Значение подвижной игры в эстетическом воспитании дошкольников
занимательные факты (младшая группа)

Трифонова Илонна Александровна

Проведение подвижных игр создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе игры формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения, воспитывается понимание простоты и изящества движений. Все это помогает воспитанию эстетических чувств, вкусов представлений, способствует проявлению положительных эмоций, жизнерадостности, оптимизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_mart_2021g.docx17.12 КБ

Предварительный просмотр:

Значение подвижной игры в эстетическом воспитании дошкольников  

Воспитатель:

                               Трифонова Илонна Александровна.

06.03.2021г.

 

        Изучение современной психолого-педагогической литературы убедительно доказывает взаимосвязь между движениями, жестом, мимикой и состоянием психики, мыслями и чувствами человека.

       Древние греки высоко ценили грациозность движения. По их мнению, движения, не имеющие иного источника, кроме чувственной природы, при всей их произвольности, относятся только к природе, которая сама по себе никогда не возвысится до грации. Грациозность, самовыражение в движении они относят к прекрасным проявлениям души. В произвольных движениях, где имеет место грация, там движущим началом является душа и в ней заключается причина красоты движения. По мнению древнегреческих философов, грация, красота не дана природой, а создается самим человеком. Ф.Шиллер писал, что техничными, красивыми, грациозными, выразительными движения человека становятся лишь благодаря мысли. Известный русский актер М.Чехов доказал, что выразительный жест оказывает влияние на культуру мышления. Предлагая идти от движения к мысли, М.Чехов формирует связь между движением и словом, движением и эмоциями .Человек, многократно проделывающий одно и то же волевое и выразительное движение, получает в результате также соответствующую эмоцию.

       Проведение подвижных игр создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе игры формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения, воспитывается понимание простоты и изящества движений. Все это помогает воспитанию эстетических чувств, вкусов представлений, способствует проявлению положительных эмоций, жизнерадостности, оптимизма.

       Эстетическое наслаждение доставляется творчеством, красотой телосложения, красотой движений, стройностью фигуры, отличной осанкой.   Эстетическое воспитание включает в себя все стороны духовной жизни формирующейся личности, позволяет также правильно понимать и оценивать прекрасное, стремится к нему.

     Человек с развитым эстетическим вкусом, как правило, стремится создавать эстетические ценности, осуществляя эстетическую деятельность, которая в различных формах широко представлена в физической культуре и спорте. Связь подвижной игры и эстетического воспитания основана на единстве их цели – формировании человека.  Из содержания эстетического отношения к действительности вытекают общие задачи эстетического воспитания:

     1. Воспитание эстетических потребностей, сознательного стремления к прекрасному.

     2. Воспитание эстетического восприятия и чувства, способности воспринимать и переживать прекрасное. Эстетическое восприятие эта своеобразный вид "живого созерцания" действительности. Оно требует установления   чувственного контакта с предметами и явлениями, окружающего мира.

      3. Восприятие эстетических понятий, вкусов, оценок и суждений, способности не только воспринимать, и оценивать и понимать прекрасное. Эстетический вкус предлагает и развитие способности создавать прекрасное.

      4. Восприятие эстетических идеалов, правильного понимания и активного стремления к тому образу современной жизни и современного человека, который является характерным для нашего общества.

      5. Развитие творческих эстетических способностей в различных видах деятельности.

      Эстетическое воспитание призвано формировать у людей эстетические потребности. При этом, важно не только сформировать способности наслаждаться, понимать красоту в ее многообразных проявлениях, но и главным образом воспитать способность воплотить ее в реальных действиях и поступках. Подвижная игра представляют широкие возможности для этого.

В провидении подвижных игр воспитатель, педагог должны быть вооружены знаниями, должны глубоко разбираться в законах прекрасного, знать особенности эстетического воспитания и чувства, испытываемого человеком в процессе спортивной деятельности.

      К средствам эстетического воспитания в процессе двигательной деятельности в подвижных играх относятся:

-          праздники, выступления;

-          природные и гигиенические условия;

-          обстановка на занятиях использования музыки и произведений искусства.

Эстетическое воспитание в процессе подвижных игр характеризуется следующими методами:

-          эмоционально – выразительное объяснение, образное слово;

-          технически совершенный и эмоционально -  выразительный показ упражнения, который вызывает чувство восхищения;

-          вдохновляющий пример в действиях и поступках;

-          практическое приучение к творческим проявлениям красоты.

      С детских лет следует приучать ребёнка к чистоте и аккуратности одежды, соблюдению чистоты, красоты и уюта в помещении. Всё, что окружает ребёнка, воспитывает эстетический вкус. Важное воспитывающее значение имеет красота мест спортивных занятий, площадок, которые создают большое эстетическое впечатление.

       Праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей — все это важные факторы эстетического воспитания. Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений. Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада. Если воспитатель хорошо знает детей, их интересы, индивидуальные особенности, он умеет каждый день пребывания детей в детском саду сделать для них радостным и содержательным. Праздник несет радость всем детям. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок принимал в нем посильное участие.

       При проведении подвижных игр значительное внимание следует уделять комплексному подходу в проведении игры. С этой целью детям читают художественную литературу, просматривают и обсуждают с ними мультфильмы, диафильмы, рассматривают картины, осуществляют наблюдение за окружающей природой, проводят беседы и используют другие методические формы подведения детей к осознанию сюжета и задач игр.

       В игре красота движущегося человеческого тела должна достигнуть кульминации. В наиболее развитых формах игры движения ребенка насыщены ритмом и гармонией — благородными дарами эстетического восприятия, которые доступны только ему.

        Плавность, изящество движений, приобретенные при обучении физическим упражнениям, играют важную роль в творческом проявлении ребенка в подвижной игре. Наслаждение в подвижной игре достигается за счет полного раскрытия личности ребенка. Все органы тела могут быть упруги, развиты и тренированы. Чувства обострены для впечатлений, мощь и выносливость мускулов может быть увеличена. Чувственная восприимчивость может быть развита для более полного ощущения тела и происходящего в нем преобразования. Моторный контроль может быть усовершенствован до такой степени, что результатом будет достижение пластичности, красоты, грациозности движения, улучшения координации и сноровки физического совершенства.

       Чрезвычайно важна атмосфера добра, радости, веселья в игре. Малыш испытывает радость от самих движений, подражания птицам и животным: летает, как птичка; прыгает, как зайчик, бегает, как лошадка. Поэтому во время игры слышится смех, веселые восклицания, и в основе игрового процесса заключается уже простейшая исполнительская активность ребенка, начальная попытка воплощения в игровой образ.

      Для успешного проведения подвижной игры большое значение имеет ознакомление детей с ее содержанием, игровыми действиями персонажей и правилами.

      Учитывая особенности детей младшего возраста, педагог продумывает приемы общения с воспитанниками, наиболее содействующие возникновению у них эмоциональной заинтересованности при восприятии содержания, нетерпеливого желания действовать. Он намечает игровые приемы, включающие некоторую сюрпризность, неожиданность, уместные для начала и в процессе всей игровой деятельности; краткий эмоционально-образный рассказ сюжета игры, уточняющий наглядно-образно ее ситуацию, характеристику и действия игровых персонажей; создает варианты игры для использования при повторении. В них, сохраняя основу сюжета игры, педагог вводит новые персонажи, действия, изменяет ситуацию. Воспитатель ведет игру, поясняя происходящее, изменяя интонацию в соответствии с сюжетом, направляет деятельность детей. Руководя игровой деятельностью ребенка, педагог поощряет малейшее проявление самостоятельности, следит за образным выполнением движений, за тем, чтобы дети по возможности двигались выразительно, действовали в соответствии с сигналом. Заканчивая игру, воспитатель, выводит детей из игровой ситуации.

       Таким образом, связь подвижной игры и эстетического воспитания основана на единстве их цели – формирования человека. Подвижные игры содержат в себе значительный эстетический потенциал. В подвижных играх необходимо ориентировать детей на понимание и восприятие прекрасного как важной структурной основы в целостном процессе гармоничного развития личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры как средство воспитания дошкольников .

Подвижные игры как средство воспитания дошкольников  ....

Консультация для родителей "Русские народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников"

Консультация для родителей поможет осознать им важность воспитания у детей активности, сноровки, инициативы с пощью русских народных подвижных игр....

"Русские народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольника"(консультация для родителей).

Консультация для родителей в ДОУ по физической культуре "Русские на родные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников"....

Статья. Русские народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников.

В статье раскрыто значение народных подвижных игр в развитии дошкольников....

Дидактическая игра в эстетическом воспитании дошкольников

роль дидактической игры в эстетическом воспитании дошкольников....

Значение подвижных игр для физического воспитания дошкольников

Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих посткпках, поведении животных; пополняют словарный запас; совершенствуют психические пр...

Консультация для родителей "Значение музыки в художественно-эстетическом воспитании дошкольников".

Консультация для родителей "Значение музыки в художественно-эстетическом воспитании дошкольников"...