"Самоценность дошкольного детства"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

В статье рассматривается вопрос самоценности дошкольного детства, как необходимого и важнейшего условия развития личности дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samotsennost_doshkolnogo_detstva_.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

САМОЦЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА

Что такое дошкольное детство, каким оно должно быть?

У каждого из нас оно было разным, но осмелюсь предположить, что каждый хочет хотя бы ненадолго вернуться туда.

Ведь для многих это была счастливая, беззаботная пора, когда можно было лазить по деревьям, лепить куличики в песочнице, играть в «Дочки-матери», классики, прятки, казаки-разбойники…

Став взрослыми и серьезными, люди подчас забывают о том, что было мило их сердцу в далёком детстве.

Изучая дошкольное детство, исследователи всё чаще приходят к выводу: этот период в жизни человека — самоценен.

Самоценность детства – это понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком здесь и сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал: «Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в этот характер в первые годы, - ложится прочно, становится второй натурой человека. Всё, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы».

На сегодняшний день гарантом такого развития любого современного дошкольника является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Самоценность дошкольного детства прослеживается в основных принципах ФГОС ДО:

  1. Поддержка разнообразия детства.
  2. Сохранение его уникальности и самоценности.
  3. Полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства.
  4. Создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.

Некоторые родители (а иногда – увы! – и педагоги) считают, что ценность дошкольного этапа жизни ребенка состоит лишь в том, чтобы наилучшем образом подготовить ребенка к школе, как можно большему успеть его научить, что, безусловно, сужает и обедняет психическое и личностное развитие ребенка.

Родители пытаются начать подготовку к школе, едва их ребенок начнёт разговаривать, водят к педагогам на специальные занятия, причём считают: чем таких занятий больше, тем лучше. Занятия эти проводят специалисты начальной школы, которые знают психологические особенности школьников, а не дошкольников, и используют соответствующие приемы. И как результат, у ребенка в голове полный сумбур.

Прислушаемся к голосу детского психотерапевта Виленина Гарбузова: «До 5,5 лет ребенок должен накопить эмоциональный опыт отношений, ориентироваться не в знаках и схемах, а в себе, в людях, в реальной жизни, в природе. Он должен адаптироваться и ориентироваться в естественном, а не в искусственном мире, рисовать лес, а не корабли инопланетян".

Научившись читать раньше, чем думать, получая готовую информацию из книг вместо того, чтобы видеть и наблюдать в природе и в жизни, мышление формализуется. Так получают профессию, не став в свое время личностью».

«Ребенок должен быть ребенком, школьником он еще успеет побыть после семи лет», – говорит Татьяна Волосовец, один из разработчиков ФГОС ДО.

Сегодня дошкольное образование рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка. Как сказал Александр Асмолов, «Не ребенок должен готовиться к школе, а школа – к ребенку».

Дошкольное детство — самый ответственный этап в общем развитии человека, так как в этот период формируются основные качества личности и социальные навыки. И делать это следует, прежде всего, конечно через игровую деятельность. Ведь игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Попросту говоря, развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности.

Именно в детской деятельности развиваются такие базовые свойства личности как активность, инициативность, самостоятельность, любознательность, уверенность в своих силах, способность к волевым усилиям.

Чтобы ребенок не испытывал в дальнейшем определенных трудностей, важно в дошкольном возрасте развивать психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь. Тогда к семи годам у ребенка мышление будет наглядно-образным, воображение и речь развитыми, восприятие дифференцированным, запоминание осмысленным, внимание произвольным.

Важно сформировать у ребенка-дошкольника опыт успешной деятельности, дать ему радость переживания своих достижений, тогда у него будет адекватная самооценка, ему легче будет устанавливать положительные контакты с людьми, он будет неравнодушен к результатам своей деятельности.

И ещё о самом главном: взрослые (родители и педагоги) должны не оценивать ребёнка, а ЦЕНИТЬ его самого и время, проведенное рядом с ним. Во всём поддерживать и поощрять его, играть с ним, а играя, развивать.

В заключение хочется процитировать мудрого поэта С. Маршака, с которым трудно не согласиться:

Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто, жить, готовясь, в детстве не живёт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика развития детей дошкольного возраста. Самоценность дошкольного детства.

Презентация представляет собой педагогический лекторий для родителей.  Для родителей раскрывается понятие "сензитивный период развития", а так же раскрывается важность дошкольного возраста как са...

«Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе: как это сохранить?»

Рассуждение о значении самоценности детства для дошкольников...

Лекция на конкурс "Воспитатель года -2018": "Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе: как это сохранить?"

Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе:как это сохранить?...

Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе: как это сохранить?

laquo;Я пришел из детства, как из страны, - писал Экзюпери. Какая она, эта страна – светлая и радостная или темная и грустная? Конечно, это целиком зависит от близких, родных людей. Важно, чтоб...

"Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе: как это сохранить?"

В эссе раскрывается проблема самоценности дошкольного детства....