Проект "Мы будущие первоклассники"
проект (подготовительная группа)

Костюк Наталья Витальевна

В психологии внутренняя позиция школьника  является возрастной формой самоопределения в старшем дошкольном возрасте. Внутренняя позиция – это совокупность всех отношений нашего ребенка к действительности, сложившаяся в определенную систему. Она формируется в процессе жизни и воспитания. Эта новая позиция должна быть принята и осмыслена самим ребенком и отражена в обретении новых смыслов, связанных с учебной деятельностью и новой системой школьных отношений. Внутренняя позиция выступает центральным компонентом структуры психологической готовности к школе, определяя динамику освоения ребенком действительности школьной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_my_buduyushchie_pervoklassniki.docx725.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта: "Мы - будущие первоклассники"

 Участники проекта: Воспитатели, дети подготовительной группы, родители, музыкальный руководитель.

 Тип проекта:  информационный, познавательный.

 Продолжительность проекта: Долгосрочный (январь – май)

Проблема,  её актуальность:  

Ребенок поступает в школу. Это серьезный этап в жизни каждого ребенка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Большинство будущих первоклассников хотят идти в школу, но у них складывается определённое представление, которое можно сформулировать примерно так: настоящий школьник – это счастливый обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает руку и получает оценки. Причём «оценка» и «пятёрка» для будущего первоклассника почти одно и то же. Ребёнок уверен, что будет хорошим учеником, т.к. видел, что мама купила для него всё необходимое к школе.

Подобные детские надежды таят в себе большую опасность: ребёнок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.  Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт. И здесь значительную роль играет информация о школе и способ её подачи родителями и воспитателями ДОУ.

В литературе по данной проблеме ряд авторов подчёркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе как условия успешного обучения в дальнейшем. Да и практика сегодня нацелена преимущественно на интеллектуальную подготовку детей к школе, мало внимания уделяется формированию внутренней позиции школьника. 

В психологии внутренняя позиция школьника  является возрастной формой самоопределения в старшем дошкольном возрасте. Внутренняя позиция – это совокупность всех отношений нашего ребенка к действительности, сложившаяся в определенную систему. Она формируется в процессе жизни и воспитания. Эта новая позиция должна быть принята и осмыслена самим ребенком и отражена в обретении новых смыслов, связанных с учебной деятельностью и новой системой школьных отношений. Внутренняя позиция выступает центральным компонентом структуры психологической готовности к школе, определяя динамику освоения ребенком действительности школьной жизни.

Цель:

Повысить интерес к школе и сформировать у детей старшего дошкольного возраста положительное отношение к предстоящему обучению, подготовить к принятию новой социальной позиции «школьника», повысить грамотность и компетенцию родителей по вопросу подготовки детей к школе.

Задачи:

  • Формирование у детей правильного представления о школе;
  • Способствование развитию интереса к школе и учебным навыкам;
  • Формирование личностной готовности детей к школе, «внутреннюю позицию
  • школьника»
  • Развитие компетенций будущих первоклассников (социально-коммуникативной, информационной, технологической) ;
  • Проведение педагогического просвещения родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению;
  • Тренировка положительной школьной учебной мотивации;
  • Предупреждение и снятие тревожности и страха перед школой;
  • Ознакомление родителей с основами психологии ребенка старшего дошкольного возраста и с методами и приемами позитивного настроя детей на «школьную позицию».

Предполагаемые результаты проекта:

  • Сформированная «внутренняя позиция школьника» у детей подготовительной к школе группы;
  • Снижение тревожности и у детей и у родителей;
  • Изменение мотивации детей к школьному обучению;
  • Повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе;
  • Методические подборки занятий для детей, консультаций для родителей, художественной литературы школьной тематики.

Предполагаемые продукты проекта:

  • Оформление альбомов «Скоро в школу», «Моё представление о школе»
  • Папки - передвижки и рекомендации родителям по теме «Ваш ребенок будущий первоклассник»
  • Круглый стол «Навстречу к школе»
  • Выставка детских рисунков на школьную тематику
  • Разработки занятий, бесед
  • Оформление папки «Будущий первоклассник»
  • Оформление выставки «Мама с папой тоже были первоклашками»
  • Создание мини-библиотеки «Школьные учебники»
  • Картотека песен, пословиц, загадок на школьную тематику.
  • Картотека игр на формирование мотивационной готовности к обучению в школе

Этапы реализации проекта

1 Этап. Подготовительный

  • Изучение психолого-педагогическую литературу по проблеме проекта
  • Подбор диагностического инструментария
  • Создание развивающей предметно-пространственной среды
  • Диагностика уровня сформированности внутренней позиции школьника
  • Анкетирование родителей по вопросу подготовки детей к школе
  • Изучение анализ полученных результатов, выводы

II этап. Деятельностный

Образовательная область

Социально - коммуникативное развитие

  • Беседа «Школа»; «Скоро в школу»; «Зачем мне нужно учиться в школе»; «Чем школа отличается от детского сада», «Режим дня будущего первоклассника»
  • Ситуация «Опоздание в школу», Ситуация «Родители не пришли встречать»
  • Рассматривание сюжетных картин о школе
  • Рассматривание иллюстраций на тему «Распорядок дня школьника»
  • Конструирование «Моя школа» (из лего)
  • Игры на формирование мотивационной готовности к обучению в школе:

Игра"Собери портфель в школу"; Игра "Урок - перемена"; Игра "Тихо - громко"; Игра "Копилка первоклассника"; Игра "Я хочу в школу, потому что..."; Игра "Что лежит в портфеле?"; Игра "Смешарики идут в школу"  (настольная игра); Игра "Подскажи Незнайке правила поведения в школе"; Игра "Логические пары"; Игра "Замочная скважина"; Игра "Закончи предложение" (с карточками); Игра "Найди школьные предметы";

Игра "Помоги животным найти дорогу в школу"; Игра "Непослушные ученики"; Игра "Пятерки"; Игра "Кто первым придет в школу"; Игра "Зеваки"; Игра "Запоминай-ка"; Игра "Собери хорошие оценки"; Игра "Назови картинки"; Игра "Я  знаю пять названий..."

Сюжетно-ролевая игра "Школа" ("Школа зверей"); "Магазин школьных принадлежностей"; "Библиотека"

Художественно - эстетическое развитие

  • Чтение художественной литературы: Л.Воронковой «Подружки идут в школу»; Л.Н. Толстой «Филлипок»; Осеева «Волшебное слово»; «Почему?»; А. Барто «В школу»; Б. Заходер «Перемена»
  • Рисование «Школа»; «Моя будущая учительница»; «Умные клеточки»
  • Конструирование: «Закладки для книг»
  • Прослушивание песен про школу «Чему учат в школе»; «Если б не было  школ»; «Учиться надо весело»; «Теперь я первоклашка»; «Не повторяется такое никогда»; «Здравствуй первый класс»;
  • Заучивание песен на выпускной бал «Мы уходим в школу»; «Учат в школе»; «Воспитатель»
  • Репетиция танцев на выпускной бал «Девчонки и мальчишки»; «Это все она»; «Подружки»; «Ромашковое поле»
  • Репетиция сценки на выпускной бал «Мальвина и Буратино»; «Три девицы»

Речевое развитие

  • Составление рассказа на тему «Для чего нужен звонок»; Для чего нужно идти в школу»
  • Заучивание пословиц, загадок о школе
  • Творческое рассказывание «Что я знаю о школе ?»
  • Заучивание стихотворений на выпускной бал

Физическое развитие

  • Пальчиковые игры «В школу»; «Карандаш»
  • Игра – эстафета «Собери портфель»

Познавательное развитие

  • Просмотр мультипликационных фильмов: Просмотр м/ф «Чебурашка идет в школу»; «Вовка в тридесятом царстве»; «В стране невыученных уроков»
  • Настольно-печатные игры «Математические пазлы»; «Делу время»; «Реши пример, запиши ответ»; «»Реши задачу»; «Вставь пропущенную цифру», «Лабиринт»; «Засели домики»; «Нарисуй по клеточкам»; «Ориентировка»
  • Проблемные ситуации: «Школьная форма»; «Мне трудно!»; «Переменка»; «Я хочу играть! »
  • Экскурсия в школу
  • Посещение школьной библиотеки
  • ООД «Знакомство с лесной школой»

III этап. Завершающий

  • Выпускной бал
  • Подведение итогов проекта. Презентация проекта
  • Распространение опыта работы в среде коллег и в интернет ресурсах

Работа с родителями

  • Анкетирование родителей «Готов ли ваш ребёнок идти в школу?»;

«По вопросам подготовки ребенка к обучению в школе»

  • Беседы родителей с детьми: «Моя любимая школа», «Как я учился», «Что было интересного в моей школе».
  • Круглый стол «Навстречу к школе»
  • Папки – передвижки «Готов ли ваш ребенок к школе»; «Скоро в школу»; «Возрастные особенности детей подготовитель ной к школе группы (6-7 лет)»
  • Индивидуальные беседы с родителями по готовности детей к школе.
  • Родительское собрание совместно с будущим классным руководителем.
  • Совместное рисование родителей и детей «Моё представление о школе» для создания альбома
  • Оформление фотовыставки «Мама с папой тоже были первоклашками»
  • Помощь родителей в создании мини-библиотеки «Школьные учебники»
  • Разучивание с родителями танец «Коротышки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клуб будущих первоклассников Консультация Тема: «Что нужно знать родителям будущих первоклассников».

Часто родители прибывают в некотором заблуждении по поводу подготовленности их детей к школьному обучению. Заблуждение это заключается в родительской уверенности в том, что ребёнок считается подготовл...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Портрет будущего первоклассника».

Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособ...

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников. ...

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Какой должна быть речь будущего первоклассника?»

Консультация для родителей будущих первоклассников «Какой должна быть речь будущего первоклассника?»КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ РЕЧЬ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА?...

Консультация для родителей "Будущий первоклассник" Памятка для родителей будущего первоклассника

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей  наблюдается  отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...