Роль мнемотекники в лексическом развитии детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
консультация по коррекционной педагогике

Петушкова Любовь Анатольевна

Влияние мнемотехники на развитие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Средняя образовательная школа №5»

 

Роль мнемотехники в лексическом развитии детей

дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Воспитатель: Петушкова Л.А

г. Югорск, 2019

Роль мнемотехники в лексическом развитии детей

дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

            С  каждым  годом  увеличивается  количество  дошкольников  с  общим недоразвитием речи (ОНР), для которых характерно нарушение как фонетико-фонематического, так и лексико-грамматического компонента речи, поэтому одной  из  главных  задач  коррекционной  работы  логопеда  становится формирование у детей с ОНР процесса словоизменения. Словоизменение – это система  соответствий,  при  которой  каждому  слову  языка  отвечает совокупность всех его словоформ, т.е. парадигма.

             При благополучном онтогенезе дети в 5 лет уже усваивают употребление существительных  и  прилагательных  во  всех  падежах  во множественном  и единственном числе. У детей с ОНР при различной структуре дефекта имеются характерные  для  системного  нарушения  речи  особенности.  Процесс словоизменения у данной категории детей задерживается и затягивается во времени.  Ошибки  детей  с  общим  недоразвитием  при  словоизменении препятствуют их последующему речевому развитию, ведут к трудностям в освоении  родного  языка,  нарушениям устной  речи,  оскудению  словарного запаса, а в школьном возрасте и к нарушению письменной речи. Кроме речевых особенностей,  для  детей  с  нарушениями  речи  характерна  недостаточная сформированность таких процессов, как внимание, память, а, следовательно, и словесно-логическое мышление. Ребёнку трудно сосредоточиться и удерживать внимание на чисто словесном материале.

            Эмпирическое исследование процесса словоизменения у дошкольников с общим  недоразвитием  речи  показывает,  что  у  детей  с  ОНР  не  развито словоизменение существительных по падежам, и они испытывают трудности во всех падежах, кроме именительного; они затрудняются со словоизменением прилагательных в среднем роде, у них наблюдаются очень низкие показатели словоизменения в женском, мужском и среднем роде.

            Выявленные  проблемы  словоизменения  у  детей  с  ОНР  эффективно корректируются  с  помощью  использования  в  логопедической  практике приёмов мнемотехники, которые опираются на сохранные звенья психических функций детей с ОНР и положительно влияют на формирование и развитие связной  речи: они  лучше  запоминают  факты,  предметы,  явления,  события, близкие их жизненному опыту.

           Мнемотехника – это  система  методов  и  приёмов,  обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования  искусственных  ассоциаций.  Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. Использование приёмов мнемотехники, способствует увеличению объёма памяти.
             

                    Всё это достигается путём образования ассоциаций. Абстрактные объекты, факты заменяются образами, имеющими визуальное, аудиальное или кинестетическое представление. Большинству людей сложно запомнить слова с неизвестным, абстрактным значением. Зазубренная информация, исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием (с помощью приёмов мнемотехники). Связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями. Приёмы мнемотехники не совершенствует память, она только облегчает запоминание.

                 Мнемотехнику в педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
                Мнемотехника – это очень древний приём. Он появился ещё в 6 веке до н.э. и был придуман Пифагором Самосским. Используя мнемотехнику, люди в разные периоды времени демонстрировали свое умение запоминать большой объём информации, а затем её воспроизводить.

          Мнемотехника помогает развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, связную речь, мелкую моторику рук.

          Цель  технологии:  выработать  у  детей  приёмы  умственного  труда, обучить  их  методам  и  приемам  рациональной  обработки  получаемой информации.

Задачи мнемотехники:

  • развивать  и  оптимизировать основные  мыслительные  процессы –память, внимание, мышление, воображение;
  • развивать  общие  способности  на  основе  овладения  приёмами  и методами запоминания и обработки информации;
  • развивать творческое, нетрадиционное видение мира. В  ходе  занятий  и  уроков с  использованием  мнемотехники  у  детей начинают вырабатываться навыки культуры умственного труда:
  • применение приемов рацио-, мнемо-, эйдотехники;
  • системность,  увязывание  любой  информации,  умение  устанавливать связи, образовывать зацепы;
  • выделение главного, умение анализировать, выделение опорных точек; осознание логики построения материала, поиск закономерностей.

          Технология позволяет подобрать индивидуальный «ключ» запоминания и обработки  информации для каждого ребёнка с  учётом  индивидуальных особенностей мышления.

           Существуют  следующие  методы  мнемотехники:  метод  «рисуночного письма»,  метод,  использующий  образное  мышление  (эйдотехника),  метод ассоциативных  цепочек, метод  трансформации, метод  Цицерона  (увязка информации в пространстве).

            Наиболее активно используемыми в логопедической практике является методы рисуночного письма (крокирования) и ассоциативных цепочек. Эти два метода  предполагают  использование  в  качестве  дидактического  материала мнемодорожек, мнемотаблица и коллажей.  

             Мнемотаблица  (или  мнемодорожка) – это  самые  простые  рисунки, отражающие ключевые фразы; это схема, в которую заложена определённая информация.  В  таблице  схематически  возможно  изображение  персонажей произведения,  явлений природы,  некоторых действий и.т.д.  Но изобразить нужно так, чтобы нарисованное было понятно. Существует два основных вида мнемотаблиц –развивающие  и  обучающие.  Они  направлены  на  развитие памяти, логики, образного мышления; умения анализировать; вычленять части, объединять их в  пары,  группы, целое;  умения  систематизировать; связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию.

              В мнемотаблице можно изображать практически всё. В мнемотаблице производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным.

Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка.

 Как любая работа строится от простого к сложному.
Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «мальчик», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы.

              Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово».
Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка.

               При работе с мнемотаблицами успешному запоминанию способствует соблюдение  определённых  условий: установка  на  запоминание; заинтересованность, так как легче запоминается то, что интересно; яркость восприятия, поскольку лучше запоминается то, что вызывает определенные эмоции.

            Мнемоколлаж–это  учебное  пособие,  в  структуру  которого  входят различные иллюстрации, буквы, геометрические фигуры, числа, кодирующие определенные данные.

            Также  как  и  мнемотаблицы, мнемоколлажи  бывают  двух  видов: развивающие и обучающие. Развивающие помогают соединить в одну тему несколько,  на  первый  взгляд,  не  связанных  между  собой  картинок,  а обучающие мнемоколлажи помогают получить и закрепить представления по данной теме.

            Задачи, для которых используются мнемоколлажи:

            1. закрепление различных видов запоминания;

            2. развитие фотографической памяти;

            3.расширение словарного запаса, умения связно говорить, рассказывать.

            Логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи преследует цель – научить детей связно, последовательно грамматически и фонетически  правильно  излагать  свои  мысли,  рассказывать о  событиях  из окружающей жизни.

             Задания, игры и игровые упражнения по словоизменению, направленные на  формирование  грамматического  строя  речи,  устранение  имеющихся аграмматизмов,  предусматривают  дальнейшее  накопление  и  уточнение пассивного и активного словаря, расширение знаний различных форм слов и оборотов разговорной речи, активизацию и совершенствование имеющихся у детей  речевых  навыков,  что  является  предупреждением  возникновения дисграфии в младшем школьном возрасте.

              Благодаря проведенным занятиям на основе приемов мнемотехники, у детей  наблюдается  развитие  навыков  словоизменения  (существительных  в роде,  числе  и  падеже,  родительного  падежа  имен  существительных  в единственном   числе;   единственного   и   множественного   числа существительных), а так же составление описательного рассказа при помощи мнемотаблиц.

              В  заключение  хочется сказать,  что  использование  мнемотехник  в логопедической  работе  повышает  эффективность  работы  по  формированию процесса словоизменения, так как объём зрительной памяти дошкольников с ОНР практически не отличается от нормы. Мнемотехника облегчает процесс запоминания  и  воспроизведения  информации  и позволяет  сделать  процесс формирования  словоизменения  простым,  интересным  и  творческим. Мнемотехника  помогает  развить  такие  психические  процессы, как  память, внимание, мышление и воображение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Развиваем  речь.  Тренируем  память:  использование  приемов  мнемотехники  в  работе логопеда:  учебно-метод.  пособие  /  Ю.И.  Розова,  Т.Б.  Коробченко;  под  науч.  ред. О.В.Елецкой. –М.: Редкая птица, 2018. –96 с.
  2. 18 знаменитых азбук в одной книге: Занимательные уроки: [кн. для детей и родителей] / [С.Я. Маршак, В.Д. Берестов, Б.В. Заходер и др.; худож. И.Панков, Л.Лукьянова]. –М.: АСТ-Пресс, 1996. –158 с
  3. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники / Спб.,2005.
  4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников – М., 1985.
  5. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи Логопед в детском саду 2007 — № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Роль нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

В статье представлены этапы обучения детей рисованию нетрадиционными техниками по технологии Е.Н. Лебедевой...

Народные игры как средство музыкального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

1.Обрядовые игры имеют общее ядро – культуру мироощущения народа, уходящую в тысячелетнюю толщу времен. Культовые, семейные и сезонные игры имеют различной глубины исторические корни подчас культового...

Логопедическая работа по совершенствованию лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Совершенствование лексической стороны речи по средствам игр на развитие мелекой моторики рук....

Статья "ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ – СРЕДСТВА РАЗНОСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"

Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления дв...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ В РЕЧЕВОМ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ И ЭМОЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Сказкотерапия – это занятие с помощью сказки, направленное на решение какой-либо проблемы. Этот метод восходит к давним временам – еще наши пра-пра-бабушки за проступок не бранили, а расск...

"Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

За последние годы в детских садах увеличилось количество детей   с общим недоразвитием речи. Именно этой проблеме посвящен  этот материал....

Народные игры как средство музыкального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Народные игры как средство музыкального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....