе детского сада закреплен поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с семьями воспитанников. Это и является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников. В разделе ООП «Вариативные формы, способы, методы реализации Программы в образовательной деятельности разных видов и культурных практик» выделяются практики организованной образовательной деятельности с детьми. Они могут быть разными по форме. При оформлении основ музыкальной, художественно-эстетической культуры дошкольников, их родителей, я ориентировалась на такую форму взаимодействия с детьми как «Музыкальная гостиная». Музыкально-театральная и литературная гостиная – 130 форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале. Понимая важность проблемы, я поставила перед собой следующую цель: создание единого культурно-образовательного музыкально-эстетического пространства в детском саду и семье воспитанника. Данная цель предполагает решение следующих задач: развивать музыкальность детей; формировать эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение; обогащать музыкальные впечатления детей в процессе их знакомства с произведениями мировой культуры; формировать музыкальный вкус детей; формировать интерес к искусству в процессе приобщения к музыке; привлекать семьи воспитанников ДОУ к музыкально-творческой деятельности. Свою работу я начинала с проведения диагностики музыкальности, опираясь на методику Э.П. Костиной. Данные позволили сделать вывод о том, что у детей группы отмечается яркое эмоциональное отношение к музыкальным образам, выраженным в музыкальном произведении. Дети определяют жанр музыкального произведения с помощью взрослого. Воспитанники могут охарактеризовать музыку с опорой на немузыкальные компоненты (используется зрительная наглядность или моторные действия). Кроме того, мною было проведено анкетирование родителей «Что вы знаете о классической музыке?» По результатам анкетирования менее 10% родителей имеют музыкальное образование, а более 60 % любят слушать классическую музыку и хотели бы учить музыке своего ребенка. В рамках проведения музыкальной гостиной, мною использовались следующие формы взаимодействия с семьями воспитанников:

 анкетирование;

 привлечение к участию родителей музыкально-литературной гостиной. Для решения этой задачи мною на родительских собраниях была предоставлена тема для обсуждения: «Важность совместной культурной деятельности семьи в образовательном процессе», где и определился круг желающих участников будущего мероприятия;

 выпуск наглядной информации (стен-газеты, размещение информации на сайте ДОУ);

 индивидуальная и подгрупповая работа;

 совместная деятельность с родителями (участие в концертах, праздниках). Также мною был разработан план работы музыкальной гостиной на учебный год с учетом индивидуальных особенностей детей и родителей по следующей тематике: ¬ «Времена года в музыке русских композиторов». Цель: прививать любовь к классической музыке, к творчеству поэтов-классиков через синтез искусств (музыка, поэзия). ¬ «Звуки музыки вокруг нас». Цель: приобщать родителей и детей старшего дошкольного возраста к музыкальному искусству путем активизации творчества экспериментирования со звуками. ¬ «Сказки дедушки Корнея» (знакомство с литературным творчеством К.И. Чуковского). Цель: показать детям удивительный мир сказок К.И. Чуковского, их мудрость и красоту, приобщение родителей к традициям семейного чтения. ¬ «От улыбки хмурый день светлей» (знакомство с творчеством В. Шаинского). Цель: развивать эмоциональную сферу, повышение общего, позитивного, эмоционального настроя детей и родителей. 131 При организации занятий в музыкальной гостиной, передо мной стояла важная задача – научить детей слушать музыку, сформировать базу для развития музыкальной культуры воспитанников и их родителей. В музыкальной гостиной я использую сочетания разных методических приемов: cравнение нескольких произведений с одинаковыми названиями, но с разными характерами; использование поэтического слова; сочетание аудиозаписи и «живого» исполнения; игра в оркестре; танцевальные и игровые импровизации. Учитывая особенности детского восприятия, мною важно создать целостный образ музыкального произведения, включающий и слуховое, и зрительное, и двигательное восприятие. Помогают в этом костюмы героев, атрибуты и декорации, созданные совместно руками воспитателей, детей и родителей, что является неотъемлемой частью для сплочения сложившегося творческого коллектива и созданию доброжелательной атмосферы. Музыкально-литературные гостиные в нашем детском саду служат совместной формой взаимодействия музыкального руководителя, воспитателей, детей и родителей. По результатам анализа можно отметить, что у детей развивается эмоциональное оценочное отношение к музыкальным образам, выраженным в музыкальном произведении. Воспитанники самостоятельно различают выразительные особенности музыкальных звуков, быстро и правильно определяют жанр музыкального произведения, эмоционально рассказывают о его общем характере. Также отмечается возросший интерес родителей и детей к классической музыке. Все участники мероприятий показали свое творчество, мастерство, получили навыки осознанного включения в единое образовательное пространство с детским садом, где во главе стоит гармоничное воспитание ребенка. Опыт работы в нашем детском учреждении показывает, что такая форма работы как музыкальные гостиные являются очень эффективной, помогает сплотить всех участников образовательного процесса, тем самым оптимизировать детско-родительские отношения, по-новому раскрыть внутренний мир детей, улучшить эмоциональный контакт между детьми и родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательные ресурсы семьи в формировании физической культуры дошкольников

По данным научных исследова­ний, сегодня физическим воспи­танием детей интересуется не более 20% родителей. При этом абсолютное большинство пап и мам хотят, чтобы их дети  вырос­ли здоровыми, пол...

«Деловая игра как эффективная форма взаимодействия детского сада и семьи при формировании здорового образа жизни у детей»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвивающего  вида «Умка»          «Деловая игра как эффективная фор...

Формы совместной деятельности с детьми в процессе формирования языковой и коммуникативной компетентности

Консультация содержит раскрытие понятий "коммуникация, "коммуникативная компетенция", "языковая компетенция", характеристику особенностей процесса общения и языковой компетенции детей с ОНР. В консуль...

Брошюра для педагогов "Буктрейлер - как форма совместной деятельности взрослого и детей при формировании интереса детей старшего дошкольного возраста к сказам П.П.Бажова"

Брошюра для педагогов "Буктрейлер - как форма совместной  деятельности взрослого и детей при формировании интереса детей старшего дошкольного возраста к сказам П.П.Бажова...

Консультация для воспитателей «Создание мультфильма как эффективная форма совместной деятельности детей и педагогов»

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность детей и педагогов формирует доверительные, хорошие отношения между ними, вызывает массу положительных эмоций, является увлекательным и интересным вре...