Семинар-практикум для педагогов: "Создание условий психологического комфорта пребывания ребенка в детском саду"
план-конспект занятия

Оксана Николаевна Леошкина

Цель мероприятия: повысить педагогическую и психологическую компетентность педагогов в вопросах создания условий комфортного пребывания ребенка в группе детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                          Семинар-практикум для педагогов ДОУ

Тема: «Создание условий психологического комфорта пребывания ребенка в детском саду»

Цель: повысить педагогическую и психологическую компетентность педагогов в вопросах создания условий комфортного пребывания ребенка в группе детского сада.

Задачи:

  • познакомить педагогов с составляющей психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе;
  • способствовать эффективному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;
  • научить способам коррекции у детей психоэмоционального напряжения, способности управлять собственными эмоциями.

Семинар-практикум проводится в рамках недели психологии «Психологическое здоровье», с соблюдение всех санитарных норм.

Участники: педагоги ДОУ

Количество: 16 человек

Дата: 27.01.2021 г.

Предварительная работа:

- разработка конспекта мероприятия;

- разработка буклета для педагогов: «Рекомендации по созданию условий  

   психологического комфорта пребывания ребенка в детском саду»;

- разработка теста: «Какой я педагог», «Стиль педагогического общения»;

- разработка презентации: «Создание условий психологического комфорта пребывания

 ребенка в детском саду».

Ход мероприятия:

1. Вступительное слово педагога-психолога: Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим о создание психологического комфорта в группах детского сада.

            Почему столь важно сохранять психическое и психологическое здоровье детей?

         Наша жизнь отличается высокой эмоциональной загруженностью и стрессонасыщеностью.   Отрицательно окрашенные психологические состояния повышают конфликтность с детьми, снижают эффективность воспитания, способствуют возникновению негативных черт в характере, тем самым разрушая психологическое здоровье.

2. Презентация: «Проблема психологического здоровья на современном этапе.»

(слайд 1). Чаще всего педагоги и родители по поводу их понимания термина «здоровье» говорят о стабильности физического самочувствия. Но, по сути, здоровье – это совокупность нескольких составляющих.

(слайд 2). Известный врач-психотерапевт Элизабет Кюблер-Росс выдвинула такую идею: здоровье человека можно представить в виде круга, состоящих из 4 квадратов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного. К сожалению, многие из нас достаточно поздно начинают понимать важность не только физического, но ещё и эмоционального здоровья, как самого себя, так и по отношению к ребёнку.

Почему столь важно сохранять эмоциональное (психическое, психологическое) здоровье детей?

Последствия психологического дискомфорта для ребёнка (слайд 3):

- появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности;

            - переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда

              ребёнок, получивший психологическую травму, заболевает физически;

- проявление психологических травм, полученных в детском возрасте, в более

  зрелом возрастном периоде в виде психологической защиты – позиция избегания,

  проявление агрессивных поведенческих реакций.

Вопросы о психологическом комфорте и психическом здоровье должны быть обращены, прежде всего, к педагогам, так как большую часть времени дети находятся в детском саду.

3. Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребенка.

Атмосфера в группе детского сада определяется (слайд 4,5):

  • Отношения между воспитателями и детьми;
  • Отношения между самими детьми;
  • Отношения между воспитателем и родителями;
  • Отношения между воспитателями.

(слайд 6). Создание положительной атмосферы в группе прежде всего зависит от воспитателя, его взаимоотношения с детьми.

Стиль общения воспитателя с ребенком, родителями, коллегами должен быть доброжелательным.

          Самочувствие ребенка в группе: удовлетворенность существующими взаимоотношениями в группе, степень участия в совместной деятельности, защищенность, внутреннее спокойствие, переживание чувства «мы» - все это можно определить, как эмоциональное благополучие.

    Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств личности, доброжелательного отношения к другим людям.

4. Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт в группе.

       Большое влияние на благоприятную атмосферу в группе оказывает стиль педагогического общения воспитателя с детьми и родителями.

Основные стили педагогического общения педагога с детьми:

(слайд 7).  Авторитарный стиль- директивное общение. Педагог выполняет руководящие. Организаторские функции, а дети только исполнители. Они обязаны внимательно слушать, наблюдать, запоминать, выполнять, отвечать. Воспитатель не замечает, что несамостоятельность детей, безынициативность – следствие его авторитарных тенденций к гиперопеки.

    Воспитателю недостает уважения и доверия к личности растущего человека. Он живет по принципу «Доверяй, но проверяй», ориентируется на доминирование, командование во всех ситуациях общения, ожидает беспрекословного послушания и повиновения. Желание для него мало что значит. Явно преобладает формальный подход к воспитанию. При организации работы в группе не учитывает отношений между детьми. Не любит и не умеет признавать свои ошибки. Услышать от него «Извините, я был неправ» почти невозможно.

     В любом случае он пытается замаскировать свои ошибки. В обращении к детям звучит частое: «Иванов, не крутись!», «Иванов сколько можно повторять?» Воспитатель этого типа низко оценивает возможности и способности детей, и в его оценочных высказываниях преобладают замечания, порицания.  

     Педагог-авторитар прямо и публично указывает ребенку на его ошибки, недостатки поведения.  Для него характерны жесткие педагогические установки.

(слайд 8). Либеральный (попустительский) стиль. Либеральный педагог уходит от прямого руководства детским коллективом, отсюда и безынициативность, недостаточно развития ответственность, пускание дел на самотек, такой воспитатель переоценивает возможности детей, выполнение своих требований не проверяет, находится полностью во власти желаний детей, в связи с этим часто ситуативен, непоследователен в принимаемых решениях и действиях.  Недостаточно решителен в трудных ситуациях. Не боится признавать свои ошибки, но допускает их очень часто.

     Воспитатель-либерал –человек настроения. Если он в хорошем настроении, у него преобладает положительные оценки, если в плохом – усиливаются негативные оценки. Не обращает внимание на необходимость косвенных замечаний и порицаний.

(слайд 9). Демократический стиль. Воспитатель-демократ учитывает особенности возраста детей и оптимально делит функции между собой и детьми. Появляется максимум требований к детям и максимум уважения к ним. Испытывает явную потребность в обратной связи от детей в  том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности. При организации работы воспитатель-демократ учитывает и изучает межличностные взаимоотношения. Умеет признавать допущенные ошибки, несмотря на то что это трудно.

     В оценки такого педагога больше положительных, нежели отрицательных реплик. Предпочитает более плодотворный разговор с ребенком наедине. Примером косвенного замечания могут быть замечания взглядом. Педагогические установки носят динамический характер, то есть меняются в зависимости от обстоятельств.

5. Тест для педагогов: «Стиль педагогического общения» (приложение 1)

Цель: определить стиль педагогического общения педагога с детьми в группе детского сада. 

Давайте мы с вами узнаем, какой стиль педагогического общения подходит к нашим педагогам, я вам раздам анкеты, вы их заполните. В конце мы посчитаем баллы и получим результат.

    Из всего выше сказанного можно сделать вывод: наиболее эффективным и оптимальным является демократический стиль общения, он наиболее благоприятен в воспитательном воздействии и в полной мере служит формированию у детей и окружающих людей сознательной дисциплины, творческого отношения к делу и формирования активной жизненной позиции.

      Именно правильно выбранный стиль общения педагога с детьми поможет создать ребенку благоприятный психологический комфорт в группе.

      Социально-психологическая культура воспитателя предполагает наличие у него определенных педагогических взглядов и убеждений, установки на эмоционально-положительное отношение к ребенку, независимо от личностных качеств и целый комплекс коммуникативных навыков и умений, необходимых воспитателю для педагогического общения.

      Это значит, что воспитатель должен иметь не только систему профессиональных знаний, но и знаний о закономерностях общения в педагогическом коллективе и в детской группе, в работе с родителями.

            Именно от нас-педагогов-зависит во многом сохранение психологического здоровья детей, а для этого необходимо очень бережно относиться к своему собственному психологическому состоянию.

Огромная роль при этом принадлежит личности педагога, его культурному уровню, интеллектуальному и личностному потенциалу.

     «Личность может воспитать только личность!»

Итак, на первый план выдвигается личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком и демократический стиль общения с ним. 

                                              Практическая часть

6. Эмоциональное благополучия педагога как условие положительного эмоционального состояния детей. Комплекс упражнений для снятия эмоционального напряжения у педагогов.

Прежде чем перейти к рекомендациям по созданию психологического комфорта в группах детского сада, хотелось бы уделить особое внимание психологическому комфорту педагогов. Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо устраивать себе психологический душ, который поможет ему снимать излишнее эмоциональное напряжение.

Психолог проводит комплекс упражнений, которые способствуют повышению энергетического потенциала.

6.1. Упражнение «Разогревки - самооценки»

  • если вы считаете, что ваше эмоциональное состояние помогает общению с окружающими, похлопайте в ладоши;
  • если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль внешних проявлений эмоций, дотроньтесь до кончика носа;
  • если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза;
  • если вы не можете удержаться от спора, когда люди не согласны с вами, топните ногой;
  • если вы выражаете гнев тем, что стучите кулаком по столу - подмигните;
  • если вы можете удивить знакомых неординарным поступком, помашите рукой;                                                                                                       
  • если вы входя в незнакомую комнату и знакомясь с кем –то, мгновенно ощущаете неприязнь или расположение, прикройте рот рукой;
  • если вы считаете, что не всегда получаете то хорошее, что заслуживаете, кивните головой;
  • если вы верите в то, что эмоции ваших воспитанников зависят от того эмоциональны ли вы, поморгайте.

6.2. Комплекс упражнений, которые способствуют повышению энергетического потенциала.

  • Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом – левым, повторить: «Я очень собой горжусь, я на многое гожусь».
  • Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично».
  • Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче».
  • Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуты в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего».
  • Положив на лоб левую ладонь, затем правую, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь удача».
  • Руки на бедрах. Делая наклоны туловищем вперед – назад, повторить: «Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен, и я прекрасна».

  • Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «И  все у меня получается».

7. Рекомендации «Создание условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду»

(слайд 10). Для создания условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду необходимо:

- Принимать каждого ребёнка таким, какой он есть.

  Помните: плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и родители.

- В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей,

   включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.

- Быть затейником и участником детских игр и забав.

- В затруднительных для ребёнка ситуациях ориентироваться на его возрастные и

  индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ними, а не делать что-либо

   вместо него.

- Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за

   поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.

-(слайд 11).  Помните: ребёнок нам не чего недолжен. Это мы должны ребёнку

  помочь стать более самостоятельным ответственным.

- Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже

   если ваши намерения благонравны.

- Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведёт к

   пассивности и низкой самооценке у воспитанников.

- Тихий, застенчивый ребёнок также нуждается вашей профессиональной помощи,

   как и отъявленный драчун.

(слайд 12). В каждой группе детского сада создаётся психологически комфортная среда для детей. Создание такой среды включает в себя:

  • организацию зоны для психологической разгрузки;
  • обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;
  • обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции; 
  • обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр;
  • повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;
  • обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

Также очень важный элемент психологической комфортности детей в группе это – (слайд 13). Психологические речевые настройки

Цель речевых настроек – создание в группе положительного эмоционального

фона, атмосферы доброжелательности и защищенности.

Основное предназначение – создание хорошего настроения.

Они могут проводиться утром, после зарядки, дети и воспитатель становятся в круг, держась за руки. При произнесении речевых настроек голос воспитателя полностью должен соответствовать тому, что он говорит, то есть голосом и мимикой должны передаваться доброжелательность и радость встречи и т.д.

Примерные речевые настройки, которые должны показать детям, что им рады, настраивать на доброжелательные отношения с взрослыми и другими детьми.

8. Упражнение «Речевой настрой»

Ход упражнения: психолог предлагаем педагогам зачитать карточки с речевым настроем:

1. Сегодня я рада видеть вас в детском саду, в нашей группе! Этот день мы проведем все вместе. Пусть этот день принесет радость. Давайте постараемся радовать друг друга.

2. Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у нас у всех сохранилось до самого вечера. А для этого мы все должны чаще улыбаться, не обижать друг друга и не драться. Будем радоваться друг другу.

3. Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашей группе тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться друг другу.

9. Диагностический инструментарий для воспитателей по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребёнка. Психолог знакомит педагогов с методиками по оценке психологического климата и эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада. Данные методики лежат на столах для изучения педагогами. (приложение 2).

10. Анализ «Атмосфера в моей группе».

Педагогам предлагается проанализировать групповую ситуацию с использованием следующей схемы.

Обстановка в группе.

1.Какая атмосфера в моей группе?

2.Почему я так думаю?

3.Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю, как положительные?

4.Какие аспекты в моей группе я оцениваю, отрицательные?

Взаимоотношения между воспитателем и ребенком.

1.С кем из детей у меня хороший контакт?

2.Чем это объясняется?

3.С кем из детей у меня не такие хорошие отношения?

4.Чем это можно объяснить?

Взаимоотношения между детьми.

1.Между какими детьми существуют хорошие отношения?

2.Чем это вызвано?

3.Какие дети часто ссорятся между собой?

4.Почему это происходит?

5.Каких детей часто обижают?

6.Почему это происходит?

11. Тест: «Какой я воспитатель» (приложение 3)

 12. Рефлексия. Подведение итогов.

Давайте подведём итог семинара.

Что вы узнали нового о себе?

Какие чувства вы испытали после проделанных упражнений для снятия напряжения?

Как вы создаёте психологический комфорт в группах, поделитесь своим опытом?

               

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»».

В наших руках возможность создать в детском саду такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Создание психологического комфорта в группах детского сада»

Слайд 2

Здоровье Эмоциональное Интеллектуальное Физическое Духовное

Слайд 3

Последствия психологического дискомфорта: Появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности; Соматические расстройства; Психологические травмы в детстве, психологическая защита в зрелом возрасте: позиция избегания, проявления агрессивных поведенческих реакций.

Слайд 4

Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребенка.

Слайд 5

Атмосфера в группе детского сада определяется: Отношениями между воспитателем и детьми; Отношениями между самими детьми.

Слайд 6

Отношениями между воспитателями; Отношениями между воспитателем и родителями.

Слайд 7

Создание положительной атмосферы в группе прежде всего зависит от воспитателя, его взаимоотношения с детьми. Стиль общения воспитателя с ребенком, родителями, коллегами должен быть доброжелательным. Самочувствие ребенка в группе: удовлетворенность существующими взаимоотношениями в группе, степень участия в совместной деятельности, защищенность, внутреннее спокойствие, переживание чувства «мы» - все это можно определить, как эмоциональное благополучие. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств личности, доброжелательного отношения к другим людям.

Слайд 8

Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт в группе. Большое влияние на благоприятную атмосферу в группе оказывает стиль педагогического общения воспитателя с детьми и родителями.

Слайд 9

Основные стили педагогического общения педагога с детьми :

Слайд 10

Авторитарный стиль Педагог – руководитель, организатор; дети – исполнители (несамостоятельные, безынициативные) Принцип педагога: «Доверяй, но проверяй» (недостает уважения, доверия к личности ребенка); Ожидание беспрекословного послушания, повиновения; Не учитывает отношения между детьми; Не признает ошибки; Низко оценивает возможности детей; Публично указывает ребенку на его ошибки, недостатки поведения.

Слайд 11

Либеральный стиль (попустительский) Педагог безынициативен, недостаточно ответственен; Переоценивает возможности детей; Выполнение своих требований не проверяет; Нерешителен; Во власти детей; Не учитывает взаимоотношения в группе; Человек настроения.

Слайд 12

Демократический стиль Педагог учитывает особенности возраста детей, оптимально делит функции между собой и детьми; Изучает и учитывает межличностные взаимоотношения; Проявляет максимум требований, максимум уважения; Испытывает потребность в обратной связи от детей; Умеет признавать ошибки; Предпочитает плодотворный разговор с ребенком наедине.

Слайд 13

Для создания условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду необходимо: Принимать каждого ребёнка таким, какой он есть. Опираться на добровольную помощь детей. Быть затейником и участником детских игр и забав. В затруднительных для ребенка ситуациях ориентироваться на возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ним. Привлекать родителей к образовательному процессу.

Слайд 14

Помнить: Ребенок вам ничего не должен. Добиваться соблюдения от ребенка социальных норм и правил с учетом его состояния и интересов. Не навязывать своих правил и требований. Меньше запретов и требований. Тихий, застенчивый ребенок также нуждается в помощи, как и отъявленный драчун.

Слайд 15

Психологически комфортная среда: организацию зоны для психологической разгрузки; обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме; обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции; обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр; повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей; обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

Слайд 16

Психологические речевые настройки: Цель настроек – создание в группе положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности и защищенности. Предназначение – установки на хорошее настроение.

Слайд 17

«Речевые настройки» «Сегодня я рада видеть вас в детском саду, в нашей группе! Этот день мы проведем все вместе. Пусть этот день принесет радость. Давайте постараемся радовать друг друга.» «Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у нас у всех сохранилось до самого вечера. А для этого мы все должны чаще улыбаться, не обижать друг друга и не драться. Будем радоваться друг другу.» «Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашей группе тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться друг другу.»

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: Игровые упражнения на обеспечение психологической комфортности пребывания ребенка в детском саду

Даны упражнения на обеспечение положительного эмоционального фона , коммуникативных способностей....

Консультация для педагогов "Создание условий для комфортного самочувствия ребенка в детском саду"

Кем станет малыш во взрослой жизни? Все зависит от взрослых, которые поведут его за руку из одной среды в другую....

Буклет_«Создание условий психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду»

Психологические речевые настройки для создания в группе положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности и защищенности....

Создание психологического комфорта для детей в детском саду

Обеспечение психологического комфорта детей в ДОУ - одна из важнейших задач педагогического коллектива. От этого во многом зависит результативность педагогической деятельности, сформированность ...

Консультация для воспитателей ДОУ "Психологический комфорт детей в группе детского сада"

Консультация с элементами тренинга для воспитателей ДОУ «Психологический комфорт детей в группе детского сада»Задачи:1. Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфо...

Режим дня-как основа психологического комфорта прибывания ребёнка в детском саду

Соблюдение режима дня имеет большое значение в жизни любого человека. Если для взрослого это залог хорошего самочувствия и результативности работы, то для ребенка-важно еусловие развития и адаптации к...