Педагогическая практика
методическая разработка (старшая группа)

Шибут Елена Владимировна

Суть  практики заключается в том, чтобы включить детей старшего дошкольного возраста в специально организованную совместную деятельность, которая требует  командного взаимодействия, совместного решения  задач, получения общего результата. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktika_shibut.docx32.93 КБ

Предварительный просмотр:

1.Территория: г. Зеленогорск Красноярский край

2.1.  Полное название образовательной организации: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 24 «Искорки».

2.2. Краткое наименование образовательной организации: МБДОУ д/с №24

2.3. Почтовый адрес: 663691, г. Зеленогорск, п. Октябрьский, ул. Диктатуры Пролетариата ,19

3.  Ссылка на материалы практики, размещенные на сайте организации: https://dou24.ru/z24/innovatsionnaya-deyatelnost#shibut-e-v-praktika 

4. Ф.И.О., должность лица, курирующего образовательную практику: Рыбачкова Анна Владимировна Заведующий

5.Контактные данные лица, курирующего образовательную практику:

- рабочий телефон: 8 (39 169) 4 - 44 – 01

- электронная почта: dou24zgr@yandex.ru 

6. Ф.И.О. автора/реализатора практики: Шибут Елена Владимировна

7.  Тип практики: Педагогическая практика.

8.  Направление практики: Построение образовательной среды ДОО для достижения новых образовательных результатов.

 9. Название практики: Тимбилдинг -  как эффективный инструмент  формирования навыков сотрудничества у  детей  старшего дошкольного возраста.

10. Ключевые слова практики: сотрудничество, команда, социализация, успешность.

11. Уровень общего образования: дошкольное образование.

12. На какую группу участников образовательной деятельности направлена практика: воспитанники, родители, узкие специалисты, представители общества(соц.партнеры).

13. Масштаб изменений: уровень образовательной организации.

14. Описание.

Актуальность.

Каждый человек хочет быть успешным. Успешному человеку в современном мире необходимо обладать рядом новых социальных навыков: умением общаться с разными категориями людей, быть способными работать в команде, заинтересовывать и мотивировать других, т.е. уметь сотрудничать.

         ФГОС дошкольного образования, определяя содержание программы, реализуемой в дошкольной образовательной организации, выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся:

- развитие положительных отношений ребенка к себе и другим людям, коммуникативной и социальной компетентности детей;

- создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения, приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, развитие у детей чувства коллективизма и ответственности за другого человека.

      Мы – взрослые, создаем условия для развития детей в эпоху полную противоречий.

       В своей профессиональной практической деятельности, я отметила, что многие дети старшего дошкольного возраста при организации совместной деятельности не умеют договариваться, соблюдать правила, при выполнении различных заданий неточно воспринимают предложенные условия, в итоге результата деятельности, как правило, не бывает.   Дети теряют веру в успех, радость от взаимодействия, формируется неадекватная самооценка и т.д. Возникает вопрос: что является причиной происходящего?

14.1. Проблемы, цели, ключевые задачи, на решение которых направлена практика.

    Изучая научные педагогические труды, работы педагогов-практиков, проводя наблюдения в группе детей, мы выявили ряд противоречий естественной социализации детей:

 - важность активного взаимодействия для развития ребёнка и недостаточность стимулов для этого: разрушение традиционных форм детского бытия (исчезновение так называемого детского сообщества, где формировалась детская команда);  

- важность понимания ребёнком ценностей сотрудничества между людьми и неординарность современного образа ребёнка-дошкольника (дети более индивидуализированы, самодостаточны, погружены в информационное пространство, для них необязательно взаимодействие).  

       Таким образом, проблема состоит в том, что современные дети не владеют навыками сотрудничества и не знают путей и способов овладения ими.      

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков сотрудничества и способности взаимодействия в команде.

Задачи:

  1. Предоставить детям возможность для взаимодействия в разных формах и видах деятельности, требующих организации командных действий для получения общего результата.
  2. Развивать у детей чувство коллективизма и ответственности за другого человека.
  3. Формировать у детей коммуникативные способности: договариваться, учитывать мнение других и аргументировать собственную точку зрения, конструктивно решать конфликты.
  4. Организовать сетевое взаимодействие в проекте с социальными партнёрами - учреждениями дополнительного образования и культуры.
  5. Создать условия для активного включения родителей в совместные образовательные мероприятия с детьми.

14.2.  Суть педагогической практики.

     Суть  практики заключается в том, чтобы включить детей старшего дошкольного возраста в специально организованную совместную деятельность, которая требует командного взаимодействия, совместного решения  задач, получения общего результата.            Мы предположили, что сформировать у детей навыки и способности эффективного сотрудничества, которые в дальнейшем помогут им стать успешными, можно с помощью введения приёмов игрового тимбилдинга в уклад жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.

     Приемы  teambuilding (с англ. "создание команды") направлены на развитие коммуникативных навыков и построение коллективного взаимодействия субъектов процесса взаимодействия,  сплочение, раскрепощение и укрепление внутренних связей. Они могут использоваться как в детской среде, так и в среде взрослых.

Тимбилдинг – это, прежде всего, инструмент построения команды, который необходим каждому человеку.

    Тимбилдинг помогает детям побороть неуверенность в своих силах, и принимать на себя ведущие роли. А детям очень активным с задатками      лидера, уметь прислушиваться к мнению остальных ребят и реализовать свои лидерские способности

Идеи «Тимбилдинга» близки нам - воспитателям, т.к.  эта технология реализуется в основном в игровой деятельности, которая является ведущей в дошкольном возрасте

14.3. Средства (методы, формы, способы) реализации практики

При реализации практики используется включение детей в различные виды  детской деятельности и главное  - в игру, как ведущий вид.

Мы рассматриваем понятие игры как ориентации в отношениях между детьми. В игре проявляются первоначальные навыки кооперации, что отражено в трудах А.В.Запорожца, А.Н. Леонтьева, Л.А. Венгера, А.П.Усовой.

При разработке и организации игровых мероприятий мы используем технологии развития навыков сотрудничества у дошкольников Л.С. Римашевской; «Технологии эффективной социализации детей» Н.П. Гришаевой.

Механизмом реализации практики является проектно-тематический подход, представленный авторами образовательной программы «Вдохновение» и образовательное событие как наиболее эффективная  форма реализации образовательных задач. Приёмы тимбилдинга включаются в образовательные события, которые организуются в рамках тематических проектов.

На базе МБДОУ д/с № 24 в течение года организуется комплекс событий для детей старшего дошкольного возраста с привлечением родителей, специалистов и  социальных партнёров. В течение определённого времени  дети и взрослые проживают в тематическом проекте,  готовятся к запланированному событию и далее совместно участвуют в нём. Примерный  план включения  приёмов тимбилдинга  в проекты  в течение учебного года представлен в Таблице № 1.

Таблица № 1

Этап

Содержание деятельности

сроки

НАЧАЛЬНЫЙ

Диагностика детей, анкетирование родителей

Определение уровня сформированности социально- коммуникативного развития детей, межличностного взаимодействия, сотрудничества. Выявление интересов и способностей детей и родителей.

Сентябрь

Составление программы практики

Разработка мероприятий, направленных на сплочение коллектива, разработка сценариев

Подбор средств реализации.

ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ

«Веревочный курс

«Здравствуй осень»

Октябрь

«Кулинарный тимбилдинг»

«Секреты кухни народов»

Ноябрь

«Театральный тимбилдинг»

«Этюды и сценки»

Декабрь

Поход (совместно с тренером ЦЭКиТ)

Зимние забавы

Январь

«Веревочный курс»

«Защитники Родины»

Февраль

Театральный тимбилдинг

Командная подготовка театральных пьес «Золушка», «Дюймовочка»

Март

«Кулинарный тимбилдинг»

             «Встреча Веснянки»

Апрель

РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП

Анализ реализации поставленной цели

Командное обсуждение полученных результатов, определение ресурсов и проблемных точек,  дальнейшее планирование

Май

   

Диагностика

Итоговое: обследование детей, анкетирование родителей

 

  В нашу практику мы включили наиболее интересные для детей виды тимбилдинга: «верёвочный курс», «кулинарный тимбилдинг», театральный тимбилдинг».

      «Верёвочный курс». Предусматривает преодоление интеллектуальных, эмоциональных и физических препятствий для улучшения навыков работы в команде и отношений внутри коллектива. Программа «Верёвочного курса» включает в себя прохождение командных упражнений и заданий личностного прорыва. Реализация программы осуществляется на территории детского сада на специально созданной спортивно-туристической тропе, а также в реальных походах.

      Походы - превосходный и вечный способ сплочения детей.  Даже недалекая прогулка воспринимается детьми как приключение. Задача взрослых - постараться так обставить ее, чтобы дети были максимально вовлечены в совместную работу - будь то собирание веток для костра, установка палаток или ловля рыбы.  В походах к нам обязательно подключаются родители и руководитель туристической секции ЦЭКиТ.          

       Наши партнёры - сотрудники ЦЭКиТ взаимодействуют с нами начиная с младшей группы, а к старшему дошкольному возрасту у нас уже сложилось тесное взаимодействие с руководителем секции туризма.

   «Кулинарный тимбилдинг» - основная идея заключается в том, что дети совместно готовят блюда разных стран и кухонь. Во время проведения данной программы участники узнают об особенностях приготовления различных блюд и о культуре питания, а также развиваются навыки сотрудничества и понимание командного взаимодействия для получения эффективного результата.  

      «Театральный тимбилдинг» - организация и постановка театрализованных представлений. Здесь у детей появляется возможность проявить себя в том виде деятельности, которую они выбирают сами, проявляя инициативу (художник-декоратор, мастер по костюмам, актёр). Представление несёт в себе большой командо -  образующий заряд.   Театрализованная постановка - «продукт» (представление) совместной деятельности, которая требует концентрации сил каждого ребёнка. Театрализованная деятельность богата ситуациями совместного переживания, это способствует эмоциональному сплочению команды.

14.4.  Результаты, на которые направлена практика.

В результате реализации практики дети научатся:

  1. Включаться в командное взаимодействие, самостоятельно объединяться в группы и подгруппы, планировать и реализовывать общие дела.  
  2. Брать ответственность за собственные действия, понимать свою роль в командном взаимодействии.
  3. Договариваться, учитывать мнение других и аргументировать собственную точку зрения, самостоятельно решают конфликтные ситуации.

  4. Организовано сетевое взаимодействие с социальными партнёрами: ЦЭКиТ, библиотека им. Маяковского.

   5. Увеличится включение родителей в совместную деятельность с детьми и педагогами детского сада.

       На данный момент в ходе реализации практики разработаны:

 -  примерный тематический план включения игрового тимбилдинга в образовательный процесс детей старшего дошкольного возраста;

 - лист наблюдений за детьми, разработанный  на основе  критериев "Карты развития детей от 3 до 7 лет. ФГОС ДО" Мишняевой Е. Ю;

- технологическая карта организации тимбилдинга.

     15. Способы (средства/инструменты) измерения результатов.

Измерение результатов осуществляется с помощью наблюдений, анкетирования родителей, отслеживание достижений детей в социально-коммуникативном развитии.

Используются следующие инструменты: 

1. Оценка уровня социально-коммуникативного развития детей (п. 2.6, 4.6 раздел целевые ориентиры ФГОС ДО).

 2. Использование критериев карты развития детей по шкале социально – коммуникативное развитие (образовательная программа «Вдохновение»).

      3.  Лист наблюдений за детьми, разработанный  на основе  критериев "Карты развития детей от 3 до 7 лет. ФГОС ДО" Мишняевой Е. Ю;

  16. Проблемы и трудности в реализации практики.

Изначально было минимальное включение родителей в совместную деятельность с детьми и педагогами.

  17. Рекомендации.

  1. Внести изменения в систему организации образовательного процесса. Более эффективно задачи практики реализуются в проектно-тематическом формате.
  2. Создавать ситуации социального развития детей в различных видах детской деятельности, в различных формах организации, в том числе в разных видах игры. Учитывать, что ведущей игрой в старшем дошкольном возрасте является игра с правилами, которая может стать эффективным способом развития навыков сотрудничества у детей.

      Совместное сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие и уважение позволяет наполнить жизнь детей интересными делами, радостью от совместных побед, переживаниями в процессе выполнения общего дела, что, бесспорно, составляет бесценный социальный опыт, столь необходимый детям во взрослой жизни.

18. Какое сопровождение готова обеспечить ваша команда заинтересовавшимся Вашей практикой:

-  консультационное сопровождение;

- провести мастер-класс;

- предоставить методические материалы.

19. Есть ли рекомендательные письма, сертификаты, подтверждающие значимость практики для сферы образования Красноярского края (перечислить документы и указать ссылку на сайте общеобразовательной организации): нет.

20. Есть ли организация или персона, которая осуществляет научное руководство/кураторство /сопровождение практики?

Заведующий МБДОУ д/с №24 Рыбачкова Анна Владимировна.

21. При наличии публикаций материалов по теме реализуемой практики укажите ссылки на источники: Публикация материала в электронном журнале  «Совушка»  https://kssovushka.ru/zhurnal/22/2426-marafon-my-komanda-priobshchenie-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-k-tsennostyam-sotrudnichestva/  .  

22. При наличии видеоматериалов о реализуемой практике укажите ссылку на них:

https://youtu.be/GtDnPHEpT3A  -  клубный час (веревочный курс);  театральный тимбилдинг  -https://youtu.be/NWV0KSC__UM  ;    https://youtu.be/9jGx7tLH68g -сюжет .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогических чтениях по теме: «Применение в моей педагогической практике педагогических идей К.Д. Ушинского»

Я принимала участие в педагогических чтениях по К.Д. Ушинскому в нашем Семилукском районе 23 ноября 2018 года. Хотелось бы поделиться опытом своей работы....

Педагогическая практика по вовлечению педагогического коллектива и родителей воспитанников в формирование речевых навыков у детей

Показать на примере  логопедической недели, проводимой в ДОУ, как  можно вовлечь  педагогов и родителей к формированию речевых навыков у детей....

Приказ № 86 «О проведении муниципального конкурса педагогического мастерства "От новаторской идеи до педагогической практики"

Участвовала в экспертной деятельности, в номинации "Цифровая платформа как инновационный образовательный ресурс"...

Практика дистанционного сопровождения семей с детьми с ОВЗ через создание сообщества в социальных сетях (Инклюзивные Педагогические Практики)

Практика дистанционного сопровождения семей с детьми с ОВЗ через создание сообщества в социальных сетях (Инклюзивные Педагогические Практики) в ДОУ....

Сопровождение учителем-логопедом Василенко Г.А. педагогической практики студентки 4 курса Чеченского Государственного Педагогического Университета

Сопровождение учителем-логопедом Василенко Г.А. педагогической практики студентки 4 курса Чеченского Государственного Педагогического Университета...