Статья "Дистанционное взаимодействие с родителями: новый формат партнерских отношений детского сада и семьи".
статья

Плющикова Дарья Юрьевна

В данной статье представлены способы взаимодействия с родителями посредством интернет-технологий; описаны преимущества и недостатки разных способов общения, в том числе  с помощью мессенджеров, сайта детского сада и сайта педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дистанционное взаимодействие с родителями: новый формат партнерских

                               отношений детского сада и семьи.

Плющикова Дарья Юрьевна

Воспитатель, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №198 Центрального района Волгограда»,

г. Волгоград.

Электронный адрес: daschapl1988@bk.ru

Аннотация:  В данной статье представлены способы взаимодействия с родителями посредством интернет-технологий; описаны преимущества и недостатки разных способов общения, в том числе  с помощью мессенджеров, сайта детского сада и сайта педагога

Ключевые слова: образование, дистанционное взаимодействие, консультации, сайт, обратная связь.

     

           Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Существует необходимость нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь дошкольного образовательного учреждения.  

            Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями в качестве одной из ключевых задач деятельности дошкольного учреждения на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается одним из самых актуальных [4].

        Цель данной статьи: поделиться опытом работы по взаимодействию педагогов детского сада с семьями воспитанников, используя инновационные формы.

       По мнению специалистов, (Н. Е. Щуркова, Ф.П. Черноусова, Т.А. Стефановская), на сегодняшний день целесообразно рассматривать дифференцированный подход ко всем формам взаимодействия детского сада с родителями. Педагогам нужно стараться не навязывать всем родителям стандартные формы взаимодействия, а ориентироваться на особенности семейного воспитания, потребности, запросы родителей, терпеливо приобщая их к делам группы и детского сада.

       В мире современных интернет-технологий появляются новые формы взаимодействия с родителями воспитанников.

       На сегодня одними из востребованных являются дистанционные формы сотрудничества с семьей. Они значительно расширяют возможности эффективного общения с родителями и оказания им помощи в вопросах развития и воспитания детей.

       Дистанционное образование детей – образование на расстоянии, без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми, посредством информационно-коммуникативных технологий, которое дает возможность самостоятельной работы родителей и их детей по усвоению образовательных программ [8].

        Технология дистанционного образования не только не противоречит современным тенденциям развития образования, но и наиболее приемлема в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, актуальна в данный период и доступна всем педагогам ДОУ.

         Ценность дистанционного образования дошкольников заключается в том, что детям и родителям в доступной форме предлагается учебный материал, и, находясь дома, они вместе изучают и выполняют задания педагогов. Основная цель заданий – закрепление пройденного материала в процессе выполнения творческого задания.

        Дистанционные формы имеют преимущества и заключаются в следующем: минимизация времени доступа к информации; возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы; рост объема информации; оперативное получение информации родителями и обратная связь [2].

      Существуют и некоторые недостатки дистанционного обучения детей дошкольного возраста:

1.Максимальное участие родителей. В том случае, если родители не имеют возможность посвящать процессу обучения ребенка достаточного времени, то уровень усвоения им знаний будет крайне низкий. Сам ребенок зачастую не имеет необходимых навыков самоорганизации и усидчивости. Не исключены моменты затруднений, где необходима помощь взрослого.                                                          

2.Нет авторитета воспитателя. Многие дети воспринимают предмет именно так, как его воспринимает и преподносит воспитатель. К тому же воспитатель не только дает знания, но и формирует отношение к окружающим людям и миру.

3.Не все имеют возможность получения дистанционного обучения, в силу сложных материальных условий, так как необходимо дорогостоящее оборудование (компьютер или ноутбук, интернет).

4.Отсутствие общения со сверстниками. Дети не имеют возможности получить необходимые навыки коммуникации в обществе, а также они не социализируются в обществе. В последующем им сложнее выстраивать отношения в коллективе, заводить новые знакомства, у них нет друзей.

5.В виду особенностей дистанционного обучения, детям приходится много времени проводить за компьютером [6].

        Представим те формы, которые мы используем в своей работе. Это персональный сайт педагога, сайт ДОУ, группы в социальных сетях и мессенджерах, видео занятия на Ютуб канале.

        Одной из форм дистанционного взаимодействия родителей и педагогов является сайт детского сада. На нем отражена вся административная и правовая информация сада (устав, лицензия, правила приема, список сотрудников, расписание работы, объявления по текущим вопросам, фотоотчеты о жизни сада и т. д.). Кроме того, сайт содержит информацию для родителей по вопросам воспитания и образования ребенка. Обновляемая информация на сайте привлекает к саду повышенное внимание родителей, способствует созданию открытого пространства взаимодействия специалистов и родителей [1]. 

        На сайте нашего детского сада от воспитателей каждой возрастной группы родителям предложены рекомендации.

Приведем пример рекомендаций для воспитанников старшей группы:

 Чтение: С.Я.Маршак «Сказка об умном мышонке», В.Г.Сутеев «Под грибом», К.И Чуковский «Краденое солнце», К.И. Чуковский «Цыпленок», К.Чуковского «Федорино горе». «Телефон», английская народная сказка в обработке С.Михалкова «Три поросенка», Украинская народная сказка «Колосок».  

Мультфильмы: «Ежик и Медвежонок», «Кот Леопольд», «Крокодил Гена и Чебурашка», «38 попугаев», «Царевна-Лягушка», «По щучьему велению», «Паровозик из Ромашкова», «По дороге с облаками», «Кошкин дом», «Федорино горе».

Дидактические игры:

  1. «Кто может совершать эти действия?» Цель игры: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.
  2. «Лови да бросай – цвета называй».

Цель игры: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей. 

  1.  «Кому что нужно для работы?» Цель игры: расширять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании), необходимых для работы людям разных профессий и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.
  2.  «Что изменилось?».

       Игра предназначена для детей от пяти лет, играть могут не менее двух игроков. Цель игры: развивать произвольное внимание и кратковременную память; воспитывать честность.

  1.  «Назови одним словом».

Цель: формировать умение находить обобщающие слова.

Взрослый просит назвать слова, которые объединяют предложенные слова.

1.  суп, каша, гуляш, кисель;

2.  лошадь, корова, овца, свинья;

3.  курица, гусь, утка, индейка;

4.  волк, лиса, медведь, заяц;

5.  капуста, картофель, лук, свекла;

6.  пальто, шарф, куртка, костюм;

7.  туфли, сапоги, кроссовки, босоножки;

8.  шапка, кепка, тюбетейка, берет;

9.  липа, береза, ель, сосна;

10.зеленый, синий, красный, желтый;

11.шар, куб, ромб, квадрат;

12.телевизор, утюг, пылесос, холодильник;

13.автомобиль, трактор, трамвай, автобус.

            Персональный сайт педагога – это не только визитная карточка педагога, которая дает возможность продемонстрировать свои достижения, поделиться опытом с коллегами, но и полезная информация для родителей, практические материалы, консультации для занятий детьми дома, фотоотчеты.

        Необходимо помнить, что на своем сайте педагог представляет не только самого себя, но и дошкольную организацию, в которой работает. Поэтому информация здесь должна отражать исключительно профессиональную деятельность педагога, его личностные качества и достижения в работе.

         Работая над созданием сайта, ты сам выступаешь не только в роли администратора, пользователя, но и роли независимого эксперта, желая наполнить сайт интересным содержанием, поднять его на должный уровень.

         Создание сайта позволяет презентовать свой педагогический опыт большой аудитории коллег, повысить уровень ИКТ – компетенции [3].

         

          Наиболее известными и востребованными являются группы в социальных сетях и мессенджерах. Рассмотрим наиболее востребованные среди родителей социальные сети в «ВКонтакте» и «Одноклассники». Группа может быть, как открытой, так и закрытой. Взаимоотношения между родителями и педагогами может основываться на обмене информации, совместной работе: размещение фотографий с событиями группы, с детьми в различных видах деятельности; размещение видеозаписей с утренников и т.д.; публикация результатов творческой деятельности детей; размещение рекомендаций по воспитанию и обучению детей в виде ссылок на психолого – педагогическую литературу и педагогические сайты

[5].

          На странице группы родителям дается возможность обсудить те или иные вопросы, касающиеся жизни группы, не только с педагогами, но также и между собой. Такое неформальное общение сближает родителей, педагогов, дает возможность выслушать мнение родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы, улучшает обратную связь, которая дает возможность высказать свои предложения, пожелания, несогласие по тем или иным вопросам.

           Эти и другие формы будут мотивировать родителей на участие в совместных обсуждениях вопросов, комментировать различный материал. А это уже новый уровень работы с родителями, которые заинтересованы в содержании воспитательного и образовательного процессов своего ребенка [4].

          Мобильные мессенджеры используются для обмена короткими сообщениями, напоминаниями о сроках или договоренностях, а также с целью группового обсуждения и скорейшего достижения единого мнения по актуальным

вопросам жизни нашей группы. Наиболее активно дистанционное общение проявляется в мессенджере Viber, так как он наиболее доступен, известен всем участникам.

           Популярными являются и видео занятия на Ютуб канале. Во время самоизоляции образовательный процесс не стоит на месте. Воспитатели нашего детского сада записали видео занятия для разных возрастных групп на Ютуб канале «Розовый слон». Были представлены занятия по окружающему миру, рисованию, физической культуре, музыке и др.

          Также продолжалась работа воспитателя с детьми над проектами: составление рекомендаций для родителей, составление видеопрезентаций, коллажей на основе присланных родителями рисунков и видео роликов.

          Просматривать видео ребенку гораздо интереснее, чем слушать сказку, рассматривать иллюстрации. В условиях роста инноваций в сфере информационных технологий дети могут вместе со своими родителями посмотреть занятие в любое время при помощи своих сотовых телефонов, не говоря уже о компьютерах, ноутбуках и планшетах.

           Просматривая видеоролики, восприятие информации у детей намного возрастает. Видео занятия помогают дать ребенку не только готовый тщательно отобранный материал, но и развивать интеллектуальные, познавательные и творческие способности, познакомить с миром природы, закрепить представления о себе, семье и обществе [1].

       Жизнь показала, что для того, чтобы «не выпадать» из образовательного процесса педагог должен иметь арсенал деятельности не только в режиме офлайн, но и онлайн.  Таким образом, дистанционное общение можно рассматривать как многофункциональный инструмент взаимодействия «педагог-ребенок», «педагог-родитель», «педагог-педагог».

           Опыт использования дистанционного образования в ДОУ, безусловно, невелик и требует доработок. Однако хочется верить, что опыт такого взаимодействия не останется невостребованным после окончания режима самоизоляции и поможет в работе с детьми, которые по каким-либо причинам не могут посещать детский сад [2].

                                           

                                                         Ссылки на источники

  1. Гатовская, Д. А. Видеоурок — новый метод обучения / Д. А. Гатовская.// Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 126-127.
  2. Даниллина Т. А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей //Дошкольное воспитание. 2000. — № 1.
  3. Лобанок Т.С. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. - М.: «Белый Ветер», 2011.
  4. Селезнёва О.В, Петухова М. Г. Использование сайта группы во взаимодействии педагога группы с родителями воспитанников // Вестник науки и образования. — 2018.-№ 11(47). — с.69–71.
  5. Петухова, М. Г. Сайт группы ДОУ как инструмент дистанционного взаимодействия с родителями воспитанников в режиме самоизоляции / М. Г. Петухова. // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 601-603.
  6.   Петухова М. Г., Селезнёва О. В. Взаимодействие детского сада и семьи на современном этапе: проблемы и пути решения// Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 13(33).
  7.  Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе. – М., 2004.

8.   Щуркова Н.Е. Классное руководство. М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование партнерских взаимоотношений детского сада и семьи.

Даны рекомендации по взаимоотношению детского сада и семьи в соответствии с ФГОС. Приведены примеры нетрадиционных форм работы с родителями....

Семинар- практикум с родителями "Организация двигательной активности в детском саду и семье"

Методическая разработка родительского собрания по двигательной активности детей....

Партнерские отношения детского сада и семьи – составляющая успеха образовательного процесса ДОО.

Партнёрские отношения педагогов доо и семьи - составляющая успеха развития ребёнка....

Творческая лаборатория для родителей "Азы духовной жизни в детском саду и семье"

Конспект творческой лаборатории для родителей в старшей группе на тему: "Азы духовной жизни в детском саду и семье"...

Дистанционные формы взаимодействия с родителями: новый формат как новые возможности

В материале раскрываются дистанционные формы работы с родителями посредством мессенджера WhatsApp. Данный опыт реализован на базе МАДОУ "ЦРР д/с №1 "Жар-птица"...

Проект «Семейные мастерские как средство формирования традиционных семейных ценностей и укрепления партнерских взаимоотношений детского сада и семьи"

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что технология Семейных мастерских - это широкое использование различных форм, методов и технологий работы с семьей с целью формирования се...

Обобщение опыта "Дистанционные формы взаимодействия с родителями: новый формат, как новые возможности"

В материале представлен опыт дистанционного взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников по разным направлениям воспитательно-образовательной деятельности....


 

Комментарии

Карева Ольга Николаевна

Очень интересная статья. Спасибо!