Представление опыта работы на РМО
материал (старшая группа)

Туранская Ирина Радиковна

Организация речевого центра в группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_rechevogo_tsentra_v_gruppe_rmo.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Представляю опыт работы по  «Организация предметно пространственной развивающей среды по речевому развитию в старшей группе»

(Слайд 2)Актуальность  проблемы речевого развития. 

Речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей.
С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов.  На сегодняшний день не секрет, что многие дошкольники имеют различные речевые нарушения.

Уже давно доказано, что на развитие ребенка - дошкольника большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость, поэтому правильно организованная предметно пространственная среда по речевому развитию, должна быть разнообразной, вызывать желание у ребенка играть  - это окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие речи каждого ребенка.

 (Слайд 3)  Цель предметно пространственной среды по речевому развитию – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста.

 Задачи построения речевой развивающей среды:

- обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;

- обеспечение богатства сенсорных представлений;

- обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка;

- обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций;

- обеспечение возможности исследования и экспериментирования в языковой системе.

 (Слайд 4) Исходя из задач по речевому развитию для детей старшей группы, при создании речевого центра учитывала:

  • наполняемость группы; 
  • разнообразие материалов;
  • возрастные  и индивидуальные особенности детей,
  • речевые нарушения некоторых воспитанников,
  • доступность, системность,
  • эстетику оформления.

Наглядный, дидактический материал доступен для каждого ребенка и меняется, согласно лексической теме.

Центр по речевому развитию желательно разместить рядом с центром художественной литературы, так как нам не позволяет групповое пространство, у нас в группе он находится на противоположной стороне.

 (Слайд5,6) Оформление центра постаралась сделать  эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.

Неотъемлемым атрибутом центра по речевому развитию должна быть игрушка – «одушевленный персонаж», который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности. Например,  у нас таким персонажем стал« Буратино», который учит правильно говорить. У вас может быть другой персонаж, (например кукла) и она будет показывать артикуляционную гимнастику, и наоборот, иностранец или инопланетянин, которого дети научат красиво говорить на русском языке.

В оборудование  центра по речевому развитию  входит: полка стеллажа, игровой, дидактический и наглядный материал стимулирующую речевую деятельность и речевые общения детей.

Материал,содержащийся в  центре по речевому развитию  носит многофункциональный характер, используется в разных целях. Игры подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие и коррекции речи и внеречевых психических процессов, составляющую психическую базу речи.

Наполнение речевого уголка должно отражать все направления работы по развитию речи:

- развитие словаря ребёнка

- работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи)

- развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами)

- воспитание звуковой культуры речи (совершенствование диафрагмально-речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения, работа над просодическими компонентами речи)

- подготовка к обучению и обучение грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ предложения)

- развитие мелкой моторики

- знакомство с художественной литературой (можно выделить отдельно в книжный уголок)

Оборудование и наполнение речевой зоны:

(Слайд 7,8) 1. Закрепление правильного речевого выдоха и формирование умения контролировать силу и длительность воздушной струи

«Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; лабиринты; разноцветные шарики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке «Буря в стакане»; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др. (Слайд 9)

( Слайд 9) 2. Формирование фонематического восприятия и слуха

Шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; игры с парными карточками (звуки: Р, Л; С, 3, Ц; Ш, Ж, Щ) ; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков) ; индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова «Собери букет»; «Делим слова на слоги»; «Найди себе пару»; «Найди, что звучит»; «Угадай, откуда идет звук»; «Разложи картинки»; «Повтори — не ошибись»; «Тихо — громко»; «Общий звук»; «Придумай слова со звуком»; «Испорченный телефон»; «Звуковые символы» и др.

(Слайд 10) 3. Развитие артикуляционной моторики

Предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; схема характеристики артикуляции звуков; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; формы артикуляционной гимнастики для губ и языка в символах; альбомы с артикуляционной гимнастикой схема для характеристики звука, зеркала.

( Слайд 11) 4. Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков (изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи).

Мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова; «Логопедическое лото»; «Веселая гимнастика»; «Звуки, я вас различаю  »

( Слайд 12) 5. Закрепление навыков, полученных на занятиях по развитию речи

Магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; символы для звуко – буквенного анализа, кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики» и т. д.; альбом «Изучаем буквы»; пособие «Говорящая азбука»; волшебный домик «Букварь» Н. С. Жукова, «Чтение по слогам», «Читаем с подсказками»; «Тексты с хвостами»; книжки-малышки и др. «Назови, прочитай, проверь»; «Научись читать»; «Я учу буквы»; «Найди букву»; «Готов ли ты к школе? »; «Слоговое лото»; «Волшебная тесьма»; «Найди место звука в слове»; «Прочитай по первым звукам»; «Слоговая копилка» и др.; серия «Умные игры», ребусы.

( Слайд 13,14) 6. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий

Предметные картинки по лексическим темам; «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме) «Что из чего сделано»; «Прогноз погоды»; «Одень куклу»; «В мире животных»; «Детский компьютер» и др.

( Слайд 15) 7. Развитие связной речи

Серии сюжетных картинок «Истории в картинках»; разные виды театра; центр ряженья, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.

( Слайд 16,17) 8. Развитие мелкой моторики

массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры (схемы-памятки по лексическим темам); «Мир твоих фантазий» (различный материал для составления букв) Игры на штриховку; «Рисуем по клеточкам»; мозаики; игры-шнуровки и др.

( Слайд 18) Я считаю, что таким образом, правильно организованная предметно –развивающая среда в речевом центре создает возможности для преодоления отставания в речевом развитии и позволяет  не только в организованной образовательной деятельности, но и свободной деятельности детей. Стимулирует развитие самостоятельности, формирует чувство защищенности и уверенности в себе, а значит, способствует гармоничному развитию личности.

Развитие речи у детей основная задача дошкольного образования. Организация «Предметно пространственной развивающей  среды» в детском саду несет  эффективность  воспитательного воздействия, направленного  на формирование у детей  активного познавательного  отношения к окружающему миру, развивает и воспитывает детей. Для развития речи детей дошкольного возраста необходимо создавать определенную предметно-речевую среду, которая будет способствовать формированию не только правильной, но и хорошей устной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа воспитателя детского сада по организации индивидуальной работы при работе со всей группой детей.

Организовать  индивидуальную работу в ДОУ не просто, особенно, если группа переполнена.В работе представляется обобщение опыта по организации  индивидуальной работы со всей группой одновреме...

Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.

Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

«Инновационные формы работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях работы консультативного пункта (обобщение опыта педагогической работы консультативного пункта «Лекотека»)»

Внедрение новых форм дошкольного образования предполагает не только право каждого ребенка на качественное и доступное образование, предусматривающее разный режим пребывания детей, как с нормой в разви...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...