Конспект НОД по образовательной области «Познание» в старшей группе по теме: Произведение М.Ю. Лермонтова «Парус».
план-конспект занятия (старшая группа)

Седашова Валентина Геннадиевна

Цель:  - освоение поэтического наследия М.Ю. Лермонтова;

 - создание благоприятных условий развития творческого потенциала каждого ребенка.

Задачи: Образовательные: - Знакомство с годами жизни и творчеством выдающегося русского поэта М. Ю. Лермонтова.

- Совершенствовать умение выразительно декламировать стихи через стихи М. Ю. Лермонтова.

- Автоматизация правильного произведения и дифференциация всех поставленных ранее звуков.

- Учить создавать из бумаги парус. Самостоятельно комбинируя, освоенные приемы силуэтной и реальной аппликации.

Развивающие: - Развитие и творческих способностей детей на поэтических произведениях М. Ю. Лермонтова, имеющих подлинную художественную ценность с помощью различных видов творческой деятельности.

- Развивать общие речевые навыки, просодическую сторону речи, речевой слух.

- Развивать композиционные умения (размещать парусник  «в море» по всему листу бумаги).

- Развивать воображение, любознательность.

Воспитательная: -  Воспитание эмоционально – ценностного отношения к поэтическому искусству своего народа;

- Воспитание у детей интерес к творческому процессу, чувство самореализации и востребованности в обществе;

- Воспитывать активность, аккуратность, самостоятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx27.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  НОД по образовательной области «Познание» в старшей группе по теме: Произведение М.Ю. Лермонтова «Парус».

Форма совместной деятельности: интегрированное занятие.

Форма организации: групповое.

Цель:  - освоение поэтического наследия М.Ю. Лермонтова; 

 - создание благоприятных условий развития творческого потенциала каждого ребенка.

Задачи: Образовательные: - Знакомство с годами жизни и творчеством выдающегося русского поэта М. Ю. Лермонтова.

- Совершенствовать умение выразительно декламировать стихи через стихи М. Ю. Лермонтова.

- Автоматизация правильного произведения и дифференциация всех поставленных ранее звуков.

- Учить создавать из бумаги парус. Самостоятельно комбинируя, освоенные приемы силуэтной и реальной аппликации.

Развивающие: - Развитие и творческих способностей детей на поэтических произведениях М. Ю. Лермонтова, имеющих подлинную художественную ценность с помощью различных видов творческой деятельности.

- Развивать общие речевые навыки, просодическую сторону речи, речевой слух.

- Развивать композиционные умения (размещать парусник  «в море» по всему листу бумаги).

- Развивать воображение, любознательность.

Воспитательная: -  Воспитание эмоционально – ценностного отношения к поэтическому искусству своего народа;

- Воспитание у детей интерес к творческому процессу, чувство самореализации и востребованности в обществе;

- Воспитывать активность, аккуратность, самостоятельность.

Предварительная работа:  - беседы о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова, рассматривание иллюстраций и фотографий;

- Чтение произведений М. Ю. Лермонтова;

- Разучивание стихов М. Ю. Лермонтова: «Парус».

Оборудование и материал: портрет М.Ю. Лермонтова (в детские годы и взрослого) иллюстрации и фотографии, отражающие жизнь и творчество поэта, иллюстрации картин М.Ю. Лермонтова «Воспоминание о Кавказе»,  «Парус».

Раздаточный материал: Листы бумаги разного формата и цвета, клей, ножницы, салфетки матерчатые, коробочки для обрезков.

Достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС:

- Ребенок воспринимает и понимает произведения искусства;

- Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.

- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.

- У ребенка развита крупная и мелкая моторика.

Ход занятия:

      15 октября вся страна отмечала   день рождения М. Ю. Лермонтова он  великий русский поэт, драматург, художник и офицер. Родился поэт в Москве  1814 года. 

          Главным воспитателем маленького Миши была его бабушка — Елизавета Алексеевна Арсеньева. Она так любила своего внука, что основала новое село и назвала его в честь Миши – Михайловским. Маленький поэт рос болезненным ребенком и бабушка, энергичная и настойчивая, употребляла все усилия, чтобы дать ему всё, на что только может претендовать продолжатель рода Лермонтовых.

    Папа  Миши,  Юрий Петрович не принял участия в воспитании сына, только когда Миша  начал учиться в университетском благородном пансионе в возрасте 12 лет  только тогда начал с ним общаться.

     Мамы у поэта не стало, когда малышу еще не исполнилось и 3 года, но он хорошо запомнил колыбельные песни, которые она ему пела. Лермонтов вспоминал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал, ее не могу вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать».    В то время у маленьких детей из богатых семей были не только няни, а были еще и гувернеры. Они учили иностранным языкам и приличному поведению дома, в обществе. У Михаила Юрьевича Лермонтова тоже был гувернер. Его звали Жан Капе, и он был французом. Жан Капе говорил с маленьким Лермонтовым по-французски, няня – по-немецки, и маленький Лермонтов свободно разговаривал на этих языках с раннего детства. Еще он, конечно, научился латыни, английскому и читал любимые книги на тех языках, на которых они и были написаны.    Мальчиком десяти лет бабушка повезла его в горы на Кавказ, на отдых;

впечатления от природы Кавказа, жизни горцев, кавказский фольклор легли в основу многих произведений Лермонтова. Он даже начал писать картины. В основном это были прекрасные пейзажи Кавказа. (показ картин)

    В возрасте 18 лет Лермонтов поступает в школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров в Санкт-Петербурге. Он решает стать военным. Чему его бабушка была очень рада. Из школы он вышел корнетом лейб-гвардии гусарского полка.    Именно с Кавказом связана трагедия, которая настигла поэта, когда ему было всего 27 лет. Это дом в Пятигорске, где Лермонтов прожил последние 2 месяца своей жизни.

       Михаил Юрьевич погиб на дуэли, на которую его вызвал бывший друг. Он посчитал, что Лермонтов оскорбил его при встрече, а ему это не понравилось. При чем Поэт даже не собирался целиться в противника, а просто выстрелил в воздух. Но его противник выстрелил в Лермонтова в упор.  Памятник в Пятигорске, воздвигнутый на месте гибели поэта. Во многих городах нашей страны стоят монументы и памятники Михаилу Юрьевичу Лермонтову. В Тарханах, где он вырос, в Кисловодске, в Санкт-Петербурге, где он учился, в Пятигорске, где он погиб.

 И конечно же в Москве, где родился великий поэт. Этот памятник расположен недалеко от того места, где родился Михаил Юрьевич Лермонтов.

    Когда Лермонтов уезжает в Петербург и однажды, бродя по берегу Финского залива, он пишет стихотворение «Парус» Образы бури, моря и паруса характерны для ранней лирики Лермонтова, где свобода поэтически связывается с одиночеством, мятежными стихиями.

«Парус»

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!...
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?...
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит...
Увы, - он счастья не ищет
И не от счастья бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

После чтения стихотворения М. Ю. Лермонтова исполняется музыкальная композиция по мотивам стихотворения "Белеет парус…" 

Воспитатель: Дети, какое это стихотворение?  Дети: Грустное.

Воспитатель:  Почему вы так думаете?  Дети: Потому что Парусник одинокий.

Воспитатель: - А откуда приплыл парус?   Дети: с моря

Воспитатель: - Многие из вас уже были на море с родителями и могут рассказать какое бывает море?

Дети: – синее, голубое, зеленое, большое и т. д.

Воспитатель: - А если на море поднимается сильный ветер, что начнётся

Дети: начинается шторм

Воспитатель: - А как вы думаете, дети, если поднимается ветер, что происходит с парусами?

Дети: гнется и скрипит и они наполняются ветром, поднимаются и корабль движется вперед.

Воспитатель: - Правильно, они наполняются ветром, поднимаются и корабль движется вперед.

Воспитатель:  - Предлагаю вам «стать ветром» и попытаться «надуть парус».

Физкультминутка с элементами дыхательной гимнастики

Воспитатель: - Сначала мы попробуем «наполнить ветром наши паруса».

(Раздаем детям «паруса» - листы белой бумаги формат А5).

Воспитатель: - Берем наши «паруса» с двух сторон за короткий край.

Набираем носом по больше воздуха, и дуем сначала тихонько на «парус».

– Высоко ли поднялся наш парус?

 Дети:  - низко

Воспитатель: - Теперь снова набираем воздух носом и дуем ртом сильно.

– Как теперь поднят наш парус?

Дети:  - высоко

Воспитатель:  – Высоко то высоко. Вы молодцы, но наш корабль уплывет так не далеко.

- Видите, как быстро наш парус опустился вниз?

Воспитатель: - Теперь мы с вами наберем еще больше воздуха в наши животики и будем дуть как можно дольше на наш парус. У кого листочек дольше не опустится вниз, тот станет отважным капитаном нашего парусника. (Дети аплодисментами поздравляют капитанов). 

Воспитатель:  - Ребята,  а давайте с вами сделать парус?

Дети:  Да, давайте.

Воспитатель:  - Сейчас мы сядем за столы, и я научу вас, как выполнить аппликацию так, что бы ваши  паруса у ваших караблей  действительно были наполнены ветром, а море вздымало свои волны. (Воспитатель поэтапно показывает и дети вместе с воспитателем поэтапно выполняют работу. Тем, кто испытывает сложности, воспитатель может немного помочь).

Воспитатель: - Итак, ребята,  что мы научились сегодня делать на нашем занятии?

Дети:  Парусник

Воспитатель: Правильно ребята парусник.  - Что вы запомнили с нашего занятия?

Дети:  ответы детей

Воспитатель: а давайте мы с вами повторим стихотворение про парусник.

                    - А кто написал это стихотворение

Дети:  М.Ю. Лермонтова

Самостоятельная работа детей. Выставка готовых композиций, обсуждение особенностей работ, выделяются наиболее эффектные и аккуратные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Познание» в старшей группе по теме «Путешествие в страну математики».

Конспект составлен с использованием технологий развивающего обучения. С внедрением элементов технологии ТРИЗ.Тема: «Путешествие в страну математики». Цель. Систематизация математическ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область «Познание» в старшей группе детского сада тема "Игра-путешествие в страну Математики"

Программное содержание:1.     закрепить прямой счет до 10, умение правильно применять знаки “=”, “? ”, “> ”, “< ”, “+ ”;2.     устанавливать соответ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области «Познание» в старшей группе По теме: «Театры и музеи Москвы»

Управление  общего   образования    Администрации Ртищевского Муниципального района Саратовской областиМуниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский с...

Организация непосредственно-образовательной деятельности в области «Познание» в старшей группе по теме "Воздушный Океан"

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подвод...

Конспект непосредственно образовательной деятельности (Образовательная область «Познание») В старшей группе по теме: «В поисках зайчонка Кирюши. Изучение свойств магнита»

Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита....

Конспект открытого занятия образовательная область "Познание" в старшей группе на тему: "Удивительный мир камней"

Цель занятия: познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами, вместе с детьми классифицировать камни по признакам, развивать визуальную, мышечную память, глазомер, логическое мышление, ...

Конспект ООД по образовательной области «Познание» в старшей группе. Тема: «Наш любимый город Раменское»

Цель: развитие познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста в результате получения информации о  городе Раменское....