Конспект интегрированного занятия Широкая масленица
план-конспект занятия (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Штанина Наталья Ивановна

Конспект интегрированного занятия «Широкая масленица»

Цель: развитие интереса к русской народной культуре, художественно – творческих способностей детей.

Образовательные задачи: Дать детям знания о русском народном празднике Масленица. Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины. Учить понимать народные потешки, заклички.

Развивающие задачи: Развивать познавательный интерес к традициям своего народа. Развивать внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас речи.

Воспитательные задачи: Воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям.

Оборудование: кукла Масленица, канат, маленькие мячи, 2 обруча, 2листа с изображением солнышка без лучей, фломастеры

 

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, мы с вами родились и живем в России. Наша страна – Россия — очень богата мудрыми традициями и красивыми обычаями. Наши предки, то есть, русские люди, которые жили в давние времена, свято чтили праздники, строго соблюдали обычаи и обряды, связанные с ними.

Воспитатель: - Всему приходит свое время. И сколько зиме не лютовать, все равно придет весенняя пора. 

Воспитатель: Чтобы не гневалась зима, по - хорошему ушла и в срок положенный, русский народ устраивал ей веселые пышные проводы - Масленицу.

Воспитатель: Масленица — один из самых любимых в народе праздников, празднуют его в конце февраля, начале марта.  Масленица имела другое название — проводы зимы

Масленица, Масленица,

Дай блинком полакомиться.

Прогони от нас метели,

Прокати на карусели.

Растопи холодный лёд,

Пусть весна скорей придёт!

 

В Масленицу долг каждого человека — помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души.

 

В этот праздник не скучают,

Все в веселье превращают.

Печь на улице стоит,

Выпекать блины велит.

С маком, творогом, капустой,

Чтобы было очень вкусно,

К самовару подходи –

Ароматный чай бери.

Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины. Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко - круглые, золотистые, горячие.

К блинам и оладьям полагалась особая еда: сыр, масло, рыба, творог.

На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Масленицу ласково называли объедалой, круглой, румяной, широкой и белой.

Села и города к Масленице преображались: ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками.

Масленицу играли всем миром: взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами.

 

Празднуют Масленицу семь дней.

Начинается празднование в первый день недели – понедельник, его называют «Встреча» В этот день делают чучело Масленицы и начинают печь блины.

Утро. Понедельник.    Наступает «Встреча».

 

Яркие салазки с горочек скользят,

Целый день веселье. Наступает вечер,

Накатавшись вволю, все блины едят.

Воспитатель:   Ребята, сейчас я загадаю вам загадки, и если вы их отгадаете, мы узнаем с помощью чего можно приготовить блины.

 

 

Загадки:

Никогда во мне не варят,

Запекают — иногда,

А обычно просто жарят,

Так, как я … (сковорода)

 

Бел, как снег,

В чести у всех.

В рот попал -

Там и пропал. (сахар)

 

В белом мешочке

Жёлтый камушек. (яйцо)

 

Хоть неприметна я всегда,

Но без меня никак нельзя -

Когда варится еда,

Чтоб была она вкусна,

Меня в меру, чур бери,

Только не. пересоли! (соль)

 

От него — здоровье, сила

И румянец щёк всегда.

Белое, а не белила,

Жидкое, а не вода. (молоко)

 

Без меня нельзя поджарить,

И салат нельзя заправить

Да и вкусная стряпня

Вряд ли выйдет без меня. (масло).

 

Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

Если делаете тесто,

Положить меня должны. (мука)

 

Вторник называют «Заигрыши».

 «Заигрыш» беспечный – вторника отрада.

Все гулять, резвиться вышли, как один!

Игры и потехи, а за них награда:

Сдобный и румяный масленичный блин.

Воспитатель:  В этот день все ходили, друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи.

Среда называется «Лакомка».

В этот день ходят в гости друг к другу на блины.

«Игра с блинами». Дети делятся на две команды. Перед игроками каждой команды обруч-блин и корзина с мячами( «вареньем»).По сигналу воспитателя дети передают мячи друг другу и складывают их в обруч. Побеждает та команда, которая быстрее «намажет блин вареньем».

Четверг – самый веселый день «разгул».

Катаются с горок. Поют песни, начинают колядовать, это значит – ходить по дворам, песни веселые петь, желать здоровья и благополучия хозяевам.

Игра «Перенеси снежок». Дети встают парами. Снежки нужно переносить, держа между лбами или прижаться к ним щеками.

Пятница – «вечерка».

Теперь уже папа вечерком приглашает бабушку к себе и блиночками угощает.

Масленичные блины – просто объеденье!

Со сметаной и икрой, с маслом и вареньем.

Почитает весь народ Масленицу нашу,

Веселее не найдешь праздника краше.

 

Словесная игра: «Какие блины»

Воспитатель: обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными добрыми словами. Слушайте внимательно, подсказывайте старательно:

На тарелке он один – называем просто…. (блин)

Много испекли и мы – назовем тогда…. (блины)

Испекли для дочек – назовем (блиночек)

Будем кушать их сынок – назовем тогда ….(блинок)

Огромный как домище – назовем его….(блинище).

- Молодцы! Помогли придумать слова.

 

 

Суббота – «посиделки».

Близится суббота – «Золовки угощенье».

Вся родня встречается, водит хоровод,

Праздник продолжается, общее веселье,

Славно провожает зимушку народ.

 

Во время посиделок в зимнее время красны девицы и добры молодцы собирались для бесед, пения песен, для занятия нужным делом: пряли, плели, ткали, а еще Масленицу украшали.

Игра «Солнышко»

Для этой игры потребуется два листа, на каждом листе нарисован большой круг (будущее солнышко) и пару фломастеров. Дети делятся на две команды. Каждая команда становится напротив своего будущего рисунка, в нескольких метрах от листов, после чего каждый ее участник поочередно подбегает и рисует лучик солнышку. Выигрывает та команда, которая быстрее всего дорисует солнышко.

Воскресенье – «проводы» Масленицы.

Заканчивается гулянье на ледяных горках, разжигали костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай. А еще последний день Масленицы называют «прощеное воскресенье». В этот день все друг у друга прощение просят за ошибки, за все то, что могло обидеть человека. А после прощения угощаются блинами.

Все вместе «Прости меня, пожалуйста!»

Все вместе «Бог тебя простит!»

Так заканчивалась Масленица.

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия «Широкая Масленица»

Конспект комплексного занятия «Широкая Масленица» (Познавательное развитие) Старшая группа №4 Дата проведения: 14. 02.2018 ...

Конспект открытого занятия "Широкая Масленица"

Цель: Повышение интереса детей к традициям русского народа....

Конспект интегрированного занятия «Широкая масленица»

Дать детям знания о русском народном празднике Масленица. Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое значен...

Конспект тематического занятия «Широкая Масленица» для детей подготовительной группы с использованием ИКТ

Цель: дать детям представление о народном празднике – Масленица. Задачи: • Знакомить детей с историей, традициями, русского народа. • Знакомить с русским народным праздн...

Конспект тематического занятия «Широкая Масленица» для старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ

Цель: дать детям представление о народном празднике – Масленица.Задачи:• Знакомить детей с историей, традициями, русского народа.• Знакомить с русским народным праздником Мас...

Конспект открытого занятия «Широкая масленица»

Цель: Создать условия для знакомства детей с народными традициями празднования Масленицы; знакомство детей со старинными обычаями встречи весны....

Интегрированное занятие «Широкая масленица».

Интегрированное занятие в средней группе комбинированной направлености для детей с ТНР.Цель. Создание условий для формирования представлений у детей о традициях празднования русским народом Масленицы....