Игрушки как средство гармоничного развития ребенка дошкольного возраста
статья

Гаан Анастасия Викторовна
 
     Статья посвящена вопросу о влияние игрушек на гармоничное развитие ребенка дошкольного возраста. В дошкольном возрасте ребенок активно развивается, а т.к. большую часть своего времени он играет, взаимодействуя с игрушками, то они должны быть правильно подобранны в соответствии с возрастом ребенка и его индивидуальными особенностями. В статье подробно рассмотрены виды игрушек, способствующие развитию определенных способностей у детей дошкольного возраста, и основные требования, предъявляемые к выбору игрушек.    
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игрушки как средство гармоничного развития ребенка дошкольного возраста.

     Детство – это самое счастливое и беззаботное время для каждого из нас. В этот период дети много времени посвящают играм. Игра дает не только положительные эмоции, но и реализовывает детские потребности и развивает способности. Игра является неотъемлемой частью жизни ребенка. С помощью неё дошкольники делают то, что еще не умеют в реальной жизни. Дети изображают труд и жизнь взрослых людей, учатся общаться друг с другом, жить в социуме. Если наблюдать за детьми во время выполнения игровых действий, то можно понять какие у ребенка есть проблемы в развитие, над чем стоит задуматься, какие воспитательные задачи поставить на первое место. Ни одна игра не обходится без  неотъемлемого атрибута-игрушки.

     Игрушки имеют огромное значение в воспитание детей дошкольного возраста. Они из поколения в поколение меняются, улучшаются, но главное, что их назначение остается прежним. Игрушки - это особые предметы, которые находятся около ребенка с первых дней его жизни. Их создают взрослые люди для того, чтобы помочь ребенку через игровые действия плавно войти в общественные отношения. Отличительной чертой игрушек является то, что в них в общем виде представлены характерные черты или свойства предмета, в зависимости от которых, играя, ребенок может воспроизводить определенные действия.

     Для малышей мир игрушек очень привлекателен. Игрушки способны вызывать эмоциональный отклик у детей, который будет стимулировать их развитие, и активизировать игру. По этой причине, хорошие игрушки должны быть красочными и привлекательными. Они должны вызывать у ребенка интерес, ставить перед ним игровые задачи и побуждать к размышлениям. Как сказал великий русский педагог К.Д. Ушинский: «…дети не любят игрушек неподвижных, оконченных, хорошо отделанных, которых они не могут изменить по своей фантазии…»[1]. Мальчикам намного интересней играть в те машинки, которые могут сами ехать, имеют звуковой сигнал, мигают фарами; в которых открываются двери, капот и багажник. Девочкам интересно играть с куклы, которые можно переодевать в одежду по сезону, причесывать, купать, кормить. В современном мире многие куклы говорят, двигают руками и ногами, открывают глаза и даже повторяют сказанные ребенком фразы.

     По мнению А.С. Макаренко, игрушка-это «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. Её использование  содействует развитию личности ребенка, самостоятельности и расширению кругозора. У детей формируются дружеские взаимоотношения, они учатся согласовывать свои действия и договариваться. Таким образом, как справедливо отмечала Е.А. Флерина, игрушка «учит ребенка жить и действовать».

     Игрушки необходимы каждому ребенку. "Кто в куклы не играет, тот счастья не знает" – гласит русская поговорка. На Руси игрушки имели серьезное значение. С игрушками передавалось по наследству мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно. Смысл народной игрушки - развивать, занять, повеселить, порадовать ребенка[2].

     Взрослые люди еще с давних времен поощряли игры детей в игрушки. Они были уверены, что именно так ребенок учится вести домашнее хозяйство, познает себя и окружающий мир. Первые игрушки вешали над зыбкой. Это были колокольчики, подвески с шумом, пестрые лоскуты, трещотки. А потом ребенок получал мячи, луки, волчки, кубарики, дудки, свистульки, куклы[2]…

     Во все времена дети с развитой фантазией придумывают себе игрушки сами из подручных материалов: неоформленных (бумага, картон, нитки, ткань, шерсть, фольга, пенопласт), полуоформленных (коробки, пробки, катушки, пластмассовые бутылки, пуговицы), природных (шишки, желуди, ветки, солома, глина) [2]. Но современные дети предпочитают покупные игрушки. Приобретая их в магазине не надо подходить к вопросу о детской игрушке с точки зрения того, какая игрушка нравится взрослому человеку, а надо подойти к вопросу об игрушке с точки зрения того, что нравится ребенку и что ему нужно[3].  

     Игрушка-это своеобразная школа воспитания чувств ребенка[2].  Одним из первых на это обратил внимание К.Д. Ушинский: «Дитя искренне привязывается к своим игрушкам, любит их горячо и нежно, и любит в них не красоту их, а те картины воображения, которые само же к ним привязало»[1]. Новая игрушка сердце ребенка завоевывает не сразу. Как быстро ребенок полюбит игрушку зависит от его игр и жизненных ситуаций.

     Больше всего в игрушках нуждаются дети дошкольного возраста. Существуют множество видов игрушек, развивающие определенные способности ребенка. На протяжении многих лет исследований педагоги создали классификацию игрушек по принципу участия их в различных видах игр. На сегодняшний день существуют следующие виды игрушек:

- сюжетные игрушки (куклы, фигурки людей, фигурки животных, автомашины, поезда, самолеты, посуда, мебель и др);

-дидактические игрушки (матрешки, пирамидки, разноцветные шары, бочонки, бирюльки, мозаики, настольные и печатные игры и др);

-игрушки-забавы (смешные фигурки людей и животных);

-спортивные игрушки (волчки, мячи, обручи, велосипеды, самокаты, коньки, ролики, настольный баскетбол, настольный хоккей и др);

-театрализованные игрушки (куклы-марионетки, куклы бибабо, театральные персонажи, сказочные персонажи; также к этим игрушкам относятся костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория и др);

-технические игрушки (машины, транспортные средства, механизмы, игрушечные фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, калейдоскопы, детские швейные машины, детские кассы, детские компьютера и др);

-строительные и конструктивные материалы (различные конструкторы с разными способами соединения деталей, конструкторы нового поколения- «LEGO»);

-игрушки-самоделки (такие игрушки дошкольник создает сам из подручных материалов).

     Каждый вид игрушек способствует развитию определенных способностей у детей дошкольного возраста:

- сюжетные игрушки развивают творчество, расширяют кругозор ребенка и его социальный опыт;

-дидактические игрушки предназначены для умственного и сенсорного развития ребенка;

-игрушки-забавы будят в ребенке заинтересованность, яркие эмоции, развивают чувство юмора, помогают объединить взрослых и детей общим переживанием радости;

-спортивные игрушки способствуют укреплению мышц руки, предплечья, ног, туловища, а также развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики, координации движений, навыков бега, прыжков;

-музыкальные игрушки предназначены для развития музыкального слуха;

- театрализованные игрушки развивают эстетический вкус, речь, воображение и способность воспроизводить действия людей;

-технические игрушки вводят детей в мир техники, знакомят с внешним видом технических предметов, с характерными для них действиями;

-строительные и конструктивные материалы рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство;

-игрушки-самоделки учат ребенка преобразовывать различные материалы в соответствии с поставленной задачей, ребенок испытывает радость при изготовлении игрушки и стремится к созидательной деятельности.

     Для гармоничного развития ребенка дошкольного возраста очень важно подобрать правильные игрушки в соответствии с его возрастом и поставленной педагогической задачей. Основное требование к игрушкам определила Н.К. Крупская: игрушка должна содействовать развитию ребенка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства[3]. Не существует одной единственно важной игрушки для детей дошкольного возраста, т.к на каждом этапе взросления ребенка нужны разные игрушки. Малышу нужны свои игрушки, которые помогут ориентироваться в окружающем мире, будут стимулировать его самостоятельную деятельность, направлять ее в определенное русло. А для старших дошкольников необходимы  игрушки, которые помогают изучать окружающую действительность, стимулируют коллективные игры[2].

     На основе своих исследований педагоги выделяют следующие требования к игрушкам:

-тематика и содержание игрушки, от которых зависят характер  игры, действия, которые ребенок выполняет, его чувства и переживания;

-динамичность, которая побуждает ребенка к разнообразным действиям в игре;

-оформление игрушки, которое вызывает у ребенка эмоциональное отношение и воспитывает художественный вкус;

-гигиена игрушек, от которой зависит здоровье ребенка.

     Выдающийся педагог Е.А.Флерина так сформулировала свои требования к игрушкам: «Игрушка должна расширять кругозор ребенка, увлекать образами современной действительности»[4], «Чем больше возможностей игрушка предоставляет для различных действий, тем она интереснее для ребенка, тем больше ее воспитательные возможности» [4].

     О роли игрушек для гармоничного развития ребенка дошкольного возраста можно говорить бесконечно. Эта тема  интересна и многогранна. Особенно она актуальна в современном мире, где на смену привычным игрушкам приходят электронные гаджеты. Компьютеры, сотовые телефоны, планшеты и другая современная техника вытесняют из детских игр старые добрые игрушки. Современные дети перестают учиться общению и налаживанию контактов друг с другом, что приводит к развитию у них эгоизма, закомплексованности, не умению выражать свои мысли и фантазировать. Они погружены в себя, в виртуальный мир и совершенно оторваны от реальной жизни. Поэтому для того чтобы дети дошкольного возраста развивались гармонично родителям необходимо уделять им больше внимания и учить играть с игрушками, не забывая при этом подбирать их в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями ребенка.

Литература:

  1. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.,1954.-Т.2.-С.476-477
  2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательский центр «Академия», 2000.-С.335-350
  3. Крупская Н.К. Об игрушках для дошколят. – Пед. соч., т. 6, 1937
  4. Флерина Е.А. Игра и игрушка.-М., 1937.-С.20,49

Аннотация к статье «Игрушки как средство гармоничного развития ребенка дошкольного возраста».

     Статья посвящена вопросу о влияние игрушек на гармоничное развитие ребенка дошкольного возраста. В дошкольном возрасте ребенок активно развивается, а т.к. большую часть своего времени он играет, взаимодействуя с игрушками, то они должны быть правильно подобранны в соответствии с возрастом ребенка и его индивидуальными особенностями. В статье подробно рассмотрены виды игрушек, способствующие развитию определенных способностей у детей дошкольного возраста, и основные требования, предъявляемые к выбору игрушек.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижная игра как средство гармоничного развития детей дошкольного возраста

Подвижная игра — незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При про...

Подвижная игра как средство гармоничного развития детей дошкольного возраста

Подвижная игра — незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При про...

Подвижная игра как средство гармоничного развития детей дошкольного возраста

Подвижная игра с правилами — это сознательная двигательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющи...

Влияние современной игрушки на гармоничное развитие ребенка дошкольного возраста.

Статья посвящена вопросу о влияние современных игрушек на гармоничное развитие ребенка дошкольного возраста. В дошкольном возрасте ребенок активно развивается, а т.к. большую часть своего времени он и...

Хороводная игра как средство гармоничного развития ребенка дошкольного возраста

Хороводная игра как средство гармоничного развития ребенка дошкольного возраста...