Проект «Семейные мастерские как средство формирования традиционных семейных ценностей и укрепления партнерских взаимоотношений детского сада и семьи"
проект

Нищакова Елена Владимировна

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что технология Семейных мастерских - это широкое использование различных форм, методов и технологий работы с семьей с целью формирования семейных ценностей, традиций, психологической поддержки семей.

Актуальность и перспективность разработки данного проекта обусловлена современными требованиями, указанными в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и в законе «Об образовании Российской Федерации», заключающимися в важности развития личности воспитанника и в необходимости включения родителей в образовательный процесс, как полноценных его участников. В период вынужденной изоляции и в условиях ограничения проведения массовых совместных мероприятий в образовательных учреждениях данный проект реализуется в онлайн-формате.

Предметом проектирования является создание системы психосоциальной поддержки воспитанников и их семей.

В связи с этим перед педагогами была поставлена цель - подбор и разработка таких форм, методов и приемов работы с семьями воспитанников, которые бы позволили обеспечить повышение социально-педагогической культуры родителей в вопросах воспитания и образования детей, преемственность и взаимодополняемость в семейном и внесемейном образовании детей.

Вид проекта: долгосрочный.

Участники проекта: педагоги, родители воспитанников, воспитанники групп компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи 5-7 лет.

Планируемые результаты:

- повышение активности и заинтересованности родителей (законных представителей) в жизни детского сада;

- повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах развития, воспитания, образования детей, и укрепление семейных ценностей и традиций;

- повышение уровня развития способностей детей в различных видах деятельности, который проявляется через развитие самостоятельности, расширение способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками, целенаправленность действий, проявление творческой активности, расширении словаря, развитии мелкой и крупной моторики, укреплении здоровья, выносливости, развитии физических качеств, проявление интереса и готовности к выполнению поисковой деятельности;

- повышение творческой активности, профессиональной компетентности педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект «Семейные мастерские"24.52 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Семейные мастерские как средство формирования традиционных семейных ценностей и укрепления партнерских взаимоотношений детского сада и семьи»

Актуальность и перспективность разработки данного проекта обусловлена существенными изменениями, происходящими в системе образования, современными требованиями, указанными в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и в законе «Об образовании Российской Федерации».

Изменившиеся цели образовательной деятельности, направленные на развитие личности воспитанника и включение семьи в образовательный процесс, влекут за собой изменения в формах и методах воспитания и обучения. Отсюда вытекает создание качественно новой системы дошкольного образования, в которой ведущим является системно-деятельностный подход, раскрывающий для нас технологией Семейных мастерских, объединившей в себе метод педагогических мастерских (французских мастерских) используемый во многих странах мира, и такую форму работы с семьями, как семейная гостиная.

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что технология Семейных мастерских - это широкое использование различных форм, методов и технологий работы с семьей с целью формирования семейных ценностей и традиций.

Семейная мастерская – разработанная нами форма организованной педагогами совместной семейной деятельности, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем коллективного творчества; форма передачи автором мастерской концепции и технологии своего психолого-педагогического опыта (своей психологической или педагогической системы).

Цель Семейной мастерской - создание психолого-педагогического пространства, позволяющего всем участникам образовательных отношений (педагогам, родителям, детям) повысить профессиональный, педагогический и личностный уровень, укрепить партнерские взаимоотношения ДОУ и семьи.

Задачи Семейной мастерской:

- создать условия для мотивации участников на преобразование своей деятельности и процесса взаимодействия;

- способствовать формированию и укреплению семейных ценностей и традиций;

- продемонстрировать эффективность технологий, форм и средств обучения, воспитания, системы работы и др., которыми владеет ведущий мастерской и которые обеспечивают продуктивное решение задач, стоящих перед современным образованием и семьей.

Особенности Семейной мастерской

Результаты мастерской не программируются мастером детально. Это может быть и формирование мотивации к дальнейшему познанию, и создание завершенных проектов на основе полученных знаний.

«Таблица 1 «Алгоритм деятельности Семейной мастерской»

этапы работы в мастерской

цель этапа

задачи этапа

ориентировка на выполнение задач мастерской 

-создание эмоционального настроя и мотивации участников к творческой деятельности;

-формирование личного отношения к предмету обсуждения.

- вызывать ассоциации, воспоминания, вопросы;

- побуждать участников мастерской к действию.

информационный запрос

-формирование информационного поля.

- поставить проблему и отделить известное от неизвестного;

- осуществить работу с информационным  материалом: технологиями, методиками, средствами, подбор материалов для последующей творческой работы.

творческий процесс

-организация  коллективной и индивидуальной работы участников мастерской для создания нового творческого продукта.

- обсудить и выдвинуть гипотезу, способы решения проблемы и создания творческой работы.

итог творческого процесса

-предъявление созданного продукта всем участникам мастерской.

- соотнести результаты творческого процесса участников мастерской с поставленной целью.

рефлексия и коррекция своей деятельности

- самоанализ своих чувств, эмоций, отношения к происходящему;

-анализ «потерь и приобретений» в процессе работы в мастерской.

-усовершенствовать уровень педагогического, личностного мастерства;

- создать условия для  корректировки творческого продукта или создания нового варианта.

Чем определяется и как реализуется воспитательный и образовательный потенциал Семейной мастерской

1 Наличие выбора деятельности на разных этапах мастерской создает условия выбора и возможности самореализации.

2. Предъявление каждым участником, группой или парой своего творческого продукта содействует формированию интереса к альтернативной точке зрения, дает толчок для саморефлексии; побуждает слушать и слышать другого, вступать в диалог, обсуждать; доверительная среда взаимодействия рождает чувство общности, коллегиальности, взаимоуважения.

3. В Семейной мастерской естественным путем происходит реализация духовно-нравственного воспитания и укрепление партнерских взаимоотношений ДОУ и семьи.

4. Главное в мастерской - это реализация возможностей творчества.

Встречи в рамках семейных мастерских проводятся 1 раз в месяц. К каждому занятию готовятся буклеты «Советы родителям», красочное приглашение. По окончании каждой встречи семьи получают творческое домашнее задание, которое предусматривает ненавязчивое вовлечение детей в коллективное выполнение работы:

  • семейная газета: «Мой малыш день за днём»;
  • фотовыставка: «Я и моя мама»;
  • фотоконкурс «Играем вместе»;
  • проекты: «Законы нашей семьи»; «Семейные реликвии»;
  • сочинения: «Письмо своей семье через 10 лет»;
  • книга: «Сколько звёзд в моей семье!»;
  • съёмка видеофильма: «Игры всей семьёй».

 В период реализации проекта родители и дети внутри семьи выходят на новый – партнёрский уровень взаимоотношений: изучить – познать – принять – понять – помочь.

Родители совместно со своими детьми занимаются большой поисковой и творческой работой: сбор и систематизация материала по истории и традициям своей семьи, выпуск стенных газет, съёмка видеофильма о своей семье, подготовка выставки достижений своей семьи, выступление на итоговом конкурсе-презентации. Внедрение таких методов работы с семьями приносит свои положительные результаты как в профилактическом, так и в психологическом и воспитательном аспектах. Все действия, предпринятые в ходе реализации проекта, позволяют достичь не только главной цели, но и значительно повысить профессиональный уровень специалистов и педагогов, работающих с семьями, а также уровень родительской отзывчивости.

Активное ненавязчивое вовлечение семей в творческий процесс обеспечивает выход семьи из возможных противоречий и вовлекает в самообразовательную и созидательную деятельность, способствует гармоничным взаимоотношениям внутри семьи.

Участники проекта: педагоги, родители воспитанников, воспитанники старшего дошкольного возраста ДОУ.

Этапы реализации проекта:

 I модуль – Ознакомительный (выявление знаний родителей, детей о семейных ценностях и традициях).

Формы работы:

  1. Анкетирование родителей на тему: «Семейные ценности и традиции».

2. Беседа с детьми об их семье и семейных традициях.

II модуль – Просветительский

Формы работы:

1.Консультации для родителей

2.Родительский клуб «Семейные мастерские»

III модуль - Заключительный

1. Совместное изготовление семейной газеты «Я и моя семья».

2. Создание совместной презентации «Мамина профессия».

3. Фотовыставка «Наша дружная семья».

IV модуль – Диагностический (оценка результативности реализации проекта).

Формы работы:

  1. Диагностика детско-родительских отношений (Опросник для родителей ВРР «Взаимодействие «родитель-ребенок» И.М. Марковской).
  2. Оценка творческих способностей детей (Тест дивергентного мышления для детей 5-7 лет (Модификация Е.Е Туник, Д.Б Богоявленский, Т.А Барышевой).
  3. Анкетирование педагогов на тему: «Совершенствование профессиональной компетентности педагога».

(Полное описание проекта и используемого диагностического инструментария представлено в Приложении к проекту).

Результативность реализации проекта

По итогам реализации данного проекта, отмечена положительная динамика у всех участников образовательных отношений:

  1. Повышена активность и заинтересованность родителей (законных представителей) в жизни детского сада.
  2. Отмечено повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах развития, воспитания, образования детей, и укрепление семейных ценностей и традиций.
  3. Диагностировано повышение уровня развития способностей детей в различных видах деятельности, который проявляется через развитие самостоятельности, расширение способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками, целенаправленность действий, проявление творческой активности, расширении словаря, развитии мелкой и крупной моторики, укреплении здоровья, выносливости, развитии физических качеств, проявление интереса и готовности к выполнению поисковой деятельности.
  4. Отмечено повышение творческой активности, профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

(Полное описание результатов реализации проекта с демонстрацией таблиц и диаграмм представлено в Приложении к проекту).

Результаты диагностических исследований продемонстрировали, что нетрадиционные формы с семьями в рамках Семейных мастерских способствуют формированию и укреплению семейных ценностей и традиций, выстраиванию гармоничных семейных взаимоотношений, а также партнерских взаимоотношений ДОУ и семьи.

Исходя из полученных результатов деятельности по проекту, мониторинга востребованности данной формы сотрудничества с семьями в условиях дошкольного учреждения и пожеланий семей, мы планируем дальнейшее его развитие и распространение положительного опыта.

(Презентация проекта прилагается к конкурсной работе)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование партнерских взаимоотношений детского сада и семьи.

Даны рекомендации по взаимоотношению детского сада и семьи в соответствии с ФГОС. Приведены примеры нетрадиционных форм работы с родителями....

Формирование взаимоотношений детского сада и семьи через совместные праздники в ДОУ.

Свои самые первые уроки в жизни ребенок получает именно в семье....

Партнерские отношения детского сада и семьи – составляющая успеха образовательного процесса ДОО.

Партнёрские отношения педагогов доо и семьи - составляющая успеха развития ребёнка....

Опыт работы «Методы партнерского взаимодействия детского сада и семьи».

Опыт работы «Методы партнерского взаимодействия детского сада и семьи»....

Статья "Дистанционное взаимодействие с родителями: новый формат партнерских отношений детского сада и семьи".

В данной статье представлены способы взаимодействия с родителями посредством интернет-технологий; описаны преимущества и недостатки разных способов общения, в том числе  с помощью мессенджеров, с...