Развитие художественной деятельности детей старшей группы: приёмы и методы работы (из опыта работы воспитателя)
статья по рисованию (старшая группа)

Тараненко Галина Яковлевна

Основная цель моей  работы в рамках художественной деятельности детей старшей группы– это развитие творческих способностей каждого воспитанника, с учетом их индивидуальных особенностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx25.19 КБ

Предварительный просмотр:

                          Развитие художественной деятельности детей старшей группы:

                          приёмы и методы работы (их опыта работы воспитателя)                                              

                                                                       Тараненко Г.Я. воспитатель                                                                                                                                                                       

                                                                                          ГБДОУ детский сад № 53

                                                                                          Колпинского района Санкт-Петербурга

                                                              «Получить в детстве начало эстетического воспитания–значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного,

умение понимать и ценить произведения искусства,

приобщаться к художественному творчеству».

Н. А. Ветлугина

       Еще Аристотель отмечал: «Занятия рисованием и другими видами художественной деятельности способствуют разностороннему развитию ребенка, создают основу для полноценного общения детей между собой и  взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние».

На данный момент, как никогда актуальна проблема формирования творчески активной личности, способной самостоятельно делать выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за рамки, предписанные стандартными требованиями, анализировать свою деятельность. Дошкольное детство – это наиболее благоприятный период развития у детей способности воспринимать, чувствовать прекрасное в жизни и искусстве, а также стремление ребенка самому участвовать в преображении окружающего мира по законам красоты.

Основная цель моей  работы в рамках художественной деятельности детей старшей группы– это развитие творческих способностей каждого воспитанника, с учетом их индивидуальных особенностей. По своей природе, ребёнок – исследователь, открыватель мира. Задача воспитателя открыть перед ним мир в ярких, живых красках, трепетных звуках, в сказке и игре, собственном творчестве, в стремлении делать добро людям.

    Творчество- это наиболее сложный и наименее разработанный вид деятельности. Детское творчество – явление уникальное. Известно, что в творческой деятельности взрослых принимают участие: ум, (знания, мышление, воображение); характер (смелость, настойчивость); чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности нам необходимо воспитывать у ребенка для того, чтобы успешно развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными – значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими. Творчество активизирует процесс обучения: развивающиеся в процессе творчества

инициатива, самостоятельность и активность побуждает детей осваивать знания, умения, навыки. Для успешного развития детского художественного творчества одним из наиболее важных условий является разнообразие и вариативность работы с детьми в организованной и совместной деятельности. Т. С. Комарова указывает: «Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил». Необычное начало  образовательной деятельности, новизна развивающей среды, красивые и разнообразные материалы, интересные , неповторяющиеся задания - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Мой опыт не содержит новых открытий и изобретений, он представляет собой целостную систему по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе организованной и совместной деятельности, вариативное использование известных в педагогике теорий, приёмов и  методов  с учетом особенностей детей старшего дошкольного возраста.

На первом этапе я изучила имеющиеся методические разработки по данной проблеме: И. А. Лыковой опыт работы «Ступеньки творчества», автора Е. Н. Черниченко «Природа и художник», Т. А. Копцевой, Комарова Т.С. «Изобразительное творчество дошкольников в детском саду», систематизировала полученные знания.

Оценила материально – технические возможности оснащения нашей группы необходимым оборудованием и материалами, провела мониторинг освоения детьми образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», провела анкетирование родителей. С целью выявления  типичных затруднений творческого развития и развития изобразительной деятельности дошкольников была разработана диагностика, за основу взяла  авторов Т. С. Комарову и Т. Г. Казакову. Основные методы, применяемые для диагностики – это наблюдение за деятельностью детей, анализ продуктов творчества, беседа.

Результат диагностики показал: многие дети не могут выбрать тему для своих работ, так как их опыт творческой деятельности не богат; неготовность детей к экспериментальной деятельности, неумению использовать нетрадиционные техники рисования.  Поэтому передо мной встала необходимость работы над данной проблемой с детьми. Исходя из полученных данных, составила примерный план работы, охватывающий несколько направлений, что позволило работать по намеченной теме в системе.

Осуществлять свой план я начала:

- с обогащения развивающей среды необходимыми материалами для продуктивной деятельности детей, стимулирующей самостоятельность и инициативность детей и обеспечивающих художественно – творческое развитие;

- с организации совместной деятельности с детьми и самостоятельной деятельности детей по образовательной области «Художественное творчество»;

 - с вовлечения родителей в творческий процесс с детьми.

Я творчески подошла к работе, создала условия для творчества в самостоятельной и совместной деятельности детей по использованию разнообразных материалов. Продолжала работу с красками бумагой, предложила детям нетрадиционные способы и приемы рисования, лепки уже с усложнением. Помимо использования бумаги широко применяла бросовый и декоративный материал. Благодаря фантазии и изобретательности, дети создавали удивительные самоделки из него. Чтобы не погасить детскую инициативу навязчивыми предложениями, советовала им самим находить интересные решения.

В своей работе использовала метод проектов, где учитывался принцип интеграции с другими образовательными областями. Так, например, в проекте «Елочная игрушка» дети много узнали о прошлом и настоящем ёлочной игрушки, научились изготавливать ёлочные игрушки  из синельной проволоки. В проекте «Тесто пластика» дети развивали умение создавать различные композиции из соленого теста, пуговиц, бисера для пополнения атрибутами с/р игры «Магазин». Для активизации творческого воображения и мышления в своей работе, я часто использую приемы ТРИЗ – технологий, в ходе которых давала детям разные задания. Например, нарисовать рисунок по фантазийным темам страна  «Мусороляндия», «Портрет Фантии» из загадочной страны», «Рисунок будущего» для проекта «Волшебные фантики»; Все работы получались очень интересными и вызывали у детей много,  положительных эмоций.

Очень любят дети экспериментировать с изобразительными материалами и техниками. Для них я проводила игры, эксперименты по смешиванию цветов, опыты с фактурными отпечатками, опыты с бумагой. Также в своей работе я использовала нетрадиционные техники изображения. Это ладонная, пальчиковая, пластилиновая живопись, рисование цветным песком, на восковой поверхности, крупами, печатками, кляксография, ниткография и другие. Данные техники не только стимулируют творчество, вызывают интересные ассоциации у детей, но и вызывают желание творить дальше. Очень нравится детям лепить из соленого теста, сочетать разные по фактуре материалы (вату, бумагу, бумажные салфетки, природный материал), использовать пищевой материал (крупы, макароны, яичную скорлупу). Проводила такие ситуации, как «Прятки с отпечатками» - дети отгадывали, на что похож отпечаток ладони, и я им предлагала дорисовать до какого – либо образа; «Семейка зайчат» - предлагала детям по трафарету нарисовать зайчат и затем одеть каждого в свой наряд, наклеить разные материалы (нитки, шарики из салфеток, ватные диски). А также в создании творческой работы предлагала сочетать рисование с аппликацией, лепку с аппликацией «прием торцевания». На 8 марта и 23 февраля дети рисовали портреты папы и мамы, а украшали портрет при помощи аппликации. У детей я формировала стремление выполнить изображение по-своему, «не так как у других», и затем на этой основе еще более высокое желание, заняться творческой деятельностью дальше, изобразить не только маму с папой ,но и всю семью. Обязательно в конце каждой игровой ситуации провожу анализ детских работ, уделяю этому большое внимание. Стимулирую и поддерживаю проявление самостоятельности и активности детей, инициативу и аккуратность : поддержание порядка на столе, планировании своей деятельности. Большой потенциал для развития художественно – творческих способностей дошкольников заложен в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей. Детям нашей группы очень нравится организовывать выставки своих работ, где они бывают главными экскурсоводами.

Взаимодействие и сотрудничество воспитателей и родителей -  одно из важнейших условий развития детского творчества.  С этой целью были проведены  ряд консультаций для родителей и воспитателей: "Игрушки из бросового материала своими руками", "Нетрадиционные способы рисования», «Пластилинография, как средство развития мелкой моторики», «Основы формирования графических умений и навыков детей старшего возраста в процессе рисования»,  Мастер-класс, «Ёлочные украшения из синельной проволоки». Активно вовлекала родителей в творческую, совместную деятельность. Результатами этой деятельности  стали выставки творчества детей и родителей группы, выставки поделок из бросового материала «Что нам осень принесла», «Подарки деду Морозу». Родители принимали активное участие в районных конкурсах, участвовали во всероссийском конкурсе. Организовывала и проводила мастер-классы для родителей.

          Мой опыт позволил значительно расширить использование нетрадиционных техник и приемов работы с различным материалом, что повлекло за собой свободное экспериментирование и создание оригинальных образов, поделок детьми. Это в свою очередь отразилось на результативности:

 -появилась увлеченность изобразительным процессом;

- наблюдается подъем уровня изобразительных способностей;

- дети более точно стали передавать форму предметов, их строение и пропорции;

- стала появляться продуманность композиции;

- расширилось тематическое содержание работ;

-формируется интерес к итогам своей работы, внимание, ориентация на листе бумаги, воспитывается аккуратность, усидчивость, развивается мелкая моторика рук;

-дети научились взаимодействию друг с другом, они с радостью участвуют в общей работе и добиваются определённых результатов;

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, хочется сказать следующие слова: А. Довженко «Одобряйте и окрыляйте, воодушевляйте творческие начинания. Чтобы потрясать, надо самому быть потрясенным и сердце свое держать высоко».

Литература.

Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. М.: Просвещение, 2004

Интернет-ресурсы.

Казакова Т.Г Развивайте у дошкольников творчество: М.: Просвещение, 1985

 Колдина Д.Н. Лепка и аппликация с детьми 6 -7 лет: Конспекты занятий. М: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Москва, 2007

Комарова Т.С., Антонова А.В., Программа эстетического воспитания дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005

Комарова Т.С.. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. М.: Мозаика – Синтез 2009

Коротеева Е.И., Серия «Умное поколение. Школа творчества» М.: ОЛМА медиа Групп, 2009

Лыкова И.А. Серия «Мастерилка» М: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008

Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду. Ярославль: Академия развития, 2009

Малышева А.Н. Подарки к праздникам в детском саду. Бумага, ткань, тесьма, аппликация. – Ярославль: ООО «Академия развития», 2012

Пантелеев Г.Н., Максимов Д.В. Декоративное искусство - детям. М.: Просвещение, 1976

Румянцева Е.А. Аппликация: Мастерите, малыши, на досуге для души. М: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009

К. В. Тарасова «Занимаемся искусством с дошкольниками»;

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:Развитие художественной деятельности детей младшей группы:приемы и методы работы (из опыта работы воспитателя)

Какие есть методы и приемы в художественно-эстетической деятельности в второй младшей группе...

Развитие художественной деятельности детей подготовительной группы: приемы и методы работы (из опыта работы воспитателя)

Статья о развитии художественной деятельности  детей в подготовительной группе (Из опыта работы)...

Развитие художественной деятельности детей старшей группы: приемы и методы работы

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также разв...

Развитие художественной деятельности детей подготовительной группы: приемы и методы работы (из опыта работы воспитателя)

Развитие художественной деятельности детей подготовительной группы:приемы и методы работы (из опыта работы воспитателя)...