Влияние современной игрушки на гармоничное развитие ребенка дошкольного возраста.
статья

Гаан Анастасия Викторовна

Статья посвящена вопросу о влияние современных игрушек на гармоничное развитие ребенка дошкольного возраста. В дошкольном возрасте ребенок активно развивается, а т.к. большую часть своего времени он играет, взаимодействуя с игрушками, то они должны быть правильно подобранны в соответствии с возрастом ребенка и его индивидуальными особенностями. В статье подробно рассмотрены виды игрушек, способствующие развитию определенных способностей у детей дошкольного возраста, и основные требования, предъявляемые к выбору игрушек.    

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние современной игрушки на гармоничное развитие ребенка дошкольного возраста.

     Значимым этапом для развития ребёнка является дошкольный возраст.  Именно в этот период формируется характер ребенка, так как он начинает осознавать себя самостоятельной личностью. Дети в дошкольном возрасте развиваются очень быстро, и родителям нужно внимательно наблюдать за ними для того, чтобы заранее выявить какие-то отклонения в развитии.  Родителям значительно легче, когда дети ходят в детский сад, в котором есть опытные воспитатели, способные правильно воспитывать и развивать детей. Но за то, каким вырастет ребенок, будет ли он всесторонне развитым, сможет ли гармонично ощущать себя в окружающем мире, основную ответственность несут родители.

     Для того чтобы воспитать всесторонне развитого ребенка, родители должны обратить внимание на основные составляющие целостности личности:

•Физическое развитие

•Интеллектуальное развитие

•Социальное развитие

•Эмоциональное развитие

•Духовное  или морально-нравственное развитие

Развитию всех составляющих необходимо уделять одинаковое внимание, только при этом условии ребенок будет гармонично развиваться.

     Лучше всего ребенок дошкольного возраста развивается в процессе игры. Игра – особый вид деятельности по тем возможностям, которые она открывает для ребенка [1]. Так как игра является неотъемлемой частью жизни ребенка, то она всегда являлась объектом изучения многих педагогов и психологов, таких как: Аркин Е. А., Крупская Н.К., Ушинский К.Д., Макаренко А.С., Флерина Е.А., Павлова Л.В. и др.

     По определению Эльконина Д.Б., игра представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых людей и, в обобщенной форме, в специально создаваемых игровых условиях, воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними [2, 97].

      Практически все игры не обходятся без использования игрушек. По мнению А.С. Макаренко, игрушка-это «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. Её использование  содействует развитию личности ребенка, самостоятельности и расширению кругозора. У детей формируются дружеские взаимоотношения, они учатся согласовывать свои действия и договариваться.[3] Е.А. Флерина отмечала, что игрушка «учит ребенка жить и действовать».[4] К. Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка - это своеобразная школа воспитания чувств ребёнка. «Дитя искренне привязывается к своим игрушкам, любит их горячо и нежно, и любит в них не красоту, а те картины воображения, которые само же к ним привязало».[5,476]

     Во время игры разные виды игрушек выполняют различные функции. Но главными остаются - развивать, развлекать и воспитывать детей.

     Больше всего в игрушках нуждаются дети дошкольного возраста. На сегодняшний день существуют следующие виды игрушек, развивающие определенные способности ребенка [6]:

- сюжетные игрушки (куклы, фигурки людей, фигурки животных, автомашины, поезда, самолеты, посуда, мебель и др) развивают творчество, расширяют кругозор ребенка и его социальный опыт;

-дидактические игрушки (матрешки, пирамидки, разноцветные шары, бочонки, бирюльки, мозаики, настольные и печатные игры и др) предназначены для умственного и сенсорного развития ребенка;

-игрушки-забавы (смешные фигурки людей и животных) будят в ребенке заинтересованность, яркие эмоции, развивают чувство юмора, помогают объединить взрослых и детей общим переживанием радости;

-спортивные игрушки (волчки, мячи, обручи, велосипеды, самокаты, коньки, ролики, настольный баскетбол, настольный хоккей и др) способствуют укреплению мышц руки, предплечья, ног, туловища, а также развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики, координации движений, навыков бега, прыжков;

-театрализованные игрушки (куклы-марионетки, куклы бибабо, театральные персонажи, сказочные персонажи; также к этим игрушкам относятся костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория и др) развивают эстетический вкус, речь, воображение и способность воспроизводить действия людей;

-технические игрушки (машины, транспортные средства, механизмы, игрушечные фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, калейдоскопы, детские швейные машины, детские кассы, детские компьютера и др) вводят детей в мир техники, знакомят с внешним видом технических предметов, с характерными для них действиями;

-строительные и конструктивные материалы (различные конструкторы с разными способами соединения деталей, конструкторы нового поколения- «LEGO») рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство;

-игрушки-самоделки (такие игрушки дошкольник создает сам из подручных материалов) учат ребенка преобразовывать различные материалы в соответствии с поставленной задачей, ребенок испытывает радость при изготовлении игрушки и стремится к созидательной деятельности.

     Для гармоничного развития ребенка дошкольного возраста очень важно подобрать правильные игрушки в соответствии с его возрастом.

     Основное требование к игрушкам определила Н.К. Крупская: игрушка должна содействовать развитию ребенка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства[7].

     До года лучшая игрушка для развития ребенка - это обыкновенная погремушка. Она необходима для развития органов чувств, восприятия звука, мелкой моторики и побуждает ребенка к самостоятельным действиям. Также необходимы разные фигуры (мячи, кубики)  мягкие, пластмассовые и деревянные. Заслуга этих игрушек в том, что они знакомят ребенка с разными формами и размерами.

     В период с 1 года до 3 лет активно развиваются органы чувств ребенка, поэтому лучше всего выбирать такие игрушки:

  • Музыкальные игрушки для развития слуха;
  • Настольные игры (с простыми правилами) для развития внимания, усидчивости, умения соблюдать правила;
  • Игрушки для игры в песочнице и воде для развития мелкой моторики, познания о размерах, формах и прочих физических свойств;
  • Мягкие игрушки (простые и не большие) для развития воображения.
  • Крупные мячи для развития движений;
  • Сюжетно-образные игрушки (куклы, животные, предметы обихода) помогают лучше познать детям окружающий мир;
  • Дидактические игрушки для сенсорного воспитания и развития речи;
  • Игрушки-забавы для развлечения детей.

     Ребенок в возрасте от 3 до 5 лет осознает себя, как человека. Ему знакомы уже многие вещи и есть необходимость в продолжение развития познания окружающего мира. Для развития познания ребенку необходимы разные фигурки людей, животных, птиц и т.д. с целью знакомства его с моделью поведения не только себя, но и других. Лиса - хитрая,  волк - злой,  заяц - добрый и т.д. В этом возрасте дети любят играть в сюжетно-ролевые игры и, поэтому, им необходимы дополнительные предметы: фуражки, чемоданчики врачей, кассовый аппарат для магазина, флаги, различный строительный материал, из которого малыши создают объемные и сложные постройки. Игры приобретают коллективный характер и поэтому детям можно предлагать комплектные игрушки, которые будут вызывать желание совместно играть.

     Дети в возрасте от 5 до 7 лет становятся активными участниками жизненных процессов. У них уже есть определенные представления об устройстве мира и месте человека в нем, есть опыт общения. У ребят появляется интерес к спортивным играм. Для развития координации, ловкости, точности необходимы  не только крупные, но и небольшие мячи, кегли, городки и др. Дети в этот период очень любят творить, поэтому нужны конструкторы, особенно мальчикам, а девочек можно научить готовить или шить. В этом возрасте необходимо продолжать у детей развитие мелкой моторики и воображения с помощью лепки из пластилина и глины, рисования и т.д. Настольные игры: шашки, шахматы, пазлы, головоломки, мозаики развивают мышление.

     При подборе игрушек в соответствии с возрастом детей необходимо учитывать предъявляемые к ним педагогические требования [6]:

-тематика и содержание игрушки, от которых зависят характер  игры, действия, которые ребенок выполняет, его чувства и переживания;

-динамичность, которая побуждает ребенка к разнообразным действиям в игре;

-оформление игрушки, которое вызывает у ребенка эмоциональное отношение и воспитывает художественный вкус;

-гигиена игрушек, от которой зависит здоровье ребенка.

     Выдающийся педагог Флерина Е.А. так сформулировала свои требования к игрушкам: «Игрушка должна расширять кругозор ребенка, увлекать образами современной действительности»[4], «Чем больше возможностей игрушка предоставляет для различных действий, тем она интереснее для ребенка, тем больше ее воспитательные возможности» [4].

     Игрушка, как предмет детского обихода, должна соответствовать гигиеническим требованиям. Евдокия Тимофеевна Смирнова в своей книге «Гигиенические основы воспитания в дошкольных учреждениях» предъявляет к игрушкам такие гигиенические требования [8]:

  • игрушки не должны иметь острых частей, которые могут нанести травму ребенку;
  • детали игрушек должны быть хорошо зачищены и закреплены;
  • игрушка по весу и размерам должна соответствовать возрасту ребенка, его росту и физическим силам (максимальный вес игрушки (за исключением крупногабаритных и механизированных) - не более 400 г для детей дошкольного возраста);
  • игрушки  не должны быть сделаны из легко бьющегося материала (стеклянные, ломкие, острые и т.д.) они могут поранить, оцарапать, уколоть ребенка;
  • игрушки из плюша, меха, сукна, бумаги, картона невозможно тщательно очистить от пыли и грязи, поэтому они противопоказаны, особенно самым маленьким;
  • резиновые и пластмассовые надувные игрушки бывают снабжены клапаном с пробкой. Пробка должна быть прочно закреплена;
  • игрушки из тканей (плюшевые, меховые, суконные) трудно подвергать тщательной очистке. Мягкую игрушку можно иметь при условии правильного пользования ею;
  • использование движущихся игрушек (тележки, каталки) весьма желательно и целесообразно. Вместе с тем они должны отвечать возрастным требованиям детей данной группы и удовлетворять всем указанным требованиям.

     Взрослым необходимо тщательно подходить к вопросу выбора и приобретения игрушек для того, чтобы не нанести вред своему ребенку. Необходимо помнить, что правильно подобранная игрушка должна соответствовать возрасту ребенка и отвечать  педагогическим и гигиеническим требованиям. Еще большую пользу принесут игрушки, которые предназначены конкретно для мальчиков или девочек.

     Итак, приобретая очередную игрушку для ребенка очень важно учитывать:

  1. Возраст ребенка.
  2. Предпочтения ребенка (если сын играет только в машинки, то ему и надо покупать машинку, а не конструктор, к которому он будет совершенно равнодушен).
  3. Размер игрушки (если ребенок маленький, не нужно покупать игрушку большого размера, т.к. ему будет неудобно с ней играть).
  4. Наличие мелких деталей (если ребенок маленький нельзя покупать игрушки с мелкими деталями, т.к. дети их могут проглотить, засунула в рот, нос или ухо и т.д.).
  5. Качество игрушки (помимо того, что игрушка не должна иметь какой-то брак, она еще должна быть безопасной).
  6. И последний нюанс, который имеет значение в отношении развития ребёнка дошкольного возраста: прежде чем покупать очередную игрушку, нужно задуматься о том, какую пользу она несет для самого ребенка. Ведь, хочется, чтобы помимо интереса, который вызывают, игрушки помогали бы детям еще и гармонично развиваться, становиться всесторонне развитыми личностями, успешно адаптированными в современном мире.

     

Литература:

  1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/Под.ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой.-СПб.:Питер,2014.-464с.
  2. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. - 1996. - №3. - С. 360
  3. Сборник избр. педаг. произведений (2-е изд.) под общ. ред. Г.С.Макаренко. Всесоюзное учебно-педагогическое изд-во Трудрезервиздат, Москва 1951
  4. Флерина Е.А. Игра и игрушка. -М., 1937.-С.20,49
  5. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.,1954.-Т.2.-С.476-477
  6. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательский центр «Академия», 2000.-С.335-350
  7. Крупская Н.К. Об игрушках для дошколят. – Пед. соч., т. 6, 1937
  8. Смирнова Е.Т. Гигиенические основы воспитания в дошкольных учреждениях. - М: Просвещение, 1973


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль изобразительного искусства в гармоничном развитии ребенка дошкольного возраста

Занятия изобразительной деятельностью – это важное средство развития личности дошкольника. В изобразительной деятельности ярко проявляется активность личности и, прежде всего, активность познавательно...

Влияние подвижных игр на гармоничное развитие детей дошкольного возраста

Игра — основной вид деятельности ребенка вплоть до младшего школьного возраста, это жизнь ребенка, его восприятие действительности, его эмоции, его главная работа. В игре ребенок отражает реальность, ...

Роль сказки в гармоничном развитии ребенка дошкольного возраста

Особенности развития речевого творчества ребенка в дошкольном возрасте, основные способы приобщения детей к сказке....

Гармоничное развитие ребенка дошкольного возраста.

Данный материал знакомит родителей как воспитать здоровую, воспитанную личность. Консультация должна помочь взрослым  в  вопросах режима и гигиены детей. Так же этот материал может быть испо...

Игрушки как средство гармоничного развития ребенка дошкольного возраста

   Статья посвящена вопросу о влияние игрушек на гармоничное развитие ребенка дошкольного возраста. В дошкольном возрасте ребенок активно развивается, а т.к. большую часть своег...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ. Тема: "Современные подходы к использованию элементов метода мозжечковой стимуляции как условие гармоничного развития ребенка дошкольного возраста, в том числе и с особыми образовательными потребностями"

Описаны теоретические основы системно организованного метода мозжечковой стимуляции с применением специального балансировочного комплекса «Learning Breakthrough Kit» (Balametrics)....