Фольклор, как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Творческий проект
учебно-методический материал (младшая группа)

Кошелева Ольга Сергеевна

Фольклор, как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Творческий проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tv.proekt.docx23.05 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклор, как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Творческий проект

Актуальность:

ВРЕМЕНА ТЕПЕРЬ ДРУГИЕ, КАК И ИГРЫ, И ДЕЛА.

ДАЛЕКО УШЛА РОССИЯ ОТ СТРАНЫ, КАКОЙ БЫЛА,

НО ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ЗАБЫВАТЬ МЫ НЕ ДОЛЖНЫ.

СЛАВА РУССКОЙ СТАРИНЕ! СЛАВА НАШЕЙ СТОРОНЕ!»

“ Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор. ”

Г. С. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает эмоциональный контакт с ребенком в детском саду. Культура этих отношений прививается с детства, когда ребенок только начинает познавать мир. Поэтому в повседневной жизни мы уделяем большое внимание знакомству с родным языком. Попевки, приговорки, потешки и другие малые фольклорные формы, сказки-первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Овладение навыками правильной речи; изучение малых поэтических фольклорных форм. Воспитание у детей интереса и любви к устному народному творчеству.

Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются,гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия, прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т. д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.

Объект проекта: формирование познавательного интереса к русскому и мордовскому фольклору.

Предмет объекта: влияние фольклора на развитие кругозора, нравственных качеств, творческих способностей детей.

Цель:

Воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству; учить вступать в общение с взрослыми при помощи речи и игровых действий; побуждать детей эмоционально откликаться на происходящие события в процессе знакомства со сказками и потешками.

Задачи:

Образовательные:

- формировать у детей интерес к детскому фольклору, обогащать словарный запас детей;

-знакомить детей с мордовским и русским детским фольклором.

Развивающие:

-развивать желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора;

- развивать умение детей слушать произведения русского и мордовского устного народного творчества.

Воспитательные:

-воспитывать желание самостоятельно создавать и творить по мотивам русского и мордовского народного творчества;

-воспитывать чувство уважения к народным традициям.

Этапы проекта:

1. Организационный.

-мониторинг (беседы, наблюдение, анкетирование родителей);

- создание предметной среды;

- подбор фольклорного материала;

- сподбор иллюстрированной литературы с фольклорными произведениями;

- составление картотеки потешек ко всем режимным моментам.

2. Основной.

дата тема содержание

сентябрь мониторинг

октябрь «В гости к солнышку» Приобщать детей младшего дошкольного возраста к устному народному творчеств, развивать речь детей средствами фольклора.

Уточнить представления детей о таких жанрах фольклора, как закличка, загадка, сказка, скороговорка.

Продолжать учить интонационно, выразительно рассказывать потешку вместе с воспитателем.

Помочь отгадывать загадки, построенные на описании.

Активизировать речь детей, побуждая к высказываниям, к построению сложных предложений.

ноябрь «Матрешек русский хоровод» Познакомить детей с малыми русскими фольклорными формами (загадками, считалками, шутками - прибаутками, чистоговорками, играми).

Обогащать словарный запас детей; развивать связную речь; формировать интерес к русскому народному творчеству.

декабрь «Волшебный сундучок» Приобщение детей к истокам народной культуры.

Познакомить с фольклорными произведениями (устным народным творчеством. Приучать детей к интонационному строю родной речи; вызвать радость общения с образным языком произведения.

Развивать любознательность; довести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры.

Воспитать любовь к родному языку, доброе отношение к братьям нашим меньшим, расширять представления о добре, правде, красоте.

январь «Курочка ряба» Познакомить детей с русской народной сказкой «Курочка Ряба».

Совершенствовать мелкую и общую моторику; расширять словарный запас.

Продолжить развивать слуховую и зрительную память, мышление, воображение.

февраль «В гости к бабушке на оладушки» Развитие речи у детей через приобщение к русскому народному фольклору.

Продолжить знакомить детей с элементами русского народного быта, а также со словами –историзмами: изба, горница, чугунок, ухват, самовар;

Обогащать словарный запас детей. Воспитывать любовь к русскому фольклору, дружеские взаимоотношения между детьми

март «Нарядные матрешки» Приобщить детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства; развивать интерес к народным игрушкам.

Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с матрёшкой.

Воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества;

Вызывать интерес к образу, желание рисовать матрёшку, воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес и любовь к народным игрушкам.

апрель «Украшение салфетки мордовским орнаментом» Продолжить формирование у детей представлений об истории и культуре народов, населяющих Республику Мордовия.

Развивать художественные навыки, воображение, восприятие.

Знакомить детей с культурой мордовского народа, искусством, одеждой, украшениями.

Воспитывать интерес к творчеству мордовского народа, основы толерантного воспитания.

Развивать творческое мышление и воображение.

• Воспитывать интерес к мордовской народной культуре.

май «В гости к деду Фольклору» Познакомить с характерными чертами русского фольклора, закреплять знания о жанрах и видах русского народного творчества; совершенствовать умение детей отгадывать загадки, понимать их иносказательный смысл; развивать умение поддерживать беседу; активизировать в речи детей знакомые пословицы и поговорки;отрабатывать дикцию: учить внятно и отчетливо произносить слова в скороговорках.

3. Заключительный.

Ожидаемые результаты:

- дети познакомятся: с устным народным творчеством (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками, с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и играми.

- будет развиваться художественно-речевая деятельность через обыгрывание произведений детского фольклора.

- вырабатывается умение взаимодействия со сверстниками, координировать своё поведение с поведением других, выстраивать межличностные отношения.

- научатся постоянному вниманию к сигналам воспитателя.

Работа с родителями.

-анкетирование «Нужно ли знакомить детей с фольклором?»;

- выставка книг (потешки, песенки, прибаутки, заклички);

- консультация для родителей «Сказка в жизни ребёнка»;

- выставка книг – сказок;

- привлечение родителей к оформлению коллективных работ детей;

- привлечение родителей к пополнению библиотеки группы "Мои любимые сказки";

- совместный досуг «В гостях у Бабушки – Загадушки».

Методическое обеспечение:

-иллюстрации с изображением русских и мордовских костюмов, декоративно-прикладного искусства, музыкальных инструментов, народных кукол, природы, праздников и т. д.

-раскраски;

-русские и мордовские народные куклы;

-народные костюмы;

-изделия декоративно-прикладного искусства;

-музыкальные произведения;

-записи народных сказок;

-дидактические игры.

Список использованной литературы.

1.«От рождения до школы». Основная образовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, М. ; 2016.

2.Мы в Мордовии живем: региональный образовательный модуль дошкольного образования /О. В. Бурляева и др. ; Мордов. гос. пед. ин. -т. - Саранск, 2015.

3. Народное искусство в воспитании дошкольников. Под ред. Т. С. Комаровой, М. ,2006.

4. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам народной культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Фольклор, как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста».

Актуальность темы исследования доказана выходом Федеральных государственных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО), в которых существенное место отводится речевому развитию детей. Согласно ФГОС ...

Тема: «Сказка как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста»

Данная работа состоит из предложения качественно изменить отношение к художественной литературе для формирования у детей дошкольного возраста интереса к устному творчеству. А также предлагается новый ...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста»

Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста...

ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Истоки способностей, дарований детей, развитие их речевой и мыслительной деятельности, находятся на кончиках пальцев. А самая эффективная методика по развитию мелкой моторики пальцев-это «Пласти...

Педагогический проект Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста...

Проект "Театр как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста"

В проекте раскрывается содержание работы по использованию средств театральной деятельности для развития речи детей младшего дошкольного возраста. Даются рекомендации по использованию потешек в образов...