Музыкально-ритмические движения как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка

Шпанюк Наталья Евгеньевна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc170.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                               

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад Россияночка»

Музыкально-ритмические движения

как средство всестороннего развития

детей старшего

дошкольного возраста.

                                                                 

Подготовила:

            Шпанюк Н.Е.,

высшая квалификационная категория

музыкальный руководитель

 

Тихвин

2020

«Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное,

что есть в жизни – это свободное движение под музыку.

И научиться этому можно у ребенка и вместе с ним»

А.И.Буренина 

Пояснительная записка

    Дошкольный возраст – это период, когда закладываются первоначальные способности ребенка к различным видам деятельности. Именно в области музыкального развития встречаются примеры раннего проявления музыкальности и задачи педагога – развить способности ребенка, познакомить его с музыкой. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка, потому что он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно, если музыка оказывает положительное влияние на ребенка уже в первые годы жизни, то естественно необходимо использовать её как средство педагогического воздействия.

    Наблюдая за детьми, мы можем увидеть, что движение под музыку является для ребенка одним из самых привлекательных видов деятельности. Появляется возможность выразить эмоции, реализовать свою энергию, так как благотворно влияет на его состояние и  воспитание.

    Поскольку речь идет о развитии двигательной активности детей и содержание работы связано со спецификой этого вида деятельности, передо мной стал вопрос: как решить проблему музыкального развития детей дошкольного возраста в процессе постановки танцевальных  композиций и танцев? Я считаю, что для успешного обучения дошкольников танцами необходимо: привить любовь к музыке; сформировать у детей навыки и умения, которые включают в себя обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений; тонкое восприятие музыки; развитие актерского мастерства; свободная импровизация. Для детей с самого раннего возраста необходимо создавать условия для развития у них музыкальной культуры.

   Танцевальное искусство включает в себя развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию, выразительность движений. Если у ребенка развито чувство ритма, музыкальный слух и если он при этом выразителен, эмоционален и артистичен, то ему необходимо заниматься танцами для раскрытия собственного потенциала.

Теоретические основы

       По утверждению специалиста, дошкольный возраст – сензитивный период для формирования музыкальных способностей. Эффект воспитательной роли музыки, а так же направленность и характер её социального воздействия представляются важнейшим критерием, определяющими общественную значимость музыки, её место в системе духовно-культурных ценностей.

        Хореография  - это искусство синтетическое. Оно позволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического, и, в целом, психического развития детей. Между тем хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка.

        Музыка и движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребенка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают снять психологические и мышечные зажимы, добиться эмоциональной  разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Такие занятия  развивают  музыкальный слух и чувство ритма, умение двигаться в соответствии с характером произведения и музыкальными образами,  развивают координацию и внимание, корректируют осанку, что необходимо не только для занятия танцами, но и для здоровья в целом.

      Ознакомление с хореографией в дошкольном возрасте начинается через подражание – самый доступный способ восприятия любой двигательной деятельности, дети получают представление о том, как танцевальные движения выражают внутренний мир человека, что красота танца – это совершенство движений и линий человеческого тела, легкость и грация. Подражательные или имитационные сюжетно-образные движения имеют большее значение в развитии и обучении детей дошкольного возраста через разнообразные виды основных танцевальных движений, упражнений, игр.  Дошкольников как  можно раньше следует побуждать к выполнению творческих заданий. Путем танцевальной импровизации под  музыку у детей развивается  способность к самостоятельному творческому самовыражению. Полученные от музыки впечатления помогают выражать в движениях личные эмоциональные переживания и создавать оригинальные музыкальные образы.

            Занятия танцами дарят ребенку радость движения, общения, обогащают внутренний мир, помогают познать себя. Происходит развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощённости и уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Актуальность

Работая над развитием музыкально-ритмических движений у детей старшего дошкольного возраста, обратили внимание на возникающие трудности при выполнении движений по словесной инструкции и при выполнении серии двигательных актов, отсутствие элементов импровизации при выполнении музыкально-ритмических движений.

Так, в 2018-2019 учебном году, по результатам диагностики, высокий уровень развития музыкально-ритмических движений имели 40% детей, средний – 35%, низкий - 25% детей.

Дети с низким уровнем развития отставали от сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушали последовательность действий, опускали его составные части.

В ходе анализа результатов изучения исходного состояния музыкально- ритмического развития детей-дошкольников возникла необходимость изучения музыкально-ритмических движений средствами музыкальных игр-импровизаций, постановки танцевальных композиций. Использование музыкальных игр-импровизаций актуально в работе с детьми дошкольного возраста, так как именно игры в доступной и интересной форме, дают возможность ребенку удовлетворить свои потребности и желания разнообразно двигаться: бегать, прыгать, скакать, подражать животным, птицам и т.д.

Работая в ДОУ и решая проблему развития музыкально-ритмических движений средствами музыкальных игр-импровизаций, выявили противоречия между:

  • потенциальными двигательными возможностями детей и невозможностью их реализации на практике;
  • большим развивающим эффектом музыкальных игр-импровизаций и ограниченным их использованием в работе с детьми.

Выявленные противоречия позволили определить ведущую педагогическую идею опыта: создание психолого-педагогических условий развития у старших дошкольников музыкально-ритмических движений средствами музыкальных игр-импровизаций.

Цель разработки – обеспечение положительной динамики в развитии музыкально-ритмических движений у старших дошкольников средствами широкого спектра музыкальных игр в единой системе: «образовательная деятельность – мероприятие – повседневная жизнь дошкольника».

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

  1. Расширять детский кругозор;
  2. Приобщение  к танцевальному искусству, расширение знаний о танцах;
  3. Расширять представление о средствах музыкальной выразительности;
  4. Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер.
  5. Способствовать формированию навыков основных танцевальных движений: прямой и боковой галоп, приставной шаг, шаг с притопом, шаг польки, шаг вальса, дробный и хороводный шаг, «подскоки», «пружинка», поочерёдное выбрасывание ног вперёд в прыжке, «верёвочка», «ковырялочка», «гармошечка», шаг с припаданием, полуприседание с выставлением ноги на пятку и т.д.  

                           

Развивающие:

  1. Побуждать к импровизации под музыку, сочинению собственных композиций из знакомых движений, придумыванию  своих оригинальных движений в импровизации;
  2. Способствовать развитию  хореографических  способностей  (умение выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, передавать эмоционально-образное содержание);
  3. Развивать  музыкальные способности (память, чувство ритма и темпа, тембровый  и звуковысотный слух, восприятие музыки);
  4. Развивать индивидуальные качества личности; творческие способности (воображение и фантазию).

Воспитательные:

  1. Создавать условия для воспитания у детей активности и самостоятельности, коммуникативных способностей;
  2. Способствовать воспитанию общей культуры личности ребенка, способностей ориентироваться в современном обществе;
  3. Воспитывать предпосылки нравственно-эстетических отношений между детьми и взрослыми;
  4. Воспитывать самостоятельность, самоконтроль,  умение работать в коллективе;
  5. Формировать самостоятельность, активность, уверенность.

Оздоровительные:

  1. Создавать условия для сохранения и укрепления здоровья  детей.

Весь процесс обучения детей  делится на 3 этапа:

  1. Начальный этап обучения движений (общеразвивающие, имитационные, плясовые) на различные  группы мышц.

Цель: создание предварительного представления о танцевальном движении (рассказ педагога, слушание музыки, объяснение, демонстрация).

2. Этап углубленного разучивания движения (упражнения, музыкальной композиции).

Цель: развитие двигательных навыков, усовершенствование чувства темпа, ритма и целостное его исполнение.

3. Этап закрепления и совершенствования двигательных навыков.

Цель: творческое самовыражение в движении под музыку.

Занятие состоит из трех частей:

  1. Вводная
  2. Основная
  3. Заключительная

Структуры занятий:

  1. Тематическое занятие
  2. Сюжетное занятие
  3. Игровое занятие
  4. Импровизация

Продолжительность занятий:

Старшая  группа (5-6 лет) - 25 минут,

Подготовительная  группа (6-7 лет) – 30 минут.

Принципы:

  • Научность – предполагает построение занятий в соответствии с возрастным и физическим развитием ребёнка.
  • Последовательность и системность – один из ведущих принципов. Имеется в виду непрерывность и регулярность занятий (1-2 раза в неделю). Иначе наблюдается снижение достигнутого уровня накопленных знаний и умений.
  • Доступность и индивидуализация – предусматривает учет возрастных особенностей развития и возможностей ребенка.
  • Принцип постепенности – определяет необходимость построения процесса обучения в соответствии с правилом: «от известного к неизвестному». Обязательным для успешного обучения является чередование нагрузок с отдыхом.
  • Сознательность и активность – обучение эффективно, когда ребёнок проявляет познавательную и двигательную активность.
  • Повторение материала – только при многократном повторении образуется двигательный стереотип, эффективность занятий выше, если повторение вариативно, то есть приемы их  выполнения, что вызывает интерес, привлекают внимание детей, создают положительные эмоции.
  • Наглядность – один из главных методических принципов при работе с детьми дошкольного возраста. Процессы занятий строятся с широким использованием всех видов наглядности: зрительной, слуховой и двигательной.

Методы обучения:

  1. Музыкальное сопровождение как методический прием. Педагог своими пояснениями, примером может помочь детям приобрести умение начинать и заканчивать выполнять движения вместе с музыкой. Правильно подобранный репертуар несет в себе эмоции, который исполнители передают в музыкальном образе.
  2. Метод иллюстративной наглядности – это полноценная творческая деятельность:  рассказы и беседы о танцах (их истории и многообразии), знакомство с репродукциями, книжными иллюстрациями, фотографиями и видеофильмами. Наглядно-зрительный метод применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить фантазию, проиллюстрировать, охарактеризовать музыкальные образы. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию.
  3. Словесный метод – с помощью слова можно глубже понять содержание музыкального произведения, сделать его образным, осмысленным. Особенность словесного метода в воспитании дошкольников является образная, выразительная речь для пояснения характера музыки, его выразительных средств.
  4. Социально-игровой метод – у детей 5-7 лет игра ведущий вид деятельности, так как дошкольник лучше воспринимает через игру. Следовательно, занятия должны быть составлены так, чтобы они напоминали игру, но отвечали поставленным задачам, которые необходимо решить на данном этапе.
  5. Концентрический метод – этот метод заключается в том, что по мере усвоения детьми определенных движений, танцевальных композиций, снова возвратиться к пройденному материалу, предлагая  выполнить более сложные задания.

                Ожидаемые результаты:

  1. Воспитанники будут самостоятельно проявлять творческую инициативу, импровизировать под музыку, самостоятельно придумывать собственные оригинальные движения и музыкальные образы;
  2. Старшие дошкольники будут различать жанры музыкальных произведений (танец, песня, марш и др.) и выражать их в соответствующих движениях;
  3. Дошкольники будут ориентироваться в пространстве (выполнять основные виды перестроений: шеренга, колонна, перестроение в колонну по 2, в круг, несколько кругов и на основе танцевальных движений: «змейка», «воротики», «спираль» и др.);
  4. Воспитанники будут передавать  основные виды движений: ходьба (бодрая, спокойная, «с каблучка», пружинящим, топающим шагом, с ускорением и замедлением); бег (лёгкий, широкий, острый, пружинящий); прыжки (на одной, на двух ногах на месте, с продвижением вперёд, подскоки, прямой и боковой галоп и др.), владеть различными видами танцевального шага (бодрый шаг с носка, притопы, танцевальный бег, подскоки и др.), правильными позициями ног и положением рук
  5. У дошкольников будет развита гибкость, они научатся выполнять акробатические упражнения «колечко», «ласточка», «берёзка»,  «рыбка», «полушпагат», «лодочка»;
  6. Старшие дошкольники будут выражать в движении характер музыки, и её настроение, передавая  как контрасты, так и тонкие нюансы; начинать и заканчивать вместе с музыкой, менять движения в соответствии с музыкальными частями и фразами;
  7. Воспитанники будут уметь начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, передавать основные средства музыкальной выразительности: темп, динамику, метроритм и ритм, различать 2-3 частную форму произведения;
  8. Через импровизацию в музыке и движении у детей раскроются музыкальные таланты.

Первый год обучения (5-6 лет)

  1. Игроритмика. 

Специальные игры и упражнения для развития музыкальности  и чувства ритма. Выполнение музыкально-ритмических упражнений под музыку с заданием: хлопки,  акцентированная ходьба, упражнения на различение динамики  и др.

  1. Игрогимнастика.

2.1. Строевые упражнения. 

Развитие ориентировки в пространстве. Построение в шеренгу и колонну, перестроение в колонну по 2, в круг, несколько кругов, врассыпную.

2.2. Общеразвивающие  упражнения.

Основные виды движений: ходьба (бодрая, спокойная, на полупальцах, с высоким подниманием колена); бег (лёгкий, широкий, острый); прыжки (на двух ногах на месте, с продвижением вперёд, подскоки, прямой и боковой галоп и др.)

Упражнения с предметами: упражнения с платочками,  флажками, мячами и др.

  1.  Упражнения на координацию движений.

Сочетать движения рук и ног во всех общеразвивающих видах движений (имитационно-образные упражнения, «Зеркальные танцы» и др).

          2.4. Упражнения на пластичность, гибкость.

Передавать под музыку в движении мягкость, плавность рук.

          Акробатические упражнения на гибкость позвоночника («колечко», «ласточка», «березка»).

  1. Игротанцы.

3.1. Хореографические упражнения. 

Поклон для мальчиков, реверанс для девочек. Плясовые движения: поочерёдное выбрасывание ног вперёд в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, «пружинка», кружение и др.

3.2. Танцевальные шаги. 

Шаг с притопом, хороводный шаг, приставной шаг, на носках и др.

3.3.  Танцы и танцевальные композиции. 

«Капельки», «Танец друзей», «Бабка-Ёжка», «Цветные горошинки», «Бабочки», «Варись кашка», «Пчёлки».

4.Танцевально-ритмическая гимнастика.

Музыкальные  композиции и комплексы упражнений: «Танцуйте сидя», «Танец Звёздочек», «Упражнение с мячами», «Зеркальные танцы», «Упражнение с флажками».

5. Музыкально-подвижные игры. 

«Грибники», «Сороконожки», «Нитка-иголка», «Мы сейчас пойдём налево», «Совушка-сова», «Будь ловким!», «Найди пару».

  1. Игры - путешествия. 

   «Путешествие Незнайки на воздушном шаре», «Весёлый паровоз», «Путешествие на автобусе в зоопарк», «Космическое путешествие».

Второй год обучения (6-7 лет)

  1. Игроритмика.

Специальные игры и упражнения для развития музыкальности и чувства ритма. Выполнение упражнений под музыку с заданием: речевые игры, хлопки,  акцентированная ходьба, упражнения на различение динамики и темпа и др.

  1. Игрогимнастика.

2.1. Строевые  упражнения. 

Развитие ориентировки в пространстве. Построение в колонну  и шеренгу по сигналу. Повороты направо, налево - по команде педагога. Размыкания по ориентирам. Перестроение из одной колонны в две, три колонны за ведущим, а так же в круг, несколько кругов, и на основе танцевальных композиций: «змейка», «воротики», «спираль»).

2.2. Общеразвивающие  упражнения.

Основные виды движений: ходьба (бодрая, спокойная, «с каблучка», пружинящим, топающим шагом, с ускорением и замедлением); бег (лёгкий, широкий, острый, пружинящий, с захлёстом); прыжки (на одной, на двух ногах на месте, с продвижением вперёд, подскоки, прямой и боковой галоп и др.)

 Упражнения с предметами - упражнения  с султанчиками, ленточками, обручами и др.

 2.3. Упражнения на координацию движений.

 Сочетать движения рук и ног во всех общеразвивающих  и танцевальных видах движений (имитационно-образные упражнения, «Зеркальные танцы» и др).    

                 2.4. Упражнения на пластичность, гибкость.

 Передавать под музыку в движении мягкость, плавность рук.

          Акробатические упражнения на гибкость позвоночника («рыбка», «полушпагат», «лодочка»).

  1. Игротанцы.

3.1. Хореографические упражнения. 

      Поклон для мальчиков, реверанс для девочек. Танцевальные позиции рук: на поясе, «полочка», «бараночка» и др. Плясовые движения: «ковырялочка», «гармошечка», «верёвочка» и др.

3.2.Танцевальные шаги. 

          Шаг польки, шаг вальса,  шаг с припаданием,  переменный шаг, дробный и  хороводный шаг и др.

     3.3. Творческие проявления.

     Импровизировать под музыку, самостоятельно придумывать собственные оригинальные движения и музыкальные образы.

3.4. Танцы и танцевальные композиции. 

    «Танец с зонтиками», «Восточный танец», «Барбарики», «Хорошее настроение», «Морское путешествие», «Банана-мама», «Я живу в России», «Мы маленькие звёзды!».

  1. Танцевально-ритмическая гимнастика.

      Музыкальные  композиции и комплексы упражнений:  «Аэробика», «Упражнение с обручами», «Упражнение с султанчиками», «Упражнение с лентами».

  1. Музыкально-подвижные игры.

       «Гусеницы», «Ку-ку», «Плетень», «Море волнуется», «Ищи!», «Роботы и звёздочки», «Вейся капуста», «Гори, гори ясно».

6.Игры - путешествия. 

«Путешествие на Северный полюс», «Мы - космонавты», «Смелые лётчики», «Путешествие по стране сказок».

В процессе работы используется дифференцированный подход к подбору музыкально-игрового репертуара. Это позволяет детям лучше осваивать средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи – ритм, динамику, темп, высоту. В работе с медлительными детьми применяется стимулирующая музыка, для повышения общего жизненного тонуса. С такими детьми рекомендуется играть в подвижные музыкальные игры, требующие дополнительных усилий, тренировок, упражнений.

В работе с расторможенными детьми включается успокаивающая музыка умеренного темпа, снижающая возбужденное состояние коры головного мозга. Для таких детей проводятся хороводы, инсценировки.

Формируя понимание музыкально-игрового задания, направляли слуховое внимание детей на выполнение условий и правил игры, а так же способствовали развитию движений, познавательных процессов, активизации чувств. Применение музыкальных игр способствовало установлению контакта между детьми и взрослыми.

Закрепление музыкально-ритмических движений осуществляли на мероприятиях (праздниках и развлечениях).

Положительный результат в работе по реализации разработанной системы музыкальных игр достигается в процессе совместной работы педагогов детского сада и родителей, при активной роли самого ребенка.

Рисунок 1

Схема взаимодействия участников образовательного процесса

в развитии музыкально-ритмических движений

Воспитатель – первый помощник, как при проведении организованной образовательной деятельности, развлечений, праздников, так и в индивидуальной помощи детям, в организации игровых моментов на прогулке, в самостоятельной музыкальной деятельности, в использовании игровых физкультминуток. Поэтому совместно с воспитателем прививаем любовь к музыкальным играм, танцевальным постановкам. Так как они вызывают активность мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Музыкальность, разнообразие игр позволяет воспитателю с успехом использовать их в повседневной жизни дошкольника.

В совместной организованной образовательной деятельности с инструктором по физической культуре закрепляются элементы гимнастики, основные виды движений (ходьба, бег, прыжки, поскоки, галоп и т.д.), навыки ориентировки в пространстве (построение в круг, колонну и т.д., направо, налево, вперед, назад, и т.д.), умения согласованно действовать в коллективе, осознанно относиться к своим движениям.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования семья является полноценным участником образовательного процесса. Организуя работу с родителями воспитанников, обеспечиваю психолого-педагогическую поддержку семьи. Работа с родителями – одно из важнейших направлений по развитию движений. С этой целью создаем благоприятные условия для игровой деятельности дома и в совместных прогулках. Использовались активные формы работы с семьей: консультации («Музыкально-ритмическое развитие дошкольников», «Для чего нужны танцы»), мастер-классы («Музыкально-ритмические игры дома», «Танцуем вместе»), открытые показы, музыкальные гостиные («Пусть музыка звучит», «Музыка души»). Родители являются активными участниками в проведении развлечений, мастер-классов. Здесь взрослые превращаются в детей: с интересом играют в детские игры, раскрывают свои творческие способности, узнают о талантах своих детей. Такие встречи дают взрослым определенный эмоциональный опыт, развивают коммуникативные навыки в системе общения «Ребенок – взрослый». Совместное творчество с детьми заряжает семью положительными эмоциями на длительное время.  

В современных условиях педагогическое взаимодействие открывает возможность повышения эффективности образовательного процесса. Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие дошкольного учреждения с социальными партнерами создает условия для всестороннего развития дошкольников, т. к. исчезает территориальная ограниченность ДОУ. На протяжении нескольких лет в нашем дошкольном учреждении были установлены тесные связи с ДШИ им.Н.А. Римского-Корсакова Образцовым хореографическим ансамблем «Задоринки» (руководитель Бычкова Е.В.). Проводились совместные концерты, развлечения, музыкальные гостиные. Елена Викторовна проводила мастер-классы для родителей (законных представителей) воспитанников.

Диагностика

Педагогический анализ (диагностика) проводится  2 раза в год (вводный – в октябре, итоговый – в мае).

Используется методика выявления уровня развития музыкально-ритмических движений у детей старшего дошкольного возраста  (разработана на основе методики А.И. Бурениной).

Цель диагностики: выявление уровня музыкального и психомоторного развития детей (начального уровня и динамики развития), эффективности педагогического воздействия.

Метод  диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных задании.

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

5-6 лет

Критерии уровня развития детей:

Музыкальность

1) умение передавать в движении разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения (весёлое - грустное, торжественное  - шуточное, радостное - спокойное); начинать и заканчивать вместе с музыкой, менять движения на каждую музыкальную часть.

высокий – движения соответствуют характеру музыкального произведения; самостоятельно начинает и заканчивает движение вместе с музыкой, меняет движения на каждую музыкальную часть;

средний – в движении выражается общий характер  музыки, но недостаточно выразительно; начало и конец музыкального произведения выполняется с отставанием;

 низкий – движения не отражают характер музыки, отсутствие выразительности во время движения; не совпадают с началом и концом произведения.

2) умение передавать основные средства музыкальной выразительности:

- темп (умеренно быстрый – умеренно медленный, быстрый);

- динамику (громко - тихо, умеренно громко);

- метроритм (сильную долю, ритмическую пульсацию мелодии);

- различать 2-3 частную форму произведения.

высокий – самостоятельно  и точно передаёт основные средства музыкальной выразительности;                        

средний – не всегда точно передаёт основные средства музыкальной выразительности, справляется с небольшой помощью взрослого;                        

низкий –  движения не совпадают с темпом, метроритмом, динамикой, не различает 2-3 частную форму произведения.

   

3) умение различать жанр произведения (марш, танец, песня) и выражать это самостоятельно в соответствующих движениях.                     

высокий – самостоятельно и точно определяет жанры произведений и выражает  это в соответствующих движениях;

 средний – не всегда правильно определяет жанры произведений, допускает неточности в соответствующих движениях, справляется с небольшой помощью взрослого; 

 низкий –  не справляется с заданием самостоятельно.

 Координация движений 

1) умение  передавать движения под музыку, правильно сочетать движения рук и ног во всех общеразвивающих видах движений (имитационно-образные упражнения, «Зеркальные танцы» и др).

     высокий – самостоятельно, правильно и точно выполняет все движения;

         средний – не всегда правильно выполняет  движения, допускает неточности, справляется с небольшой помощью взрослого;

низкий  –  не справляется с заданием самостоятельно.

Пластичность, гибкость

1) умение  передавать в движении мягкость, плавность рук.

 высокий – самостоятельно передаёт мягкость, плавность, музыкальность движений рук;

средний – не достаточно выразительно передаёт в движении мягкость и плавность рук, справляется с небольшой помощью взрослого;

низкий –  не передаёт в движении мягкость и плавность рук.

2) гибкость позвоночника (умение выполнять акробатические упражнения

«колечко», «ласточка», «березка»)

высокий – проявляет гибкость позвоночника, самостоятельно выполняет акробатические упражнения;

средний – не достаточно развита гибкость позвоночника, выполняет акробатические упражнения с небольшой помощью взрослого;

 низкий –  не справляется с заданием самостоятельно.

Творческие проявления

1) умение импровизировать под музыку на основе освоенных движений, а также  самостоятельно придумывать собственные  музыкальные образы.                        

высокий – самостоятельно проявляет творческую активность  и увлечённость, придумывает собственные музыкальные образы в соответствии с характером музыки.

средний – не достаточно уверенно проявляет творческую активность, импровизирует на основе освоенных движений,  справляется с небольшой помощью взрослого; 

низкий –  не проявляет активности в творческом процессе.

Двигательные качества и умения

1) умение передавать  основные виды движений: ходьба (бодрая, спокойная, на полупальцах, с высоким подниманием колена); бег (лёгкий, широкий, острый); прыжки (на двух ногах на месте, с продвижением вперёд, подскоки, прямой и боковой галоп и др.)

высокий – самостоятельно выполняет все основные виды движений;

         средний – не всегда правильно и точно выполняет все основные виды движений, допускает неточности, справляется с небольшой помощью взрослого;

     низкий –  не справляется с заданием самостоятельно.

2) умение выполнять поклон для мальчиков, реверанс для девочек. Передавать плясовые движения: поочерёдное выбрасывание ног вперёд в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, «пружинка», кружение. Передавать танцевальные шаги: шаг с притопом, хороводный шаг, приставной шаг, на носках и др.

высокий – самостоятельно и точно выполняет плясовые движения;

средний – не всегда правильно и точно выполняет плясовые движения, допускает неточности, справляется с небольшой помощью взрослого;    

низкий –  не справляется с заданием самостоятельно.

3) умение ориентироваться в пространстве (выполнять основные виды перестроений: шеренга, колонна, перестроение в колонну по 2, в круг, несколько кругов, врассыпную.)

высокий – самостоятельно и точно выполняет все виды перестроений;

средний – не всегда правильно выполняет все виды перестроений, допускает неточности, справляется с небольшой помощью взрослого;

низкий –  не справляется с заданием самостоятельно.

                                                                6 -7лет

Критерии уровня развития детей:

Музыкальность

1) умение выражать в движении характер музыки, и её настроение, передавая  как контрасты, так и тонкие нюансы (изящество, тревожность, грусть, безмятежность, восторг и др.); начинать и заканчивать вместе с музыкой, менять движения в соответствии с музыкальными фразами.

высокий – движения выражают музыкальный образ и совпадают с тонкой нюансировкой; самостоятельно начинает и заканчивает движение вместе с музыкой, меняет движения в соответствии с музыкальными фразами;

средний – движения передают только общий характер, недостаточно  выразительно;  начинает и заканчивает движение вместе с музыкой, но производит смену движений с небольшим отставанием;

низкий  – движения не соответствуют характеру  и настроению музыки; начинает и заканчивает движение, не совпадая с музыкой,  производит смену движений с отставанием.  

2) умение передавать основные средства музыкальной выразительности:

- темп (разнообразный, ускорения и замедления);

- динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразные динамические оттенки);

- ритм (сильную долю, ритмическую пульсацию мелодии, сочетание восьмых и четвертных, синкопы);

- различать 2-3 частную форму произведения (с малоконтрастными по характеру частями).

высокий – самостоятельно  и точно передаёт основные средства музыкальной выразительности;                        

средний – не точно передаёт основные средства музыкальной выразительности, справляется с небольшой помощью взрослого;                        

низкий –  движения не совпадают с темпом, ритмом, динамикой и не различают 2-3 частную форму произведения (с малоконтрастными по характеру частями).

3) умение различать жанр произведения – танец (вальс, полька, старинный и современный танец); песня (песня – марш, песня – танец, колыбельная); марш (разный по характеру), и выражать это в соответствующих движениях.                       

высокий – самостоятельно и точно определяет жанры произведений и выражает  это в соответствующих движениях;

средний – не всегда правильно определяет жанры произведений, допускает

неточности  в соответствующих движениях, справляется с небольшой помощью взрослого; 

низкий –  не справляется с заданием самостоятельно.

 Координация движений 

1) умение точно передавать движения, правильно сочетать движения рук и ног во всех общеразвивающих  и танцевальных видах движений (имитационно-образные упражнения, «Зеркальные танцы» и др.)  

высокий – самостоятельно и точно выполняет все общеразвивающие  и танцевальные движения;

средний – не всегда правильно выполняет  движения, допускает неточности, справляется с небольшой помощью взрослого;

низкий  –  не справляется с заданием самостоятельно.

Пластичность, гибкость

1) умение  передавать под музыку в движении мягкость, плавность рук.

высокий – самостоятельно и выразительно передаёт музыкальность в движении рук;

средний – не достаточно выразительно передаёт в движении мягкость и плавность рук;

низкий –  не передаёт в движении мягкость и плавность рук.

2) гибкость позвоночника (умение выполнять акробатические упражнения

«рыбка», «полушпагат», «лодочка»)

высокий – проявляет гибкость позвоночника, самостоятельно выполняет акробатические упражнения;

         средний – не достаточно развита гибкость позвоночника, выполняет акробатические упражнения с небольшой помощью взрослого;

     низкий –  не справляется с заданием самостоятельно.

Творческие проявления

1) умение импровизировать под музыку, самостоятельно придумывать собственные оригинальные движения и музыкальные образы.

высокий – самостоятельно проявляет творческую активность  и увлечённость, придумывает собственные оригинальные движения и музыкальные образы в соответствии с характером музыки.

средний – не достаточно уверенно проявляет творческую активность, импровизирует на основе освоенных движений, справляется с небольшой помощью взрослого; 

 низкий –  не проявляет активности в творческом процессе.

Двигательные качества и умения

1) умение передавать  основные виды движений: ходьба (бодрая, спокойная, «с каблучка», пружинящим, топающим шагом, с ускорением и замедлением); бег (лёгкий, широкий, острый, пружинящий, с захлёстом); прыжки (на одной, на двух ногах на месте, с продвижением вперёд, подскоки, прямой и боковой галоп и др.)

высокий – самостоятельно выполняет все основные виды движений;

         средний – не всегда правильно и точно выполняет все основные виды движений, допускает неточности, справляется с небольшой помощью взрослого;

низкий –  не справляется с заданием самостоятельно.

2) умение выполнять поклон для мальчиков, реверанс для девочек. Танцевальные позиции рук: на поясе, «полочка», «бараночка» и др. Умение передавать плясовые движения: «ковырялочка», «гармошечка», «верёвочка». Передавать танцевальные шаги: шаг с припаданием, шаг польки, шаг вальса, переменный шаг, дробный и хороводный шаг и др.

высокий – самостоятельно и точно выполняет плясовые движения;

средний – не всегда правильно и точно выполняет плясовые движения, допускает неточности, справляется с небольшой помощью взрослого;    

 низкий –  не справляется с заданием самостоятельно.

3) умение ориентироваться в пространстве (выполнять основные виды перестроений: шеренга, колонна, перестроение из одной колонны в 2,3 колонны, в круг, несколько кругов  и на основе танцевальных композиций: «змейка», «воротики», «спираль»). Выполнять  повороты направо, налево - по команде педагога. Размыкания по ориентирам.    

высокий – самостоятельно и точно выполняет все виды перестроений;

средний – не всегда правильно выполняет все виды перестроений, допускает неточности, справляется с небольшой помощью взрослого;

низкий –  не справляется с заданием самостоятельно.

Для определения эффективности разработанной педагогической технологии развития музыкально-ритмических движений средствами музыкальных игр и постановки танцевальных композиций проводилась диагностика. Анализ диагностических данных показал динамику в развитии музыкально-ритмических движений у старших дошкольников средствами музыкальных игр и постановки танцевальных композиций. Диагностическое обследование выявило, что суммарный показатель среднего и высокого уровней сформированности музыкально-ритмических движений составляет 95% и говорит о том, что дети знают и умеют организовывать в повседневной жизни музыкально-ритмические игры, элементы игрогимнастики и игротанцев, музыкально-подвижные игры.

Список использованной литературы:

  1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика.  Программа по ритмической пластике для детей. – СПб., 2000.
  2. Горшкова, Е. А. От жеста к танцу. Словарь пантомимических и танцевальных движений для детей 5-7- лет [Текст]: пособие для музыкальных руководителей ДОУ/ Е. А. Горшкова. – Москва.: Гном и Д, 2004.
  3. Зарецкая, Н. В. Танцы для детей старшего дошкольного возраста [Текст]: пособие для практических работников ДОУ/ Н. В. Зарецкая. – Москва.: Айрис-пресс, 2005.
  4. Каплунова, И. М. Топ-топ,  каблучок. Часть 1-я [Текст]: пособие для музыкальных руководителей ДОУ/ И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева. – СПб.: Композитор, 2000.
  5. Каплунова, И. М. Топ-топ, каблучок. Часть 2-я [Текст]: пособие для музыкальных руководителей ДОУ/ И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева. – СПб.: Композитор, 2005.
  6. Каплунова,  И. М. Потанцуй со мной, дружок! [Текст]: /И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева. СПб.: Невская нота, 2010.
  7. Коренева, Т. Ф. Музыкально - ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие (Воспитание и дополнительное образование детей). – (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки). - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. – ч.1. – 112 с.
  8. Лифиц И.В. Ритмика: Учебное пособие. – М.: Академия, 1999.
  9. Михайлова М. А. «Развитие музыкальных способностей детей». – М., 2005
  10. Радынова О.П. «Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников».- М., 1999.
  11. Радынова О.П. «Музыкальное воспитание дошкольников». – М., 1999.
  12. Тарасова К.В. «Музыкальность и составляющие её музыкальные способности», Музыкальный руководитель.- 2009.
  13. Слуцкая, С. Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду [Текст]: С.Л. Слуцкая. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2006. – 272 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа "Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста"

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста...

«Художественная литература как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста».

Книга — это волшебница.Книга преобразила мир.В ней память человеческой мысли.   Николай Морозов, русский революционер,народоволец, ученый (1854-1946)...

Проект «Мир, в котором я живу» как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения».

Проблема социализации, адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья к современному миру, постоянно меняющимся условиям жизни является одной из актуальнейших  на сегодняшний день....

«Работа над проектом «Санкт - Петербург – гордая белая птица» - как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста»

В статье описана работа над проектом "Санкт - Петербург - гордая белая птица" для детей старшего дошкольного возраста...

Дидактические игры как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста.

Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования внешнего взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему в...

Музыкально - ритмические движения - как средство эмоционального развития детей раннего дошкольного возраста.

В данной статье речь пойдёт о различных музыкально - ритмических играх и упражнениях,  благотворно влияющих на психоэмоциональное здоровье малышей, которые только - только начали посещатьдетский ...

«Художественная литература как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста» .План работы по самообразованию в подготовительной группе.

Художественная литература является основным источником всестороннего развития и воспитания ребёнка. Книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о ж...