Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе: как это сохранить?
материал

Мельниченко Елена Сергеевна

«Я пришел из детства, как из страны, - писал Экзюпери. Какая она, эта страна – светлая и радостная или темная и грустная? Конечно, это целиком зависит от близких, родных людей. Важно, чтобы первые детские впечатления были светлыми и радостными….. Я верю в чудо сохранения детства. А вы верите?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samotsennost_doshkolnogo_detstva.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

Самоценность дошкольного детства

в период подготовки к школе:

как это сохранить?

Автор: Мельниченко Елена Сергеевна

МДОУ Батаминский детский сад «Улыбка»

 

                Умейте открыть перед ребенком

в окружающем мире  что- то одно,

но открыть так, чтобы кусочек жизни

заиграл перед ним всеми цветами радуги.

В. А. Сухомлинский

Хотелось бы начать свое выступление со стихотворения.

«Мир глазами детства»

Увидеть мир глазами детства,

Возможно это, или нет,

На столь простой вопрос сегодня,

Найти пытаемся ответ.

Он для одних детей прекрасен,

Он ярок, красочен, красив.

Жесток. Совсем не безопасен,

Он к сожаленью для других.

Ответ конечно очевиден,

Ищи хоть тысячи идей.

Зависит только лишь от взрослых,

Какой же мир в глазах детей.

2 слайд «Я пришел из детства, как из страны, - писал Экзюпери. Какая она, эта страна – светлая и радостная или темная и грустная? Конечно, это целиком зависит от близких, родных людей. Важно, чтобы первые детские впечатления были светлыми и радостными….. Я верю в чудо сохранения детства. А вы верите?

Наверное, со мною многие согласятся, что детство – это самое лучшее, что было в нашей жизни. Все самое доброе, светлое, чистое было в детстве. Не забывайте об этом, а еще и о том, что наши дети сейчас переживают тоже самое, они беззащитны перед страхами, обидами, несправедливостью, которые приходится им преодолевать. Это наши дети, так давайте им поможем, сегодня и сейчас!

3 слайд C введением в систему дошкольного образования Федерального государственного образовательного стандарта, актуальной стала фраза «самоценность детства». Потому что основной принцип, заложенный в Стандарте дошкольного образования, является как раз сохранение уникальности и самоценности детства, как многозначащего и самостоятельного этапа в общем развитии личности. Именно уникальность дошкольного детства является тем определенным и важным этапом развития ребенка, который ценен сам по себе, не тем, что это является подготовкой ребенка к следующему этапу его жизни – к школьному обучению, а тем, что ребенок проживает важное время для своего становления и развития как полноценная гармонично-развитая личность.

Самоценность детства –рассматривается как период жизни человека значимый сам по себе, без всяких условий; значимый тем, что происходит с ребенком  сейчас,  а  не  тем,  что  этот  период  есть  период  подготовки  к следующему периоду, как мы раньше рассматривали: подготовки к школе.

4 слайд Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка,  как  важная  веха  на  пути  непрерывного  образования  в  жизни человека.

5 слайд Как сказал Александр Асмолов «Не ребенок должен готовиться к школе, а школа –к ребенку». "Стандарт не нацеливает детей и взрослого на получение какого-то жесткого результата. Мы сейчас говорим о проживании ребенком детства как этапа его развития. Ребенок должен быть ребенком, школьником он еще успеет побыть после семи лет", —добавила Волосовец (один из разработчиков стандарта) Дети должны подойти такими, чтобы они не чувствовали себя в первом классе невротиками, на которых наезжают дисциплинарные полки и говорят -действуй только так, ходи только туда, будь послушен... Стандарт дошкольного образования, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка.

6 слайд Уважаемые коллеги, как вы думаете, зачем нам, педагогам, понимать смысл феномена детства и его самоценности, то есть понимание того, ради чего каждому человеку дано детство.

Это необходимо для того, чтобы задуматься по поводу смысла и ценностей собственных профессиональных действий, установок на воспитание ребенка, определить приоритетные задачи воспитания и обучения дошкольника, ценностные основания педагогического взаимодействия с ребенком. Необходимо, чтобы педагоги осознали важность своей социальной миссии. Из выше сказанного можно сделать вывод: вопрос цены человеческого развития – это вопрос воспитательной позиции.

7 слайд Хотелось бы подробнее остановится на ценностных основаниях педагогического взаимодействия с ребенком. Модернизация российского образования предполагает переход от учебно-дисциплинарной модели взаимодействия к личностно-ориентированной. Для личностного подхода главным из ценностей является развитие ребенка, его становление как личности, приобретение индивидуальности, развитие самоценных форм его активности. Поэтому педагог должен создать условия для его саморазвития, самовыражения, самоопределение и самореализации. Почему везде звучит «само». Потому что важно, чтобы этот развитие исходило от самого ребенка, чтобы цели и задачи воспитателя были значимыми для него. В этом случае ребенок будет автор своей деятельности – субъект.  В.А. Петровский говорил, что ценностные проявления активности и самостоятельности при устойчивой субъектной позиции могут стать его личностными качествами.

8 слайд Вот тогда мы можем получить качества ребенка, те целевые ориентиры, прописанные как социальный заказ общества в ФГОС ДО: самостоятельность, активность, инициативность, любознательность, уверенность в своих силах, способность к волевым усилиям.

Многие родители считают, что ценность дошкольного этапа жизни ребенка состоит лишь в том, чтобы как можно лучше подготовить ребенка к школе, как можно большему успеть его научить, что, безусловно, сужает и обедняет психическое и личностное развитие ребенка. Родители пытаются начать подготовку к школьной программе, едва их ребенок начинает разговаривать, и хотят помощи от воспитателя. Они не понимают, что лишают своих детей «настоящего» детства, т.е. всего того, что происходит «здесь и сейчас».

Педагогам необходимо убедить родителей воспитанников, чтобы не делали сильного упора на специальную подготовку к школе, ориентированную на знания, умения и навыки   для изучения учебных предметов в школе. Надо объяснить, что именно в детской деятельности развиваются такие базовые свойства личности как активность, инициативность, уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим, произвольность, умственные и познавательные способности. А вычисление примеров, письмо и чтение ребенок освоит позже.

9 слайд Главное к семи годам, чтобы мышление было наглядно-образным, воображение и речь развитыми, восприятие дифференцированным, запоминание осмысленным, внимание произвольным.

Очень важно, чтобы у ребенка сложилось ощущение собственной важности, что его любят, что он нужен, что у него все получится. «Детство – это период сотворения своего «Я». Развитие личностного «Я» (образ «Я») одно из центральных звеньев становления личности на протяжение дошкольного возраста.

Необходимо понимать, что если к дошкольному образованию будут заданы требования к результатам, аналогичные тем, что присутствуют в стандарте начального образования, то мы лишим детей детства, не учитывая самоценности дошкольного периода жизни и специфики психического развития детей-дошкольников. Будет упорно осуществляться подготовка детей к школе, где постоянно будет проверяться уровень предметных знаний, умений и навыков. И ко всему к этому образовательный процесс будет выстраиваться по подобию школьного урока, а это противоречит специфике развития детей дошкольного возраста. 

В стандарте дошкольного образования отмечается, что надо сделать акцент не на организованную образовательную деятельность, как было раньше, а на развитие детей через детские виды деятельности, где сквозным механизмом развития будет игра, общение, познавательно-исследовательская деятельность.

В своей деятельности, определяя целевые ориентиры, одним из основных считаю – увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке то, что подарила ему природа, то лучшее, что в нем есть, то, что он может развивать и совершенствовать с моей помощью через творческую, исследовательскую деятельность.

Таким образом, главной задачей педагога является направить свои усилия на личностное развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и научить ориентироваться в нашем не простом мире.

 

Используемая литература:

1.      Детство как социокультурный феномен : [материалы «круглого стола» в Федерал. инте развития образования, выступл. А. Г. Асмолова] // Образовательная политика. – 2010. – № 5–6. – С. 98. 

2.      Гогоберидзе  А. Г.,  Деркунская  В. А.  Детство  как  социокультурный  феномен  и  категория  дошкольной  педагогики  //  Педагогика  детства. – СПб.:  РГПУ им. А.И.Герцена, 2015. 

3.      Должикова Р.А., Федосимов Г.М.  Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе / Москва. - Школьная пресса, 2012. 

4.      Карабанова  О. А.  Социальное  конструирование  детства  //  Образовательная политика. – 2013. – № 5–6. – С. 52–61. 

5.      Фельдштейн  Д.  И.  Изменяющийся  ребенок  в  изменяющемся  мире:  психологопедагогические проблемы новой школы // Образовательная политика. – 2013. – № 5–6. – С. 82–90.

6.      Слободчиков В.И., Короткова Н.А. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: Научная концепция/М., 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика развития детей дошкольного возраста. Самоценность дошкольного детства.

Презентация представляет собой педагогический лекторий для родителей.  Для родителей раскрывается понятие "сензитивный период развития", а так же раскрывается важность дошкольного возраста как са...

«Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе: как это сохранить?»

Рассуждение о значении самоценности детства для дошкольников...

Лекция на конкурс "Воспитатель года -2018": "Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе: как это сохранить?"

Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе:как это сохранить?...

"Самоценность дошкольного детства"

В статье рассматривается вопрос самоценности дошкольного детства, как необходимого и важнейшего условия развития личности дошкольника....

"Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе: как это сохранить?"

В эссе раскрывается проблема самоценности дошкольного детства....