Технологическая карта ООД по познавательному развитию "Ценность шахматных фигур"
план-конспект занятия (старшая группа)

Кулакова Наталья Александровна

Технологическая карта ООД по познавательному развитию "Ценность шахматных фигур"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_tsennost_shahmatnyh_figur_docx.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта ООД

Тема ООД

«Ценность фигур»

Учебник

Автор ООД

Кулакова Наталья Александровна

Тип ООД

Изучение нового материала.

Цель ООД

Формирование у воспитанников  понимания игровой стоимости шахматных фигур.

Задачи ООД

1. Обучающие

  1. Познакомить с ценностью фигур.
  2.  Закрепление знаний о правилах движения шахматных фигур.

2. Развивающие

2.1 Развивать смекалку и воображение, память.

2.2 Развивать ориентирование на плоскости.

3. Воспитательные

3.1 Воспитывать самостоятельность, внимательность, терпеливость.

3.2 Прививать интерес и желание к игре в шахматы.

Планируемые результаты

Предметные: дети научатся определять, сколько стоят шахматные фигуры и узнают, как определить ценность шахматных фигур.

Метапредметные:

Познавательные: развитие мышления (анализ и синтез, аналогия); работа с информацией в разных видах – текст, таблица, схема, рисунок.

Регулятивные: развитие умения планировать работу, выдвигать гипотезу, проверять её, оценивать работу группы, проводить контроль и коррекцию своей работы.

Коммуникативные: развитие умения демонстрировать результаты работы, вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения.

Личностные: расширение представления о значимости шахматной игры и умения в неё играть; стремление к самообразованию, анализу своих действий.

Организация пространства (смена рабочих зон, «перевернутый урок», традиционное обучение) и др.

Традиционное обучение

Необходимое оборудование и программное обеспечение, название электронного образовательного ресурса

ПК, телевизор, напольные шахматные фигуры, карточки с изображением фигур.

Интерактивная ссылка

на облачный сервис хранения информации  (видеозапись урока / занятия (онлайн): (Google Диск;  Яндекс Диск;  Облако Mail.ru)

Организационная структура урока:

Этапы ООД

Длительность

Деятельность педагога

Деятельность детей

Учебные материалы (ссылки на электронные образовательные ресурсы)

Организационный этап

1мин.

- Добрый день!
Долгожданный дан звонок,

 Шахматный нас ждет урок!

Так что время не теряем

И работать начинаем.

 Мы играем,  рассуждаем

узнаем и закрепляем!

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

1мин.

Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться  со   страной  черно-белых клеток. (слайд 1) Вы уже знаете названия шахматных фигур, положение фигур на шахматной доске , их ходы. Но для того чтобы узнать что то новое, надо вспомнить, то что мы уже знаем.

Актуализация знаний

5мин.

А сейчас отгадайте  загадки, за правильные ответы Вы будете получать карточку с изображением  пешки, а для чего они Вам понадобятся , Вы узнаете в конце.

Нужно отгадать фигуры и правильно расставить их  на шахматном поле.

1)Я, как  башня, велика…

Но я – не башня:

я – …                                    

 (ладья!). 2)Не живет в зверинце,

Не берет гостинцы,

По косой он ходит,

Хоботом не водит.

                     (слон)

3) На одной стоит ноге

А ходит только буквой «Г»

                      (конь)

4)Какая фигура любит свой цвет?                       (ферзь)

5)Хоть важная фигура - трусливая натура,

И ходит лишь на клеточку одну.

Других фигур работа - лишь на него охота.

Его поймаю и закончу я игру.

 (Король)

6) Кто не любит прыг да скок?
Кто ходить привык неспешно
И берёт наискосок?
Ну конечно, это -…
(Пешка)

        

- Вот и все фигуры на своих местах, а правильно ли Вы их расставили, мы сейчас узнаем.

Белый отряд, черный отряд,
Друг против друга два войска стоят.
Строгий порядок в отряде одном.
Точно такой же порядок в другом.
В каждом отряде - сам погляди –
Оба угла занимают … (ладьи)
Рядом с ладьями … (кони) видны.
Рядом с конями встали ... (слоны)
Кто ж в середине - … (ферзь и король)
Самые главные в войске своем.
- Все фигуры стоят на своем месте.

  -Внимание на экран ( СЛАЙД 2)

- Теперь мы вспомним, как шахматные фигуры ходят.  Вы отвечаете и находите карточку с правильным ответом.

1)Как ходит ладья? (по вертикали и по горизонтали)

2) Как ходит слон? (по диагонали)

3) Как ходит конь? Что можете добавить о коне? (может перепрыгивать через фигуры)

4) Как ходит ферзь? (по вертикали, по горизонтали, по диагонали)

5)Как ходит король?

6)Как ходят пешки?

Дети разгадывают загадки, и расставляют фигуры на шахматном поле.

Дети слушают стихотворение про правильное положение шахматных фигур на поле и проверяют правильность выполненного задания.

Дети отвечают на вопросы и находят карточку с правильным ответом.

Первичное усвоение новых знаний

3мин.

-Ну, вот мы  с Вами вспомнили и закрепили название  шахматных фигур, их положение на шахматном поле, как они ходят.. А теперь пришла пора узнать ещё больше о правилах Страны черно- белых клеток. Сегодня мы поговорим о  «Ценности  шахматных фигур».

Раз шахматы – это маленькая страна, в которой своя жизнь и своя война, то обязательно должна быть и своя шахматная валюта. Деньги должны быть лёгкими и удобными.

Так сколько стоят шахматные фигуры и как определить ценность шахматных короля, ферзя, ладьи, слона, коня и пешки?. Всё зависит от того, где эта фигура стоит, на сколько клеток она нападает.

Пешка – это 1 шахматный рубль) на шахматной доске.

Сколько стоят шахматные фигуры? (СЛАЙД 4)

Король – это особая в шахматах фигура. Его ценность несравнима с ценностью даже всех фигур – с его потерей партия сразу заканчивается.

Поэтому шахматный король бесценен!

Физкультминутка

1мин.

«Разминка с шахматным королем»

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

Первичная проверка понимания

- Вы сегодня узнали, какую цену имеет каждая шахматная фигура. Давайте теперь поиграем в игру «Кто сильнее?»

Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? 

Дети отвечают на вопросы.

Первичное закрепление

Д/у«Шахматная лесенка»

Дети расставляют фигуры на лесенку в зависимости от их значимости.

Проверка выполненной работы.

(слайд)

Самостоятельно выполняют задания по новой теме с
самопроверкой по эталону.
Выявляют причины ошибок и их исправление.

Рефлексия (подведение итогов)

- Что сегодня для вас было интересным на занятии?

- Что вам больше всего запомнилось?

- Всё ли вам удалось на занятии или вы в чём - то затруднялись?

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта - конспект познавательно - игровой деятельности по теме"Мы - Волжане!"

Методы и приемы формирования ключевых компетентностей старших дошкольников в интегрированной познавательно - игровой деятельности с учетом образовательных областей...

Технологическая карта ООД. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора.

Технологическая карта по теме: «Праздник знанья, прилежанья и старанья»...

Технологическая карта по познавательно- исследовательской деятельности "Геометрические фигуры"

Цель: Создать условия для формирования умений различать и называть геометрические фигуры....

Технологическая карта дидактической игры "Я задумал фигуру"

Технологическая карта дидактической игры «Я задумал фигуру»Название« Я задумал фигуру »Образовательная область.Познавательное развитие Вид деятельностииграВозрастная групп...

Технологическая карта ООД Познавательное развитие Старшая группа Развитие познавательного интереса к природе родного края.

Тема: «Как Дед Мороз весну встречал»Цель:  создание условий для развития  познавательного интереса к природе родного края. Программные задачи: 1. Расширение представлений о ...

Технологическая карта организация НОД "Страна геометрических фигур"

В документе представлена технологическая карта организация НОД "Страна геометрических фигур"....

Технологическая карта образовательной деятельности "Остров геометрических фигур"

в данной статье представлена технологическая карта образовательной деятельности  ФЭМП для детей подготовительной группы в условиях инклюзии. Занятие представлено, как путешествие на остров геомет...