игры с зеркалами в раннем возрасте
консультация

Никитина Елена Васильевна

Тема тесно связана с проблемой становления самосознания ребенка.

В исследованиях Алексея Николаевича Леонтьева ранний возраст определяется как период «первого рождения личности». Майя Ивановна Лисина отмечает, что в раннем возрасте происходит оформление раннего образа «Я». Самосознание зарождается в раннем возрасте и формируется к концу дошкольного периода, являясь одним из центральных новообразований.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_zerkalami_v_rannem_vozraste.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с зеркалами как средство формирования представлений о себе, своем теле у детей раннего возраста

Тема тесно связана с проблемой становления самосознания ребенка.

В исследованиях Алексея Николаевича Леонтьева ранний возраст определяется как период «первого рождения личности». Майя Ивановна Лисина отмечает, что в раннем возрасте происходит оформление раннего образа «Я». Самосознание зарождается в раннем возрасте и формируется к концу дошкольного периода, являясь одним из центральных новообразований.

 Изучая работы по развитию самосознания, отметила, что, по-мнению психологов и педагогов, проблемы формирования «образа я» в дальнейшем приводят к таким внешним проявлениям как застенчивость, апатия, отсутствие стремления к коммуникации, гиперактивность, неадекватные защитные реакции. В собственной практике такие характеристики поведения мне приходится встречать у воспитанников дошкольных групп. В связи с этим, появилась необходимость подобрать эффективные механизмы становления самосознания у воспитанников раннего возраста с целью обеспечения оптимальных условий для становления образа «Я» на самых ранних этапах развития. Проанализировав источники, определила, что зеркало очень часто упоминается как средство становления первичных представлений о себе. Уже в конце первого года жизни (8-12 месяцев) дети с удовольствием рассматривают себя в зеркале, гримасничают, рассматривают детали одежды, улыбаются отражению взрослого, способны узнать себя в зеркальном отражении. Исходя из этого факта, игры с зеркалами начинаю реализовывать с воспитанниками в конце 1 года жизни.

Целью таких игр является: становление основ самосознания и формирование зрительного образа «Я» на основе игр с зеркалами.

Задачи:

- формировать представления о своем теле, внешнем облике;

- развивать первичные навыки определения основных эмоций (радость, грусть)

-развивать умение различать собственное отражение и отражение другого человека;

- воспитывать положительные реакции на собственное отражение в зеркале.

Обязательным условием для реализации поставленных задач является наличие в группах раннего возраста зеркал. Дополнительными материалами могут послужить куски материи, яркие игрушки – то, что знакомо ребенку и то, что он с удовольствием увидит рядом со своим отражением.  

Для восстановления контакта со своим телом и эмоциями подобрала упражнения с зеркалом. Представляю вашему вниманию некоторые игры, которые я рекомендую воспитателям и которые я использую в своей работе с детьми раннего возраста в период адаптации. Все упражнения выполняются при условии эмоционально положительного настроя и регулярно повторяются для обеспечения устойчивого результата.

Игра «Знакомство». Ребенка подносят/подводят к зеркалу и спрашивают «Кто это там?». После того как вопрос задан, взрослый сам отвечает на этот вопрос «Это Маша!». Это упражнение выполняется уже с детьми первого года жизни и направлено на формирование первичных представлений о собственном облике. Усложняется упражнение. Когда в зеркале отражается взрослый и ребенок. На вопрос: Кто это там? Необходимо отвечать, указывая на каждое отражение «Это Маша!», «Это мама!». В этом случае ребенок начинает дифференцировать собственное отражение от отражения другого человека.

Игра «Прятки». Для выполнения этого упражнения ребенка сначала подводят к зеркалу, чтобы было видно его отражение, приветствуют его словами: «Кто это там? Это Маша!». Затем слегка отводят в сторону, так, чтобы отражение исчезло и задают вопрос: «Где Маша?». Затем вновь подводят к зеркалу с восклицанием: «Вот Маша! Нашлась!». Упражнение повторяется несколько раз. Этим упражнением мы продолжаем формировать представления о своем телесном образе «Я». В практике мы используем упражнение «Прятки с платочком», в этом случае ребенок не отходит от зеркала, но ткань закрывает от ребенка его отражение. Внешний образ «Я»  также, то появляется, то исчезает, превращаясь в веселую игру и полезное упражнение на самоидентификацию.

Упражнение «Изучаем себя». Ребенок размещается перед зеркалом. Вначале приветствуется отражение в зеркале: «Кто у нас тут? Маша! Здравствуй, Маша!». Далее взрослый задает вопросы: «Где у Маши нос/рот/ушко и т.д.? Взрослый на первом этапе сам показывает и называет части тела: «Вот нос/ушко!». Позднее ребенок сам показывает то, что просит показать взрослый. Таким образом, мы продолжаем формировать представление о своем теле.

Упражнение «Эмоции». Взрослый и ребенок вместе перед зеркалом. Взрослый изображает одну из эмоций (плачет, смеется, улыбается, обижается и т.д.) и комментирует свои эмоции: «Валя плачет. Валя смеется и т.д.». Позднее, когда ребенку будут понятны основные эмоции и их внешние проявления, можно попросить перед зеркалом показать «Как Маша смеется?». Данное упражнение направленно на осознание ребенком внешнего проявления эмоций. Это основа для понимания эмоций другого человека.

Упражнение «Наряжаемся». Находясь рядом с ребенком у зеркала, взрослый надевает на себя или на ребенка какой-нибудь атрибут одежды – косынку, шапку, кепку, «рожки» и т.д. Взрослый просит показать или снять предмет. Если ребенок пробует «достать» предмет из зеркала, взрослый обращает внимание, что предмет не у отражения, а у самого ребенка или у взрослого рядом. Цель упражнения заключается в формировании представления о том, что собственные действия ребенка ведут к изменениям. То есть ребенок чувствует себя деятелям, способным вносить изменения в окружающую действительность (я снимаю шапку – и меняется отражение). По этому же сценарию проводится упражнение «Игрушка». Вместо предмета одежды в отражении появляется яркая игрушка, которую ребенок с одной стороны видит в отражении, а с другой стороны, непосредственно может с ней действовать, наблюдая как меняется отражение в зеркале (я толкнул Неваляшку – она двигается и в зеркале. Я – деятель).

На третьем году жизни зеркало активно используется не только для формирования представлений о собственном «я» (упражнение «Нарисуй портрет»), но и для формирования культурно-гигиенических навыков (причесаться, навести порядок в одежде и т.д.), ведь в этом возрасте дети уже уверенно связывают свое отражение с собственным внешним обликом.

Я представила основные упражнения, которые иногда в семье мамы выполняют интуитивно. Игры с зеркалом оформила в виде рекомендаций для педагогов групп раннего возраста и для родителей. Отмечаю, что дети положительно реагируют на свое отражение в зеркале; дети 2 года жизни показывают части тела как у себя, так и у своего отражения, находят предмет как в отражении, так и рядом с собой, с удовольствием играют в «прятки», эмоционально реагируя на свое появление в зеркале, способны различать собственное отражение и отражение другого человека.

В дошкольном возрасте игры с зеркалами продолжаются, но их задачи изменяются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "Игры с прищепками" для раннего возраста

Дидактическая игра "Игры с прищепками" для раннего возраста...

Консультация для родителей Тема: « Роль игры в жизни ребенка раннего возраста » Группа раннего возраста. Воспитатель Шашкова С.Г. МАДОУ ЦРР –д/с №14 г. Кропоткин

Консультация для родителейТема: « Роль игры в жизни ребенка раннего возраста »Группа раннего возраста.Воспитатель Шашкова С.Г.МАДОУ ЦРР –д/с №14  г. Кропоткин...

Проект "Играем сами, играем с друзьями." для раннего возраста

Проект долгосрочный для раннего возраста....

Дидактические игры «Развитие речи детей раннего возраста в повседневном общении и в специально организованных играх»

laquo;Развитие речи детей раннего возраста в повседневном общении и в специально организованных играх»...

Консультация для родителей Тема: « Роль игры в жизни ребенка раннего возраста » Группа раннего возраста.

Консультация для родителейТема: « Роль игры в жизни ребенка раннего возраста »Группа раннего возраста....

консультация для родителей 2 ранней группы "Игры для сенсорного развития раннего возраста".

Консультация для родителей ранней группы. "Игры для сенсорного развития раннего возраста",...