Проект по ознакомлению с трудом взрослых в старшей группе «Калейдоскоп профессий»
проект (старшая группа)

Заморова Марина Игоревна

В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов.

Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности – одна из центральных задач трудового воспитания детей.

Трудовое воспитание обеспечивает всестороннее развитие личности дошкольников посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности.

Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям, обеспечивает развитие познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста. Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Углубленное изучение профессий, в том числе и через профессии своих родителей, способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_professii.docx29.73 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по ознакомлению с трудом взрослых в старшей группе «Калейдоскоп профессий»


Актуальность проекта

В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов.

Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности – одна из центральных задач трудового воспитания детей.

Трудовое воспитание обеспечивает всестороннее развитие личности дошкольников посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности.

Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям, обеспечивает развитие познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста. Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Углубленное изучение профессий, в том числе и через профессии своих родителей, способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех.

Вид проекта: информационный, групповой, совместный, долгосрочный (6 месяцев)

Цель проекта: создание условий для расширения представлений у детей о профессиях, в том числе и профессиях их родителей.

Участники проекта : воспитанники группы, родители, сотрудники детского сада, воспитатели.

Этапы реализации проекта:

I. Подготовительный этап: сбор информации, материала для реализации идеи проекта.

II. Основной этап: выполнение намеченных целей.

III. Подведение итогов:

1. Картотека игр на тему «Профессии»;

2. Презентация проекта на педагогическом совете.

Задачи:

1. Формировать целостные представления дошкольников о профессиях своих родителей, подчёркивать значимость их труда

2. Развивать предпосылки ответственного отношения к порученному делу, коммуникативные навыки.

3. Воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться.

Основные направления проекта:

1. Организация непосредственной образовательной деятельности;

2. Оснащение предметно-развивающей среды;

3. Работа с родителями.

Ожидаемый результат:

-вызвать интерес к окружающему миру;

-расширить у детей знания и представления о профессиях, в том числе и профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей);

-помочь родителям правильно организовать совместный семейный досуг;

-поручить детям посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение;

-обеспечить активность ребенка в сложном процессе его становления Человеком.

Перспективное планирование по ознакомлению с трудом взрослых в старшей группе

Сентябрь

-Встречи с людьми разных профессий: учитель ;

-Работа с презентацией «Все профессии нужны, все профессии важны»;

-Занятие «Труд взрослых-прачка».

Задачи:

Формировать представления о сотрудниках детского сад (прачка, о трудовых процессах, выполняемых ею, орудиях труда; развивать познавательный интерес детей к труду взрослых ; воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь; уточнить и обобщить представления детей о профессиях.

Октябрь

-Встречи с людьми разных профессий: врач-стоматолог;

-Наблюдение за трудом няни;

-Беседа «Труд музыкального руководителя»;

-разгадывание загадок о профессиях.

Задачи:

Уточнить представления детей о профессии врача, музыканта; дать конкретные представления детям: няня чистит ковер пылесосом, чистит раковины пастой, моет окна, дверь и т. д. отметить добросовестное отношение взрослых к своей работе; Формировать представления детей о профессии музыкального руководителя, развивать у детей интерес к труду музыкального руководителя; обращать внимание на то, что воспитатель и музыкальный руководитель работают вместе.

Ноябрь

-Встречи с интересными людьми разных профессий: полицейский;

-Занятие по развитию речи «В мире профессий»;

-заучивание пословиц и поговорок о профессиях;

-целевое посещение кухни.

Задачи

:-закрепить знания детей о профессиях (врач, водитель, продавец, воспитатель, почтальон и т. д., об орудиях труда; формировать умение составлять связный рассказ с помощью схемы; разучить стихотворение «Мой мишка» с помощью мнемотаблицы.

-Развивать речь, наблюдательность, сообразительность, умение соотносить картинку с символом.

-Воспитывать интерес к различным профессиям.

-Расширять представления о профессии полицейского.

-Дать конкретные детям представления: повар делает фарш с помощью электрической мясорубки, лепит котлеты, пирожки, нарезает овощи с помощью овощерезки, готовит какое-либо блюдо – плов, тефтели. Познакомить детей с предметами бытовой техники, облегчающими труд повара. Воспитывать уважение к труду взрослых, результатам их труда.

Декабрь

-Встречи с интересными людьми разных профессий: ветврач ;

-проект «Сладкая сказка» (кондитер).

Задачи:

Познакомить детей с профессией ветеринарного врача.

-Познакомить детей с профессией кондитера, с его профессиональными действиями, с предметами-помощниками;

Январь

-Встречи с интересными людьми разных профессий:медсестра

- Наблюдение за работой медицинской сестры.

-Профессии цирка: сюжетно-ролевая игра «Цирк».

Задачи:

Закрепить представления: прослушивает фонендоскопом, измеряет температуру, дает лекарство, мажет ссадины, делает перевязку, закапывает лекарство, измеряет температуру, рост, ведет записи в карточке. Ввести в активный словарь: бинт, пипетка, градусник., таблетка, мазь, зеленка, ростомер, весы, медицинская карта. Воспитывать на примере труда взрослых взаимопомощь, гуманные чувства, уважение друг к другу.

- Дать представление о людях сложного циркового искусства: жонглер (подбрасывающий сразу несколько предметов и успевающий подхватить их на лету); акробат (восхищает зрителей полетами под куполом цирка); дрессировщик (занимается с различными животными, крупными хищниками, с птицами, с обитателями морей; учит их танцевать, прыгать через обручи и т. д.); клоун (всех смешит, развлекает); фокусник (исполнитель загадочных трюков). Развивать у детей познавательный интерес к людям разных профессий. Воспитывать уважительное отношение к творческим людям.

Февраль

-Встречи с людьми разных профессий: продавец

-Беседа «Профессия военного»(гость);

-Целевое посещение детей с родителями почты. Сюжетно-ролевая игра «Почтальон принес посылку». Просмотр м/ф «Трое из Простоквашино».

Задачи

:Повторить с детьми материал о профессии продавца;

- Уточнить представления детей о профессии пап и дедушек; о профессии военного. Сформировать представления об особенностях военной службы: солдаты тренируются, чтобы быть сильными, умелыми, учатся метко стрелять, преодолевать препятствия. Военный – очень почетная профессия, они защитники нашей Родины; о военных написано много книг и снято много интересных кинофильмов. Воспитывать у детей желание доставлять папе (дедушке) радость, делать подарки.

- Познакомить детей с трудом почтальона: почтальон разносит корреспонденцию по домам. Раскладывает ее по почтовым ящикам. Но сначала он сортирует корреспонденцию, надписывает номера домов и квартир. Для этого почтальон приходит на работу очень рано. Работа почтальона трудная и очень нужная. Воспитывать в детях чувство уважения к людям труда.

Март

1. Встречи с людьми разных профессий: рабочий завода «Хлебкомбинат»

- Беседа о профессии пекаря.

- Сюжетно-ролевая игра «Как делают хлеб»;

- Виртуальная экскурсия «Элеватор»;

Задачи:

- развивать кругозор детей о профессиях пекаря;

- познакомить с работниками элеватора.

2. Беседа «Кто работает в театре?»

Цель:

- Познакомить с особенностями необыкновенной профессии артиста. Главное в работе артиста умение во время спектакля перевоплощаться в другого человека. Помогают в работе артиста гримеры – они изменяют внешность актера с помощью гримировальных красок, клеящихся усов, бород, ушей, масок и париков. Костюмер – подбирает актерам такие костюмы, которые будут соответствовать характеру и сценическому образу героев; костюм – один из важнейших компонентов оформления спектакля.

Апрель

-Экскурсия в детскую библиотеку. Профессия –библиотекарь.

-Встреча с интересными людьми разных профессий: водитель

-Беседа о профессии космонавта.

Задачи:

-Формировать представления о профессии шофера; ведет машину, сгружает грузы, приводит в порядок машину, заливает воду, ремонтирует – накачивает, меняет колесо. Шофер должен знать хорошо правила дорожного движения; чтобы стать шофером нужно учиться;

- Познакомить детей с работой библиотекаря: выдает книги; общается с читателем, отвечает на его вопросы советует, какую книгу прочесть; рассказывает о детских писателях, их новых книгах. Библиотекарь должен обладать великолепной памятью, выдержкой, умением слушать, тактичностью и внимательностью к читателю.

- Дать детям представление о профессии космонавта. Они ведут в космосе большую научно-исследовательскую работу: исследуют климат Земли, другие планеты, как ведут себя растения в невесомости. Космонавт должен быть отлично физически развитым, образованным, настойчивым и бесстрашным.

Май

-Встречи с интересными людьми разных профессий: «Мир моих увлечений»

-Труд спасателей, пожарных.

- Наблюдение за трудом взрослых по благоустройству территории, окрашиванию, озеленению, уборке.

- Труд работников сельского хозяйства: садовод, пчеловод, животновод, доярка, виноградарь, кроликовод

Задачи

- Познакомить с особенностями профессии спасатель – бесстрашные люди оказываются в самых опасных местах нашей планеты, спасая жизни людей во время ураганов, бурь, снежных лавин. Углубить знания о профессии пожарного. Спасатели и пожарные бесстрашны, сильны, тренированны, самоотверженны.

-Формировать представления детей о труде и профессиях своих мам ; воспитывать желание оказывать посильную помощь маме, заботиться, доставлять радость своими поступками, действиями.

- Развивать наблюдательность, умение отражать свои впечатления о труде взрослых в игровой деятельности.

- Расширять знания о труде людей, живущих в сельской местности, знакомить с сезонными работами людей (весной пашут землю, сеют хлеб, сажают овощи, кустарники, деревья; летом трудятся на полях, в садах, на сенокосе; зимой выращивают рассаду в парниках) углубить знания детей о труде доярки - используют в работе современную технику: электропоилки, электрические доильные аппараты. По совету ветеринара подбирают корове специальный рацион: витамины, добавки к еде. Активизация словаря: корова, сено, доильный аппарат, дойка, молоко, корма.

Праздник для детей «Мир профессий».

Презентация проекта.

Отчет о реализации проекта

Проведенная работа способствовала обогащению детей новыми сведениями в области истории, биологии, географии. Чтение произведений познавательной литературы расширяло кругозор детей. Многие дошкольники узнали о метро, о семафоре, о железной дороге, о разных городах. В процессе таких занятий дети открывали для себя новые слова. Дидактические игры, беседы и лексические упражнения способствовали закреплению в речи новых слов.

В ходе мониторинга были выделены следующие группы детей:

- дети с  высоким уровнем развития представлений о профессиях - 4 детей (40 %). Эти дети смогли назвать большинство профессий, объясняли кому, что нужно для работы, называли орудия труда и результат;

- со средним уровнем развития представлений о профессиях  - 6 детей (60 %). В целом эти дети улучшили свои представления о профессиях, смогли назвать до 5 профессий, однако требовалась помощь взрослого;

- с низким уровнем развития представлений о профессиях не выявлены.

Итак, в ходе мониторинги было выяснено, что уже 60 % (было 20 %) детей имеют высокий уровень сформированности представлений о труде взрослых, 40 % детей – средний уровень, с низким уровнем дети не выявлены. Мониторинг  знаний дошкольников о профессиях позволил выявить, что уже 40 % детей (было 10 %) имеют высокий уровень сформированности представлений о профессиях, 60 % детей – средний уровень, низкий уровень не выявлен. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности проведенной работы по формированию у дошкольников представлений о труде взрослых.


Список использованной литературы

  1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н. В. Алешина. -  М.: «Педагогическое Общество России», 2000.- 128с.
  2. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников. М. : Инс-т нац. проблем образования МОРФ, 1993.
  3. Баранова Н. А., Гугуман Т. В., Попова В. Ф., Романенко О. Г. Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых // Молодой ученый. - 2015. - №7. - С. 731-734.
  4. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. М.: Мозаика-Синтез, 2011. 136с.
  5. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2012.- 80с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с трудом взрослых в старшей группе детского сада на тему: "Волшебники детского сада"

Цель:- расширить и уточнить представления детей о труде сотрудников детского сада, показать взаимосвязь между разными видами труда.- развивать логическое мышление, способствовать развитию воображения....

НОД по ознакомлению с трудом взрослых в старшей группе на тему «Беседа с детьми о хлебе и профессии пекаря»

Занятие  предусматривает расширение представлений детей о труде взрослых, знакомит с профессиями: тракторист,  комбайнер, пекарь; воспитывает уважение к сельским труженикам, на плечах к...

Ознакомление с трудом взрослых в старшей группе

Цель: уточнить и расширить представления детей о профессиях взрослыхЗадачи:- развивать логическое мышление, внимание- развивать связную речь- воспитывать у детей интерес и уважение к труду взросл...

Конспект НОД по ознакомлению с трудом взрослых в средней группе тема «Профессия повара»

Конспект НОД по ознакомлению с трудом взрослых в средней группе тема «Профессия повара»...

Перспективный план работы по ознакомлению с трудом взрослых в старшей группе

Перспективный план работы по ознакомлению с трудом взрослых в старшей группе на месяц...