консультация для воспитателей «Основные показатели познавательного развития ребенка младшего и среднего дошкольного возраста»
консультация (младшая группа)

Воронова Елена Николаевна

консультация дляпедагогов "Основные показатели познавательного развития ребенка младшего м среднего лошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon консультация для педагогов612.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Подготовила консультацию

воспитатель

первой квалификационной категории

МОУ Леснополянской НШ

им.К.Д. Ушинского ЯМР

Воронова Елена Николаевна

                                                                  Январь, 2021 г.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет пять образовательных областей, одна из которых - познавательное развитие         

В ФГОС используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия». Что обозначают эти термины, и в чем разница между ними?

Познавательные интересы – это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.

Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.

Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребѐнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.

Такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития относят любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.

СТАДИИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ:

  1. Любопытство. Характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребенку сторонами и обстоятельствами. На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения познавательного интереса служит обычно его первотолчком. В качестве примера проявления любопытства у дошкольника можно привести тот факт, что в 2-3 года ребенок сосредоточивается на яркости объекта, не уделяя при этом особого внимания его сущности.

  1. Любознательность. Представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребенка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии интереса, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности деятельностью. Сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок.

  1. Познавательный интерес. Характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребенка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например, в ходе экспериментирования, исследования окружающего мира.
  2. Познавательная активность. Основой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача.

Следует отметить, что в развитии познавательных интересов дошкольников существуют две основные линии:

1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов.

2. Данную линию развития познавательных интересов составляет постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.

При этом каждому возрастному этапу присуща своя интенсивность, степень выраженности, содержательная направленность познания.

3-4 года.

К этому возрасту, дети накапливают довольно много представлений и знаний об окружающей действительности. Однако эти представления практически не связаны между собой. Ребёнок только пытается установить взаимосвязи между представлениями. В этот период закладываются основы эстетического восприятия мира. Активно формируются способы чувственного познания, совершенствуются ощущения и восприятия.

Объектом познания становятся не только предметы, их действия, но и признаки предметов (цвет, форма, величина, физические качества). Эти знания помогают детям сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству и устанавливать отношения сходства - тождества и различия, осуществлять классификацию, сериацию.

4-5 лет.

В 4 года познавательное развитие ребёнка переходит на другую ступень - более высокую и качественно отличную от предыдущей. Средством познания становится речь. Развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова. Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Словарь детей обогащается словами-понятиями. В этом возрасте выделяются основные направления познавательного развития:

- знакомство с предметами и явлениями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей;

- установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребёнка целостной системы представлений;

- удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей (именно с этого возраста целесообразно организовывать кружковую работу, занятия по интересам);

- формирование положительного отношения к окружающему миру.

Цели познавательного развития определены ФГОС ДО и примерно одинаковы  для всех дошкольников, однако практические задачи сильно различаются в зависимости от возраста и группы воспитанников дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ).

Во второй младшей группе   особенно важно поддержать (а в некоторых случаях заложить) в ребенке такие качества, как любознательность, интерес к исследованию. Окружающий мир постепенно открывается малышу через предметы, которые для него имеют субъективное значение, т.е. привлекают его внимание, эмоционально окрашены.

Для воспитанника 3-4 лет задачи познавательного развития будут следующими:

  • создать условия, способствующие развитию познавательной сферы ребенка;
  • поощрять у детей любопытство и заинтересованность ко всему наблюдаемому в их окружении;
  • развивать умение называть вещи и типичные действия с предметами;
  • учить замечать целесообразность и целенаправленность действий, видеть простейшие причины и следствия собственных действий;
  • развивать осознание времени и пространства, цвета и формы предметов через сенсорное и зрительное взаимодействие с ними;
  • развивать умение воспринимать звучание родной речи, музыкальных инструментов, звуки природы;
  • формировать бережное, созидательное отношение к предметам окружающего мира.

В средней группе (4-5 лет) дети продолжают расширять свои представления о мире, обогащать словарный запас.

Целью воспитателя является создание условий для самостоятельного исследования детьми. Для этого возраста основные задачи таковы:

  • обогащать знания дошкольников новыми понятиями и систематизировать полученную информацию;
  • формировать умение находить причинно-следственные связи в процессе экспериментирования с предметами окружающего мира;
  • формировать и расширять представления о себе, своей семье, гендерной принадлежности;
  • поддерживать свободный разговор ребенка с взрослыми, сверстниками по поводу результатов собственных наблюдений, впечатлений;
  • способствовать активному освоению несложных способов ухода за растениями и животными, живущими рядом с детьми.

Задачи познавательного развития можно включать в любую деятельность в ДОУ, однако основным видом познавательной деятельности для дошкольников является игра. Чем старше становится ребенок, тем сложнее и многообразнее могут быть игры.

ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

 с 3 до 4 лет

  • специальные наборы и математические игры на сравнение форм и размеров, простой счет
  • занятия, направленные на обогащение словарного запаса ребенка (чтение детских книг, беседы)
  • рисование, лепка, создание поделок
  • игры, направленные на развитие воображения и творческого мышления
  • конструкторы

с 4 до 5 лет  

В этом возрасте эффективное развитие познавательных способностей  у дошкольников будет происходить, если занятия для него будут подбираться с  учетом его личных интересов.

  • игры на выявление соотношения предметов друг с другом (например, найти в мозаике недостающий элемент)
  • игры на сравнение форм предметов (сравнить куб и мяч, найти    сходства и различия)
  • игры на сравнение величин и длин предметов
  • игры с картинками на сравнение (найди одинаковые предметы, найди различия)
  • игры на пространственное мышление (определить кто на картинке позади, кто впереди, кто справа и слева)
  • игры на соединение точек в картинку, поиск выхода из лабиринта
  • игры на формирование умения согласовывать существительное и прилагательное
  • игры на изучение цветов

ПРИМЕРЫ НАСТОЛЬНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР:

Дидактическая игра "Нарядим солнышко"

(Для детей 3 - 4 лет)

Дидактическая задача: закреплять у детей представления о цветах и их оттенках, умение классифицировать предметы по цвету, учить сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг к другу.

Игровые действия: взрослый или дети выкладывают в центре стола изображение солнца с «открытыми глазами». Детям предлагается «нарядить солнышко», т.е. путём прикладывания к основному солнышку ребёнок располагает лучики по кругу. Далее ребёнку необходимо найти соответствующий по цвету бантик и путём наложения нарядить лучик.

Правило игры: подобрать к каждому лучику у солнышка

бантик соответствующего цвета.

Дидактическая игра «Спрячь мышку»

(Для детей 3 - 4 лет)

Дидактическая задача: развивать умение сравнивать по форме, цвету и размеру прорези и вкладышей.

Игровая задача: подбери крышку к окошку домика мышки.

Игровые действия: педагог показывает детям, в каких домиках поселились мышки. - Мышки сейчас глядят в окошки. Окошки у всех разные: круглые, овальные, квадратные, треугольные. Эти окошки мышки закрывают только ночью, когда ложатся спать или когда увидят поблизости кошку. Наступила ночь, и мышкам нужно закрыть окошки. Закройте так, чтобы форма окошка совпала с формой крышечки, чтоб они были плотно закрыты. Наступило утро, открывайте окошки. Но, вот, идет кошка. Спрячьте быстро мышек, чтобы кошка их не съела. Кошка ушла, потому что не нашла ни одной мышки.

Правило игры: подобрать крышки к окошкам домиков мышек

по форме и по цвету.

Дидактическая игра «Соберем бусы»

 (игра для детей 3-4 года)

Дидактическая задача: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

Игровая задача: разложить бусы по образцу.

Правила игры: На полу лежит длинная лента, на ней слева направо в определенном чередовании разложены фигуры: красный треугольник, зеленый круг, красный треугольник и т.д. Разложить бусы по образцу.

Дидактическая игра   «Почини одежду зайчатам» 

 (игра для детей 3-4 года)

Дидактическая задача  развивать умение выделять цвет и форму как особые свойства предметов. Закреплять умение классифицировать однородные предметы по цвету и форме.

Игровая задача Подобрать заплатки к дыркам на одежде зайчат..

Правила игры:  подобрать заплатки такого же цвета и формы, что и дырки на одежде зайчат.

Игровые действия: воспитатель рассказывает детям о беде, которая приключилась с зайчихой: купила она своим зайчатам подарки – платья, шорты, рубашки, юбочки. А пока шла по лесу, задела за куст – они и порвались.  (Показывает одежду из картона). Воспитатель предлагает ребятам помочь зайчихе: подобрать заплатки и залатать дырки. Уточняет, на какие геометрические фигуры похожи дырки на юбочках и шортах.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста»

В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у дошкольников. Важную роль в профилактик...

Консультация для воспитателей «Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей «Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей «Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста»

В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у дошкольников. Важную роль в профилактик...

Консультация для воспитателей «Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста»

В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у дошкольников. Важную роль в профилактик...