Развитие художественной деятельности детей подготовительной группы: приемы и методы работы (из опыта работы воспитателя)
методическая разработка

Никишина Анжелика Александровна

Статья о развитии художественной деятельности  детей в подготовительной группе (Из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hud_razv.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                    Никишина Анжелика Александровна

                                                                                                Воспитатель

                                                                                     ОДО ГБОУ СОШ № 544

                                                                      Московского района Санкт-Петербурга

          Развитие художественной деятельности детей подготовительной группы:            

                       приемы и методы работы (из опыта работы воспитателя)

«Обучить творчеству нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействоватьего образованию и проявлению»

Л.С. Выготский

      Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением всех детей, то есть, увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности. Творчество есть выход за пределы сознания.

       Формирование творческой личности – одна из важнейших задач дошкольной педагогики. «Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая».

        Подготовительный дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Дети этого возраста рисуют карандашами, красками, лепят из пластилина, мастерят из разных подручных материалов. Такая деятельность является для ребенка естественным способом освоения окружающего мира, понимания своего места в нем, открытия себя, способом развития мышления, восприятия, моторики, развивает ребенка эмоционально и творчески. По значимости эта деятельность занимает в жизни ребенка второе место после игры, по своему характеру она наиболее приближена к игре, являясь доступной, свободной деятельностью, в которой есть возможность выразить свои переживания опосредованно через цвет, образ. В то же время это наглядная и продуктивная деятельность, дающая возможность оценить результат. «Творчество и игра выступают здесь как взаимосвязанные понятия, поскольку у ребенка нет иного пути личностного становления, кроме творческого, связанного с развитием воображения» (Л.С. Выготский).

      Рисование для ребенка – это игра. Изобразительная деятельность играет большую роль в нравственном, эстетическом и умственном развитии. Она находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка. Занятия рисованием развивают: память, внимание, развивать мелкую моторику, приучают ребенка анализировать, соизмерять, мечтать, проявлять настойчивость, трудолюбие, усердие. Нетрадиционные методы работы хорошо усваиваются детьми. Они с интересом изучают различные техники изображения: рисование по мокрому листу, пером, восковыми мелками, пластилиновое рисование, техника завитка, клубочка. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка, лепки, аппликации.

      Я включила в учебный процесс необычные средства изображения: рисование мыльными пузырями, зубной щеткой, ватными палочками, соль и т.д. Очень интересная техника рисования-монотопия (моно-один, тип-отпечаток) на одну часть листа красками наносится изображение объектов будущего пейзажа расположенного около водоема, после этого лист складывается по линии сгиба и проглаживается, чтоб получился отпечаток на другой половине. Это заставляет детей продумывать композицию рисунка, выделять ближний и дальний план рисунка.

Одна из моих целей в педагогической деятельности – создание условий для развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.

Основные направления моей деятельности.

  1. Создание и обогащение развивающей среды группы необходимыми материалами для продуктивной деятельности детей, стимулирующей самостоятельность и инициативность детей и обеспечивающей развитие художественно–творческих способностей воспитанников.
  2. Организация совместной деятельности с детьми и самостоятельной деятельности детей в области «Художественно-эстетическое развитие».
  3. Вовлечение родителей в творческий процесс с детьми.

    Для расширения знания детей изготовила альбомы «Нетрадиционные техники рисования», «Виды искусства», компьютерные презентации по художественному творчеству, приобрела дидактические игры «Говорящие цвета»,«Вкусная палитра», «Художник по имени природа», «Одинаковые и разные», «Подбери палитру к картине», «Составь портрет», «Кто есть кто».

 Для формирования у детей интереса к продуктивной деятельности, способствую развитию художественно-творческих способностей. Свою деятельность осуществляю через создание игровых образовательных ситуаций, на одних - дети открывают для себя красоту окружающего мира, природы, предметов искусства, знакомятся с жанрами искусства (портрет, натюрморт, пейзаж) например «Мир натюрморта», «Секреты художника портретиста», «Как цвет помогает понять настроение картины?»; на других – осваивают новые способы действий с материалами, экспериментируют с цветом, с разными фактурами «Можно ли рисовать без красок?», «Как слепить бусы из муки?».

Большой потенциал для развития художественно–творческих способностей дошкольников заложен в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей. Ребятам очень нравится организовывать выставки своих работ (“Внимание – пешеход!”, “Бумажная мода 2020”и др.), где они бывают главными экскурсоводами.

Использую в своей работе метод проектов, где учитываю принцип интеграции с другими образовательными областями.  Например ”Здравствуй Елка Новый Год!” где ребята дети узнали много нового о елке, о традициях празднования Нового года, научились изготавливать объемную елочку из разных материалов: бумаги, мишуры, пряжи, перьев. Использовали  разные техники аппликации, рисования для того, чтобы одеть Елочку. Проект “Птицы весной”  в котором мы с ребятами делали гнезда разных птиц, изготавливали маски для подвижных игр на улице.

Обязательно в конце каждого мероприятия провожу анализ детских работ. Обстоятельно аргументирую оценку, которой придаю позитивный характер. Стимулирую и поддерживаю проявление самостоятельности и активности детей, их инициативу и аккуратность.

Вовлекаю родителей в активную творческую совместную деятельность, результатами этой деятельности становятся выставки творчества детей и родителей: “Осенние краски”, “Новогодняя Елочка”, ”Разорванное кольцо”, “Мамы-рукодельницы”, “ОЧень УМЕЛЫЕ ручки”.

Дети стали увлекаться продуктивной деятельностью, их поделки отличаются новизной и оригинальностью.

Появилась самостоятельность в выборе темы для сюжета, в выборе изобразительных средств и материалов.

Появился интерес к творческому экспериментированию.

Субъективная новизна, оригинальность и вариативность, как способов решения творческой задачи, так и продукта детского творчества.

У детских работ появился индивидуальный почерк.

Результатом моей работы в данном направлении, стало активное  участие ребят нашей группы в творческих городских и районных конкурсах и выставках детского творчества.

Литература

  1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Учебное пособие – М.: Академия, 2004.
  2. Давыдов Г.Н.  Неторадиционные техники рисования в детском саду. Ч1 и Ч2 -М.: Издательство Скриптории 2003, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:Развитие художественной деятельности детей младшей группы:приемы и методы работы (из опыта работы воспитателя)

Какие есть методы и приемы в художественно-эстетической деятельности в второй младшей группе...

Развитие художественной деятельности детей младшей группы: приемы и методы работы.

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везд...

Развитие художественной деятельности детей подготовительной группы: приемы и методы работы (из опыта работы воспитателя)

Развитие художественной деятельности детей подготовительной группы:приемы и методы работы (из опыта работы воспитателя)...

Развитие художественной деятельности детей старшей группы: приёмы и методы работы (из опыта работы воспитателя)

Основная цель моей  работы в рамках художественной деятельности детей старшей группы– это развитие творческих способностей каждого воспитанника, с учетом их индивидуальных особенностей....