Выступление на тему: "Современные технологии и практики музыкального развития детей дошкольного возраста"
материал

Кабирова Ильмира Равильевна

Новые подходы к музыкальному образованию требуют использования новых, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Современные технологии и практики музыкального развития детей дошкольного возраста».

 Подобную тему я слушала на курсах повышения квалификации. Готовя свое выступления,  внесла новый для себя материал, который буду применять в работе с детьми, и который уже применяю.

 Новые подходы к музыкальному образованию требуют использования новых, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей.

Технология обучения – это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности.

Современные образовательные технологии,  которые чаще всего применяемы в деятельности музыкального руководителя детского сада следующие:

здоровьесберегающие технологии;

информационно-коммуникационные технологии;

технология ТРИЗ;

коммуникативные танцы.

Тема здоровья актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Но еще более актуальным становится вопрос о состоянии здоровья детей. 

 Начала использовать на занятиях  валеологические песенки – распевки.

С них начинаются музыкальные занятия. Добрые песенки, которые поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению.

« Здравствуйте!» ( разработка  М.Картушиной)

« Здравствуйте, ладошки, хлоп, хлоп, хлоп,  (хлопают в ладоши)

Здравствуйте ножки, топ, топ, топ,  ( топают)

Здравствуйте щечки, плюх, плюх, плюх,  ( хлопают по щечкам)

 Пухленькие щечки плюх, плюх, плюх, (хлопают по щечкам)

Здравствуйте губки, ( 3 раза « чмокают»)

 Здравствуйте, зубки, ( 3 раза стучат зубками)

Здравствуй мой носик, бип, бип, бип,

(нажимают указательным пальцем на нос)

Здравствуйте,   дети! ( протягивают руки вперед )

Привет! (посылают « привет»)

После исполнения песенки, я обратила внимания, что у детей сразу поднимается настроение, улыбаются.

Дыхательная гимнастика.

Упражнения на развития дыхания помогают выработке правильного диафрагменного дыхания, увеличивают продолжительность и силу выдоха, способствуют развитию правильных  вокальных данных ребёнка.

К сожалению,  не всегда использую на занятиях дыхательную гимнастику.  И для своей работы мне понравились вот эти дыхательные упражнения, которые показывали нам на курсах повышения квалификации. И буду их применять.

«Горячий чай»

Дуем на горячий чай. 

Вдох носом. Вытянуть губы узкой « воронкой ». (Выдох.)

«Цветок»  упражнение для достижения дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов).

И. П. — стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. Это упражнение рекомендуется выполнять рано утром, повернувшись к солнцу.

«Надуваем шарик»
Ставим руки возле губ – это импровизированный шарик. Делаем вдох и медленно вдыхаем его в «шарик» (дуть надо очень осторожно, чтобы «шарик не лопнул»). У кого получится дуть дольше всех, а соответственно и надуть больший шарик, тот молодец.

 «Машина» (обучение постепенному выдоху воздуха)

И. П. — Дети становятся на одной линии, делают вдох («наливают бензин») и начинают движение вперед, при этом произносят «бр-р-р», копируя работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех «уехал» на одном дыхании.

Фонопедические упражнения и игры по методике Емельянова, для меня это новое, я в своей работе не использовала эту методику, в дальнейшем  хорошо изучив,  буду применять  в своей работе с детьми. К сожалению, очень часто приходится сталкиваться с проблемами, возникающими от эмоциональной или физической зажатости ребенка, такими как: неразвитое дыхание, невыраженные эмоции во время пения, физиологическая незрелость, нарушение координации слуха и голоса, сложность звукопроизношения.

Думаю для решения данных проблем наиболее эффективно и интересно для детей. Это фонопедический метод развития голоса В.В. Емельянова (далее ФМРГ).

Автор уникальной методики развития голоса (ФМРГ) - Виктор Вадимович Емельянов - кандидат педагогических наук, доцент, ученый, оперный певец, фонопед.

Упражнения и игры проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. 

В работе с дошкольниками,  можно заниматься в игровой форме, что для  маленьких детей особенно важно.

Упражнение «Утро» направлено на расширение диапазона, освобождение мышечных зажимов, правильное формирование звуков.  

Солнышко сказало: — Мне пора взойти! Поем «а-а-а.» медленно на легато, как бы скользя снизу вверх в пределах терции.

Травка зашептала: — Мне пора расти! Произносим «ш-ш-ш.» на длительном выдохе.

Пчелы загудели: — Мед пора собрать! Поем «ж-ж-ж.», делая glissando (плавное скольжение от одного звука к другому) в пределах терции

—Птицы загалдели: — Летать, летать, летать. Поем «чик-чирик» в высоком регистре - маленькие птенчики и среднем - взрослые птички.

Фонопедическое упражнение «Кто как кричит».

Корова мычит. Дети говорят «му-у» в низком регистре.

Лошадка кричит. Произносят «и-го-го!»  в трех разных регистрах

Курочка поет, Пропевают «ко-ко-ко-ко» на звуках мажорного трезвучия сверху вниз

Цыпляток зовет. Коротко произносят «пи, пи, пи.» в разных регистрах

Крякает утка, Зовет своих малюток. Поют «кря-кря-кря!», произносят в низком и верхнем регистрах.

Пальчиковые игры.

Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки и произносятся под музыку.

игры развивают речь ребенка,

двигательные качества,

совершенствуют внимание и память,

повышают координационные способности пальцев рук

соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием,

формируют образно-ассоциативное мышление.

 ПЕРЧАТКА

Весёлая мышка
Перчатку нашла, 
Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.
Гнездо в ней устроив,
Складываем ладоши "ковшом"
Мышат позвала.
Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест)
Им корочку хлеба
Дала покусать,
Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков.
Погладила всех 

Гладим тыльную сторону ладоней

 и отправила спать.
Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим). 

Информационно - коммуникационные  технологии

Средства новых информационных технологий включаются во все виды музыкальной деятельности.

Восприятие музыки: Это может быть демонстрация портретов композиторов, иллюстрации к музыкальному произведению, подборка слайдов или видео…

С помощью ИКТ дети могут виртуально попасть в концертный зал, изучать творчество композиторов, познакомится с разными музыкальными жанрами.

Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими как театр, балет, опера, продемонстрировав не только иллюстрации, но и видео – ролики.

Мультимедиа презентации позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал, разнообразят впечатления детей.

 Следующий вид деятельности – пение. Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности тоже предполагает использование информационно-коммуникационных технологий.  Для выразительного пения, понимания смысла слов, музыкального образа песни, может использоваться презентации к различным песням.

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация, облегчающая  процесс запоминания информации. Например, на каждое слово или словосочетание, в тексте придумывается картинка (изображение). Таким образом, текст песни зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком.

 Музыкально – дидактические игры, продемонстрированные в виде презентаций, позволяют в доступной, привлекательной форме развивать тембровый, мелодический, динамический слух, чувство ритма, способность различать характер и настроение музыкального произведения, расширять кругозор детей.  

 В разделе «Игра на детских музыкальных инструментах» используются презентации – концерты, для знакомства с музыкальными инструментами и спецификой их звучания. Имеют место так же презентации для обучения детей игре в оркестре.

Технология ТРИЗ

Круги « Луллия» методика построена на изобретении Раймонда Луллия (14 в.,) и получила название «Круги Луллия». В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи и интеллектуально-творческих способностей у детей. «Круги Луллия» — это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи.

Коммуникативные танцы.

 Этим сборники использую в  работе давно, чаще пользовалась , когда вела кружок «Ритмика».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему «Современные подходы к организации социально – личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях школы – детского сада»

Нами рассмотрены новые подходы к организации социально – личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, выявлены современные проблемы социально-личностного развития детей, раскр...

Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)

Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...

Музыкальное занятие для детей подготовительной группы на тему: «Использование современных образовательных технологий музыкального развития детей дошкольного возраста»

Музыкальное занятие для детей подготовительной группы на тему: "Использование современных образовательных технологий музыкального развития детей дошкольного возраста"...

Современные технологии и практики математического развития детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте ребёнок осваивает математические понятия, связи и зависимости, способы действий; учится выбирать активные поисковые действия, осуществлять деятельность на основе логических ...

Семинар – практикум «STEAM- технология, новая ступень в развитие детей дошкольного возраста» Тема выступления: «Экспериментирование по сказке»

Семинар – практикум «STEAM-  технология, новая ступень в развитие детей дошкольного возраста»Тема выступления: «Экспериментирование по сказке»...

Школа молодого педагога Семинар на тему «Современные образовательные технологии в социально-коммуникативном развит детей дошкольного возраста»

Школа молодого педагога Семинар на тему «Современные образовательные технологии в социально-коммуникативном развит детей дошкольного возраста»...