Проект в старшей группе "Сюжетно – ролевые игры как средство всестороннего развития ребёнка»
проект (старшая группа)

Андрюшова Елена Георгиевна

Проект в старшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ "СОЛНЫШКО"

Проект в старшей группе

на тему:

«Сюжетно – ролевые игры как средство всестороннего развития ребёнка»

C:\Users\админ\Desktop\s1200.jpg

                                                                                                    Составили:

                                                                                             Андрюшова Е.Г.

                                                                                         Лапшина В.А.

Сухиничи 2020 г.

Введение.        

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», - В. А. Сухомлинский.

Дошкольное детство является периодом интенсивной социализации ребёнка. Оно обеспечивает адекватное отношение к позитивным и негативным ситуациям, с которыми он вынужден сталкиваться в жизни. Успешность вхождения дошкольника в социальный мир определяет уровень его адаптации, то есть такое такое состояние взаимоотношений и социума, при котором он реализуется как личность.

        ФГОС, игра рассматривается, как важное средство его социализации. При этом одним из целевых ориентиров выступает на этапе завершения дошкольного образования «ребёнок должен овладевать разными формами и видами игры, различать условную и реальную ситуацию, уметь подчинять разным правилам и нормам…»

Взрослый, замечая и отслеживая затруднения дошкольников, создаёт обучающиеся ситуации, помогает освоить то, чему ребёнок не может научиться, чего не может узнать самостоятельно.

Особое значение имеет умение взрослого  принимать позицию партнёра, заинтересованного в успехе игры.

Учитывая многообразие сюжетных игр, педагог должен ориентироваться на организацию таких сюжетных игр, в которых каждый ребёнок сможет:

- удовлетворить свои интересы;

- реализовать свои интересы.

Актуальность.

        

И так, как игра является ведущей деятельностью дошкольника, то мы, сотрудники ДОУ и родители, должны ребёнку помочь сделать эту деятельность (игру): яркой, положительной, разнообразной и познавательной.

Немалая роль в развитии игровой деятельности отводится семье. Как часто родители слышат от своих детей знакомую просьбу: «Мама, папа, поиграйте со мной!» И сколько радости получают малыши, когда взрослые, преодолевая усталость, занятость, отложив в сторону домашние дела, соглашаются поиграть. Но многие родители не уделяют должного внимания игре, считая это не столь важным; в силу занятости; или просто незнания как организовать игру со своим малышом. Поэтому в данном проекте будут участвовать родители ребят.

Присмотритесь внимательно к детям, к тому, как они проводят свой досуг, и вы увидите, как беден и ограничен выбор игр, которыми они пользуются изо дня в день. Как часто ребята не могут найти применения своим силам, не знают, чем себя занять – им не знакомы веселые игры и затеи.

Никакие мультфильмы, фильмы, компьютерные игры и многое другое не заменит в жизни ребёнка живую настоящую игру, в которой он реально, а не виртуально может принимать участие. Отсутствие игры приводит к тому, что обедняется словарный запас, психологический фон, социальный опыт дошкольника, а этого допускать никак нельзя. В связи с этим, тему моего проекта считаю актуальной на сегодняшний день.

Основная проблема:

  1. Неумение детей старшей группы организовывать сюжетно – ролевые игры, соблюдать правила и ход сюжетных игр.

Цель:

Повышение  мотивации к организации сюжетно – ролевой игры старших дошкольников.

Задачи:

- воспитывать интерес к игре;

- формировать правильное взаимоотношения детей в коллективе;

стимулировать детей к пониманию других детей. Стремление оказывать поддержку;

- развивать умение выбирать адекватные способы общения в разрешении проблемных ситуаций и реализовывать их в процессе игрового взаимодействия;

- способствовать формированию у детей самостоятельной регуляции и произвольного поведения;

- побуждать детей играть в сюжетно – ролевые игры, соблюдая правила и ход игры, развивать у них интерес и активное участие;

- обогащать жизненный, игровой опыт детей;

- познакомить родителей со структурой сюжетно – ролевой игры, ее задачами, способами подачи детям.

Формы реализации проекта.

  1. Информационно – познавательные беседы.
  2. Речевые игры.
  3. Чтение художественной литературы.
  4. Работа с родителями – подготовка атрибутов к игре.

Участники проекта: Дети старшей группы.

Вид проекта: познавательный, игровой.

Срок реализации: с 1 октября по 1 ноября 2020 года.

Ожидаемые результаты: повышение уровня развития сюжетно – ролевой игры детей старшего дошкольного возраста. Формирование навыков самостоятельной организации игры, общения в процессе игры, распределение ролей, творческого развития сюжета игры..

        Умение воспитанников организованно играть небольшими группами, объединение коллектива, включаться в игру и выходить из неё. Развития социальной адаптации детей, совершенствование методов социального становления ребёнка, развития социально – коммуникативных навыков ребёнка.

Реализация проекта.

Проект использует интеграцию всех образовательных областей.

Область «Познание»  реализовывалась через познавательные беседы, занятия на конкретную тему, подбор детьми и родителями иллюстраций, книг о моряках и путешественниках.

Область «Чтение художественной литературы» реализовывалась через чтение детской, литературы по конкретной теме.

Область «Коммуникация» - знакомились с языком жестов, учились передавать информацию, договариваться, решать спорные вопросы.

Область «Безопасность» - беседы о правилах безопасном поведении в незнакомом месте, с незнакомыми объектами.

1 этап - подготовительный.

Задачи: Вызвать желание играть на темы наблюдений из окружающей жизни или литературных произведений. Учить передавать в игре действия взаимоотношения людей. Знакомить с правилами предупреждения конфликтов. Обогащать содержание игры через ознакомление с трудом взрослых. Учить создавать и изменять окружающую среду. Воспитывать положительные взаимоотношения между детьми.

Методы.

- Выявление проблемы.

- Диагностика по Д.Б. Эльконина

- Организация предметно – развивающей среды для игр.

- Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы».

- Рассматривание иллюстраций, отражающих трудовые действия, взаимоотношения, настроение людей.

- Чтение художественной литературы.

- Знакомство с правилами предупреждения конфликтов.

- Беседы о любимых играх. Наблюдение за играми сверстников.

- Совместное изготовление игрушек для совместных  сюжетных игр.

2 этап – обучение игре.

Задачи: Учить детей планировать игру, преобразовывать сказки, выполнять различные роли. Учить использовать в игре различные средства выразительности для передачи игрового образа (речь, интонация, мимика). Учить располагать игрушки в соответствии с замыслом игры и убирать на место после игры.

Развивать воображение, мышление, речь, чувство юмора. Развивать качества организатора, убеждение в том, что каждый ребёнок может выполнить главную  и второстепенную роль. Воспитывать дисциплинарность, умение взаимодействовать со сверстниками, не нарушая хода игры.

Методы.

- Драматизации литературных произведений.

- Участие детей в деятельности взрослых.

- Современная игра воспитателя и ребёнка.

3 этап – завершающий.

Задачи. Обобщение полученного опыта по сюжетно – ролевой игре среди детей и родителей. Показать открытую сюжетно – ролевую игру молодым педагогам.

Тематика сюжетно – ролевых игр детей 5-6 лет преимущественно связана с социальной действительностью, при этом в одной сюжетно – ролевой игре могут переплетаться как реальные, так и фантастические события. В ходе построения сюжета происходит придумывание и комбинирование разнообразных ситуаций взаимодействия людей, событий. Свою роль ребёнок обозначает до начала игры, обращаясь к партнёру по имени игрового персонажа, вступает в ролевой диалог со сверстником, проявляет инициативу в ролевом диалоге. Ребёнок в игре передаёт действия, отношения, характеры и настроения персонажей. Использует средства выразительности. Воспитанник способен самостоятельно или с небольшой помощью взрослого согласовать общий игровой замысел с использованием разнообразных способов.

Результаты проекта.

 к концу проекта дети могут:

Договариваться с партнерами по игре о создании игрового замысла; вносить предложения по его совершенствованию.

Отбирать и придумывать сюжеты для игры; объединять несколько отдельных сюжетов в общую смысловую линию; вносить изменения в сюжет в ходе игры.

Изменять содержание игры в зависимости от количества играющих детей, от особенностей сюжета.

Использовать различные источники для развития сюжета игры (экскурсии, кино, литературу, впечатления из окружающей жизни).

Осуществлять выбор ролей, эмоционально проживать принятую роль; иметь в творческом опыте несколько постоянно проигрываемых ролей.

Взаимодействуя с партнерами по ходу игры, подчиняться правилам, анализировать игровой процесс, корректировать ролевые действия и правила игры.

Использовать в игре неоформленный, полифункциональный материал, предметы-заместители, создавая творческую предметно-игровую среду.

Список используемой литературы:

  1. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет: метод.пособие для воспитателей/ О.А.Карабанова, Т. Н. Доронова, Е.В, Соловьева.М.: Просвещение, 2011.
  2. Организация сюжетной игры в детском саду/Н.Я. Михайленко Н.А. Короткова.М. 2000
  3. Психология игры. Эльконин Д.Б.-М.:Педагогика,1978
  4. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект/Под ред. Н.Н. Поддьякова, Н.Я. Михайленко. -М. :Педагогика, 1987
  5. Как играть с ребенком/ Михайленко Н.Я., Короткова Н.А .-М.: Педагогика, 1990
  6. Игра с правилами в дошкольном возрасте/ Михайленко Н.Я., Короткова Н.А..- М.:Онега,1994


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребёнка

С/ролевые игры:структура, содержание и видыРуководство с/р игройВажность использования предметов- заместителей...

Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребёнка.

Материал теоретический по использованию сюжено-ролевой игры для всестороннего развития дошкольника...

Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребёнка.

Сюжетно-ролевые творческие игры - это игры, которые придумывают сами дети. ...

"Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребёнка"

Игра – основной вид человеческой деятельности, она имеет огромное значение для воспитания и развития личности.Для детей игра, это «спутник детства». Она выступает, как ведущий вид де...

Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребёнка.доклад -презентация

Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребёнка.Актуальность. Слайд 2. Ролевые творческие игры -  это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления...

Доклад на тему: Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребёнка

      На протяжении всего дошкольного детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остается наиболее характерным видом его ...