Планирование образовательной деятельности с участием родителей "Круг идей для чижей"
методическая разработка

Криворученко Татьяна Васильевна

Согласно требованиям ФЗ РФ "Об образовании" и ФГОС ДО усиливается роль родителей в образовательном процессе. Возникла необходимость поиска новых форм взаимодействия с семьями. Это послужило созданию и внедрению в моей работе пособия "Круг идей для чижей", целью которого является вовлечение родителей в совместное планирование образовательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krug_idey.docx28.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Планирование образовательной деятельности с участием родителей «Круг идей для чижей»

Актуальность: В деле воспитания детей ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга. И обеспечить полноценное воспитание ребёнка, посещающего детский сад, в отдельности не может ни один из них. Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также ответственности педагогов и родителей нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов: ФЗ РФ «Об образовании», ФГОС ДО и других. Очевидным становится необходимость их педагогического взаимодействия.

Согласно требованиям ФГОС ДО (пункт 3). «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования»

-необходимо создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

-обеспечить поддержку родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

- наладить взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Таким образом, новые требования усиливают роль родителей в образовательном процессе.

        Для нас, педагогов, вовлечение родителей в совместное планирование   стало новым направлением в работе с родителями. Возникли следующие вопросы:

-Как его организовать?

-Какова степень участия родителей?

- Какие инициативы родителей могут быть востребованы?

Набрав детей в младшую группу из двух ясельных, мы увидели, что объединенный коллектив родителей не имеет пока общей цели, направленной на совместное решение воспитательных и образовательных задач. Каждый интересовался только тем, как его ребёнок спал, ел, не обижал ли кто его и только потом успехами и результатами сына или дочери.

Нужны были новые формы взаимодействия с семьями. Можно было, конечно, пригласить родителей на детский совет, принять их предложения о том, как запустить тематический проект, как лучше и интереснее провести итоговое мероприятие. Но в условиях пандемии это невозможно.

Это послужило созданию пособия «Круг идей для чижей»

Целью пособия является вовлечение родителей в планирование образовательной деятельности через внедрение формы совместного планирования «Круг идей для чижей». 

 Задачи пособия:

- создать условия для развития партнерских отношений во взаимодействии всех участников воспитательно-образовательной деятельности в условиях ФГОС ДО;

 - привлекать внимание родительского сообщества к совместному планированию исходя из детских интересов и инициатив;

-раскрыть творческий потенциал семей воспитанников.

Ежедневно в повседневной жизни нам приходится слышать множество детских вопросов, исходя из которых мы можем планировать свою деятельность с детьми. Это является эффективным средством подготовки и мотивации детей на предстоящую деятельность, позволяет детям рассуждать о том, что их интересует, тревожит и занимает. Сначала мы фиксировали вопросы в уголке детских вопросов и сами искали ответы. Но потом поняли, что к этой работе можно и нужно привлечь родителей, полноправных участников педагогического процесса.

 Мы стали искать форму, которая помогла бы нам объединить сообщества родителей, детей и педагогов с целью планирования.  Вскоре проблема была решена - в свою работу мы внедрили «Круг идей для чижей», т.к. наша группа носит название «Чижики».

 За основу мы взяли круг, разделенный на 19 секторов (по количеству семей). В каждом секторе разместили герб семьи, изготовленный родителями заранее. ГербЫ отсканировали, уменьшили в размере и поместили в специальные кармашки. В центре круга расположили прозрачный кармашек для детских вопросов: «Нам это интересно», которые фиксируем из своих наблюдений за воспитанниками, или же помещаем вопросы, которые дети задали своим родителям.

В начале учебного года мы познакомили родителей с этой формой работы, призвав их к активному участию. Разместить круг решили в приемной, где все желающие могли ознакомиться, узнать об интересах своего ребенка и внести свои предложения.

Как только лист детских интересов появляется в кармашке, каждая семья знакомится с ним и записывает на стикере, какой вклад они могут внести, чтобы удовлетворить общие запросы детей. Например, ребенок заинтересовался, зачем нужно спать? Ивановы записали - принесем энциклопедию, к ним присоединились Сидоровы. Бобровы отметили, что нарисуют рисунок к потешке «Вот и люди спят…», Волковы – рисунок, как мама укладывает дочку спать.  А вот к вопросу: почему по утрам всегда каша? Денисовы записали, что принесут колосья пшеницы, Муравьевы-найдут стихи и загадки о пользе пшенной каши, Сидоровы-изготовят книжку-малышку о каше, Селезневы-нарисуют газету. Приятной неожиданностью для нас стало то, что одна мамочка, не найдя материала о льяной каше, сочинила сама стихотворение и выучила его со своей дочкой.

В кармашке будут и другие темы, другие запросы. Каждая семья сможет хотя бы к одному детскому вопросу предложить свою помощь.

Меняется содержание кармашка в зависимости от количества детских вопросов. Но удобнее по три-четыре, чтобы и педагогам, и родителям было время подготовиться, подобрать материал.

Вовлечение родителей пока происходит с трудом, но в каждой группе есть активисты, на которых можно положиться. Необходимо постоянно привлекать их внимание, т.к. устная просьба- не всегда запоминается, а вот когда человек написал сам - приходится выполнять. По поводу мотивации могу сказать, что ничто так не мотивирует родителей, как имена собственных детей в кармашке вопросов.

Таким образом, родители с одной стороны принимают участие в планировании образовательной деятельности (они сами предложили сделать книжку-малышку, может, и остальные к ним присоединятся), а с другой стороны, создается общность - родители объединяют свои усилия для решения образовательных задач. Это может быть и материальная помощь (принесут коробки для строительства самолета), интеллектуальная (покажут мастер-класс, как делать самолет).

В пятницу вечером родители читают, какие вопросы дети задавали. Удивляются, восхищаются, включаются в детский замысел и добавляют что-то свое. Этот процесс вначале для них такой непонятный, потом, надеемся, вовлечет все больше и больше.

Хочется отметить индивидуализацию личности ребенка благодаря нашему пособию. С самого начала дети рассматривали «Круг идей», искали и находили свой герб, рассказывали о том, что на нем изображено. Учитывая детскую гордость за своих родителей, дух соперничества, мы решили каждое участие семьи в планировании отмечать «зернышком». А в конце года отметить самых активных и творческих родителей - собрать «урожай».

Совместное планирование, общая деятельность по его реализации дают родителям полную картину происходящего в группе, будят их интерес и фантазию, мотивируют на включенность в образовательную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с участием детей второй младшей группы на тему «Рассказывание сказки «Теремок» с использованием мультимедийных средств в рамках образовательной области «Коммуникация»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с участием детей второй младшей группы на тему: "Рассказывание сказки "Теремок" с использованием мультимедйных средств в рамках образовательной об...

Мастер-класс для воспитателей «Участие детей в планировании образовательной деятельности посредством использования визуальных карточек»

Участие детей в планировании образовательной деятельности посредством использования визуальных карточек....

Перспективное планирование кружковой деятельности дополнительного образования "СУНДУЧОК ИДЕЙ"

В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребёнка с природой и культурой, трудом и искусством. Работа с бросовым материалом помогает развивать фантазию, воображение, р...

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по теме :Зимним деньком в гости к леснику идем

Задачи:-Формировать обобщенные представления о зиме, как времени года, приспособленности растений к изменениям в природе, о взаимосвязи явлений природы-Актуализировать знания детей о правилах безопасн...

Описание практики "Планирование образовательной деятельности, основанное на участии детей с ОВЗ"

В основе детского планирования в группах компенсирующей направленности лежит визуальное расписание, так как для развития и обучения детей с ОВЗ принцип наглядности является одним из основных....