Использование метода сказкотерапии в коррекционной работе со страхами с детьми старшего дошкольного возраста
методическая разработка (подготовительная группа)

Кирячёк Анна Сергеевна

В последнее время вопросы диагностики и коррекции страхов приобрели, важное значение, ввиду их довольно широкого распространения среди детей. В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплексного подхода к решению проблемы коррекции детских страхов, в частности, привлечения семьи и выбора оптимальных методов и приемов работы с детьми в данном направлении. Будучи ещё в детском саду, дошкольники должны преодолеть с помощью педагога-психолога барьер страха в своём сознании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №9 муниципального образования Тимашевский район

Использование метода сказкотерапии в коррекционной работе со страхами с детьми  старшего дошкольного возраста

Автор:

Кирячек Анна Сергеевна

педагог-психолог МБДОУ д/с №9

пос. Советский

пос. Советский

2020 г.

Работа с дошкольниками в данном направлении включает

следующие этапы:

Работа на 1 этапе начинается с диагностики, где  используются диагностический метод "Волшебная страна чувств", который был разработан ведущим сказкотерапевтом Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и позволяющий оценить актуальное психоэмоциональное состояние ребенка, а так же использование проективных методик "Рисунок человека", "Рисунок семьи". В дополнении к диагностическим методикам используется метод  наблюдения за  ребенком в различных видах деятельности.

На начальном этапе педагог-психолог охватывает всех, кто участвует в педагогическом и воспитательном процессе, что позволяет делать объективные выводы по результатам не только диагностического обследования ребенка, но и анкетирования и беседы с родителями и педагогами групп.

После получения данных при входной диагностике, наблюдении за ребенком, беседы с родителями и педагогами, на воспитанника заводится индивидуальная коррекционная карта, где фиксируются не только входящие данные диагностики эмоционально-волевой и коммуникативной сферы, но и все этапы коррекционной работы в этом  направлении.

Формируются группы детей со схожими трудностями, после чего проводятся коррекционные занятия с использованием метода комплексной сказкотерапии. В коррекционной карте фиксируются не только отметки посещения детьми занятий, но и результативность работы.

2 этап. Коррекционный.

Форма и объем занятий:

Цикл коррекционной работы  включает в себя 20 занятий продолжительностью  по 25-30 минут каждое. Занятия проводятся 2 раза в неделю -  1 раз подгрупповая работа и 1 раз-  индивидуальная работа. Для проведения занятий необходимо выбрать отдельное помещение и повесить на дверь табличку  с просьбой не беспокоить. Каждый участник должен хорошо видеть психолога и остальных членов группы.  Для занятий необходимы  стол для рисования, рисовальные принадлежности, пластилин, ножницы, бумага, нитки различных цветов, фигурки, психологическая песочница, магнитофон.  Помещение для занятий должно быть достаточно большим,  удобным для групповой работы, чтобы можно было проводить подвижные игры, релаксационные упражнения и т.п.

Структура занятий:

Оптимальное число участников 5-8 воспитанников.

Занятие начинается с вводной части - разминки, состоящей из коротких эмоционально насыщенных игр-заданий, создающих радостное приподнятое настроение и мотивацию к дальнейшей работе в основной части занятия.  Важным моментом разминки является выполнение упражнения «Мое настроение похоже на….».

Упражнения для основной части занятия нацелены на выполнение основных задач.

Метод сказкотерапии используется как на групповых, так и индивидуальных занятиях. Ребенок с помощью педагога-психолога сочиняет сказку про свой страх, придерживаясь фабулы. Например, жил был мальчик (продолжает ребенок), однажды он (продолжает ребенок), и тогда ему на помощь пришли (продолжает ребенок). Таким образом, ребенок сам находит выход из сложной ситуации, а именно, придумывает сам, как избавиться от страха.

Педагог-психолог самостоятельно может для каждого ребенка написать коррекционную сказку, которая имеет свой алгоритм:

Алгоритм создания коррекционной сказки

1. Подбираем героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру. Это может быть не человек, а сказочная сущность или животное.

2. Описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.

3. Далее помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка.

4. Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении, и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает «фигуру психотерапевта» — мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и т.д.

Задача — через сказочные события показать герою ситуацию с разных сторон.  Предложить ему альтернативные модели поведения, помочь найти позитивный смысл в происходящем. «Увиденное в правильном свете, все является благом» — эту мудрость хотелось бы донести до ребенка через сказку.Герой понимает свою неправоту и становится на путь изменений.

Как известно, ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте- игра, поэтому метод игротерапии используется на каждом коррекционном занятии.

Метод музыкотерапии помогает детям расслабиться, снять психомышечные движения. В коррекционной работе этим методом завершается занятие.

Тематическое планирование индивидуальной работы с детьми со страхами:

занятия

Цели и задачи

 занятия

Вид работы

Время пров-я (мин.)

1

Диагностика психоэмоционального состояния

Методика «Волшебная страна чувств»

30 мин.

2

Преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.

Рисуем страх. Уничтожаем страх

30 мин.

3

Преодоление негативных переживаний

Создание куклы-боюськи

30 мин.

4

Преодоление негативных переживаний

Создание куклы-боюськи, наделение волшебным даром

30 мин.

5

Преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.

Рисуем страх. Создание мешочка для страхов.

30 мин.

6

Коррекция страхов, тревожности, снятие психоэмоционального напряжения

Работа в песочнице

30 мин.

7

Коррекция страхов, тревожности, снятие психоэмоционального напряжения

Работа в песочнице

30 мин.

8

Коррекция страхов, тревожности, снятие психоэмоционального напряжения

Работа в песочнице. Сказка про страх

30 мин.

9

Мобилизация силы ребенка для активной деятельности

Сказка про страх (написанная педагогом-психологом)

30 мин.

10

Итоговая диагностика психоэмоционального состояния

Методика «Волшебная страна чувств»

30 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод сказкотерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Знакомство с основными этапами коррекционной работы посредством метода сказкотерапии....

Коррекционная работа с тревожными детьми старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии.

в занятии содержатся упражнения по снижению  и коррекции тревожности методом сказкотерапии...

Использование методов сказкотерапии в коррекционной работе с детьми со страхами"

Дошкольное детство – короткий отрезок в жизни человека. Но он имеет огромное значение, т. к. развитие идет бурно и стремительно: формируются основы личности, расширяется сфера де...

Коррекционная работа с тревожными детьми старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии.

Коррекционная работа с тревожными детьми старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии....

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ В РЕЧЕВОМ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ И ЭМОЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Сказкотерапия – это занятие с помощью сказки, направленное на решение какой-либо проблемы. Этот метод восходит к давним временам – еще наши пра-пра-бабушки за проступок не бранили, а расск...

доклад по теме "Использование игровых технологий в коррекционной работе с детьми с ТНР дошкольного возраста"

Выступление учителя-логопеда МДОУ на муниципальном методическом обьединении учителей-логопедов....