Музыкальная гостиная «Знакомство с колокольчиком»
материал

Трифонова Наталья Викторовна

Музыкальная гостиная

«Знакомство с колокольчиком»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_kolokolchikom.docx29.78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования «Детский сад» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы имени полного кавалера ордена Славы А.И. Дырина п.г.т. Балашейка муниципального района Сызранский Самарской области

Музыкальная гостиная

«Знакомство с колокольчиком»

        

Музыкальный руководитель:

Трифонова Н. В.

2020 – 2021 г.

Музыкальная гостиная «Знакомство с колокольчиком»

Цель: знакомство с историей возникновения колоколов и колокольчиков на Руси, их разнообразием, особенностями звучания и строения.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси;
  • познакомить с историей колоколов и колокольных звонов на Руси;
  • познакомить с устройством колокола и особенностями звучания, закрепить знания о стекле, дереве и металле.

Развивающие:

  • Развивать умение с помощью орнаментов и узоров растительного предметного характера, используя симметрию в композиционном построении для украшения бумажного силуэта колоколов.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство любви и патриотизма к своей Родине, уважение и бережное отношение к традициям своего народа, знакомить с народной культурой России.

Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное развитие,
  • Речевое развитие,
  • Художественно-эстетическое развитие,
  • Социально-коммуникативное развитие.

Методические приёмы:

  • словестные:  приветствие детей; загадки; рассматривание, рассказ; объяснение; постановка поисковых вопросов; положительный анализ деятельности детей;
  • наглядно-слуховой: слушание колокольного звона; музыкально-дидактическая игра «Отгадай, какой колокольчик звучит»;
  • наглядно-зрительный: показ Презентация «Колокола на Руси»;
  • художественно - практический: физическая минутка.  

Словарная работа: Активизация: Колокольчик (глины, металла и стекла).  Колокол: уши, плечи, туловище, язык, колокольня.

Обогащение словаря: Благовест - «благая весть», колокольня.  Звонарь, звонница, храм, символ державы и мощи духа русского человека.  Колокольные мастера, Царь-колокол, дуга, артисты – скоморохи.

Формы обучения: индивидуальная, групповая, коллективная.

Оборудование:

  • демонстрационный: колокольчики разных размеров и материала;
  • наглядный: разные по величине, тембру колокольчики;
  • раздаточный: колокольчики; шаблоны колокольчиков из бумаги, цветные карандаши, восковые мелки.

Ход занятия

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята.  Я рада видеть вас всех  в хорошем настроении! Пусть наша встреча принесет всем радость и много новых интересных впечатлений.

Музыкальный руководитель: Ребята, а я вам кое-что принесла! А что именно, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

1.

Он под шапочкой сидит,
Не тревожь его – молчит.
Стоит только в руки взять?
И немного раскачать,
Слышен будет перезвон:
«Дили-дон, Дили-дон».

2.

Голова об шапку – бом!
И на всю округу – звон!

Дети: Колокольчик.

Музыкальный руководитель: Правильно! Это колокольчик.

Достает колокольчик из шкатулки и читает стихотворение:

Колокольчик! Колокольчик!
На лугу со всех сторон.
Лёгкий - лёгкий, тонкий - звонкий.
Будто слышится мне звон.

Музыкальный руководитель звенит колокольчиком.

Музыкальный руководитель:

Колокольчик можно назвать одним из символов России. Он появился на Руси очень давно. И с тех пор колокольчик так прочно вошёл в нашу жизнь, и мы часто встречаем его.

-Вы знаете, где встречается колокольчик? (ответы детей)

- у коровы на шее (чтобы было легче искать, когда потеряется;)

- на корабле (колокол отбивает время);

- на рыбалке;

- в храме на колокольне;

- на двери (вместо звонка;)

- в школе;

- у клоуна на шапочке, на одежде (веселит людей);

- есть колокольчик музыкальный, он украшает музыку;

- есть колокол – памятник – Царь- колокол;

-ёлочные украшения в виде колокольчиков;

колокольчик у лошадок на дуге;

Музыкальный руководитель: Вы молодцы, много вспомнили.

Приглашаю вас в музей на необычную выставку из удивительных колокольчиков. Попасть в этот музей нелегко, потому что находится он далеко, в древнем городе Валдае. Поэтому мы с вами посмотрим презентацию колокольчиков, иллюстрации, фотографии.

Музыкальный руководитель: Как же возник колокольный промысел? Первое упоминание о колоколах на Руси было более1000 лет назад. Первые колокола на Руси назывались «очепными, качающимися». Они покупались в Европе или отливались на месте иностранными мастерами.

Обратите внимание на нашу выставку колокольчиков, из какого материала они сделаны? (Ответы детей). Знаменитые мастера Валдая умели работать с металлом. Ходят легенды о том, что для изготовления колокола требовались вдохновение (настроение). Особый секрет. Валдайские мастера выходили на берег озера, где девушки пели мелодии. Поэтому форма колокола повторяла силуэты красавиц, а голоса колокольчиков – голоса девушек. Появился и постепенно стал единственным особый русский способ звона «в языки». Колокола начинают воспринимать как символ мощи Русского государства.

Дети садятся на стульчики и слушают (Архангельские колокола – праздничный звон.)

Мы на прошлом занятии рассматривали с вами картину. Как она называется? (ответы детей). Автор картины? (ответы детей). Вспомните, пожалуйста, чем украшена сбруя коней трех богатырей? (ответы детей). Правильно, бубенцами. Как вы думаете, из какого материала сделаны эти бубенцы? (ответы детей). Были еще ямщицкие колокола. Кто такие ямщики? (ответы детей). Ямщик, тройка, колокольчик, бубенчик – все это относилось к почте. Почтовые тройки использовались для перевозки не только почты, но и пассажиров, а также для катания на праздниках.

И. И.Макаров: Слышишь - мчатся сани, слышишь - сани мчатся.

Хорошо с любимой в поле затеряться.

Ветерок веселый робок и застенчив,

По равнине голой катится бубенчик.

Искусно отлитые и подобранные по тону колокольчики издавали «согласный» звон. Эти колокольчики называли «поддужные».

Звучит романс Б. Юрьева «Колокольчик».

Музыкальный руководитель: Вместе с нашим колокольчиком в гости пришли его братья – колокольчики:

- колокольчик глиняный (позвенеть им)

- колокольчик деревянный

- колокольчик хрустальный

- колокольчик маленький металлический

- Одинаковые ли звуки мы слышим? У каждого из них необычный голос. Потому что сделаны эти колокольчики из разного материала. Вы слушали внимательно? Давайте поиграем с колокольчиками в прятки, только спрячутся они и будут подавать свой голос, а вы поднимите карточку с тем колокольчиком, который вы услышали.

Музыкальный руководитель: Но колокольчики используются еще где (В оркестре, как музыкальный инструмент).

В среде ударных «самозвучащих» инструментов с определенным звуком –колокольчики занимают первое место по своему значению в оркестре. Колокольчики часто применяются в симфоническом оркестре.

Моцарт. «Волшебные колокольчики» .

Когда же возникает звук? Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад. Это называется колебаниями. - А из каких частей состоит колокольчик? (купол и язык) Извлекаем звук из стеклянного стакана с помощью палочки, прекращаем. Рассматриваем колокольчик без «языка». Почему нет звука? Потому что нет ударов в стены купола.

Демонстрируется громкая и тихая игра с колокольчиком.

Музыкальный руководитель: Что вы заметили? Как звучал колокольчик?

Дети: колокольчик сначала звучал громко, затем тихо.

Музыкальный руководитель: А когда громче звучал колокольчик?

Дети: Когда сильнее его встряхивали.

Музыкальный руководитель: Интересно. Все ли инструменты умеют звучать громко и тихо.

Давайте попробуем. (Дети встряхивают колокольчики с разной силой).

Музыкальный руководитель: Как вы думаете, отчего зависят громкие и тихие звуки?

Дети: оттого как сильно мы раскачиваем колокольчик.

Так дети выясняют, что громкие и тихие звуки зависят от силы удара и свою причастность к происходящему. Мы с вами тоже умеем играть на этом удивительном музыкальном инструменте. Я предлагаю вам организовать творческий оркестр.

Музыкальный руководитель: Встанем все в ряд, как колокольчики на солнце горят!

Внимание, гости! Вам интересно, что сыграет детский оркестр?

(Дети исполняют импровизации на колокольчиках).

Игра с колокольчиками "Дили-дон"

Дети под музыку легко бегут по кругу, у каждого в руке маленький колокольчик, по сигналу дети останавливаются, ставят на пол колокольчик и поворачиваются в круг спиной, говорят слова:

Дили – дили - дили - дон!

Слышится со всех сторон.

Весело играем мы,

Звонче, колокол, звени!

Во время проговаривания слов водящий идет по кругу и одного из игроков забирает колокольчик и все весело звенят. Ребёнок, оставшийся без колокольчика, становится водящим.

Музыкальный руководитель: Ребята, наше занятие подходит к концу, я была рада провести это время с вами. Скажите, что вам сегодня показалось самым интересным? Что запомнилось больше всего? (ответы детей). А в память о нашей музыкальной гостиной, я хочу подарить каждому из вас колокольчик. (дарит каждому ребенку колокольчик)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный проект"Музыкальная гостиная". Знакомство с творчеством композитора П.И.Чайковского.

Долгосрочный проект: «Музыкальная   гостиная»              Подготовительная группа. I этап - подготовительный.Разработка...

Музыкальная гостиная Знакомство с балетом П.И. Чайковского "Лебединое озеро"

Познакомить детей с музыкой балета П.И. Чайковского, с сюжетом сказки, положенной в основу произведения; учить чувствовать характер музыки....

Музыкальная гостинная. Знакомство со скрипкой.

Знакомство детей со струнно-музыкальным инструментом скрипкой....

Сценарий музыкальной гостиной «Знакомство дошкольников с творчеством И.С.Баха»

Автор: Якушев Владислав ЮрьевичОрганизация: МАДОУ ДС № 48 «Золотой петушок»Населенный пункт: ХМАО-Югра, Тюменская область, г. Нижневартовск...

"Музыкальная гостинная" Знакомство с арфой.

Интерактивный концертПочему я решила познакомить детей с арфой ее звучанием: В современном мире есть понятие арфотерапия. Арфотерапия — старинный метод гармонизации физического, эмоци...

конспект музыкального занятия " Знакомство с диатоническими колокольчиками"

конспект музыкального занятия " Знакомство с диатоническими колокольчиками"...