«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ В РЕЧЕВОМ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ И ЭМОЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
учебно-методический материал

Семакина Мария Михайловна

Сказкотерапия – это занятие с помощью сказки, направленное на решение какой-либо проблемы. Этот метод восходит к давним временам – еще наши пра-пра-бабушки за проступок не бранили, а рассказывали сказку. Сказки знакомили детей с реальностью, давали понять «что такое хорошо», а «что такое плохо». Сказкотерапия является одним из методов арттерапии. «Сказка - это первые и блестящие попытки русской народной педагогики» (К.Д. Ушинский).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazkoterapiya.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №22 села Успенского

муниципального образования Успенский район.

Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп компенсирующей направленности на тему:

 «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ В РЕЧЕВОМ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ И ЭМОЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

подготовила педагог-психолог

МАДОУ детский сад №22 села Успенского

М.М.Семакина.

Сказкотерапия – это занятие с помощью сказки, направленное на решение какой-либо проблемы. Этот метод восходит к давним временам – еще наши пра-пра-бабушки за проступок не бранили, а рассказывали сказку. Сказки знакомили детей с реальностью, давали понять «что такое хорошо», а «что такое плохо». Сказкотерапия является одним из методов арттерапии. «Сказка - это первые и блестящие попытки русской народной педагогики» (К.Д. Ушинский).

Занятия в детском саду сказкотерапией – метод, успешно применяемый психологами ДОУ. Действительно, сказки пользовались и продолжают пользоваться популярностью у маленьких дошколят. Ведь у детей преобладает абстрактное мышление – а это значит, что информация, переданная посредством ярких образов, наиболее восприимчива. Обратились к этому методу и логопеды и воспитатели, т. к. проблема речевого развития детей сохраняет особую остроту в системе дошкольного образования. Дошкольное детство - один из самых важных этапов жизни ребёнка: без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной. Анализ статистических данных выявил неблагополучную тенденцию в речевом развитии детей дошкольного возраста.

Объединение различных педагогических и психотерапевтических приемов в единый сказочный контекст составляет новизну и актуальность метода комплексной сказкотерапии. Одна из особенностей метода состоит в создании сказочной среды, в которой могут проявляться и пониматься самими детьми особенности их личности. Сказка, как известно, соответствует детской системе мироощущения и создает благоприятные условия для углубления знаний о своем внешнем и внутреннем «Я», способах взаимоотношений между людьми, возможностях самореализации. Трудно отрицать роль сказок и художественных произведений в воспитании правильной устной речи.

Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи.

Нетрадиционно - это значит мыслить оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.

Но помимо всех этих пусть и узловых задач не менее важно сделать речь детей более эмоциональной, образной, красивой.

В нашем понимании коррекционно-образовательная среда выступает не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессионального творчества специалиста, так как ее моделирование и конструирование требует от педагога глубоких знаний, высокого профессионализма, творческого поиска, гибкого сочетания традиционных и нетрадиционных технологий, умения работать с детьми, их родителями, людьми, обеспечивающими коррекционный процесс.

Чтобы добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, используем сюжетно-тематическую организацию занятий со сказочной тематикой т. к. данные занятия более целесообразны для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствуют детским психофизическим данным, а также максимально реализуют потенциальные возможности детей.

Сказкотерапия также имеет огромное влияние на развитие познавательной и эмоциональной сферы.

Использование сказок в работе с детьми играет важную роль, так как они помогают детям преодолеть тревогу и конфликты, с которыми они сталкиваются. В сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. В них противопоставляются добро и зло, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир – это сложная штука и что в нем есть немало несправедливостей, что страх, сожаление и отчаяние – в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное – они говорят ребенку, что, если человек не сдастся, даже когда положение кажется безвыходным, если он не изменит своим нравственным принципам, он в конце концов победит.

Слушая сказки и рассказы, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно.

Что могут дать ребенку сказочные истории?

Во – первых, они рождают у ребенка ощущение, что взрослые его понимают, что взрослых интересуют его проблемы и они готовы ему помочь. Реакция ребенка на эти истории может оказаться для него единственным способом, которым он откроет вам свою душу, расскажет о своих трудностях.

Во – вторых, в результате работы с «помогающими» историями у детей формируется «механизм самопомощи».Они усваивают такой подход к жизни: «Ищи силы для разрешения конфликтов в самом себе, ты их обязательно найдешь и победишь».

В – третьих, истории дают детям множество вариантов выхода из сложнейших жизненных ситуаций.

Если вы, уважаемые коллеги,  будите использовать метод сказкотерапии это поможет вам понять

 следующие детские проблемы:

- трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями, - это естественные для каждого ребенка конфликты, переживания, обиды;

- переживание ощущения себя человеком, у которого «что-то не так», чувство неполноценности. Практически всё агрессивное поведение – это результат ощущения собственной малозначимости и попытка таким образом доказать обратное.

- страхи и тревоги по самым различным поводам. Здесь важно не то, чего боится ребенок, а то, как он боится. Если страх тормозит его развитие, то требуется квалифицированная помощь;

- проблемы, связанные со спецификой возраста.

Регулярность проведения занятий способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности ребенка. Детям нравятся повторения, и это следует учитывать и иногда повторять сказкотерапевтическое занятие.   Необходимо  использовать творческие игры с элементами поиска, выбора наиболее подходящего варианта решения проблемы (покажи героя, угадай по движению, придумай окончание).

Основная цель занятия - снижение психоэмоционального напряжения у детей, вызванного той или иной проблемой.

Вообще, сказку можете сочинить Вы сами, если  заметите какую либо проблему в детском коллективе. Или предложить сочинить её детям и там вы уже сможете увидеть предложенные способы детьми выхода из ситуации.

Все это благодаря специфике детского возраста: развитие речи, познавательное развитие, эмоциональное  легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры или одной лексической темы. По мере того как развертываются действия по сюжету, дети, играя, постигают понятия «звук», «слог», «слово», «предложение», «буква», закрепляют правильное употребление звуков в произношении пословиц, поговорок, участвуют в сочинении сказок.

Занятия с элементами сказкотерапии обращены к душе ребенка, его чувствам. Они пробуждают в детях доброту, вызывают желание совершать хорошие поступки, воспитывают чувство прекрасного.

Сказкотерапия является одним из методов арттерапии, в связи с этим используем сказочную форму для речевого развития личности ребенка, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Основной принцип сказкотерапии - целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого забота о душе и есть терапия).

 «Воспитание сказкой» предлагает сказочную сюжетно-тематическую организацию занятий и разнообразие в преподнесении учебного материала, что способствует спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний.

  1. Сказка дает великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребенком.
  2. Сказка более информативна, чем обычная стиснутая речь.
  3. Сказка способствует пробуждению детских и творческих сил в самом педагоге.
  4. Сказка несет свободу.                              

Спасибо за внимание.

 Сказки по развитию речи.

«Кто в избушку проник?»

Стояла избушка на курьих ножках, без окон, без дверей.Никто не мог проникнуть в нее: ни животное, ни птицы. Лишь насекомые могли сквозь щели проползти. Собрались они вокруг избушки и решили узнать, что же в ней находится.

Первым проползло через щелочку то насекомое, в названии которого был звук к.

Кто это был? (комар, мотылек).

Затем насекомые со звуком у (муха, гусеница, паук)

Со звуком с (оса, стрекоза, со звуком м (муравей, еще одна муха).

Вдруг подползло насекомое с коротким названием.

Догадались, кто это? (жук). В слове жук мало звуков. Слово короткое и звучит, когда его произносишь недолго. Вслед за жуком в избушку стали проникать насекомые, названия которых длинные (саранча, стрекоза, бабочка, гусеница, мотылек и муравей)

Оказались все они в избушке, видят – посреди стол стоит и лавки вокруг. На столе самовар, чашки и сладости. Мухи-цокотухи хозяйничать начали, всех чаем угощать. Напились чаю и стали истории друг другу рассказывать. А потом домой расползлись.

«Кто же это был?»

Жили- были утка и курица.

А звали их так: в кличке утки слышался звук у (Утя, Утина, а в кличке курицы звуки – с, р (Пеструшка). Очень они любили разных птиц к себе в гости приглашать.

Утина приглашала тех птиц, в названии которых слышался звук у. Что это были за птицы?

Кто догадался? (гусыня, голуби, петух).

Пеструшка же приглашала тех, в названиях которых слышались звуки с, р.

Кто к ней приходил? (скворцы, сороки).

Лакомствами угощали гостей, в названиях которых слышались звуки а (рябина, травка, калина, к (клюква, колоски).

Весело щебетали они и слушали рассказы сороки- белобоки, которая всегда про все знает.

«Про двух друзей»

Скучно было снеговику одному с метлой стоять. Но пришел мальчик. Как его звали,догадайтесь сами: в его имени слышится звук ш (Миша, Саша, Шура). Мое имя Саша,- говорит мальчик,- а твое? (Снеговик).Как интересно звучат наши имена: Саша, Снеговик. Давай с тобой дружить и играть в слова и звуки?

- Согласен, - отвечает Снеговик.

- Подумай и скажи, какой одинаковый звук,слышится в названии моей одежды: на мне шапка, шарф.

Огорчился Снеговик – не знает.

Помогите ему, дети.

Дети произносят слова протяжно выделяя звук ш.

Поблагодарил Снеговик за помощь детей и спрашивает у Саши:

- Какой одинаковый звук в моем имени и других словах?

Задумался теперь Саша (дети подсказывают,что слышится одинаковый звук в словах: сосулька, нос).

Обрадовался Саша, что дети ему помогли, и говорит Снеговику

-Я со звуком с тоже дружу – у меня есть совок и сани.

Дети поясняют почему так сказал Саша, и выделяют голосом звук с в этих словах.

Интересно стало Снеговику играть в слова и звуки:

-Будем еще про что-нибудь спрашивать друг у друга?

-Будем, скажи, друг Снеговик, какие птицы улетели в теплые края, в названии которых есть знакомый нам звук с? – интересуется Саша.

Дети помогают Снеговику: соловьи, ласточки, скворцы, стрижи.

А Снеговик спрашивает у Саши, какие птицы остались зимовать, в названии которых также есть звук с?

Долго Саша вспоминал и назвал только одну птицу – сову. А что можете добавить вы, ребята? (сорока, пестрый дятел).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование моделирования в обучении пересказу сказок и коротких рассказов детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В последнее время снижается уровень языковой культуры общества. Это сказывается и на уровне речевого развития детей. Более 60 % детей, посещающих детский сад и 40% детей - дошкольников, имеют патологи...

Народные игры как средство музыкального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

1.Обрядовые игры имеют общее ядро – культуру мироощущения народа, уходящую в тысячелетнюю толщу времен. Культовые, семейные и сезонные игры имеют различной глубины исторические корни подчас культового...

Статья "ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ – СРЕДСТВА РАЗНОСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"

Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления дв...

"Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

За последние годы в детских садах увеличилось количество детей   с общим недоразвитием речи. Именно этой проблеме посвящен  этот материал....

Роль мнемотекники в лексическом развитии детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Влияние мнемотехники на развитие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...

Народные игры как средство музыкального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Народные игры как средство музыкального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....